Творческий проект «Железная дорога» к 200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова.
проект по истории (3 класс)

Карпова Юлия Николаевна

Н.А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога» описал тяжёлый труд строителей не Царскосельской железной дороги, хотя и на её строительстве работа была сложной, а другой, той , которая должна была соединить «голову» с «сердцем» России. Под «головой» безусловно, подразумевался Санкт-Петербург – столица России, а под  «сердцем» Москва. Да, это была Петербурго-Московская дорога, история создания которой началась 1 (13)февраля 1842года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nekrasov_zheleznaya_doroga.docx26.13 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ ШКОЛА № 315 Пушкинского района

Санкт-Петербурга

XXVI краеведческие чтения им. Краеведа Б.А. Януша

200-летию со дня рождения Н.А. Некрасова.

Творческий проект

«Железная дорога»

Авторы:

учащиеся 3 « А» класса

Гордина Алёна,

Шульга Леонид,

Кулуалп Анна

Руководители:

Родимина М.П. педагог доп образования,

Карпова Ю.Н. учитель нач. классов

Павловск 2021г

СОДЕРЖАНИЕ

Ведение………………………………………………2

Проблема исследования

Цель исследования

Задачи исследования

Предмет исследования

Заключение………………………………………….8

Список используемой литературы………………...9

ВВЕДЕНИЕ

 

Некрасов Н.А. «Железная дорога». 

Форма работы: групповая 

Сроки: I этап: ознакомительный (январь-февраль 2021г.)  

            II этап: исследовательский (февраль-март 2021г.) 

            III этап: уточнение, написание работы. 

            IV этап: отчётный (выступление в классе, школе, краеведческих чтениях г. Павловска) 

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения Н.А. Некрасова. Знакомясь с его стихотворением «Железная дорога», у нас возник вопрос, о какой дороге идёт речь в его стихотворении? 

Цель работы (проекта) 

Выяснить: строительству какой железной дороги посвятил Н.А. Некрасов своё стихотворение?  

  • Изучить историческое время написания стихотворения, этапы строительства железной дороги. 
  • Актуальность; тесная связь с историей Санкт-Петербурга, Царского Села (г. Пушкина), Павловска. 

 

Предполагаемые результаты: Выступление на краеведческом чтении, умение ориентироваться в датах, знать историю создания Царскосельской и Николаевской железных дорог, её ведущих специалистов. 

В этом году исполняется 200 лет со дня рождения великого русского поэта Николая Алексеевич Некрасова, автора таких поэм, как «Мороз красный нос», «Русские женщины», «Кому на Руси жить хорошо…» и др. С ранних лет мы знаем его стихи «Крестьянские дети», «Школьник», «Мужичок с ноготок», «Дедушка Мазай и зайцы» и др.

В русской литературе Некрасова часто называют «крестьянским поэтом» потому, что он описывал страдания и беды русского народа, его тяжёлое положение. Призывал каждого человека быть гражданином, борцом за свободу и счастье народа «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!» - таков наказ поэта.

Стихотворение «Железная дорога» Николай Алексеевич написал в 1864году. Это одно из самых сильных и ярких стихотворений Некрасова о народе, о труде, посвящённое детям. В послереформенное время, т.е. после отмены крепостного права, доходным, выгодным делом стало строительство железной дороги. Правительственные чиновники поручали строить их купцам-подрядчикам, получая от них большие взятки. А подрядчики нещадно, бесчеловечно эксплуатировали труд людей, выгнанных голодом из деревень, нищих крестьян.

Сюжет стихотворения «Железная дорога» понятен и прост. В вагоне поезда едут три человека: Ваня, его отец генерал и попутчик. Ваня спрашивает отца: «Папаша, кто строил эту дорогу?» На что отец отвечает : « Граф Пётр Андреич Клейнмихель!» В разговор вступает попутчик, который не согласен с ответом генерала.

- «Добрый папаша! К чему в обаянии
Умного Ваню держать?
Вы мне позвольте при лунном сиянии
Правду ему показать.
Труд этот, Ваня, был страшно громаден, —
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Ванечка, знаешь ли ты?
Чу! восклицанья послышались грозные!
Топот и скрежет зубов;
Тень набежала на стекла морозные...
Что там? Толпа мертвецов!
Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли и мокли, болели цингой.
Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Заканчивается эта часть стихотворения обращением к Ване:

Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Вынесет всё — и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.

На слова Вани, что народ, мужики- строители железной дороги, отец-генерал захохотал и ответил, что он видел мир, побывал в Ватикане, В Колизее, в Вене и не считает народ создателем культуры.

- Варвары! Дикое скопище пьяниц.

Такова оценка рабочих людей. Генерал недоволен беседой попутчика с Ваней, предлагает ему показать светлые стороны жизни, на что тот отвечает: «Рад показать. Рассказывает, как казнокрады, толстые, красные и сытые едут принимать выполненную работу:

- Ладно….нешто…молодца….молодца.

…Бочку рабочим вина выставляю

….И-недоимку дарю.

Вот так, за тяжёлый труд строительства железной дороги – бочка вина и в подарок вычеркнутый непонятный денежный долг тружеников.

Главная мысль этого произведения – народ, именно он, главный созидатель материальных и духовных ценностей общества. Железная дорога – образ будущего прогресса, перемалывающего людские судьбы.

 Интересно, о какой же железной дороге идёт речь?

Думаю, что Вы уже догадались, что Н.А. Некрасов в стихотворении «Железная дорога» описал тяжёлый труд строителей не Царскосельской железной дороги, хотя и на её строительстве работа была сложной, а другой, той , которая должна была соединить «голову» с «сердцем» России. Под «головой» безусловно, подразумевался Санкт-Петербург – столица России, а под  «сердцем» Москва. Да, это была Петербурго-Московская дорога, история создания которой началась 1 (13)февраля 1842года, когда император Николай 1 подписал указ о её строительстве. Существует легенда, что якобы император лично дал указание, как и где проложить дорогу; он приложил к карте линейку и провёл прямую линию от Санкт -Петербурга до Москвы, а в одном месте даже остался полукруглый след – изгиб от царского пальца. Действительно, споров о направлении дороги было много. Изыскания проводились по двум маршрутам: прямому Санкт -Петербург до Москвы и маршруту: Петербург- Новгород- Вышний Волочок-Москва.

Точку в обсуждении поставил Николай 1,  прохождение дороги по прямому направлению без захода в Новгород, т.е. Санкт -Петербург - Москва

Руководство строительством дороги было возложено на Особый межведомственный комитет под председательством наследника престола Александра Николаевича (будущего императора Александра 2). В него входили министры, главноуправляющий путей сообщения К.Ф. Толь, а после его смерти , генерал- адъютанты  

П. А. Клейнмихель, А.Х. Бенкендорф.

Технические руководители и создатели проекта строительства железной дороги П.П. Мельников, Н.О.Крафт, К.В. Чевкин

В возведении дороги приняли участие более 800 тысяч рабочих, преимущественно из числа крепостных крестьян. Большинство строителей набиралось с 1 мая по 1 ноября. Иногда работы производились и зимой. Рабочие жили в шалашах или землянках. Рабочий день длился всё светлое время суток. Наибольшее число рабочих приходилось на землекопов, которых на строительстве было около 40 тысяч человек. Грунт перемещался рабочими на тачках; там где была возможность – на телегах. Всего на строительстве было выполнено 46миллионов кубических метров земляных работ. П.А. Клейнмахель в отношении к своим подчинённым был груб и резок; строителей, землекопов за людей не считал. Он не вдавался в подробности быта, нечеловеческих условий жизни, болезней рабочего люда; был нечестен, жесток и отличался большой алчностью. Некрасов описывает в стихотворении, как в конце строительства железной дороги, каждый «подрядчику должен остался…». Всё заносили десятники в свою книжку-«брал ли на баню, лежал ли больной».

Особое потрясение вызывает в стихотворении описание вида больного, измождённого лихорадкою белоруса:

Губы бескровные, веки упавшие,
Язвы на тощих руках,
Вечно в воде по колено стоявшие
Ноги опухли; колтун в волосах;
Ямою грудь, что на заступ старательно
Изо дня в день налегала весь век...
Ты приглядись к нему, Ваня, внимательно:
Трудно свой хлеб добывал человек!

1 (13) ноября 1851 года состоялось официальное открытие всей магистрали от Санкт -Петербурга до Москвы. Поезд вышел из Петербурга в 11.15 и прибыл в Москву на следующий день в 9.00 утра .Общее время пути составило 21ч 45мин. В середине 19 века Петербурго-Московская дорога была наиболее совершенной в техническом отношении и самой протяжённой двухпутной железной дорогой в мире- её протяжённость составила 604 версты (644км). После смерти императора Николая 1 в 1855году новая магистраль и вокзал в столице (Санкт-Петербурге) были названы в честь его имени Николаевской. После революции, в 1923 году Николаевскую железную дорогу переименовали в Октябрьскую железную дорогу, а вокзал получил действующее по сей день название Московский.

Главной железной дороге страны требовалась и соответствующая инфраструктура. Прежде всего вокзалы. Вокзалы в Москве и Санкт-Петербурге стали строить одновременно в 1844году. Был объявлен конкурс, в котором принимали такие известные архитекторы, как Александр Брюлов, Николай Ефимов, Константин Тон и др. Выиграл проект архитектор Константин Андреевич Тон. Этот знаменитый русский зодчий, сын обрусевшего немецкого ювелира. Константин учился в Санкт-Петербургской  школе Петришуле, а затем в императорской Российской академии художеств под наставничеством Андрея Никифоровича Воронихина. Наиболее известные работы К.А.Тона – это Храм Христа Спасителя, Большой Кремлёвский дворец, Оружейная палата и многое др.

Вернёмся к строительству вокзалов… Перекрёсток Невского проспекта и Лиговского, где решили строить здание вокзала, в те годы был окраиной Северной столицы. В Москве вокзал возводили на пустыре у Каланчёвского поля. Вокзалы идентичны (похожи). Стиль: неоренессанс, с двух-ярусной башенкой посредине и большими венецианскими окнами. Первые столичные вокзалы были похожи по внешнему и внутреннему устройству. На вокзале в Петербурге: просторный вестибюль, залы для пассажиров, императорские апартаменты(комнаты). На втором этаже находились служебные квартиры инженеров и руководства железной дороги. Интерьеры отличались изысканностью: дубовый паркетный пол, печи из мрамора. Думаю, что вам будет интересно узнать, что первым начальником Московского вокзала в Санкт-Петербурге был Николай Миклухо, отец будущего путешественника Николая Миклухо –Маклая.

Архитектор Тон решил пространство дороги, а она равна 651км, как единый ансамбль, как гигантскую по протяжённости площадь. Для начала обе стороны дороги необходимо было замкнуть симметричными  зданиями. Фасад в Петербурге на две пары окон шире, а вот башня поскромнее. Московская башня на здании вокзала-выше, т.к. Колончаевская площадь тогда была абсолютно пустынная.

В Северной столице уезжающего пассажира встречало «вислое камение», висячая между двух арок гирька-приём московской архитектуры 17века. А в Москве вокзал ненавязчиво украшен барочным кружевом-как напоминание о волшебстве декоров Бартоломео Растрелли.

Вокзалы промежуточных станций: Твери, Бологого, Угловки, Любани и др Тон не проектировал, этим занимался его помощник Роман Желязевич. Потрудились зодчие на совесть: практически весь ансамбль цел до сих порю. Кое-где, при наличии новых, современных вокзалов – старые отреставрированы и сохраняются как исторические памятники, например в Твери. Интересно, что все вокзалы за исключением Московского, выкрашены в один и тот же цвет.

27 февраля 1923года Николаевская железная дорога была переименована в Октябрьскую. Трасса между Ленинградом и Москвой – стала именоваться главным ходом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Эксплуатация железных дорог Российской Федерации «Омега»,2008г
    2. История железнодорожного транспорта России в двух томах» Москва»,1979г
    3. Н.Майорова, Г Скоков Мчится поезд.История железных дорог в России,М,2014г.

4. Антология «Железная дорога» В,А, Каптелкин «Магистраль им, Октября М.»Транспорт»,2017 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Транспорт. Проект "Железная дорога"

Проектная работа учащихся, выполненная в рамках прохождения темы "Транспорт" по окружающему миру 2 класс...

Праздник "Расцветай Коми земля" к 95-ти летию Республики Коми и 150-ти летию со дня рождения К. Жакова

На празднике участвовали ученики с 1 по 5 классы. Читали стихи о родной земле. Посмотрели презентацию о жизни К. Жакова. Дети танцевали,пели и отгадывали загадки....

Литературный вечер посвящённый 195 - летия со дня рождения Некрасова

По средствам открытого мероприятия расширить  знания учащихся о творчестве Н.А.Некрасова, привить интерес к  лирике поэта, интерес к его жизни и творчества....

Педагогический анализ образовательных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения С. А. Есенина + сценарий проведения вечера. посвященный 120-летию со дня рождения С. А.Есенина

Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...

Внеклассное занятие «Ладога-дорога жизни.» (80 - летию "Дороги жизни" посвящается...)

Знакомство учащихся со страницами истории Великой Отечественной войны...

Литературная квест-игра, посвященная 200-летию со дня рождения Н.А.Некрасова

Литературная квест-игра, посвященная 200-летию со дня рождения  Н.А.Некрасова  Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных по творчеству Н.А.Некрасова,  развитие ...

Литературная викторина, посвященная 200-летию со дня рождения Н.А.Некрасова. (3-4 классы)

Литературную викторину по творчеству Н.А.Некрасова можно провести на литературном чтении, для закрепления или на внеурочной деятельности "Книжкино царство"....