Рабочая программа по ИЗО. 3 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса по программе Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

       Данная рабочая программа по изобразительному искусству разработана для обучения во 3 классе на основе  авторской  программы  Неменского Б.М. / М.: Просвещение,2010 год к линии УМК «Школа России»/ и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.                                                                                                    

       Программа  рассчитана на 34 часа  учебного времени.  Объём часов учебной нагрузки, отведённых на основе рабочей программы (1 час  в неделю), определён учебным планом образовательного учреждения и соответствует Базисному учебному плану  общеобразовательных учреждений Российской Федерации.

В состав УМК входит учебник для 3 класса/авт. Неменский Б. М., рабочая тетрадь «Твоя мастерская»/ авт.Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др.          

   Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.  

      В рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.

       Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.

       Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.  

   Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.

       Одна из основных идей программы – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», - без этого нет пути к общечеловеческой культуре. Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла.  В итоге этого года обучения обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.    

Основные цели программы:

  1. содействовать развитию эмоционально ценностного восприятия произведений  профессионального и народного искусств, окружающего мира;
  2. способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства;
  3. обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  4. способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения;

 Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.

   Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.                                                                                                      

Результаты изучения учебного предмета.

 Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;                         -уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;                                                                                                        -понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;                                                                                                            -сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;                                                                          -сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;                                                               -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;                                                                                                                                        -овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;                         -умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;                                                            -умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  1. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  2. Формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  3. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  4. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  5. Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  6. Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  7. Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  8. Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  9. Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
  10. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  1. Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  2. Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  3. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  4. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  5. Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
  6. Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  7. Понимание образной природы искусства;
  8. Эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
  9. Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  10. Умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
  11. Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  12. Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  13. Способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
  14. Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  15. Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ и применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  16. Овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
  17. Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны и рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  18. Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  19. Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  20. Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

знать/понимать

-основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств;                -основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиции;                                                -выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;                                                                                                   - наиболее крупные художественные музеи России и мира;                                          - значение изобразительного искусства в художественной культуре.

уметь

- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;

- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);

- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:                                                                                -восприятия и оценки произведений искусства;                                                                    -самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).

Содержание учебного материала

Искусство в твоем доме – 8 час.

Твои игрушки. Посуда у тебя дома.  Обои и шторы в твоем доме. Мамин платок. Твои книжки. Открытки. Труд художника для твоего дома (обобщение темы).

Искусство на улицах твоего города – 7 час.

Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды.    Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт.  Труд художника

на улицах твоего города (села) (обобщение темы).

Художник и зрелище- 10 час.

Художник в цирке. Художник в театре. Художник-создатель сценического мира. Театр кукол. Образ куклы, её конструкция и костюм. Маски. Условность языка масок, их декоративная выразительность. Афиша и плакат. Праздник в городе. Элементы праздничного украшения города.

Художник и музей -9 час.

Музеи в жизни города. Картина- особый мир. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Учимся смотреть картины. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).

                  Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся

Этапы оценивания детского рисунка:

-как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;

- характер формы предметов: степень сходства  изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;

-качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;

-владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;

- общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.

Критерии оценивания знаний и умений

Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.                                                                                          Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.                                                    Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.                                         Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены

Практические занятия

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает  чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Практических работ- 24                                                                                   Контрольный срез знаний- 1                                                                        Коллективных творческих работ –3                                                                         Заочная экскурсия- 1

Учебно – тематический план

№п/п

Наименование раздела (блока),  темы

Часы учебного времени

Плановые сроки про-хождения

Формы контроля

1.

Искусство в твоём доме.

8 ч.

1 четверть

Коллективная работа

2.

Искусство на улицах твоего города.

7 ч.

 1-2 четверть

Проект оформления витрины

3.

Художник и зрелище.

10 ч.

2-3 четверть

Коллективная композиция

4.

Художник и музей.

9 ч.

4 четверть

Контрольный срез знаний

Всего

34 ч

      Календарно-тематическое планирование(учебно- тематический план)

п/п

Название разделов и тем

Часы

уч.времени

Плановые сроки про

хождения

Фактические сроки про

хождения

Характеристика основной

деятельности ученика

Искусство в твоём доме

8 часов

1

Осенний вернисаж. Прощаемся с летом.

1

Рисовать с натуры и по памяти

2

Красота букетов из Жостово. Твоя посуда.

1

Декоративное рисование

3

Мамин платок.

1

Декоративное рисование

4

Обои и шторы в твоем доме.

1

Декоративное рисование

5

Твои игрушки (озорной товар).

1

Лепка из пластилина

6

Иллюстрация твоей книжки.

1

Выполнение иллюстрации к народной сказке

7

Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки.

1

Выполнение иллюстрации

8

Букет цветов. Коллективная работа

1

выполнять работу в объёме; оценивать свои достижения

Искусство на улицах твоего города

7

часов

9

Декор русской избы.

1

уметь рисовать по памяти и представлению

10

Памятники архитектуры- наследие предков

1

уметь анализировать увиденное

11

В мире народного зодчества.

1

уметь рисовать по памяти

12

Парки, скверы, бульвары города.

1

 рисовать  по памяти и представлению

13

Транспорт в городе.

1

Рисование по памяти, конструирование

14

Витрины магазинов.

1

 выполнять работу по замыслу

15

Витрины магазинов. Проект.

    1

презентовать свою работу

Художник и зрелище

10 часов

16

Образ театрального героя . Эскиз куклы

1

наблюдать за характером персона-жей, стремиться передать увиденное

17

Образ театрального героя. Силуэт- загадка

1

наблюдать за характером персона-жей , стремиться передать увиденное

18

Театр кукол (голова куклы)

1

выполнять работу в объёме

19

Театр кукол (костюм куклы)

1

применять в работе элементы декориро-вания

20

Карнавальные маски.

1

конструирование из бумаги, лепка

21

Пальчиковый театр.

1

конструирование из бумаги, лепка

22

Театральный занавес.

1

конструирование

23

Конструирование сувенирной куклы.

1

конструирование из бумаги

24

Афиша, плакат к спектаклю.

1

декоративное рисование

25

Цирковое представление. Художник и цирк.

1

тематическое рисование

Художник и музей

9 часов

26

Музей искусств. Интерьер музея

1

уметь анализировать увиденное

27

Натюрморт. В музеях хранятся картины- натюрморты.

1

 рисование с натуры.

28

Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи.

1

 рисование по памяти

29

Портрет друга. В музеях хранятся портреты.

1

наблюдать за характером, стремиться передать увиденное

30

Лепка спортсмена. В музеях хранятся скульптуры.

1

выполнять работу в объёме из пластилина

31

Музеи архитектуры.

1

уметь анализировать увиденное

32

Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи ДПИ.

    1

выполнять работу в технике «коллаж»

33

По мотивам народного творчества. Керамика Гжели. Контрольная работа.

    1

оценивать свои знания и достижения

34

Музеи искусств. Ступени художественного образования (урок- обобщения). Искусство-ведческая викторина.

   

1

уметь анализировать увиденное, совершать заочные  экскурсии, презентовать свои знания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...