рабочая программа изобразительное искусство 2 класс ФГОС
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Тематическое планирование по ФГОС 2 класс по программе "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pourochno_izo.docx39.64 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_izo.docx44.82 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочно- тематическое планирование по ИЗО 2 класс

Название раздела и тема урока

Кол-

во

ча- сов

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контро-

ля

ИКТ

Дата проведения

план

факт

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму ( изобразительное искусство и окружающий мир)        (17 часов)

1

Развитие способности наблюдать за природой: форма, фактура (поверхность), цвет, динамика, настроение

1

Комб.

Примерные темы композиций: «Заколдованный лес», «Хозяйство Лесовичка», «Кто где спрятался», «Таинственный мир облаков (там есть города, моря, корабли, животные)», «Кто заблудился в лесу», «По дороге с облаками», «Дождик», «Кто солнышка боится, а кто к солнышку тянется». Формирование у детей интереса к разным искусствам путём наблюдения.

Выполнять работы различными художественными материалами: гуашью, акварелью, карандашом, пастелью, тушью, пером, цветными мелками, с помощью аппликации. Наблюдать за разнообразием формы и цвета в природе (формы стволов и корней деревьев, снега на ветках, облаков в небе и др.). Создавать этюды, быстрые цветовые зарисовки на основе впечатлений. Создавать коллективную пополняемую коллекцию фактур.

Работа на плоскости

+

2

Выбор художником образов, красок, средств воплощения замысла на основе наблюдений за изменением цвета, пространства и форм в природе и в интерьере (в зависимости от освещения). Вырежение чувств художника в произведении искусства через цвет и форму.

1

Комб.

Единичное общее в искусстве: предмет в среде, слово в стихе, звуки в музыке. Развитие у детей желания проявить себя в каком-либо виде творчества. Выполнение цветовых и графических композиций без конкретного изображения; передача впечатления, полученного на прогулке, от прослушанного стихотворения или музыкального произведения.

Наблюдать, замечать и передавать изменения цвета, пространства и формы в природе в зависимости от освещения: солнечно,пасмурно. Выражать в картине свои чувства, вызванные состоянием природы,-радость,тревогу, грусть,горе,веселье,покой. Иметь представление о художественных средствах изображения.

Работа на плоскости

+

3

Зависимость цветовой гаммы то темы

1

Комб.

Знакомство с тёплой и холодной цветовыми гаммами. Примерные темы композиций: «На оленях по снегу», «На верблюдах по пустыне».

Использовать в своих работах тёплую и холодную гаммы цвета. Определять зависимость выбираемой цветовой гаммы от содержания и замысла. Работа по представлению и воображению.

Работа на плоскости

+

4

Освоение изобразительной плоскости. Представление о соразмерности изображаемых объектов в композиции. Пропорции изображаемых предметов: размер,форма,материал, фактура,рефлекс. Композиционный центр, предметаня плоскасть. Изображение с натуры.

1

Интегр

Рисование с натуры двух сосудов,сходных по форме, но различных по фактуре и пропорциям. Создание осеннего натюрморта из предметов разной формы и фактуры. Заочные (видео) путешествия в музеи писателей, композиторов.

Изображать предметы с натуры и передавать в рисунке форму,фактуру,рефлекс. Использовать для передачи фактуры отпечатки с ткани, листьев и др. Иметь представление о композиционном центре, предметной плоскости,первом и втором планах и находить их в работе.

Работа на плоскости

+

5

Замкнутое пространство: цвет в пространстве комнаты и в природе; возможность выражать в цвете настроения,звука, слова;цвет в пространстве природы и жизни.

1

Комб.

Интерьер и его музыка. Изображение своей комнаты, предметы которой рассказывают об увлечениях хозяина.

Осваивать и изображать в рисунка замкнутое пространство. Участвовать в беседах о художниках, о произведениях, на которых изображен интерьер.

Работа на плоскости

+

6

Изучение явлений наглядной перспективы; размещение предметов в открытом пространстве природы.

1

Интегр

Открытое пространство. Рассуждения об открытом и о закрытом пространстве. Задумать путешествие и изобразить его маршрут со всеми подробностями.

Передавать наглядную перспективу. Уметь размещать предметы в изображении открытого пространства. Передавать высокий и низкий горизонт, зрительное уменьшение удалённых предметов, использовать загораживание.

Работа на плоскости

+

7

Выражение в живописи различных чувств и настроений через цвет.

1

Комб.

В каждом пространстве свои ароматы и звуки, которые создают настроение. Изображение одного и того же пейзажа днём и вечером; общее и особенное в них.

Выражать с помощью цвета различные чувства и настроения (задумчивость, восторг,волнение,ощущуние волшебства,тайны), в том числе вызванные от встречи с природой, от наблюдений за природой (два состояния).

Работа на плоскости

+

8

Архитектура в открытом природном пространстве. Линия горизонта, первый и второй планы.

1

Комб.

Освоение человеком пространства земли. Зависимость архитектуры от климата и ландшафта. Тема композиции: «Дом и окружающий его мир природы».

Представлять и объяснять, почему у каждого народа своё прродное пространство и своя архитектура:изба,хата,юрта, яранга и др. Участвовать в беседах,исследованиях. Находить в интернете пейзажи, характерные для разных стран, и образцы народной архитектуры. Создавать свою коллекцию изображений и фотографий народной архитектуры.

Работа на плоскости

проект

+

9

Освоение окружающего пространства как среды, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Человек в архитектурной среде.

1

Комб.

Художник- архитектор проектирует внешнюю и внутреннюю форму здания, создаёт проект на бумаге. Предмет и человек в среде, в архитектуре, в пространстве. Создание композиций на темы: «Игры на полу», «Я собираюсь в школу».

Создать этюды,зарисовки, композиции по теме. Изображать по представлению и по наблюдению человека в движении кистью от пятна без предварительного прорисовывания. Создавать композиции с изображением человека.

Работа на плоскости

+

10

Красота и необычное в природе. Своеобразие и красота городского и сельского пейзажа.

1

Интегр

Изображение по памяти и наблюдению. Примерные темы композиций: «Ветер», «Ветреный день», «Дождь», «В яркий солнечный день», «Вот это мороз!», «Природа насторожилась перед грозой», «Прозрачный воздух ранней весной», «Грусть и покой поздней осенью» (цвет неба,радуги, травы,земли,цветов, воздуха).

Отображать в рисунке и живописной работе свои наблюдения за состоянием и настроением в природе. Использовать в работе разнообразные художественные материалы (графика,живопись, аппликация). Предавать в рисунке планы, композиционный центр, динамику,контраст и нюанс цвета и формы. Осваивать возможность компьютерной графики (линия,пятно, композиция).

Работа на плоскости

+

11

Освоение предметной среды в архитектуре (замкнутое пространство)

1

Комб.

Предмет и герой. Комната и её художественное решение. Интерьер для сказочного героя (на основе коробки): «Комната Мальвины», «Карабас- Барабас у камина», «Дом, где живёт черепаха Тортилла».

Наблюдать и осваивать окружающее пространство как среду, в которой все предметы существуют в тесной взаимосвязи. Использовать готовые геометрические формы (коробки,упаковки) для создания интерьера комнаты.

Работа в объёме и пространстве

проект

+

12

Архитектурный проект. Знакомство с различными конструктивными решениями объём,но- пространственной композиции. Использование оригинальных конструктивных форм.

1

Комб.

Создание объёмно- пространственной композиции с помощью цветного пластилина. Проект детской площадки.

Иметь представление об архитектурном проекте. Создать свой архитектурный проект.

Работа в объёме и пространстве

проект

+

13

Равновесие в композиции. Объёмно-пространственная композиция.

1

Комб.

Коллективная композиций в технике бумажной пластики с использованием готовых форм: (упаковок,коробок, природного материала). Примерные темы композиций: «Наша улица», «Деревенька».

Замечать и передавать своеобразие и красоту городского и сельского пейзажа. Работать на принципах сотворчества в коллективной деятельности. Использовать цветную бумагу, готовые геометрические формы (упаковки,коробки), пластмассовые бутылки, бумажную пластику.

Работа в объёме и пространстве

+

14

Связь образов народной игрушки с темами и персонажами народных сказок. Авторская мягкая игрушка. Персонажи кукольных спектаклей. С.В.Образцов и его кукольный театр в Москве.

1

Комб.

Работа с литературными текстами (сказками). Создание композиции по мотивам сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» (сюжет по выбору).Организация и проведение групповых исследований на тему «Народные художники».

Находить и объяснять связь образов народной игрушки с темами и персонажами сказок. Использовать выразительные средства декаративно-прикладного искусства. Создавать композиции (лепка из пластилина). Украшать вылепленных героев разнообразными декоративными элементами; использовать для украшения разные материалы:бусинки, стеклярусы,пуговицы и др. Уметь проводить коллективные исследования.

Работа в объёме и пространстве

Коллективное научное исследование

+

15

Декоративная композиция Выразительные средства декоративно- прикладного искусства.

1

Комб.

Стилизация форм и цвета в декоративной композиции. Примерные темы композиций: «Заколдованный лес», «Самое красивое в лесу, в поле,в небе,озере,море, горах». Декоративная роспись. Гуашь.

Использовать в работе различные композиционные решения (вертикальный, горизонтальный формат). Понимать и применять  работе равновесие в композиции, контраст крупных и мелких форм в объёме. Овладевать основами декоративной композиции. Использовать в работе природный материал (трава, цветы). Цветная бумага, аппликация.

Декоративно-прикладная деятельность

+

16

Симметрия в декоративно- прикладном искусстве.

1

Комб.

Выполнение симметричных изделий путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания. Примерные темы композиций: «Платок для царевны Несмеяны», «Музыкальная шкатулка», Волшебное зеркальце», «Волшебный сундук». Создание рисунка для изразца- яркий,весёлый образ птицы или зверя. Конструирование симметричных форм из бумаги в объёме-шапочек, новогодних игрушек.

Понимать особенности декоративной композиции. Применять в работе симметрию,стилизацию форм и цвета. Конструировать и создавать симметричные изделия путём складывания бумаги, способами примакивания и вырезания из бумаги. Украшать аппликацией,росписью,узором с учётом формы изделия и его назначения. Выполнять композиции без конкретного изображения в технике компьютерной графики с использованием трёх- четырёх цветов (передача симметрии, линии, пятна).

Декоративно-прикладная деятельность

+

17

Форма предмета и его назначение в декоративно- прикладном искусстве.

1

Комб.

Форма,цвет,фактура в декоративно- прикладном искусстве. Создание предметов декоративно- прикладного искусства. Примерные темы: «Как петушок стал пряником», «Ай да флюгер», «Лошадка с прялки», «Добрая и злая птица», «Ковёр-самолёт», «Клоун».

Понимать и объяснять на примере изделия декоративно-прикладного искусства взаимосвязь формы и фактуры, формы и назначения, формы и украшения. Выполнять задания в технике компьютерной графики. Создать в классе фотовыставку: оригинальные объекты детских площадок.

Декоративно-прикладная деятельность

фотовыставка

Развитие фантазии и воображения (11 часов)

18

Работа с литературными произведениями. Создание композиций по описанию. Сочинение- условие развития фантазии и воображения

1

Комб.

Примерные темы композиций: «Кому принадлежит дом,кем вылепелн сосуд,для кого накрыт стол,сшито платье?», «Чей корабль в гавани?», «Жизнь планет во Вселенной».

Создать зрительные художественные образы. Уметь работать с литературными произведениями

Работа на плоскости

+

19

Былины и происхождении дождя,грома,ветра,радуги, огня,воды,воздуха.

1

Интегр

«Былины и сказки сегодня». Сочинение своих «былин» о происхождении Земли, Солнца,звёзд,о жизни планет в космосе. Сочинение сюжетных композиций на тему благородных,смелых, добрых поступков людей (по мотивам сказок, литературных произведений,реальных событий из жизни).

Создать композиции по материалам былин о происхождении дождя,грома, молнии,ветра,радуги,огня, воды,воздуха. Сочинять и иллюстрировать свои былины. Создавать сюжетные (в том числе коллективные) композиции на темы,связанные с былинами. Уметь находить необходимые литературные тексты через поисковые системы Интернета, в периодических изданиях, книгах, словарях.

Работа на плоскости

+

20

Выполнение композиций на передачу настроения, созданного чтение сказки, отрывка из произведений поэзии и прозы.

1

Комб.

Примерные темы композиций: «Дюймовочка»(жилище Крота;поляна эльфов), «Русалочка»(описание подводного мира), «Подснежник»(пробуждение цветка, передача свежести воздуха), «Аленький цветочек»(волшебные превращения пространств).

Выполнить композиции на передачу настроения, созданного чтением сказки, Х.-К.Андерсена и С.Т.Аксакова), отрывков из поэзии и прозы. Использовать в работе знания о замкнутом пространстве. Передавать в работе волшебство сказки.

Работа на плоскости

+

21

Формирование представлений об объёмно - пространственном изображении. Создание коллективных объёмно- пространственных композиций. Передача характера героя по описанию в тексте.

1

Комб.

Работа с литературными произведениями: создание своего фантастического мира. Примерные темы композиций: «Затерянный мир», «Открытый мной мир», «Моё открытие (космическое, географическое,сказочное)» (по сказкам)

Создавать объёмно-пространственную композицию в технике бумажной пластики или лепки-глины или пластелина. Украшать композиции декоративными элементами,активно применять цвет. Работа индивидуально или в группах по 3-4 человека. Передавать характер праздника с помощью дополнительных элементов украшения стола.

Работа в объёме и пространстве

+

22

Тематические композиции –передача праздничного настроения с помощью декоративных элементов. Разработка композиций в пространстве класса.

1

Комб.

Разработка композиций в пространстве класса, столовой,игровой комнаты. Примерные темы композиций: «Новогодний ужин», «День рождения».

Использовать предметы плоской и объёмной формы для сервировки стола. Выполнять рабочие эскизы в графическом редакторе.

Работа в объёме и пространстве

+

23

Создание икебаны с использованием природных материалов.

1

Комб.

Создание необычной композиции из обычных предметов. Примерные темы композиций: «Волшебный букет в моей комнате», «Сказочный букет для бабушки(мамы, учителя)»

Создавать самостоятельно икебану с использованием природных-веточек, засушенных листьев, дополнительных декоративных элементов. Работа индивидуально и в малых группах.

Работа в объёме и прострнстве

+

24

Выполнение коллективной объёмно-пространственной композиции

1

Интегр

Работа с природным материалом. Примерная тема композиции «Сад в моей сказке».

Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции с использованием прямоугольных и цилиндрических форм,сухих веток деревьев.

Работа в объёме и пространстве

+

25

Бумажная пластика. Художественное конструирование несложных форм предметов

1

Комб.

Освоение бумажной пластики и работы с готовыми и реальными формами при создании объёмной композиции. Примерная тема композиции: «Город мечты. Путешествие в неизвестную страну».

Конструировать несложные формы предметов в технике бумажной пластики. Применять созданные игрушки в театральном и кукольном представлении.

Декоративно-прикладная деятельность

26

Стилизация и обобщение. Передача музыкальных, песельных, литературно- сказочных и образно- цветовых словесных описаний в зрительных образах.

1

Интегр

Изготовление игрушек (вертушек,кукол) на основе конуса и палочки. Изображение на основе аудиоинформации: музыкальные образы, портреты героев любимых сказок и др.

Перевоплащать литературно-сказочные образы и образно- цветовые словесные описания и музыкальные образы в зрительно- цветовые образы.

Декоративно-прикладная деятельность

27

Перенесение реальных предметов в условно- графическое изображение. Плоскостная или глубинно- пространственная композиция.

1

Интегр

Создание карты местности. Примерные темы композиций: «Заветные тропинки», «Как на речку пройти».

Создавать плоскостные или глубинно- пространственные композиции- карты достопримечательностей родного села, города,местности возле школы. Осваивать техники аппликаций и бумажной пластики. Находить в поисковых системах Интернета свой населенный пункт,улицу,дом.

Декоративно-прикладная деятельность

+

28

Настроение, создаваемое музыкальными и литературными произведениями, произведениями народного искусства. Осмысление впечатлений от услышанного в музыке,слове и народной речи. Развитие способности улавливать взаимосвязь между цветом,звуком, движением.

1

Комб.

Упражнения на цветовое восприятие звука. Примерные темы композиций: «Рисуем музыку разными цветами», «Вкус яблока», «Танцуем красками зелёный шум леса», «Плеск голубых волн», «Шуршание жёлтого песка», «Как краски и звуки жили», «Портрет ноты ля», «Музыкальная клякса», «Музыкальная радуга».

Понимать и передавать свои впечатления(в графике,цвете или форме) от услышанного, увиденного, прочитанного- в музыке,в стихе,художественном слове и народной речи. Выполнять упражнения на цветовое восприятие звука (например,ноты до,ре,ми,фа, соль,ля,си можно изобразить в цвете так: красный,оранжевый, жёлтый,зелёный,голубой,синий, фиолетовый). Проведение музыкально-цветовых игр.

Декоративно-прикладная деятельность

+

Художественно- образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов)

29

Искусство и человек. Развитие представлений о памятниках культуры: Исаакиевский собор в Санкт- Петербурге, собор Василия Блаженного в Москве. Художественный музеи как здания для хранения произведений искусства

1

Комб.

Знакомство с архитектурой своего города (прогулки по городу). Коллективный проект «Архитектура моего города».

Участвовать в обсуждении тем: «Искусство вокруг нас», «Красота форм в архитектуре». Находить в поисковых системах Интернета знаменитые архитектурные объекты в разных странах мира.

Декоративно-прикладная деятельность

Коллективный проект

+

30

Формирование представлений о работе над композицией и созданием колорита. Высказывание своих суждений о работе, о выразительных средствах и содержании картины.

1

Комб.

Средства художественной выразительности. Э.Мане, О.Ренуар,А.А.Дейнека, С.В.Герасимов,К.Моне, К.С.Петров-Водкин, М.А.Врубель,А.Я.Головин, В.Ван Гог,К.А.Коровин, А.И.Куинджи,В.Д.Поленов, П.Пикассо,П.Синьяк. Встреча с художником (в мастерской,в школе, по видео- и киноматериалам). Наблюдения за работой художника над картиной, наброском, эскизом.

Наблюдать объекты и явления природы и окружающей действительности;понимать их образы в картине,музыке, поэзии. Сопоставлять, объяснять,высказывать суждения по теме «Отличите понятия: работа над композицией и работа над колоритом». Понимать и объяснять понятие: средства художествнной выразительности при воплощении замысла. Видеть различия в художественно- выразительном языке разных мастеров.Уметь находить образы природы в произведениях живописи и архитектуры (в том числе в поисковых системах Интернета).Наблюдать за работой художника и выражать своё отношение к творческому труду и роли художника в жизни.

Декоративно-прикладная деятельность

+

31

Мир природы: разнообразие цвета и формы (цветы,насекомые, птицы). Отображение мира природы в искусстве.

1

Комб.

Красота форм и цвета в природе и изобразительном искусстве. Разнообразие оттенков цвета. В.Д.Поленов,И.Ф.Хруцкий, С.Ф.Щедрин,И.И.Шишкин, М.С.Сарьян,И.И.Левитан, К.А.Коровин,В.Ф.Стожаров

Осознавать разнообразие красоты цвета и формы в природе и искусстве. Передавать разнообразие оттенков цвета объектов природы (растений,птиц, насекомых). 

Декоративно-прикладная деятельность

+

32

Писатель-художник- книга. Декоративное оформление книги (переплёт,обложка,страница,буквица). Выбор текста для иллюстрирования.

1

Интегр

Иллюстрация в книге и декоративное оформление обложки и переплёта. Художники-иллюстраторы: Е.И.Чарушин,Т.А.Маврина, Ю.А.Васнецов,М.П.Митурич,В.В.Лебедев,В.М.Конашевич.

Иметь представление о работе художника-иллюстратора. Участвовать и вносить свои предложения при обсуждении тем: «Выбор текста для иллюстрирования», «Сказочные образы и образы природы, созданные иллюстраторами детских книг». Находить в Интернете иллюстрации художников к сказкам.

Декоративно-прикладная деятельность

+

33

Выразительность народной глиняной и деревянной игрушки разных регион России.

1

Комб.

Красота произведений декоративно- прикладного искусства.

Наблюдать и характеризовать разнообразие форм народной игрушки и её украшения. Передавать в словесных образах выразительность форм и цвета глиняной и деревянной игрушки.

Декоративно-прикладная деятельность

+

34

Связь и родство изобразительного искусства с другими видами искусства: музыкой,театром,танцем, литературой.

1

Комб.

Просмотр фильма о единстве разных видов художественной деятельности. Организация обсуждений фильма, нахождение сходства и различий. Беседа о создании средствами живописи,графики, скульптуры образов героев, известных по литературе и другими видами искусства (музыка, театр).

Представлять особенности работы художника в театре балета,в музыкальном, кукольном,драматическом театрах. Уметь объяснять различие в деятельности разных художников,находить общее в их работе. Размышлять на тему «Стилизация в работе театрального художника».

Декоративно-прикладная деятельность

+



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

      Определяющие характеристики данной программы- интеграции искусств и полихудожественное развитие школьника. Структура, содержание, основные положения творческого развития ребёнка, учебные задачи, виды и формы работы с детьми, а также педагогические и методологические подходы программы опираются на концепцию образовательной области «Искусство», разработано Б.П.Юсовым в Учреждении РАО «Институт художественного образования».

        Данная программа учитывает опыт и современные направления педагогики в области художественного образования школьников, научно- методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имён и тенденций в искусстве.

        Современный уровень социокультурного развития общества требует обновления культуры общения педагога с учащимся (ученик становится субъектом образовательного процесса), разработки таких учебных программ по предмету «Изобразительное искусство», которые обеспечивали бы полихудожественное развитие школьников.

       Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе- разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

  1. формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;
  2. активизацию самостоятельной творческой деятельности;
  3. развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность;
  4. формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры воспитания произведений профессионального и народного искусства;
  5. воспитание нравственных и эстетических чувств, любви к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны.

Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

  1. воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;
  2. развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально- чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;
  3. формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;
  4. формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;
  5. развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

     Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения художественно- образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно- творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусств.

     В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами.

     Программа полихудожественного развития учащихся опирается на следующие принципы (по Б.П.Юсову).

     Духовное возвышение ребёнка. Важно воспитывать у детей духовные потребности и интересы; развивать возвышенные чувства, возникающие при восприятии художественной культуры; развивать умение любить и ценить культурное наследие родной страны и народов мира.

      Действие, радость увлечение школьников работой. Художественное творчество должно вызывать у детей чувство радости и желание участвовать в коллективном творческом проекте. Такая форма работы учит детей взаимодействовать между собой, свободно высказывать своё мнение, творчески и неординарно мыслить.

       Живое общение с искусством. Необходимо приобщать детей к художественному слову, живой музыке, знакомить с оригиналами произведений изобразительного искусства. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у детей, в том числе создаваться их собственными силами, их руками.

      Освоение разнообразных сторон жизни (природа, животные, архитектура, произведения искусств). Важно дать детям представление с многообразии мира, показать связь природных условий, в которых живут разные народы, с их жизненным укладом, духовными ценностями, архитектурой, искусством.

      Опора в обучении на региональный компонент. Выстраивая учебно- информативный материал урока и планируя творческие задания, педагогу следует учитывать особенности того региона, в котором живут учащиеся,- географические, национальные, культурно- исторические.

     Реализация полихудожественного, интегрированного подхода. Полихудожественный подход и интегрированные формы организации занятий развивают у школьников интерес к искусству, обогащают их эмоциональный опыт. Родство разных видов искусства помогае учащимся лучше прочувтсвовать и понять художественное явление, развивает умение переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ.

       Сенсорное насыщение представлений и действий детей. Детские представления нередко односторонни и разрозненны, основываются на механическом запоминании, страдают словесно- логическим формализмом. Дети могут сказать и назвать, но не всегда умеют прочувствовать и сделать. Ведь ребёнок в первую очередь чувствует. Структура занятия, учебный материал, практическая творческая деятельность должны дать учащимся возможность научится воспринимать действительность во всей полноте с помощью разных чувств-  зрения, слуха, обоняния, осязания.

      Раскрытие разных сторон искусства. Любая творческая деятельность включает три составляющие. Исполнительская (техническая)- основана на многократном повторении, отточенной технике. Творческая (образная)- требует выразительности, индивидуальности, одухотворения, фантазии, внимания и наблюдательности. Самостоятельная жизнь произведения искусства- существование художественного произведения в конкретной среде: в музее, на выставке, в мастерской, в административном и жилом здании.

      Активное творчество учащихся. Развитие творческих способностей у ребёнка происходит только при его активной художественной деятельности. На это направлены предлагаемые в программе задания, основанные на социоигровых методах работы (художественных действиях с формой, пространством, цветом, звуком, словом), при условии сотворчества учителя и учащихся.

      Принцип целостности. Это ведущий принцип, который предусматривает систематическое развитие у школьников способности художественно- оразного восприятия произведений искусства и создания художественного образа в собственных творческих работах.

       Искусство в школе выступает условием и механизмом познания мира детьми в процессе активного творчества. Содержание художественного образования в школе должно опираться на возрастные и психологические особенности младших школьников, на присущие возрасту формы мышления: художественно- образные, художественно- действенные, логические.

      Методическая основа преподавания предмета «Изобразительное искусство»:

  1. опора на практическую деятельность ребёнка и возвышение её до уровня творчества;
  2. подход к преподаванию как живому, образному процессу, чутко реагирующему на внутренний мир ребёнка конкретного возраста (субъективный фактор), внешние социальные и культурные изменения (объективный фактор);
  3. проникновение в духовную, эстетическую, художественную природу искусства и в мир отношений человека и природы;
  4. активизация проектных форм мышления как основы укрупнения педагогических задач развития.

   Интегрированный подход в художественном образовании младших школьников предоставляет учителю свободу творческого поиска, самостоятельность в раскрытии темы, постановке задач, выстраивании учебного материала, выборе художественных средств и форм работы с детьми. Предлагаемые в программе примерные задания ориентируют педагога на разработку своих учебно- творческих заданий, форм и видов работы. Структура, образовательные задачи, принципы организации обучения, темы заданий и учебно- методический материал программы дают педагогу возможность увеличивать количество часов на предмет «Изобразительное искусство» исходя из возможностей и специфики школы (например, в школах с углублённым изучением образовательной области «Искусство») и индивидуальных особенностей учащихся.

       Обучение эффективно только в том случае, если дети увлечены работой, если оно доставляет им радость. Уроки изобразительного искусства следует выстраивать таким образом, чтобы вызвать у  школьников желание заниматься творческой деятельностью, познавать мир художественно- образной форме.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения                                            курса «Изобразительное искусство»

Личностные результаты:

  1. целостное, гармоничное восприятие мира;
  2. интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;
  3. умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;
  4. способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;
  5. способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);
  6. представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;
  7. самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
  8. умение доводить работу до конца;
  9. способность предвидеть результат своей деятельности;
  10. адекватная оценка результатов своей деятельности;
  11. способность работать в коллективе;
  12. умение работать индивидуально и в малых группах;
  13. готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

  1. постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);
  2. принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;
  3. самостоятельная мотивация учебно- познавательного процесса;
  4. самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;
  5. умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  6. умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
  7. умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;
  8. умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно- творческих задач;
  9. умение проводить самостоятельные исследования;
  10. умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;
  11. умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;
  12. умение находить нужную информацию в Интернете;
  13. участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;
  14. умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;
  15. обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;
  16. умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини- рассказы по своему сюжету;
  17. понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);
  18. умение сопоставлять события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;
  19. умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

  1. сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;
  2. умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;
  3. умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;
  4. способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;
  5. умение высказывать предложения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, каритне, спектакле, книге;
  6. умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;
  7. сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;
  8. активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;
  9. понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;
  10. понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;
  11. умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;
  12. умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства- словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;
  13. умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);
  14. сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;
  15. умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного замысла;
  16. умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;
  17. умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;
  18. умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражение идеи произведения;
  19. умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Общая характеристика предмета.

  В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.

    1.Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей ( общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественной деятельности человека. Профессия художника- творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно- прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

     2.Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком- либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.

      Начальная школа- время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно- образного мышления- вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных вводов искусства. Это обоснованно в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизическтх возможностей по- своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т.д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца)- общие эстетические принципы и художественно- выразительные средства. Деятельностный полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.

     3.Художественно- образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем,- развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.

    Направления работы в каждом классе реализуется в следующих видах художественной деятельности.

    Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевым и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.

    Декоративно- прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т.д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).

    Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн- создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.)

    Художественно- творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.

   Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

      2 класс. Дети знакомятся с разными природными пространствами Земли, узнают, как люди приспосабливаются к природным условиям, в которых они живут. Главные задачи этого года- развитие и обогащение чувственной сферы детей, их фантазии и воображения. На примере волшебных превращений, происходящих в сказке (изменения цвета, света, формы, пространства, звука, настроения), деятельность учащихся направляется на создание художественных образов.  Ведущая практическая задача- расширение представления школьников о цвето- колористической палитре и овладение навыками работы новыми художественными материалами.

     Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Освоение человеком пространства земли. Пространство в природе в разное время года. Я в пространстве. Предмет в среде. Элемент в архитектуре. Архитектура в природном пространстве.

     Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Творение формы в природе. Формообразование в архитектуре. Изменение архитектурных форм в разные периоды истории.

     Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет в искусстве и окружающей действительности. Выражение в цвете замысла, настроения, звука, слова.

    Освоение композиционных задач в искусстве на основе композиции отдельного предмета: предмет в среде; человек в пространстве архитектуры.

     Задания с использованием ИКТ дают возможность знакомить школьников на втором году обучении с творчеством художников, работающих с разными материалами, в разных сферах искусства, в том числе с достижениями архитекторов, дизайнеров; способствует формированию умения находить визуальный ряд по изучаемой теме; позволяют расширить диапазон привлекаемых исторических и культурологических данных; развивают интерес к графической грамоте, применению в изобразительном искусстве современных технических средств.

Место предмета «Изобразительного искусства» в учебном плане.

На изучение курса «Изобразительное искусство» с 1 по 4 класс отводится 1 час еженедельно. В 1 классе предусмотрено 33 часа, во 2, 3 и 4 классах- по 34 часа ( всего 135 часов).Количество часов может быть увеличено за счёт дополнительных возможностей внеучебного времени и особенностей образовательного учреждения (например, в школах с углублённым изучением образовательной области «Искусство»). Распределение часов, отведённых на разные направления художественно- творческой деятельности, представлено в программе.

Ценностные ориентиры содержания предмета «Изобразительное искусство»

В основе учебников лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство» («знаниевый» компонент):

  1. воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности России);
  2. развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);
  3. общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и воспитание);
  4. воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно- прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно- нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;
  5. воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;
  6. развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;
  7. совершенствование индивидуальных способностей;
  8. формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально- ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.

Планируемые результаты освоения программы и системы их оценки.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального образования обеспечивают связь между требованиями, определяемыми федеральным государственным образовательным стандартом (2009г.), образовательным процессом и системой оценки, используемой в образовательном учреждении, и учитываются при создании основной образовательной программы начального общего образования. Разрабатывая программу курса «Изобразительное искусство», авторы также опирались на планируемые результаты. В соответствии со стандартом (ФГОС) планируемые результаты конкретизируют и уточняют общее содержание личностных, метапредметных и предметных результатов обучения младших школьников по данному предмету.

      Личностные планируемые результаты отаржают систему ценностных ориентаций младшего школьника, его отношение к изучаемой образовательной области, личностные качества, которые позволяют и совершенствуют с помощью курса «Изобразительное искусство». Эти результаты не подлежат итоговой оценке в виде отметки и не являются критерием перевода учащегося в основную школу. Вместе с тем учитель должен обращать внимание на то, как формируются личностные качества учащегося (особенно те, которые представлены в стандарте), оценивать изменения, происходящие в характере и мировосприятии ребёнка, учитывая в том числе учебно- познавательные мотивы; взаимоотношения со сверстниками; гражданскую идентичности ( отнесение себя к семье, народу, национальности, вере); уровень рефлексивных качеств (уважение к другому мнению, личная ответственность, самооценка,  мировоззренческая позиция). Всё это оценивается с учётом вклада уроков изобразительного искусства в формирование личности младшего школьника.

         Результаты личностных достижений учащегося фиксируются учителем в двух документах: характеристике ученика и его портфолио. Характеристика, которая выдаётся выпускнику начальной школы, должна отражать его отличительные индивидуальные особенности, не только связанные с освоением учебных предметов (успеваемость), но и раскрывающие черты его характера, личностные качества, например:

  1. оценку успеваемости учащегося, его достижения в изучении курса «Изобразительное искусство», возможные трудности усвоения конкретного программного материала;
  2. уровень сформированности учебно- познавательной мотивации, отношения к самостоятельной читательской деятельности; учебная самостоятельность и  инициативность (высокий уровень, средний/достаточный, низкий);
  3. оценку взаимоотношений с одноклассниками, уровень сформированности лидерских качеств, правил участия в совместной учебной деятельности, которая организуется на уроках по предмету « Изобразительное искусство»;
  4. потребность в творческом проявлении в разных видах деятельности и разных учебных дисциплинах, отношение к природе, окружающей действительности, желание прийти на помощь, умение работать в коллективе, отвечать за свои поступки и действия, способность брать ответственность на себя.

Целесообразно в течение всех лет обучения вести портфолио ученика . Это совместная деятельность учащегося и учителя: школьник обдумывает содержание портфолио, следит за порядком и организацией материалов, а педагог даёт рекомендации, как лучше отразить индивидуальные достижения. С учётом специфики деятельности школьника на уроках изобразительного искусства портфолио может включать следующие материалы:

  1. творческие работы ребёнка, выполненные как в виде рисунков, так и в других видах творческой деятельности- написание сочинения, эссе, поэтических пробах, созданных проектах и т. д.;
  2. различные награды (дипломы, похвальные грамоты, благодарности), полученные им за успехи во внеурочной деятельности;
  3. оценочные характеристики успешных докладов, сообщений, презентаций, проектной деятельности на темы произведений изобразительного искусства, жизнь и творчества разных художников.

      Эти документы могут оформляться как благодарственные письма учителя. Например, школьник подготовил интересную презентацию о жизни и творчестве В.М.Васнецова, успешно выступил перед одноклассниками и получил благодарственное письмо учителя. Оно может быть оформлено как официальный документ с подписью педагога и на красивом бланке. Такие письма могу составляться то лица завуча (директора школы), если проведённая учащимся работа выходит за рамки классной.

        Предлагая детям задания для итогового контроля метапредметных и предметных результатов освоения программы, учителю следует обратить внимание на следующее.

    1.Уровень достижений учащегося в соответствии со стандартом проверяется в конце четвёртого года обучения. Контрольные работы (одна- по метапредметным результатам, другая- по предметным) проводится в мае, в течение двух уроков. Например, 15 мая- контрольная работа по метапредметным, 20 мая- по предметным.

    2.Составляя контрольную работу для проверки предметных результатов обучения, учитель самостоятельно отбирает задания базового уровня с учётом цели каждого задания. Из однотипных заданий выбирается одно. Творческая самостоятельная работа ученика оценивается по таким критериям, как уровень владения изобразительными навыками, художественными материалами, умение решать композиционные задачи- освоение всей поверхности листа, отбор необходимых объектов изображения и их смысловое объединение.

     В итоговый контроль могут быть включены задания повышенного уровня. Результат не учитывается при ответе на вопрос «Выполнены или не выполнены требования стандарта?». Цель включения в работу заданий повышенного уровня- установить число учащихся высокого уровня обученности, их общую культуру и эрудицию, а также анализ успешности учебного процесса по курсу «Изобразительное искусство» в данном классе.

   3.Составлять контрольную работу для проверки метапредметных результатов обученности, учитель самостоятельно отбирает задания в соответствии с их целями. Из однотипных заданий выбирается одно. Оценка метапредметных результатов строится по следующим параметрам: чувство ритма, колорит, оригинальность манеры исполнения, композиционного решения.

    В соответствии со статьёй 15 Закона РФ «Об образовании» «освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования… завершается обязательной итоговой аттестацией обучающихся». Эта формулировка означает, что государственной аттестации по завершению начального образования не проводится. В соответствии со статьёй 13 в уставе образовательного учреждения определяется «система оценок при промежуточной аттестации, форма и порядок её проведения». В статье 17 утверждается, что «обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие образовательной программы учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам… по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляют на повторное обучение, переводят в классы компенсирующего обучения с меньшим числом обучающихся на одного педагогического работника образовательного учреждения или продолжают обучение в иных формах».

    Образовательное учреждение, устанавливает систему оценок при промежуточной аттестации, должно учитывать психологические возможности младшего школьника, возникающие в процессе контроля нервно- психические проблемы, ситуативность эмоциональных реакций ребёнка. Нецелесообразно оценивать итоговую контрольную работу отметкой. Годовые оценки выставляются учителем на основе текущего контроля. Результаты проведения итоговой контрольной работы отражаются в характеристике учащегося и в отчёте школы по реализации ФГОС.

Материально- техническое обеспечение образовательного процесса                                       по предмету «Изобразительное искусство»

Для организации и проведения уроков изобразительного искусства необходим отдельный кабинет, в котором должны быть:

  1. раковина и кран с холодной водой;
  2. специальное оборудованное место для учителя: большая доска ( желательно белая), экран, мультимедийная установка, компьютер;
  3. комплекс наглядных пособий для демонстрации на уроке, в том числе диски с репродукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными произведениями, предусмотренными школьной программой.

    Желательно, чтобы столы для учащихся (парты) были с поднимающимися столешницами, позволяющими располагать работу вертикально или наклонно. Важно также иметь специальные мольберты для работы.

     Рядом с кабинетом изобразительного искусства необходимо небольшое отдельное помещение, оснащённое стеллажами и шкафами. Там удобно хранить баночки для воды, краски, кисти, бумаги и выполненные детские работы, а также предметы для составления натюрмортов и выполнения иллюстраций, инструменты и приспособления для организации и проведения выставок детского творчества и т.д.

  1.Основные учебные издания:

  1. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана- Граф, 2011;
  2. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана- Граф, 2011;
  3. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана- Граф, 2011;
  4. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений.- М.: Вентана- Граф, 2011;

2.Дидактические пособия:

  1. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А., Богданович Н.В. Изобразительное искусство: 1 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- М. Вентана- Граф, 2010;
  2. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.. Изобразительное искусство: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- М. Вентана- Граф, 2011;
  3. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.. Изобразительное искусство: 3 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- М. Вентана- Граф, 2011;
  4. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.. Изобразительное искусство: 4 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.- М. Вентана- Граф, 2011;

3.Методичесике материалы для учителя:

  1. Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А.. Изобразительное искусство: 1- 4 класса: методическое пособие для учителя.- М. Вентана- Граф, 2010;
  2. Ермолинская Е.А.. Изобразительное искусство: 1 класса:  органайзер для учителя: методические разработки.- М. Вентана- Граф, готовится к изданию;
  3. Ермолинская Е.А.. Изобразительное искусство: 2 класса: органайзер для учителя: методические разработки.- М. Вентана- Граф, готовится к изданию;
  4. Ермолинская Е.А.. Изобразительное искусство: 3 класса: органайзер для учителя: методические разработки.- М. Вентана- Граф, готовится к изданию;
  5. Ермолинская Е.А.. Изобразительное искусство: 4 класса: органайзер для учителя: методические разработки.- М. Вентана- Граф, готовится к изданию;

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 2 класс ФГОС Школа России

Рабочая программа составлена по программе Неменского Б.М. Программа содержит пояснительную записку с планируемыми результатами. Календарное планирование с деятельностью учащихся и УУД....

Рабочая программа "Изобразительное искусство" 1-4 классы с учетом требований ФГОС

Рабочая программа разработана по изобразительному искусству с учетом требований ФГОС  для 1-4 класов...

Рабочая программа "Изобразительное искусство", 4 класс, ФГОС

Рабочая программа разработана на основе учебника "Изобразительное искусство", 4 класс,  под редакцией  Л. А. Неменской. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного пр...

рабочая программа ПНШ 3 класс ФГОС изобразительное искусство

рабочая программа ПНШ  3 класс ФГОС изобразительное искусство...

рабочая программа ПНШ 4 класс ФГОС изобразительное искусство

рабочая программа ПНШ  4 класс ФГОС изобразительное искусство...

Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 4 класс

Рабочая программа "Изобразительное искусство"(Б.М.Неменский) ФГОС 4 класс...

Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 1 класс

Рабочая программа Изобразительное искусство(Б.М.Неменский) ФГОС 1 класс...