Вот моя деревня
проект по истории (2 класс)

Курс "Моя семья, село,  деревня" составная часть десяитилетней программы по "Отечественноведению", разработанная В.С.Мартышиным для 2 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vot_moya_der.docx29.34 КБ

Предварительный просмотр:

Вот моя деревня

   А теперь давайте  вместе со  звонком пройдем на  урок  и послушаем, о чем мы беседуем с малышами. У нас  повторение пройденного материала. (Отмечу, что сначала все эти уроки я вел сам, а уже с 1994 года в начальной школе эту нагрузку взяли на себя сами учителя).

 Обращаю ваше внимание  на пособия и схемы, фотографии. К этому уроку мы приготовили  большую фотопанораму села Ивановского, чертеж, карту, фотографии отдельных людей и строений...  Вы, конечно, поняли, что на уроке речь пойдет о селе Ивановское, в котором мы и находимся.

- Тс-с. И так начнем!ьь

- Ребята, на прошлом уроке мы с вами  ходили на экскурсию  по селу Ивановское.  Я вас просил внимательно слушать и запоминать, что вы видели. Каждого из вас прошу вспомнить хотя бы   по одному эпизоду из нашей экскурсии, то есть рассказать,  что вам особенно запомнилось, но желательно сохранить маршрут, по которому мы с вами шли. Пожалуйста, начинаем с Кати…

  - Село Ивановское на Лехте  раньше было большое, по размерам четвертое в Ростовском уезде, - повторяет Катя фразу,  сказанную мною на прошлом уроке. - Оно расположено рядом с Углической дорогой. До нашего села  от Борисоглеба можно доехать за двадцать минут».

   - Село очень красивое. Оно находится на высоком  берегу небольшой речушки Кутьмы,- продолжает Саша.- Она неглубокая, мы мерили,  мне вот так будет, - показывает мальчик на колено. - А вода в ней холодная. Очень  холодная и пескари плавают, я видел, как они закапываются в песок. А теперь ее бобры перегородили, запруды сделали.

 - Зато весной ее не перейти. В разлив даже каникулы переносили,- дополняет Полина.- Вы нам об этом рассказывали.

-   Да, ребята, теперь вот уже как десять лет  всех детей подвозит к школе автобус. А когда добирались пешком, то нам приходилось переносить даже каникулы, потому что к школе от Угличской дороги было не подойти.

 Вода в речке и сейчас продолжает подниматься весной, и   мальчишки на переменах ухитряются добежать до нее, за что я их очень строжу. Мальчишки из ближайших деревень все равно стараются ходить пешком, а не ездить автобусом. Разве заменишь эту извилистую тропочку к школе комфортом езды.  Так вот они умудряются и на льдинах покататься, и сапогами зачерпнуть...Речка в апреле-мае становится строптивой, бурливой, на бобровых плотинах образуется множество водопадов. Еще и сейчас мальчишки устраивают здесь мельницы.  Впрочем, продолжаем дальше описывать наше село, чем еще интересно оно?

- На краю села расположен огромный яблоневый сад. Весной он одевается в белый цвет, а к осени пестрит красно-желтыми яблоками. Сад уже лет тридцать как заброшенный, поэтому яблоки здесь собирают все желающие. Еще несколько лет назад в саду и на лугах пасли коров, Теперь стада в Ивановском нет, последнюю ферму лет десять назад закрыли, да и у жителей коров не стало.

     -  К саду примыкает липовая  аллея. Она  находится в сторонке, и многие ее не замечают. Летом во время цветения, деревья озвучиваются гулом пчел, собирающих мед. В селе в пяти подворьях занимаются пчеловодством.

   -  В центре села находится огромный пруд, - продолжает рассказ Полина.-  Края его подернулись осокой и ряской. В пруду много рыбы, карасей. Вдоль южного берега разбросаны склоняющиеся над прудом березки. Всю зиму на пруду ребятишки и взрослые играют в хоккей, катаются на коньках

.  Тропинка по берегу пруда ведет нас к храму. Церковь построена недавно. Рядом с ней - кладбище. Оно расположено на самой горе. На кладбище встречаются старинные могилки, но их немного, а так все больше современные.

Первый урок по Добротолюбию  у нас проходил там, на кладбище. На кладбище мы убираем могилы священников, учителей и просто неухоженные холмики.

- Что еще интересного в нашем селе? О чем бы вы рассказали тем, кто к нам в село приехал первый раз?

    - Можно еще рассказать про два родника, которые находятся недалеко от речки. Один из них святой, на нем наши учителя и мальчишки поставили большой крест... Многие селяне ходят  за водой на источник, вода в них чистая, прозрачная.

    - А еще забыли рассказать про наши горы. Ивановское ведь стоит на  высоком берегу реки Кутьмы. Только это берег не крутой, а пологий. Зимой, когда мы катались на санках с этой горы, то Миша досчитал до тридцати  пока я спускался с этой горы на лыжах. А если наискосок лыжню проложить, то и до всех пятидесяти можно досчитать. Папа говорил, что таких гор в округе нигде нет...

     - Верное замечание, Денис! Двигаемся дальше по направлению к школе. Что еще мы можем отметить?

- Еще можно рассказать про второй пруд. Тропиночка к школе идет как раз мимо него. Он, правда,  не такой большой, как тот, который в центре села, но мы в нем тоже карасиков ловили на удочку.

- А дальше наша школа. О школе мы уже говорили на прежнем уроке. Но березовые аллеи, окружающие со всех сторон школу,  важны для красоты всего села, поэтому можно это упомянуть и сейчас.

  - Папа в этой аллее осенью по семьдесят штук белых грибов собирал.

  - На уроках физкультуры мы бегаем по этой аллее.

  - В аллее с западной стороны стоит высокий крест. А другой крест стоит там, где  на плитах написаны фамилии погибших учеников…

- Да Сережа, имена всех погибших учеников и учителей, начиная с русско-японской войны и заканчивая Великой Отечественной.

   - Про музеи забыли рассказать. На территории школы очень интересный музей-блиндаж с траншеями, противотанковыми ежами, колючей проволокой,  дзотом.

  - Ребята, о музеях мы поговорим с вами и с читателями книги в другой главе. Я благодарю, что вы с таким интересом отнеслись к тому, что услышали на нашей экскурсии, а теперь поговорим об истории села…

Наш урок продолжается. Доступным языком для второклассников объясняю, как со временем изменялся облик села, рассказываю о достопамятных людях. Надо бы еще и о их занятиях наших предков поведать моим школярам, но уже приближается конец урока, да и, наверное, уже будет информация перенасыщенной. Оставляю тему  ремесел до следующей недели, тем более дедушка, который валяет валенки, приглашен мною на встречу с ребятишками именно к следующему уроку…

Борисоглебский край в прошлом, настоящем и будущем

        Для класса, который уже изучил во все полноте свое село, свои родные деревни, необходимо было расширить горизонты знаний о крае. Таким предметом в моей программе стал курс «Борисоглебский край в прошлом, настоящем и будущем». Он появится в расписании в виде отдельного предмета, как и все остальные курсы программы Отечествоведения и Добротолюбия, на четвертый год моей работы  в школе, то есть в 1994 году.  А до этого он будет  подаваться мною ребятам как составляющая отечественной истории, фрагментарно.

 Сейчас мы делаем обзор программы с расстояния времени в четверть века. За эти двадцать пять лет  неузнаваемо изменилась экономика района, составляющие культуры, образования… Ведь годы, когда создавались наши программы, были одними из самых разрушительных в истории России, то был период, когда меньше всего можно было ожидать в чем-то созидания. За это время в этом курсе многие составляющие стали уже историей района.   Этот курс своего рода программа-размышление  и о сегодняшнем  дне нашего края,  и о его прошлом,  это и  попытка  заглянуть хотя бы чуточку в будущее. Истории  здесь отводится места гораздо меньше, чем во втором классе, но зато  в программу  включены некоторые сведения об экономике района, о работе предприятий и колхозов, их специализации, а так же сведения о современной культуре, искусстве и литературе края…

      Чтобы проследить логику нашего подхода к изучению края,  обозначу здесь кратко разделы и темы данного курса.  В третьем классе курс  начинается с работы с плакатом аэрофотосъемки нашего села, затем с  картами сначала Борисоглебского района, а затем и Ярославской области.  Здесь в основе методики тот же принцип расширения  горизонта, что и при построении первой части программы  Отечествоведения.  Фотография со спутника наиболее внятно  подводит  ребятишек и к понятию «карта», «карта волости», «карта района»,  и к термину «масштаб».  Сначала они определяют на фото местоположения школы, положение  села  Ивановского,  всех составляющих села (аллеи, пруды, дороги, дома), а затем и той или иной для них родной деревни, района.  И затем уже легче перейти к изучению  темы    «Административное деление». Здесь же даются первые начатки и представления о «местной власти». Одна из тем так и называется «Для чего нужны местные администрации».  
     Последующие  темы так же изучаются с применением карт:  природа края, компоненты природы, климат, рельеф, реки,  озера, лес, возвышенности. Здесь предусмотрены экскурсии по Борисоглебскому монастырю. Логически эти знания  выливались в  размышления  о влиянии природы на хозяйственную деятельность: взаимосвязь особенностей климата, рельефа, водоемов и хозяйственной деятельности населения района. Именно  «Хозяйственная деятельность населения района»  и становится  следующим разделом программы. Здесь учитель по программе должен дать ребятишкам представление об  основных направлениях сельскохозяйственного производства в Борисоглебском районе, специализации колхозов и совхозов,  кооперативов, личных хозяйств. В этом же разделе изучается и тема  «Промышленность района», содержанием которой  является знакомство с основными предприятиями района: крахмалотерочные заводы, сырзавод,  птицефабрика, предприятия лесопереработки, мебельные цеха (к сожалению, большинство из них до сегодняшнего дня не дожили или на их месте выросли другие структуры)...
      История борисоглебского края уникальна. Здесь находятся и древние поселения, свидетельствующие о первобытном существовании  человека и о древнейших периодах истории: Акулово, Городец, Горки. И именно на примере изучения этих населенных пунктов и с выездом в них у ребят имеется возможность получить представления и о первобытных стоянках, и о языческих верованиях.    В этом же разделе изучаются и другие сведения о Борисоглебской волости:   границы, площадь,  состав, приходы,  главные населенные пункты. Изучение мест, связывается  с личностями, которые зафиксированы в исторических источниках. Так,  беседуя о селе Павлове, учитель выходит на тему крещения Руси и повествует детям о христианине Павле, который был замучен язычниками за проповедование христианства в начале XI века. В Сабурове, по преданиям, жил сын ростовского попа Алеша Попович, село Протасьево - родина Авраамия Палицына, Старово-Смолино - вотчина боярина Салтыкова.
      Значительное место в данном разделе  уделяется изучению  Борисоглебских слобод, история  их происхождения,  отдельной темой  стоит тема  «Борисоглебский монастырь».  Учитель с ребятами  изучает историю его создания, а также  житие его  основателей Федора и Павла. А вот другие изучаемые в разделе темы: житие преподобного Иринарха,  Борисоглебский монастырь  - памятник каменного зодчества  XVI века, оборонное значение монастыря, вклад Борисоглебских монахов в сокровищницу Православной церкви. Отдельной  темой  изучается и история  монастыря Троицы-на-Бору,  архитектура утраченных храмов этого женского монастыря, его художественные ценности, ведется разговор о пожертвованиях монастырю П.А. Нарышкиной,  о чудотворных иконах монастыря.
     Наряду с Ивановской и Борисоглебской волостями крупнейшей  и одной из самых развитых в Ярославской губернии была Вощажниковская волость. Село  Вощажниково   принадлежало  графу   Шереметеву.  Изучая историю села и волости, дети впервые знакомятся с понятиями   благотворительности, погружаются в культуру XVIII века, узнают о театре в этом селе и «крепостной актрисе» Параше Жемчуговой, а во время экскурсии в один из местных храмов знакомятся и с фресками крепостного художника Аргунова.
     Обозначим, что в этой программе   изучаются  и другие волости  борисоглебской земли:  Шулецкая, Савинская,  Березниковская,   главные их  села и деревни, мифологический  материал, касающийся этих сел. Изучается и топонимика:  историчность названий Гора Сипягина, Никола-Бой, Яковцево,  Ляхово , Рождествено…
     Отдельным разделом в курсе изучается культура края. Здесь главное место отводится изучению архитектурного ансамбля Борисоглебского монастыря,  который  является выдающимся памятником русского зодчества XVI-XVII веков и принадлежит  к череде творений  знаменитого архитектора  Григория Борисова:  крепостное сооружение, роспись соборов, гражданские сооружения монастыря,  звонница… Памятником   планировочной застройки времен Древней Руси является историко-архитектурная среда Борисоглебских  слобод – это также отражено в программе. Кроме архитектуры  районного центра здесь же изучается архитектура Вощажниковских храмов, особенности застройки больших сел -  Вощажникова, Ивановского.
      В разделе «Культура» изучается тема  народных промыслов, ремесел:  изготовления мебели, транспортных повозок, валяльного производства, плетения, вышивки, гончарного производства, искусства  изразцов. Два часа в программе отведено на изучение  современного  творчества,  реставрации памятников архитектуры,  возрождения монастыря. В программу включены, например, такие темы, как  проза и стихи о Борисоглебе,  борисоглебские поэты и писатели, Борисоглеб  глазами художников.
       В данном курсе мы отвели значительное время на экскурсии и практическую  работу. Таким образом, для нас стало очевидным, что  через некоторые события истории нашего края можно узнать многое и об  истории страны.

По предложенным курсу многое, но  не все. Это пока еще фрагментарная история, и она не вполне интегрирует в Отечественную, хотя, несомненно,  является ее частью. А каким же образом построить курс и программы, чтобы местная история стала вполне ощутимым явлением во всероссийской истории, как в этом направлении достичь  наибольшей полноты?  Всплески этой идеи присутствуют и в программе «Моя семья, село, деревня» и в программе «Борисоглебский край  в прошлом, настоящем и будущем». Именно эти всплески и озарили нас  надеждой, что  через изучение жизни той или иной персоны,  личности, связанной с историей  края, можно изучать историю Отечества.

Решение этой задачи заставило нас думать над созданием программы для четвертого класса, которая в результате получит название «История Борисоглебского края  в лицах». Но об этом в главах, которые ожидают нас впереди.

Сейчас же лишь отметим, что в основе ее лежит изучение 32 персоналий общероссийского масштаба, связанных с борисоглебской землей и имеющих то или иное  значение для истории страны в целом. Осуществить это оказалось не так уж и сложно.

История же края оказалась столь обширной, что появилась необходимость в курсе, который был бы исключительно историческим. Причем огромная часть исторических сведений касалась не только самого края, но и в целом нашего Отечества. Оставалось только в деталях разработать программу и увязать   историю Борисоглебского края  с историей всей страны. Что и будет сделано при разработке в будущем большой программы по Отечествоведению.

Начатки разработки программы Отечествоведения сформировали в нас общие представления  об этой важной дисциплине и заставили нас сформулировать некоторые правила.

  Правило 1. Краеведческий  материал при  широком и  глубоком  рассмотрении предоставляет  возможность достаточно полно изучить и  получить представление  о многих областях школьных знаний.  

 Правило 2. Как по капле воды можно многое узнать о большом водоеме, так и по деревне, по маленькому городку многое можно узнать о нашем Отечестве: малая родина – это наша страна в миниатюре.

Правило 3. Один из эффективных путей интегрирования местной истории в общероссийскую и даже во всемирную - путь изучения истории через  личности.

Правило 4. Краеведение - не вспомогательная дисциплина или раздел истории, а самая непосредственная история,  экономика,  география,  этнография отдельного уголка страны.  Оно  может и должно изучаться в историческом разрезе. Краеведение - это история историй.    

      Правило 5. Следует учитывать, что для каждого последующего времени могут быть ценны различные периоды истории, в зависимости от того,  насколько они важны именно в назидательном смысле для настоящих поколений. В истории страны можно всегда найти ответы на животрепещущие вопросы современности.

Правило №6. При изучении отечественной истории  не допустимо отводить ближнему к нам  периоду по объему во много крат большее  по сравнению со всеми «далекикими»  периодами. Самые важные и актуальные страницы истории определяются не близостью или отдаленностью по времени к нам,  а своей поучительностью и  назидательностью для нас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Легенды и мифы Старой деревни (исторический район Санкт-Петербурга)"

В статье помещены легенды об императорах России, связанные с историей Старой деревни....

" Я последний поэт деревни" ( по творчеству С.Есенина)

Конспект нетрадиционного  урока   литературного чтения по творчеству С.Есенина....

Интегрированный урок (технология + изобразительное искусство) на тему: "Коллективное панно "Деревня"

Знакомство с обликом русской деревни помогает глубже узнать и полюбить нашу Родину, а нетрадиционная форма урока повышает интерес учащихся к изучаемому, способствует активизации деятельности и лучшему...

Внеклассное мероприятие "100-летие деревни Филимоновка"

Одним из ведущих факторов формирования исторического и патриотического сознания детей является краеведение. Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным запросо...

Деревня - деревянный мир.

Презентацию можно использовать на уроках ИЗО....

Коллективно творческое дело "Деревня Умельцево"

Приобщение детей к истокам народной культуры,воспитание любви к родному краю...

Урок ИЗО "Русская деревня".

Урок изобразительного искусства. Декоративное рисование "Русская деревня"...