Рабочая программа по Истории и культуре Республики Башкортостан
рабочая программа по истории (2 класс)

Кириллова Татьяна Олеговна

Рабочая программа по Истории и культуре Республики Башкортостан 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rt_ikb_horoshiy.docx65.62 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. (Приложение к приказу Минобрнауки России от 06.10 2009г. № 373).
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2020/2021 учебный год.
  • Примерные программы начального общего образования.
  • Методическое письмо Министерства образования и науки РФ от  28.10.2015 г. № 08-1786 «О рабочих программа учебных предметов».
  • Авторской  программой   М.Х.Идельбаев  «Живые родники» 3-4 класс, Уфа. Китап 2006г 
  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Министерства образования РФ от 25.09.2000 №2021/11-13.
  • Основная образовательная программа МБОУ СОШ д.Таштамак
  • Учебный план МБОУ СОШ д.Таштамак  на 2020/2021 учебный год

Программой отводится на изучение ИКБ 102 часа, которые распределены по классам

следующим образом:

  • 2 класс – 34 часа, 1час в неделю;
  • 3 класс – 34 часа, 1час в неделю
  • 4 класс - 34 часа, 1час в неделю

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Обучающиеся по культуре Башкортостана должны знать:

- по народному творчеству: жанровое богатство и своеобразие башкирского фольклора (некоторые верования и обряды, пословицы, загадки, сказки, легенды и предания, песни, особенно связанные с историей, байты, крупные эпические сказания, народные музыкальные инструменты) в сочетании с фольклором местного населения, творчество крупных сказителей-сэсэнов;

- по литературе: основные произведения крупных представителей башкирской литературы, народных писателей и поэтов, иметь общее представление об основных этапах развития башкирской литературы.

Учащиеся должны быть ознакомлены с творчеством некоторых писателей и поэтов других республик, выходцев из Башкортостана, быть осведомленными о русско-башкирских литературных связях.

- по декоративно-прикладному и изобразительному искусствам: знать об основных видах (вышивка, ткачество, художественная обработка дерева, металла, кожи и т.д.) декоративно-прикладного искусства и сферах его применения (украшения жилища, народный костюм, убранство коня, узорные ткани и т.д.), о связи (общие моменты и различия) декоративно-прикладного искусства башкир с аналогичным творчеством других народов, о творческой деятельности ведущих художников, скульпторов РБ;

-  по музыкальному искусству: знать творчество ведущих композиторов РБ, иметь представление об основных жанрах музыкального искусства (песни, вокальные, хоровые, инструментальные произведения, симфония, балет, опера и др.), знать ведущих исполнителей как народного, так и профессионального искусства (курсистов, певцов, скрипачей, дирижеров и т.д.).

- по театральному и хореографическому искусству: знать краткую историю профессиональных театров РБ, творчество ведущих исполнителей оперы и балета; знать природу, разнообразие народных танцевальных традиций, творческий путь Башкирского государственного ансамбля народного танца им. Ф.Гаскарова, широко распространенные его танцы, выдающихся мастеров народного танца.

Для обеспечения преподавания культуры Башкортостана на высоком научно-методическим уровне необходимо наличие по всем ступеням школы полных комплектов учебной, методической литературы, наглядных пособий, видео и аудио кассет, слайдов и т.д.

Устному народному творчеству, а также музыкальной культуре выделено больше времени, исходя из того, что песни и музыку необходимо и прослушать. Вместе с тем авторы исходили и из того, что необходимо не ограничивать творческий подход учителей к данному предмету, а, наоборот, оставить право на выбор своего материала, метода и структуры урока. Главное - целенаправленно воспитывать в юных душах любовь к отчему краю, добрые чувства к народам, населяющим суверенную Республику Башкортостан. С этой целью в каждом классе отводится время для ознакомления обучающихся с особенностями материальной и духовной культуры села, района, города, а также с творчеством деятелей литературы, искусства и культуры - выходцев из региона и т.д.

Личностные включают в себя:

- развитие интереса;

- действие нравственно-эстетического оценивания (что такое хорошо, что такое плохо);

- формирование понятий о малой родине, воспитание любви к родному дому, семье, школе, городу, поселку;

- формирование личностного отношения к окружающему миру (когда ребенок задает вопросы);

- формирование уважительного отношения к своей семье, развитие интереса к истории жизни семьи;

- формирование желаний выполнять действия;

- использование фантазии, воображения при выполнении задания.

Реализуется через знакомство детей с окружением – семья, дом, улицы, город, поселок, природа.

Метапредметные включают в себя:

регулятивные

        - введение правил;

- разный вид деятельности;

- разучивание игр.

Реализуется через ориентирование учащихся на правила поведения дома, в школе, на улице, в общественном транспорте (что такое хорошо, что такое плохо), рассказ о своих интересах, увлечениях.

познавательные

 - формирование практических умений ориентироваться в окружающей среде;

- формирование знаний о современных профессиях;

- формирование знаний об истории города, поселка.

Реализуется через изучение адреса своего проживания, названия улиц микрорайона школы, улиц города, поселка, изучение профессий своих родных, экскурсии по улицам, в музей  школы, к памятникам села, через задания на поиск лишнего, сравнение, тестирование, рисунок.

коммуникативные

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, аргументировать;

- формирование умения слушать и вступать в диалог;

- формирование умения в постановке вопросов;

- умение строить устный рассказ;

- формирование умений работать в парах, малых группах.

Реализуется через беседы с родителями, бабушками, дедушками о семейных традициях, какие праздники отмечаются дома, рассказывают друг другу и классу; рассказывают о домашних животных, как они о них заботятся, комментируют принесенные фотографии, иллюстрации, книги о животных; рассказывают о своей улице, пишут сочинения; по фотографиям рассказывают о памятниках, которые они видели в городе, где они находятся, о современной жизни села, сравнивают фотографии прошлого и настоящего, говорят, что изменилось, что нет; задают друг другу вопросы; объяснения рисунка.           

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования.

Содержание учебного предмета

2 КЛАСС

Во II классе продолжается работа по закреплению навыков усвоения и пересказа содержания прочитанных текстов. Постепенно углубляются знания учащихся о родном крае и ее истории за счет ввода новых текстов художественной литературы, народного творчества, произведений изобразительного искусства, музыки. Дети знакомятся с новыми именами башкирских поэтов, писателей, художников, композиторов и др. деятелей искусства. Учитель постепенно начинает обращать внимание детей на авторов изучаемых произведений литературы и искусства.

I четверть

Здравствуй, родная школа!

Рассказ учащихся о летних каникулах, о тех памятных местах родного края, где во время отдыха они побывали. В ходе беседы с детьми учитель выясняет усиление их привязанности к родной школе, к коллективу класса. Обобщая разговор, объясняет, как школа за год учебы стала для них родным домом.

Г. Юнусова. Первое сентября.

Ш. Бабич. Книга.

Прослушивание песни Р. Хасанова на слова Ш. Галиева «Школьные годы».

Золотая осень

Беседа с учащимися об осенней природе. Можно провести урок, посвященный сбору урожая, хлеборобам. Рассказ учителя об отличительных приметах уральской осени.

X. Габитов. Осень.

А. Игебаев. Сентябрь.

Знакомство о картинами Народного художника СССР Б. Домаш-никова: «Осень. Электричка», «Птицы улетают», «Бабье лето».

Рассказы Фарита Исянгулова

Чтение рассказов Ф. Исянгулова «Батыры», «Кто глупышка?», «Лесная девочка» - беседа по прочитанным произведениям. Краткие сведения учителя о писателе Ф. Исянгулове.

В мире танца

Рассказ учителя о танцевальном искусстве башкир, Башкирском государственном ансамбле народного танца, его основателе Ф. Гаскарове. Восстановление в памяти тех танцев, которые были разучены на уроках и внеклассных занятиях в прошлом учебном году. Разучивание новых башкирских народных танцев. Прослушивание мелодий к ним. («Семь девушек», «Загида», «Три брата»).

Последующие занятия могут быть продолжены вне урока.

Курай - древний башкирский музыкальный инструмент

Сведения учителя о народном музыкальном инструменте курае. Чтение «Легенды о курае». Прослушивание исполненных на курае мелодий башкирских народных песен «Урал», «Журавлиная песнь», «Ирендек» и др. Рассказ о балете и кинофильме «Журавлиная песнь», созданных на основе древней легенды.

Славные люди Башкортостана

Рассказ учителя о революционных событиях в Башкортостане. Сведения о жизни и деятельности Ш. Худайбердина.

Беседа о его родине - Кугарчинском районе. Используются иллюстрации, открытки, видеоматериалы и др.

II четверть

Мустай Карим - народный поэт Башкортостана

Ознакомление учащихся с некоторыми эпизодами из биографии Мустая Карима. Рассказ о его творчестве, прозаических произведениях, написанных для детей.

Чтение рассказов из его книги «Туда или сюда?».

По памятным местам г. Уфы

Рассказ учителя об истории возникновения г. Уфы, его основных достопримечательностях - Монументе Дружбы, памятниках Салавату Юлаеву, героям гражданской войны, краеведческом музее. (В районах Башкортостана используются цветные фоторепродукции, альбомы, открытки).

Н. Наджми. В Уфе есть дом.

Г. Давлетов. Город на горе.

Прослушивание и разучивание песни X. Ахметова на слова Р. Янбулатовой «Уфа - моя столица».

Детский фольклор

Даются сведения о башкирских докучных сказках. Чтение сказок «УщипниТали и Неущипни-Гали», «Бык», «Желтая курица старика «Хармантая», «Расскажи и не рассказывай». Дети вспоминают аналогичные докучные сказки других народов, населяющих территории республики и сравнивают их. Учитель объясняет функцию данного жанрового разнообразия сказок.

Народный артист А. Мубаряков

Информация учителя о Башкирском государственном академическом театре им. М. Гафури. Сведения из творческой биографии народного артиста СССР А. Мубарякова. Рассказ о кинофильме «Салават Юлиев» и исполнении в нем А. Мубаряковым главной роли.

На уроке используются альбомы, снимки из театральных спектаклей с участием актера; если есть возможность - фрагменты из кинофильма «Салават Юлаев».

Н. Ирсаева. Актер и человек.

Башкирские народные игры

Игры «Улетели - улетели», «Эстафета». Объяснение условий игр, распределение обязанностей (ко второй игре). Игры проводятся на свежем воздухе.

III четверть

Наше счастье - в труде

Беседа о ежедневном труде учащихся в школе и дома, о трудовой деятельности взрослых (на примере различных профессией родителей). Рассказ учителя о земляках - героях-тружениках, отмеченных правительственными наградами. Краткая информация о знатных людях Башкортостана - Героях Социалистического труда-земляках и их профессии (Б. Батыровой. К. Сулейманове, Р. Яхине, X. Султанове, Э. Гулиной и др.).

X. Габитов. У нас у всех забота.

Р. Шаммас. За работу.

А. Ахметкужин. Грабли.

Прослушивание песни Р. Сальманова на слова Г. Гумера «Наша грядка».

Салават Юлаев - легендарный герой башкирского народа и поэт-импровизатор

Рассказ учителя об участии башкир в Крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева. Сведения из биографии Са-лавата Юлаева и Юлая Азналина. Чтение стихотворений Сала-вата Юлаева «Мой Урал». «Родная страна», «Стрела», «Джигиту», «Битва».

Беседа по картине Р. Ишбулатова «Непокоренная воля».

Прослушивание народных песен о Салавате Юлаеве.

Сказки о животных

Чтение сказок о животных «Харыбай», «Лиса, беркут и Заяц у медведя в гостях».

Беседа по сказкам о доброте, дружбе и находчивости.

На страже мира

Рассказ об участии башкирского народа в Великой Отечественной войне, о биографии наших земляков А. Матросова (Щ. Муха-метьянова) и М. Губайдуллина, их подвигах и присвоении им звания Героя Советского Союза. Упоминание о памятнике этим героям в парке Победы г. Уфы. (В школах г. Уфы до урока можно совершить экскурсию к памятнику).

День 8 Марта

Информация учителя о Международном женском дне 8 Марта, о том, что этот день в нашей стране отмечается как всенародный праздник. Объяснение, что уважительное и внимательное отношение, проявляемое к девочкам в школе и своим близким в семье в день 8 Марта, должно стать нормой поведения для каждого .

А. Ягафарова. Колючее платье.

Прослушивание и разучивание песни М. Гиляжева на слова В. Казыханова «Я видел во сне маму».

Из прошлого Башкортостана

Рассказ учителя в популярной форме об историческом прошлом края; о присоединении Башкирии к Русскому государству, о совместной борьбе башкир с русскими против иноземных захватчиков, о башкирских восстаниях и их предводителях - Алдаре, Карасака-ле, Батырше и др., об Отечественной войне 1812 г.

Беседа по картине неизвестного художника «Башкирский воин».

Прослушивание башкирских народных песен «Кутузов», «Эскадрон» предварительным ознакомлением учащихся с их легендами.

Р. Бикбаев. Заветное слово.

Композитор 3. Исмагилов

Восстановление в памяти прослушанных песен 3. Исмагилова и краткая беседа о них. Информация учителя о жизни и творчестве композитора. Ознакомление учащихся с понятиями опера и балет. Краткий рассказ об опере 3. Исмагилова «Салават Юлаев».

Прослушивание увертюры к данной опере и арий Салавата в исполнении М. Хисматуллина, песни 3. Исмагилова на слова Р. Нигмати «Слава победителям».

Н. Наджми. Загиру Исмагилову.

Башкирские богатырские сказки

Сведения о богатырских сказках. Чтение башкирской сказки «Ка-мыр-батыр» и беседа о смелости, храбрости, мудрости, товарищество сказочных персонажей. Используются иллюстрации к сказке.

Салют Победы

Доходчивый рассказ учителя о праздниках I Мая, День радио, День Победы, день пограничника. Рассказ строится как экскурсия с использованием цветных плакатов, фоторепродукций, произведений изобразительного искусства.

Г. Юнусова. Двадцатипятилетний дед.

Прослушивание «Песни батыров» 3. Исмагилова на слова Н. Наджми.

Узоры года

Чтение стихотворений М. Карима «Первые капли», М. Гафури «Луг», Р. Нигмати «Летний дождь» из книги «Узоры года». (Уфа, Баш-книгоиздат, 1986). Беседа с учащимися о временах года, краткая информация об авторах, чьи стихи опубликованы в этом сборнике.

В поход на природу

Беседа о местных достопримечательностях природы, топонимике местности, знакомство с их историей и легендами о них. Ознакомление детей с основными правилами, которые необходимо соблюдать во время однодневного (без ночевки) похода.

После такого урока (в воскресный день во второй половине мая) можно организовать однодневный поход на природу.

Г.Юнусова. Походная песня.

Обобщающая беседа по предмету.

3 КЛАСС

В III классе продолжается закрепление навыков по восприятию, усвоению, запоминанию информации из книги или со слов учителя и пересказа их содержания, вместе с тем ведется целенаправленная работа по углублению знаний о родном крае и ее истории. Учащиеся получают более широкую, в сравнении с 1-П классами, информацию о творчестве писателей, композиторов, художников, деятелей культуры Республики Башкортостан.

Уроки типа «Башкирские писатели - детям» или об отдельных личностях (к примеру: «А.Лутфуллин - народный художник СССР») полностью посвящаются ознакомлению с произведениями одного автора. В течение учебного года дети получают представления о жизни и творчестве писателей Г.Саляма, А.Карная, З.Биишевой,

Р.Гарипова, композиторов Х.Ахметова, Р.Габитова, М.Валиева, художников А.Лутфуллина, Р.Нурмухаметова, В.Дианова и др.

I четверть

С новым учебным годом!

Беседа о летних каникулах детей, о Дне знаний, о школе, классе.

Чтение произведений башкирских авторов, посвященных новому учебному году.

Г. Юнусова. Перемена.

Г. Давлетов. Отличник Юмагул.

Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Мы-третьеклассники».

В мире сказок

Сведения о волшебных сказках башкир, их сходствах и отличиях со сказками других народов. Чтение сказки «Урал батыр». Беседа по ее содержанию. Беседа о любви и преданности сказочных персонажей к родной земле.

Дается задание нарисовать иллюстрации к содержанию сказки. Наиболее удачные из них, используются на уроке.

Детский фольклор

Игра — «Перстень — бычок»

Объяснение условий игры, назначение ведущего, распределение ролей. По условиям игры проштрафившиеся игроки выполняют какой-либо наказ коллектива (танец, песня, художественное слово и др.)

Игра проводится на улице, необходимо наличие музыкального инструмента.

С. Т. Аксаков - наш земляк

Рассказ о жизни и творчестве видного русского писателя-уроженца г. Уфы Степана Тимофеевича Аксакова, о его произведениях, посвященных Башкортостану, об аксаковских местах г. Уфы.

Чтение отрывков из его произведений (по выбору учителя). С.Аксаков «Поздравление», «Три канарейки».

            Композиторы Башкортостана для детей

Краткие сведения учителя о композиторах Р.Габитове, М.Валиеве, Р.Сальманове. Прослушивание их песен «Белка грызет орехи», «Белая береза», «До свидания, лебеди».

Обмен впечатлениями по прослушанным мелодиям.

Наш земляк - художник А. Нестеров

Сведения об академике живописи М.В.Нестерове, о его участии в образовании в 1920 г. в г. Уфе художественного музея. Беседа по его картинам (по выбору учителя). В условиях г. Уфы можно предварительно совершить экскурсию в Башкирский государственный музей им. М. В. Нестерова. В. Нестеров. Воспоминание.

            Поэт Г. Салям.

Чтение стихотворения Г. Саляма «Кошка и новогодняя елка». Рассказ учителя о биографии и творчестве поэта, чьим именем раньше была названа республиканская премия комсомола. Объяснение детям, кому и за что присуждалась премия им. Г. Саляма.

Славные сыны Башкортостана. Ахметзаки Валиди.

Рассказ учителя о жизни и деятельности Ахметзаки Валиди, о его детях - Субудае и Исянбике - ученых с мировым именем. Используются портрет А.Валиди, иллюстративные материалы о нем, организуется выставка его книг.

II четверть

Города Башкортостана

Рассказ о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о горняцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Сведения об истории основания этих городов, главных отраслях промышленности в каждом из них.

Используются брошюры, путеводители, открытки с видами этих городов, значки с изображением их эмблем.

Б.Бикбай - Ишимбай.

В. Трубицын. Золотая Туймаза.

Народный художник А. Лутфуллин

Ознакомление с биографией члена-корреспондента Академии художников СССР, народного художника Российской Федерации А. Лутфуллина. Рассказ о его творчестве с использованием альбомов по изобразительному искусству Башкортостана и его произведениями. Беседа по картине А. Лутфуллина «Ожидание».

Башкирские легенды и предания

Понятие о жанрах «Легенды и предания», об их основных мотивах. Объясняет, чем отличаются легенды и предания от сказок и других прозаических жанров фольклора. Беседа о топонимических легендах местного края.

Чтение легенд и преданий «Луна и Зухра», «Инсебеке - таш», «Таштугай», «Как Салават медведя убил». Комментарий учителя.

С. Злобин и Салават Юлаев

Рассказу учителя о работе русского писателя Степана Павловича Злобина над произведениями о Салавате Юлаеве, их первых изданиях, адресованных детям.

Чтение отрывков из исторического рассказа С.Злобина «Салават» (Уфа, 1977, 1998).

Башкирские писатели детям

Краткое ознакомление с биографией А.Карная. Рассказ о его творчестве. Чтение его рассказа «Жаворонок», беседа о птицах, обитающих в наших краях.

Прослушивание башкирской народной песни «Кукушка».

Уральская зима

Рассказ учителя об особенностях уральской зимы, ее отличительных признаках от зимней природы других уголков страны - средней полосы, Сибири, тундры, Средней Азии и др.

Х.Габитов. Зима.

А.Ахметкужин. Дедушка Мороз.

Н.Наджми. Зима.

М.Карим. Когда Дед Мороз был маленьким.

Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Первый снег».

III четверть

По музеям Уфы

Рассказ учителя о столице Башкортостана - орденоносном городе Уфе, его достопримечательностях. Разговор строится как экскурсия по музеям столицы, учащиеся получают информацию о Национальном музее, Доме-музее М.Гафури, Художественном музее им.Нестерова, Музее археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской Академии наук.

Используются путеводители, цветные фотоальбомы, репродукции из картин и т.д.

В Уфимских школах можно совершить экскурсию в один из названных музеев.

Сказки 3. Биишевой

Ознакомление учащихся с биографией видной писательницы З.Биишевой, краткий рассказ о ее творчестве. Чтение сказок, вошедших в сборник «Лети, лети моя тележка!», беседа по их содержанию.

Композитор Хусаин Ахметов

Рассказ учителя о биографии и творчестве видного композитора Х.Ахметова, восстановление в памяти его песен, прослушанных в классе. Прослушивание песен и мелодий X.Ахматова «Батыр полей», «Моя родная деревня», «Утро Урала». Обмен впечатлениями.

Сэсэны - народные предсказатели

Доступные сведения о письменной и изустной литературе башкир в средних веках. Сведения о сэсэнах как о носителях изустной поэзии. Легенды о Хабрау - сэсэн и Еренсэ-сэсэн. Ш.Тамьяни. Аи, мой Урал.

Шежере - моя родословная

Рассказ учителя о шежере, древнем уникальном виде письменных памятников башкир, рассказывающем об истории родов и племен. Сведения о времени возникновения шежере, формах его существования, об обычае знания каждым башкиром имен своих предков до семи поколений.

Чтение отрывков текстов шежере из книги «Башкирские шежере» (Уфа, 1960).

Поэт Р. Гарипов

Информация о республиканской премии им. Салавата Юлаева, условиях ее присуждения, некоторых лауреатах. Более подробный рассказ о жизни и творчестве народного поэта РБ, лауреата премии им. Салавата Юлаева Р.Гарипова.

Чтение его стихотворений «Жаворонок», «Курай».

Прослушивание песни Р. Сахаутдиновой на слова Р.Гарипова «Жизнь».

Театр и дети

Рассказ о ежегодно организуемой в республике неделе «Театр и дети». Ознакомление учащихся с государственными театрами Башкортостана - Башкирским академическим, Сибайским, Салаватским, Туймазинским драматическими; Уфимским и Стерлитамакским русскими драматическими, театром оперы и балета, кукольным, их ведущими актерами, детским и юношеским репертуаром на сегодняшний день.

Используются альбомы, открытки, фотоснимки.

Прослушивание отрывков из спектаклей, арий из опер.

Мой родной Башкортостан

Рассказ учителя о событиях начала XX века на территории Башкортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана.

М.Карим. Березовый лист.

К.Киньябулатова. Чай.

Прослушивание песни М. Бикбовой на слова М. Сиражи «Башкортостан».

IV четверть

Памятные уголки родного края

Сведения учителя о достопримечательностях района и родного населённого пункта: крупных производственных м агропромышленных объектах, культурных центрах, музеях, памятниках природы, краткая информация о них. До или после уроков можно совершить экскурсию на один из таких объектов.

Х.Гилязев. Приезжайте к нам в Сармасан.

А.Атнабаев. Край мой.

Ш.Анак. Журавлиная песня.

Прослушивание песни А. Габдрахманова на слова Б.Нугумано-ва «По родным местам».

Любимые поэты детворы

Чтение стихотворений М.Гали, А.Игебаева, Г.Юнусовой. Краткие сведения о самих поэтах и их творчестве. М.Гали. Сабантуй. Г.Юнусова. Бумага и карандаши. А.Игебаев. Вы не верьте.

Тукай и Башкортостан

Рассказ о жизни и творчестве великого татарского поэта Г.Тукая, о его произведениях для детей, о приезде поэта в 1912 г. в г.Уфу и встрече с М.Гафури, о широком распространении стихотворений Г.Тукая в рукописях на территории Башкортостана.

Чтение стихотворений «Дождь и солнце», «Фатима и соловей».

Прослушивание и разучивание татарской народной песни «Родной язык» на слова Г.Тукая.

Никто не забыт

Сведения об участии башкирского народа в Великой Отечественной войне, славных сынах Башкортостана - Героях Советского Союза, о боевом пути башкирской кавалерийской дивизии. Рассказ о генерале М. Шаймуратове. Упоминание имен земляков - бывших воинов кавалерийской дивизии.

Прослушивание и разучивание песни 3. Исмагилова на слова К. Даяна «Шаймуратов генерал».

Предания и сказы

Предания и сказы о недавнем прошлом. Особенности этого жанра фольклора, его отличие от легенд. Чтение преданий и сказов «Схватка с двадцатью танками», «Узаман апай», беседа по их содержанию.

Художники рисуют для детей

Урок строится в форме посещения выставки художников для детей. Просмотр картины Р. Гумерова «Подвиг Матросова», иллюстрации к башкирским народным сказкам, к сказке А. С. Пушкина «Золотой петушок»; картины 3. Гаянов'а «Зимние заботы», иллюстраций к роману С. Злобина «Салават Юлаев»; картин Р. Нурмуха-метова «Легенда о батыре», «Жертвы шариата»; иллюстраций В. Дианова к башкирским народным эпосам «Урал - батыр», «Акбу-зат». Комментарии учителя к выставке, обмен мнениями.

Обобщающая беседа по предмету.

4 КЛАСС

В IV классе совершенствуются навыки учащихся по усвоению, запоминанию и устному изложению полученной из разных источников информации, расширяются знания об истории, культуре, литературе родной республики.

На уроках намечается ориентация на более углубленную подачу материала по отдельным деятелям литературы и искусства, историческим лицам. В IV классе дети знакомятся с жизнью, деятельностью и творчеством писателей М. Гафури, X. Давлетшиной, Р. Нигмати, Д. Юлтыя, Б. Бикбая, композиторов Р. Хасанова, Р. Саха-утдиновой, художников К. Давлеткильдеева, Б. Домашникова, А. Лежнева, Э. Тюлькина, Ф. Кащеева, Г. Нечаевой (по выбору), актеров 3. Бикбулатовой, 3. Насретдиновой и др.

I четверть

Здравствуй, новый учебный год!

Беседа о родной школе, одноклассниках, учителях, книге как источнике знаний. Обмен впечатлениями об уроке Мира.

М. Гали. Книга.

Г. Давлетова. Диктант.

Г. Юнусова. Живи, книга.

Прослушивание песни Н. Мустакимова на слова С. Алибаева. «Школьная дорога».

Природа Башкортостана.

Рассказ учителя о достопримечательностях природы Башкортостана - пещерах Шульган - Таш, Победы, Салавата Юлаева, роднике Кургазак, горе Янган-тау. Используются цветные открытки, иллюстрации, фотоснимки календаря «Башкортостан». В близлежащих к одному из данных объектов школах можно совершить

экскурсию и урок проводить по ее впечатлениям.

Прослушивание песни В. Мухамадиева на слова М. Закирова «Юрюзань».

Певец степного Башкортостана

Рассказ о жизни поэта С. Чекмарева, его работе в 20-х годах в зауральских районах Башкортостана, о его поэтическом творчестве.

Чтение стихотворения С. Чекмарева «Размышления на станции Карталы» и других поэтических произведений.

Информация о премии С. Чекмарова, учрежденной Башкирским обкомом ВЛКСМ и Таналыкском совхозом Хайбуллинского района Башкортостана, которая присуждается лучшим произведениям башкирских писателей о молодых сельских тружениках.

По театрам республики

Краткий обзор репертуара республиканских театров. Ознакомление с ведущими актерами государственных театральных коллективов, сведения о народном театре, действующем на территории района или региона (в Уфе - во дворце культуры на территории соответствующего городского района, где находится школа).

Используются альбомы, фотоснимки.

Прослушивание отрывков из новых спектаклей репертура.

Народный поэт Башкортостана

Краткие сведения о жизни и творчестве народного поэта Башкортостана М. Гафури. Чтение его рассказа «Дикий гусь».

Беседа по картине А. Арсланова «Встреча М. Гафури с Г. Тукаем».

Юность наших дедов

Беседа о поэте, первом вожаке башкирского комсомола и первом редакторе республиканской молодежной газеты, делегате III съезда комсомола Шамуне Фидаи.

Чтение его стихотворений «Пламенное желание», «Красные звезды», «Огни революции».

Комментарий учителя.

II четверть

Беседа о художниках Башкортостана

Рассказ учителя о творчестве известных художников Башкортостана Б. Домашникова, А. Лежнева, Ф. Кащеева, Г. Нечаевой, А. Тюлькина с демонстрацией их картин. Просмотр картин (по выбору учителя) «Последние дни осени», «Сказ об Урале» ( Б. Домаш-ников); «Поимка Салавата», «Встреча отряда Салавата с отрядом Пугачева» (А. Лежнев); «Бабай», «Башкирский кумыс» (Ф. Кащеев); «Богатство Урала», «В юрте восставших башкир» (Т. Нечаева); «Урал фронту», «В. И. Чапаев под Уфой» (А. Тюлькин). Комментарии учителя, обмен впечатлениями.

Композитор Рим Хасанов

Беседа о творчестве известного композитора Р. Хасанова, восстановление в памяти его песен, прослушанных в классе.

Прослушивание его песен «Усра - цветок Урала» на собственные слова.

М. Бурангулов - народный сэсэн Башкортостана

Объяснение учащимся понятий сэсэн и поэт. Беседа о роли сэ-сэнов в дореволюционной изустной литературе и общественной жизни Башкортостана. Рассказ о трудной судьбе народного сэсэна Башкортостана М. Бурангулова, его многогранной литературной и научной деятельности. Чтение его стихотворений, отрывков из драматических произведений (по выбору учителей). «Башкирская свадьба», «Ашкадар».

Детский фольклор

Разучивание считалок. Объяснение сути данного жанра детского фольклора. Считалки « Куда отправился абзый - агай?», «Отправился летом, вернусь осенью»; игры «Не говорить «да» и «белый», «Кап та коп», их разучивание, объяснение условий и игра.

Украинские писатели в Башкортостане

Рассказ об эвакуации Союза писателей Украины в годы Великой Отечественной войны в г.Уфу, о работе украинских писателей Павло Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, Натана Рыбака и других в тесном сотрудничестве с башкирскими писателями. Чтение произведений украинских писателей о Башкортостане.

Беседа об Украине и украинской литературе с использованием карты страны, цветных фоторепродукцией, портретов писателей и др.

М. Рыльский. Отчизне.

М. Шевченко. Моя фамилия.

Башкирская опера и Баязит Бикбай

Сведения об истории Башкирского государственного театра оперы и балета, о первых операх 30-40-х годов «Акбузат», «Карлугас», «Айсылу».

Объяснение понятия «Либретто». Рассказ о деятельности Б. Бик-бая в области создания музыкальных драм, либретт для опер, его совместной творческой работе с композитором 3. Исмагиловым по созданию опер «Салават Юлаев», «Шаура», музкомедии «Кодаса».

Прослушивание арий и куплетов из этих сценических постановок.

III четверть

Константин Иванов - сын чувашского народа

Сведения о биографии и творчестве классиков Чувашской литературы Константина Иванова и Якова Ухсая, родившихся в с. Слакбашево Белебевского района Башкирский АССР.

К. Иванов, Две дочери. Красная девица (отрывок из поэмы «Нарспи».

Информации о современных чувашских писателях, пишущих для детей.

Ш. Бабич - звезда башкирской поэзии

Рассказ учителя о творчестве знаменитого башкирского поэта Ш. Бабича. Чтение его стихотворений «Присяга народу», «Ответ луны», «Кураю», «Башкортостан».

Композитор Роза Сахаутдинова

Краткие сведения о творчестве композитора Р. Сахаутдиновой. Прослушивание ее детских песен «Приключения зайчонка» (слова У. Киньябулатова), «Колыбельная» (слова Т. Миннулина).

Башкирские сатирические сказки

Понятие о сатирических сказках. Сатирические сказки о хитром работнике и глупом бае. Чтение сказок «Бай и нищий», «Сказка о земле». Беседа по их содержанию.

Герои Башкортостана

Краткий рассказ о Великой Отечественной войне, о Героях Советского Союза-уроженицах Башкортостана.

Рассказ о Мусе Гарееве — дважды Герое Советского Союза, Г. Г. Арсланове, которому первым на Южном Урале присуждено это высокое звание, а также о А. Матросове (Ш. Мухамедьянове), М. Губайдуллине, Т. Кусимове и др. Обязательно упоминаются имена героев - выходцев из родного района или города.

Просмотр и обсуждение картины А. Лутфуллина «Мать погибшего героя».

Наши земляки Г. Ибрагимов и С. Рамиев

Рассказ учителя о жизни и творчестве классиков татарской литературы уроженцев Башкортостана Галимзяна Ибрагимова и Са-гита Рамиева. Чтение их произведений для детей (по выбору учителя).

Беседа о Республике Татарстан и татарской литературе. Используются карта республики, цветные фоторепродукции, открытки, портреты писателей и др.

Р. Нигмати - народный поэт Башкортостана

Рассказ учителя о детстве Р. Нигмати, о его жизни и творчестве. Чтение стихотворения Р. Нигмати «Ответы на вопросы дочери». Беседа с учащимися о Родине.

Из истории писменности

Писменностьь башкир в прошлом. Понятие об арабской графике, тюркской письменности, которыми пользовались башкиры с Х-Х1 вв. Сведения о медресе, мектебах, русских школах для детей нерусского населения Урала, гимназиях в гг. Уфе, Оренбурге. О башкирах, получивших высшее образование в Казанском императорском университете.

IV четверть

Обрядовый фольклор башкирского народа

Сведения об обрядовом фольклоре башкирского народа. Ознакомление с календарным весенним праздником «Грачиная каша» («{арга буткаКы»).

Прослушивание народных мелодий, связанных с этим праздником.

Д. Юлтый - певец труда хлебороба

Чтение сборника стихов Д. Юлтыя «Хлеб», беседа о труде хлебороба 30-х годов. Рассказ учителя о его авторе - участнике империалистической войны, общественном деятеле, поэте, публицисте 20-30-х годов Д. Юлтые. Краткие сведения о его творчестве, в том числе о более крупных произведениях поэта, посвященных хлеборобам.

Славные сыны Башкортостана

Рассказ о жизни и деятельности М. Муртазина. Сведения о родине героя - Учалинском районе Башкортостана. Используются портрет М. Муртазина, книги и материалы о нем.

Звезды башкирского балета

Восстановление в памяти истории создания оперного театра; сведения о возникновении балетной труппы в 30-х годах.

Рассказ учителя о прима-балеринах театра 3. Насретдиновой, Г. Сулеймановой, Э. Куватовой. Краткий обзор национального репертуара, информация о кинофильме «Журавлиная песнь».

Прослушивание фрагментов музыки Л. Степанова к балету «Журавлиная песнь».

Писатели - детям

Чтение книги Д. Киекбаева «Лесные сказки», беседа по содержанию произведений о трудолюбии, честности, смекалке. Разговор о лесе и лесных животных окружающей местности.

Первый профессиональный художник из башкир Касим Давлеткильдеев

Краткие сведения о жизни и творчестве первого профессионального башкирского художника, основоположника башкирского изобразительного искусства Касима Давлеткильдеева. Просмотр его картин «Пушкин среди башкир», «Девушка-башкирка в голубом».

Комментарии учителя, обмен мнениями.

По туристическим тропам

Ознакомление учащихся с туристическими маршрутами по территории Башкортостана: конными, на снегоходах, водными по рекам Юрюзань, Агидель, Инзер и др. Рассказ о турбазах, главных туристических снаряжениях при многодневном туристическом походе, сложностях различной категории.

Во второй половине мая можно совершить односуточной поход на природу в окрестности населенного пункта с ночевкой.

Обобщающая беседа по предмету.


Тематическое планирование по  истории и культуре Башкортостана

 2  класса

Дата план

Дата факт

Кол-во часов

Тема урока

1

1

Здравствуй, родная школа!

2

1

Золотая осень

3

2

Рассказы Фарита Исянгулова

4

2

В мире танца

5

1

Курай - древний башкирский музыкальный инструмент

6

2

Славные люди Башкортостана

7

1

Мустай Карим - народный поэт Башкортостана

8

1

По памятным местам г. Уфы

9

2

Детский фольклор

10

1

Народный артист А. Мубаряков

11

2

Башкирские народные игры

12

1

Наше счастье - в труде

13

2

Салават Юлаев - легендарный герой башкирского народа и поэт-импровизатор

14

2

Сказки о животных

15

2

На страже мира

16

1

День 8 Марта

17

2

Из прошлого Башкортостана

18

1

Композитор 3. Исмагилов

19

2

Башкирские богатырские сказки

20

2

Салют Победы

21

2

Узоры года

22

1

В поход на природу

Тематическое планирование по  истории и культуре Башкортостана

 3 класса

Дата план

Дата факт

Кол-во часов

Тема урока

1

1

С новым учебным годом!

2

1

В мире сказок

3

1

Детский фольклор

4

1

С. Т. Аксаков - наш земляк

5

1

Композиторы Башкортостана для детей

6

1

Наш земляк - художник А. Нестеров

7

1

Поэт Г. Салям.

8

1

Славные сыны Башкортостана.

9

1

Ахметзаки Валиди.

10

1

Города Башкортостана

11

1

Народный художник А. Лутфуллин

12

2

Башкирские легенды и предания

С. Злобин и Салават Юлаев

13

2

Башкирские писатели детям

14

1

Уральская зима

15

1

По музеям Уфы

16

2

Сказки 3. Биишевой

17

1

Композитор Хусаин Ахметов

18

1

Сэсэны - народные предсказатели

19

1

Шежере - моя родословная

20

1

Поэт Р. Гарипов

21

1

Театр и дети

22

1

Мой родной Башкортостан

23

1

Памятные уголки родного края

24

2

Любимые поэты детворы

25

1

Тукай и Башкортостан

26

1

Никто не забыт

27

2

Предания и сказы

28

2

Художники рисуют для детей

Тематическое планирование по  истории и культуре Башкортостана

 4 класса

Дата план

Дата факт

Кол-во часов

Тема урока

1

1

Здравствуй, новый учебный год!

2

1

Природа Башкортостана.

3

1

Певец степного Башкортостана

4

1

По театрам республики

5

1

Народный поэт Башкортостана

6

2

Юность наших дедов

7

1

Беседа о художниках Башкортостана

8

1

М. Бурангулов - народный сэсэн Башкортостана

9

2

Детский фольклор

10

1

Украинские писатели в Башкортостане

11

2

Башкирская опера и Баязит Бикбай

12

1

Константин Иванов - сын чувашского народа

13

1

Ш. Бабич - звезда башкирской поэзии

14

1

Композитор Роза Сахаутдинова

15

2

Башкирские сатирические сказки

16

2

Герои Башкортостана

17

2

Наши земляки Г. Ибрагимов и С. Рамиев

18

1

Р. Нигмати - народный поэт Башкортостана

19

1

Из истории письменности

20

1

Обрядовый фольклор башкирского народа

21

1

Д. Юлтый - певец труда хлебороба

22

2

Славные сыны Башкортостана

23

2

Звезды башкирского балета

24

1

Первый профессиональный художник из башкир Касим Давлеткильдеев

25

2

По туристическим тропам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 4 класс

Рабочая программа по истории и культуре Башкортостана 4 класс...

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4

Рабочая программа по Основам религиозной культуры и светской этики - Модуль «Основы мировых религиозных культур» Класс 4...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА предмета "Основы религиозных культур и светской этики", модуль "Основы православной культуры народов России", 4 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпредмета «Основы религиозных культур и светской этики»,модуль «Основы православной культуры народов России» 4 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам религиозных культур и светской этики ( Модуль основы православной культуры) учебник А.В. Кураева,4 класс

Рабочая программа по основам православной культуры для 4 класса составлена  в соответствии с миссией МОУ «КСОШ №55», с учетом методических материалов сайта поддержки модульного курса ...

Рабочая программа кружка «История и культура кубанского казачества» 1–4 классы

Рабочая программа кружка «История и культура  кубанского  казачества» 1–4  классы составлена  на основе  авторской образовательной программы дополнительного ...

Рабочая программа кружка "История и культура кубанского казачества"

Рабочая программа кружка "История и культура кубанского казачества" направлена на реализацию духовно-нравственного направления по ФГОС НОО. Программа предназначена для обучающихся начальных ...

Программа курса «История и культура кубанского казачества»

Специфика курса «История и культура кубанского казачества» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, не только объединяет обществоведческие, исторические, культур...