Технологическая карта урока окружающего мира (история) Тема: "Побываем в гостях" УМК "Школа России"
план-конспект урока по истории (3 класс)

Еремеева Ольга Евгеньевна
Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с видовым разнообразием жилищ, возводимых разными народами.
Планируемые результаты
Предметные:
знать: обычаи гостеприимства, определение понятий: юрта, яранга, чум, сакля, хата – мазанка. 
уметь: определять предметы старинного дома.
Личностные: уважительное отношение к культурному многообразию человечества.
Тип урока: открытие нового знания
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_istoriya.docx34 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 9.10.2018                                                                                                    ФИ учителя: Нестерова Лариса Александровна

Школа: № 104                                                                                              ФИ студента: Еремеева Ольга

Класс: 3 Б                                                                                                      ФИ методиста: Сачкова Татьяна Андреевна

Кабинет: 210

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ИСТОРИЯ)

Тема: «Побываем в гостях»

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с видовым разнообразием жилищ, возводимых разными народами.

Планируемые результаты

Предметные:

знать: обычаи гостеприимства, определение понятий: юрта, яранга, чум, сакля, хата – мазанка.

уметь: определять предметы старинного дома.

Личностные: уважительное отношение к культурному многообразию человечества.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: Окружающий мир 3 класс. Ч 2  /  А.А.Плешаков.. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012., рабочая тетрадь 3 класс Ч 2 / А.А. Плешаков.. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015., презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словес.: слово учителя

2 мин

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Евгеньевна. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я.

 

Приветствуют.

Р.: самоорганизация

II. Актуализация знаний и мотивация

Слов.: учебный диалог

Словесн.: ответы на вопрос учителя

5 мин

Проверьте, чтобы у каждого на столе лежали учебник и рабочая тетрадь. А теперь, опираясь на предыдущую тему, ответим на несколько вопросов.

1. Как выглядит старинный дом, с которым мы познакомились на прошлых уроках?

2. Что является объединяющим центром старинного дома?

3. Почему такой центр необходим и в современном доме?

4. Как еще по-другому называется красный угол?

Проверяют готовность к уроку

Отвечают на вопросы учителя

1. Перешагнув порог старинного дома и посмотрев вверх, можно увидеть 
центральную балку потолка (матица). Она делит жилую часть дома пополам. До матицы, ближе к входной двери, на опечке устроена печь. Ее чисто белили, а опечек расписывали цветами, как это видно на фотографии внизу справа. У печи стоит печной столб с головой как у коня-птицы (коник). От столба к стенам идут длинные толстые полки - грядки, воронцы. На одной грядке - женская утварь для кухни, на другой - инструменты для мужской работы.

2. Красный угол.

3. Объединяет всю семью.

4. Передний.

Л.: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

К.: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний.

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

III. Постановка учебной задачи

Словес.: беседа

2 мин

Прочитайте пословицы.

-И крот в своем углу зорок.

-В своем болоте и лягушка поет.

-Всяк кулик свое болото хвалит.

О чем эти пословицы?

Сегодня на уроке мы в отправимся в гости к разным народам, познакомимся с их жилищами.

Музыкальное сопровождение.

Тема нашего урока: «Побываем в гостях».

А какие цели у нас будут на урок?

Каждому нравится свое жилище.

Узнать обычаи гостеприимства, познакомиться с жилищами разных народов.

Р.: построение речевого высказывания; целеполагание

IV. Открытие нового знания

Слов.: слово учителя

Слов.: учебный диалог

Практич.: чтение текста, ответы на вопросы

10 мин

Итак, начнем работу.

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в необычное путешествие. Мы побываем в старинных жилищах некоторых народов России и мира. Что отправляясь в гости надо помнить?

 От гостя ждут уважения к хозяевам, к их обычаям, к особенностям их жизни. Попытайтесь понять всё, что на первый взгляд кажется необычным, вызывает удивление. И тогда увидите, как много общего у всех народов на Земле.

А  что мы говорим, когда встречаем гостей?  
Хозяева обычно встречают гостей приветливыми словами: « Просим в дом – красному гостю красное место!» Угощают от души: « Чем богаты, тем и рады». Принимают ласково, за обе руки берут да в красный угол сажают.

На Руси гостей встречали хлебом и солью.

Можете ли вы дополнить эти правила своими примерами?


-Ребята, а из каких источников мы можем узнать интересные сведения о жизни других народов, об их традициях?  
-Сегодня мы  совершим путешествие по нашей стране

- Наша страна очень большая. Она протянулась с запада на восток почти на 10000 км, а с севере на юг – на 4000 км. В ней проживает 180 разных народов и национальностей.

Откроем учебник на странице 16, к какому народу мы заглянем в гости? Прочитаем, как обустроено жилище народов.

Какие народы здесь живут?

Назовите жилища этих народов? Что вы узнали об этих жилищах?

А известно ли вам, что такое чум?

Чум - конический шалаш из жердей, покрываемый берёстой, войлоком или оленьими шкурами.

Как вы думаете, что есть общее в старинных домах разных народов России и мира?

Ребята, а кто знает, какие национальности живут в нашем Крае?

Верно, коренными жители нашего края-татары и башкиры.

До конца 19 века башкиры вели полукочевой образ жизни, однако постепенно стали оседлыми и освоили земледелие, восточные башкиры еще некоторое время практиковали выезды на летнее кочевье и летом предпочитали жить в юртах, со временем, и они стали жить в деревянных срубах или глинобитных хижинах, а потом и в более современных сооружениях.

Башкирский национальный костюм — народная одежда башкир. Одежду башкиры шили из домашнего сукна, войлока, овчины, кожи, меха; употреблялся также крапивный и конопляный холст, обувь шили из кожи.

Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития.

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных "восточных" цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Жилища татар. Традиционным жилищем татар Среднего Поволжья и Приуралья была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. У астраханских татар, сохранивших некоторые свои степные скотоводческие традиции, в качестве летнего жилища бытовала юрта.

Добро пожаловать.

Энциклопедия, интернет.

Таежные жители.

Народы – Ханси и Манси.

У них были различные жилища для каждого времени года и разных занятий: землянки, выкопанные в земле; избы, рубленные на земле; чум на каркасе из жердей, крытом оленьими шкурами; шалаши из ветвей.

Предположение детей.

-Порог.Он должен был защищать дом от сквозняков. Служил символической преградой для злых духов. И имел практическое оборонительное значение (враг не мог вбежать в жилище, ему обязательно нужно было остановиться, чтобы переступить через порог).  

-Очаг для приготовления пищи и отапливания помещения.

-Святое место(там, где располагались священные предметы и подношения для богов).

 -Женская и мужская часть. В женской половине готовили еду и занимались рукоделием. В мужской половине принимали гостей и велись разные переговоры.

Татары, башкиры.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Практич.: работа с учебником

1 мин

 4 мин

Динамическая пауза

Раз – подняться на носочки,

Два- нагнуться, разогнуться,

Три- руками три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Откроем учебник на странице 18. Посмотрите на изображения, как выглядят жилища разных народов. Чем похожи юрта и яранга?

Чем похожи жилища удмуртов и татар на русские избы?

Что вы знаете о мазанке?

Мазанка - строение, изба из глины, сырцового кирпича или тонкого дерева, обмазанного глиной.

Повторяют движения за учителем

И юрта и яранга - переносные жилища. Имеют в плане круглую форму с конусообразным куполом, в котором находится отверстие для тяги.
Только юрта используется южными кочевниками, монголы, киргизы, казахи, покрытие у юрты - войлок.
А яранга используется у северных оленеводов, чукчи, эвенки и т. д. , и покрытие у нее - шкуры.
И еще, по площади яранга поменьше юрты, т. к. климат на севере более суровый, и площадь отопления стараются делать меньше.

В убранстве, форме дома.

Мазанка – традиционное жилище украинцев.

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

V. Первичное закрепление во внешней речи

Практич.: работа с доской, работа с карточками

5 мин

Посмотрите внимательно на доску, здесь изображены жилища разного народа,  но кто-то перепутал все название жилищ и к какому народу они относятся, давайте вместе с вами вернем все на место и скажем, из каких материалов построены жилища.

Работа в парах

На столе вы видите карточки, на которых изображены жилища, ваша задача отнести их к нужному народу. Взаимопроверка, ключ на доске.

Выполняют задание учителя.

Выполняют работу с карточками.

К.: участие в учебном диалоге; построение речевых высказываний.

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой

Практич.: выполнение теста

5 мин

Сейчас мы с вами решим небольшой тест. На экране будут представлены вопросы, ваша задача ответить на них полным ответом, самостоятельно.

Тест по теме: «Побываем в гостях»

1. Что общего можно увидеть в старинных домах разных народов России и мира?

2. В чем их различия?

3. Почему необходимо уважать обычаи других народов?

 

Ответы:

1. -Порог.Он должен был защищать дом от сквозняков. Служил символической преградой для злых духов. И имел практическое оборонительное значение (враг не мог вбежать в жилище, ему обязательно нужно было остановиться, чтобы переступить через порог).  

-Очаг для приготовления пищи и отапливания помещения.

-Святое место(там, где располагались священные предметы и подношения для богов).

 -Женская и мужская часть. В женской половине готовили еду и занимались рукоделием. В мужской половине принимали гостей и велись разные переговоры.
2. Основные отличая заключались в материале, который люди использовали для постройки(то, что было под рукой). Где-то это был камень (гористые местности), где-то шкуры животных, где-то солома, где-то вообще лёд.
3. Обычаи идут к нам с годами, это культура нашего народа, характера и понимания мира. К сожалению у каждого она своя. Поэтому уважение традиций и обычаев очень важная составляющая в переговорах и дружеских отношениях!

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров

П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме

К.: построение речевого высказывания.

VII. Включение в систему знаний

Практич.: чтение текста

Практич.: работа с учебником

3 мин

Обратим внимание не рубрику Обсудим! На странице 21. Ответим на вопрос : Каковы обычаи гостеприимства в нашем крае?

Вы меня сегодня порадовали своими ответами. Отвечали на мои вопросы правильно.

Гостя встречали с поклоном, окружали лаской и заботой. К гостю относились с уважением и почетом, угощали самыми лучшими блюдами, какие только были в доме.

VIII. Рефлексия деятельности

Словес.: беседа

2 мин

Над какой темой мы сегодня работали?

Какие цели мы ставили на урок? Достигли ли мы их?

1. На уроке я работал

активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я

доволен / не доволен

3. Урок для меня показался

коротким / длинным

Тема урока : «Побываем в гостях»

Цели урока : Узнать обычаи гостеприимства, познакомиться с жилищами разных народов.

П.: анализирование результатов своего труда, выражение своего мнения в соответствии с поставленными задачами

Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира 2 «В» класс (УМК Школа России) «В гости к осени»

Дать представление о характерных признаках осени в живой и неживой природе; расширить знания учащихся об осенних изменениях в жизни растений, насекомых, птиц; показать связь между живой и неживой прир...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Иван Третий». УМК "Школа России".

Тема: «Иван Третий».Цели деятельности учителя: ознакомление  детей  с  личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.Планируемые результаты:Предметны...

Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Пётр Великий». УМК "Школа России".

Тема: «Пётр Великий».Цели деятельности учителя: формирование у учащихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне развитого человека; дать представление о реформах Петра.Планируем...

Технологическая карта урока окружающего мира «Тела, вещества, частицы» (УМК «Школа России», 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования знаний у учащихся о телах, веществах, частицах, а также познакомить с разнообразием веществ.Задачи уро...

Технологическая карта урока окружающего мира «Что такое хвоинки?» (УМК «Школа России», 1 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений различать хвойные и лиственные деревья, знакомство с хвойными деревьями, с отличительными признаками сосны и ели.Задачи у...

Технологическая карта урока окружающего мира "Каким бывает транспорт" (УМК "Школа России", 2 класс, А.А. Плешаков)

Тип урока: «открытия» нового знания.Цель урока: формирование знаний обучающихся о различных видах транспорта.Задачи урока:Дидактические:Научить различать различные виды транспорта.Научить ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Проверка знаний по разделу «Современная Россия». Тест" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: проверка знаний у обучающихся по разделу «Современная Россия».  Задачи урока:Дидактические:1. Закрепить знания у обучающихся по темам «Основной закон России и права ...