Рабочая программа по изо 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Галиаскарова Ирина Рэмовна

"Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_izo_dlya_1_kl.doc232 КБ

Предварительный просмотр:

«УТВЕРЖДАЮ»                            «СОГЛАСОВАНО»             «РАССМОТРЕНО»

Директор ГБОУ №1785                        ЗУВР                                       на заседании М/О

«Таганский кадетский корпус»                                                          Протокол № _____ от

Е.С.Лакиза                                             Т.А.Дудниченко

___________________________        _____________________

«____» _______________2012 г.       «____» __________2012 г.      «____» ________2012 г.

        

Рабочая учебная программа

Галиаскаровой Ирины Рэмовны (учитель начальных классов)

по изобразительному искусству для 1 класса

на 2012-2013 уч. год

Учебник: Е.И. Коротеева «Изобразительное искусство». под ред. Б.М.Неменского, для 1-ого класса, Москва, Просвещение, 2011 г

Пояснительная записка

Рабочая программа начального общего образования по изобразительному искусству разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОСТ) нового поколения начального общего образования (2010 г.). Содержание направлено на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, способом адаптации материалов примерной программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» к потенциалу общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков». Данная  программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Рабочая программа дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, содержит распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам, а также определяет конкретные виды художественно-творческой деятельности учащихся.

Структура документа  

Рабочая программа включает следующие разделы:

Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;

Учебно-тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство», раскрывающее основное направление тем всего года;

Основное содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;

Календарно-тематическое планирование, указывающее на элементы содержания программы, контрольно-оценочную деятельность, требования к уровню достижений знаний, умений и навыков, средства обучения (Интернет-ресурсы, м./медиа);

Требования к уровню подготовки учащихся начальной школы.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов разработана на основе учебной программы основного образования, утвержденной Министерством образования РФ, авторской  программы «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» (Изобразительное искусство и художественный труд. 1- 9 классы./ Под руководством Б.М. Неменского. – М.: Просвещение, 2007.), имеющей гриф «Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации», в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта начального образования.

В соответствии с новым Базисным учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Изобразительное искусство» отводится 33 часа (из расчета 1 час в неделю) и  34 часа во 2-4 классах (1 час в неделю). В 1 классе в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям реализации образовательных программ, участвующий в муниципальном эксперименте по апробации ФГОС II поколения, программой предусмотрено 25 часов классно-урочной деятельности, остальные 8 часов, художественно-творческие занятия направлены на снятия статического напряжения младшего школьника.

В рабочей программе  нашли отражение цели и задачи изучения изобразительного искусства на ступени начального образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по изобразительному искусству. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом  II поколения формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных учебных действий и ключевых компетенций.

Принципы отбор основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом, его уникальность и значимость определяются нацеленностью на развитие способностей и творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного, пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; особенности к познанию мира через чувства и эмоции.

Доминирующее значение имеет направленность программы на развитие эмоционально-ценностных отношений ребенка к миру. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания  их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, будет поддерживать интерес учащихся к художественному творчеству.

Цель курса:

  • развитие личности учащихся средствами искусства;
  • получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи изучения курса в контексте основных педагогических задач образования:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Отличительная особенность  данной рабочей программы заключается в том, что, в отличие от ранее действовавшей программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-4 классы» рабочая программа содержит в себе четыре блока: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусств», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную и деятельностную. Они все в разной мере присутствуют практически на каждом уроке.

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Особенности организации  художественной деятельности по направлениям  по блокам предмета изобразительное искусство

1 блок. «Виды художественной деятельности»

Рабочей программой по изобразительному искусству в 1 классе предусмотрены три основных вида  художественной деятельности.

Основными направлениями в художественной деятельности являются:

                             1.  Изобразительная деятельность (живопись, рисунок, скульптура)

2. Декоративно- прикладное искусство (декоративная работа – орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий)

3. Художественное конструирование и дизайн  (бумагопластика, лепка, архитектура)

Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач.

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства -сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни — образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие и художественные музеи России: ГТГ Русский музей, Эрмитаж и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т.д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представление народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

2 блок. «Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятие: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше,  дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линий эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

3 блок. «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?»

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А.К. Саврасов, И.И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.)

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, хороводом; былиной, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек  и  человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т.д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для  создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Жанр натюрморта. Художественное конструирование  и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

4 блок. «Опыт художественно-творческой деятельности»

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Планируемые результаты освоения обучающимися  учебного предмета  «Изобразительное  искусство»

В  результате  изучения  изобразительного  искусства  на  ступени   начального    общего   образования    у обучающихся:

• будут  сформированы     основы   художественной    культуры: представление  о  специфике  изобразительного  искусства,  потребность  в  художественном  творчестве  и  в  общении с  искусством,  первоначальные  понятия  о  выразительных  возможностях  языка   искусства;

• начнут  развиваться образное  мышление, наблюдательность и  воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства,  формироваться  основы  анализа  произведения   искусства;    будут  проявляться    эмоционально    ценностное отношение  к  миру,  явлениям  действительности  и  художественный   вкус;

• сформируются    основы   духовно  нравственных    ценностей личности   — способности    оценивать   и  выстраивать    на  основе     традиционных  моральных  норм  и  нравственных  идеалов,  воплощённых    в  искусстве,    отношение    к  себе,   другим  людям, обществу,   государству,   Отечеству,   миру  в  целом;   устойчивое представление  о  добре  и  зле,  должном  и     недопустимом,  которые станут  базой  самостоятельных    поступков   и  действий   на основе  морального  выбора,  понимания    и поддержания  нравственных   устоев, нашедших   отражение   и оценку  в искусстве,   — любви,  взаимопомощи,  уважении  к  родителям,  заботе  о  младших  и  старших,   ответственности    за  другого  человека;

• появится   готовность   и  способность к  реализации своего творческого  потенциала  в  духовной  и  художественно продуктивной  деятельности,  разовьётся  трудолюбие,  оптимизм,  способность  к  преодолению  трудностей,  открытость  миру,  диалогичность;

• установится   осознанное уважение и  принятие традиций, самобытных  культурных  ценностей,  форм  культурно исторической,  социальной   и   духовной   жизни   родного   края,   наполнятся конкретным содержанием понятия    «Отечество», «родная   земля»,   «моя  семья   и  род»,   «мой   дом»,   разовьётся принятие  культуры  и  духовных  традиций  многонационального  народа Российской  Федерации,  зародится  целостный,  социально   ориентированный взгляд  на  мир  в его  органическом единстве  и  разнообразии  природы,  народов,  культур  и  религий;

• будут  заложены  основы  российской  гражданской  идентичности,  чувства  сопричастности  и  гордости  за  свою Родину,  российский народ  и историю   России,   появится   осознание своей  этнической  и  национальной  принадлежности, ответственности    за  общее благополучие.

Обучающиеся:

• овладеют  практическими  умениями  и  навыками  в  восприятии   произведений    пластических    искусств   и  в  различных видах художественной  деятельности:  графике  (рисунке),  живописи,  скульптуре,  архитектуре,  художественном  конструировании,    декоративно -   прикладном    искусстве;

• смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую   оценку   и выражать   своё  отношение   к  событиям   и

явлениям  окружающего  мира,  к  природе,  человеку  и  обществу;  воплощать    художественные     образы   в  различных формах художественно творческой    деятельности;

• научатся   применять    художественные    умения,    знания    и представления о пластических искусствах для выполнения учебных  и  художественно практических  задач,  познакомятся  с  возможностями   использования    в творчестве   различных   ИКТ  средств;

• получат  навыки  сотрудничества  со  взрослыми  и  сверстниками,    научатся   вести   диалог,   участвовать    в  обсуждении значимых    для   человека    явлений    жизни и искусства,    будут способны вставать   на  позицию   другого  человека;

• смогут  реализовать    собственный    творческий    потенциал, применяя  полученные  знания  и  представления  об  изобразительном  искусстве  для  выполнения  учебных  и  художественно- практических  задач,  действовать  самостоятельно  при  разрешении  проблемно-   творческих    ситуаций   в  повседневной    жизни.

 

Восприятие    искусства  и виды   художественной    деятельности

Выпускник    научится:

• различать   основные    виды  художественной    деятельности (рисунок,  живопись,  скульптура,  художественное  конструирование   и  дизайн,   декоративно -  прикладное    искусство)   и  участвовать   в  художественно   творческой    деятельности,     используя различные   художественные материалы   и приёмы   работы  с ними  для  передачи   собственного    замысла;

• различать   основные   виды  и жанры  пластических    искусств, понимать   их  специфику;

• эмоционально ценностно относиться    к  природе,   человеку,  обществу;   различать   и передавать   в художественно    творческой деятельности    характер,   эмоциональные     состояния    и  своё отношение    к  ним  средствами   художественно   образного   языка;

• узнавать,    воспринимать,      описывать    и   эмоционально оценивать   шедевры   своего  национального,     российского    и мирового   искусства,    изображающие    природу,   человека,    различные  стороны   (разнообразие,    красоту,   трагизм   и  т. д.) окружающего   мира  и  жизненных    явлений;

• приводить    примеры    ведущих   художественных     музеев России   и  художественных    музеев  своего   региона,   показывать  на  примерах   их  роль  и  назначение.

Выпускник получит    возможность     научиться:

• воспринимать   произведения   изобразительного   искусства,  участвовать  в  обсуждении  их  содержания  и  выразительных  средств,  различать  сюжет  и  содержание  в  знакомых   произведениях;

• видеть    проявления     художественной      культуры    вокруг (музеи   искусства,   архитектура,   скульптура,   дизайн,   декоративные     искусства     в доме,   на  улице, в театре);

• высказывать   аргументированное   суждение   о   художественных    произведениях,      изображающих     природу   и человека в различных    эмоциональных     состояниях.

 Азбука   искусства.    Как  говорит   искусство?

Выпускник    научится:

• создавать   простые    композиции     на   заданную    тему   на плоскости    и  в  пространстве;

• использовать    выразительные     средства   изобразительного искусства:    композицию,     форму,   ритм,   линию,    цвет,   объём, фактуру;  различные  художественные  материалы  для  воплощения  собственного    художественно   творческого    замысла;

• различать    основные    и  составные,    тёплые   и  холодные цвета;   изменять   их   эмоциональную   напряжённость   с   помощью  смешивания    с белой  и чёрной  красками;   использовать их   для   передачи    художественного     замысла    в  собственной учебно-творческой    деятельности;

• создавать   средствами    живописи,    графики,    скульптуры, декоративно прикладного  искусства  образ  человека:  передавать  на  плоскости  и  в  объёме  пропорции  лица,  фигуры;  передавать  характерные  черты  внешнего  облика,  одежды,  украшений   человека;

• наблюдать,    сравнивать,    сопоставлять    и  анализировать пространственную     форму  предмета;   изображать   предметы различной    формы;    использовать    простые    формы   для   создания выразительных    образов   в  живописи,    скульптуре, графике;

• использовать    декоративные     элементы,    геометрические, растительные    узоры  для  украшения    своих  изделий   и предметов  быта;   использовать    ритм   и  стилизацию    форм   для  создания   орнамента;    передавать    в  собственной художественно творческой    деятельности    специфику    стилистики    произведений  народных   художественных   промыслов  в России   (с  учётом местных   условий).

Выпускник получит    возможность     научиться:

• пользоваться      средствами      выразительности       языка живописи,  графики,  скульптуры,  декоративно прикладного         искусства, художественного конструирования            в собственной  художественно творческой  деятельности;

• передавать  разнообразные  эмоциональные  состояния,  используя  различные    оттенки    цвета, при   создании    живописных композиций     на  заданные    темы;

• моделировать  новые  формы,  различные  ситуации  путём   трансформации      известного,     создавать    новые   образы природы,  человека,  фантастического  существа  и  построек  средствами  изобразительного  искусства  и  компьютерной  графики;

• выполнять  простые  рисунки  и  орнаментальные  композиции,  используя  язык  компьютерной  графики  в  программе  Paint.

 Значимые темы  искусства.

О  чём говорит   искусство?

Выпускник    научится:

• осознавать    значимые    темы   искусства    и  отражать   их  в собственной    художественно   творческой    деятельности;

• выбирать  художественные  материалы,  средства  художественной  выразительности  для  создания  образов  природы,  человека,   явлений   и  передачи   своего  отношения    к  ним;  решать художественные     задачи   с  опорой    на   правила    перспективы, цветоведения,    усвоенные   способы   действия;

• передавать  характер  и  намерения  объекта  (природы,  человека,  сказочного  героя,  предмета,  явления  и  т.  д.)  в  живописи,  графике  и  скульптуре,  выражая  своё  отношение  к  качествам   данного   объекта.

Выпускник получит    возможность     научиться:

• видеть,  чувствовать  и  изображать  красоту  и  разнообразие    природы,    человека, зданий, предметов;

• понимать     и  передавать     в  художественной      работе разницу  представлений  о  красоте  человека  в  разных  культурах    мира,  проявлять     терпимость     к  другим    вкусам  и мнениям;

• изображать  пейзажи,  натюрморты,  портреты,  выражая   к ним   своё   отношение;

• изображать     многофигурные     композиции     на  значимые жизненные    темы   и участвовать     в коллективных работах на  эти   темы.

1 класс (33 часа)

«Ты изображаешь, украшаешь и строишь»

Три вида художественной деятельности, определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, положены в основу первого, вступительного класса.

На помощь детям (и учителю) приходит игровая, образная форма приобщения: "Три брата-мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки". Открытием для детей должно стать, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью – тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство). Увидеть в окружающей жизни работу того или иного брата-мастера – интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познании огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этого года также входит осознание того, что "Мастера" работают определенными материалами, входит и первичное освоение этих материалов.

Но "Мастера" предстают перед детьми не все сразу. Сначала они под "шапкой-невидимкой". В первой четверти снимает с себя "шапку" и начинает открыто играть с детьми "Мастер Изображения". Во второй четверти он поможет снять "шапку-невидимку" с "Мастера Украшения", в третьей – с "Мастера Постройки". А в четвертой они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе. Нужно иметь в виду и особый смысл обобщающих уроков: в них через работу каждого "Мастера" связывается детская художественная работа со взрослым искусством, с окружающей действительностью.

 

Учебно-тематический план

 

Раздел

Тема

Количество

часов

В том числе:

Практические работы

Уроки контроля (обобщающие уроки)

Раздел 1. Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения

10

9

1

1.

Введение в предмет. Все дети любят рисовать.

1

1

2.

 Изображения всюду вокруг нас.

1

1

-

3.

Мастер Изображения учит видеть.

1

1

-

4.

Изображать можно пятном.

1

1

-

5-6.

Изображать можно в объеме. Лепка птицы и животного из целого куска.

2

2

-

7.

Изображать можно линией.

1

1

-

8.

Разноцветные краски. Волшебный мир красок.

1

1

-

9.

Изображать можно и то, что невидимо (настроение).

1

1

-

10.

Художники и зрители (обобщение темы)

1

-

1

Раздел 2. Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения

8

8

-

11.

Мир полон украшений.

1

1

-

12.

Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях.

1

1

-

13.

Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы.

1

1

-

14.

Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Объемная аппликация.

1

1

-

15.

Узоры,  которые создали люди.

1

1

16.

Как украшает себя человек

1

1

-

17-18.

Мастер Украшения помогает сделать праздник.

2

2

-

Раздел 3. Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки

10

10

-

19.

Постройки в нашей жизни.

1

1

-

20.

Домики, которая построила природа.

1

1

-

21-22.

Дом снаружи и внутри.

2

2

-

23.

Строим город.

1

1

-

24.

Все имеет свое строение.

1

1

-

25-26.

Постройка предметов (упаковок).

2

2

-

27-28.

Город, в котором мы живем.

2

2

-

Раздел 4.  Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу

5

4

1

29.

Совместная работа трех Братьев – Мастеров

1

1

30.

«Сказочная страна». Создание панно.

1

1

-

31.

«Праздник весны». Конструирование птиц из бумаги.

1

1

-

32.

Разноцветные жуки.

1

1

-

33.

«Здравствуй, лето!»

1

1

-

Всего:

33

31

2

Содержание учебного материала

«Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения » (10 часов: 9 - практ. работа,  1 — обобщение темы)

1.  Введение в предмет. Все люди любят рисовать. (1 час – практ. работа)

Задание: знакомство с учебным предметом «Изобразительное искусство» и учебником. Рисование солнца или рисунка по замыслу.

Материалы: краски, кисточки, карандаши восковые, бумага разных видов, пастельные мелки, баночки с водой.

Зрительный ряд:  работы детей, выполненные в различных техниках (гуашь, мелки, карандаш); учебник «Искусство и ты».

Литературный ряд: загадки о солнце.

Музыкальный ряд: запись песни «Улыбайся, солнышко», сл. В. Кузнецова, муз. С. Стемпневского

 

2. Изображения всюду вокруг нас. (1 час — практ. работа)

Задание: знакомство с видами художественной деятельности; рисование того, что больше всего хочется с использованием любых материалов.

Материалы: гуашь, акварель, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, бумага, клей, ножницы, пластилин.

Зрительный ряд: иллюстрации с различными изображениями (узоры на  ткани, керамические изделия с различными изображениями), иллюстрированные книги, шкатулки, открытки и др.

Литературный ряд: загадки, стихи

3.  Мастер Изображения учит видеть. (1 час – практ. работа)

Развитие наблюдательности и аналитических возможностей глаза. Фрагменты природы. Животные – чем они похожи и чем отличаются друг от друга.

Задание: Изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья; изображение животных.

Материалы: бумага, фломастеры или цветные карандаши,  краски или мелки, кисти.

Зрительный ряд:  аппликация из цветной бумаги «Осенний лес»; осенние листья; иллюстрация «осенний  пейзаж»,слайды с изображением рисунков животных или живых зверей.

Литературный ряд: стихи об осени и о зверях.

4. Изображать можно пятном. (1 час – практ. работа)

Задание: Присмотреться к разным пятнам – мох на камне, осыпь на стене, узоры на мраморе и постараться увидеть в них какие-либо изображения. Превратить пятно в изображение зверушки. Пятно, наклеенное или нарисованное, подготовлено учителем.

Материалы: краски, мелки, черная тушь, черный фломастер.

Зрительный ряд: иллюстрации к книгам о животных Е.Чарушина, В.Лебедева, Т.Мавриной, М.Митурича и других художников, работающих пятном.

5. Изображать можно в объеме. Лепка птицы и животного из целого куска. (2 часа – практ. работа)

Задание: Превратим комок пластилина в птицу. Лепка. Посмотреть и подумать, какие объемные предметы на что-нибудь похожи, например, картофелины и другие овощи, коряги в лесу или парке.

Материалы: пластилин, стеки, дощечка.

Зрительный ряд: слайды природных объемов выразительных форм или настоящие камешки, форма которых что-нибудь напоминает.

Литературный ряд: загадки

6. Изображать можно линией.  (1 час – практ. работа)

Задание: Линией можно рассказывать. "Расскажи нам о себе" – рисунок или ряд последовательных рисунков.

Материалы: бумага, черный фломастер или карандаш.

Зрительный ряд: линейные иллюстрации детских книг, рисунки на темы стихов С.Маршака, А.Барто, Д.Хармса с веселым, озорным развитием сюжета, образцы графики, фотографии пейзажей.

Литературный ряд: веселые стихи про жизнь дома.

Музыкальный ряд: детские песенки о жизни в семье.

7. Волшебный мир красок. Разноцветные краски.  (1 час – практ. работа).

Задание: Проба красок. Радость общения с красками. Овладение навыками организации рабочего места и пользования красками. Название цвета. Что в жизни напоминает каждый цвет. Игровое изображение красочного многоцветного коврика.

Материалы: краски, гуашь, крупная и тонкая кисти, белая бумага.

Литературный ряд: стихи.

8. Изображать можно и то, что невидимо (настроение). (1 час – практ. работа).

Задание: Изобразить радость и изобразить грусть. Рисуем музыку – задача выразить в изображении образы контрастных по настроению музыкальных пьес.

Материалы: белая бумага, гуашь, кисти.

Зрительный ряд:  произведения художников (репродукции), иллюстрации детских книг, детские работы.

Музыкальный ряд: мелодии радостные и грустные.

9. Художники и зрители (обобщение темы). (1 час – обобщение темы).

Задание: Быть зрителем интересно и непросто. Этому надо учиться. Знакомство с понятием "произведение искусства". Картина. Скульптура. Цвет и краски в картинах художников. Развитие навыков восприятия. Беседа. Выставка детских работ за учебную четверть.

Зрительный ряд: В. Ван Гог "Подсолнухи", Н. Рерих "Заморские гости", В. Васнецов "Три богатыря", С. Кончаловский "Сирень", М. Врубель "Царевна Лебедь".

«Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения» (8 часов: 8 — практ. работа)

10. Мир полон украшений. (1 час – практ. работа).

Задание: Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений. Изображение сказочного цветка (по воображению)

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага.

Зрительный ряд: фотографии с изображением различных украшений, иллюстрации с изображением цветов;

 Музыкальный ряд: запись песни «О волшебном цветке».

11. Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях. (1 час – практ. работа)

Задание: Украшение крыльев бабочки. Бабочка украшается по вырезанной учителем заготовке или может быть нарисована (крупно, на весь лист) детьми на уроке. Многообразие и красота узоров в природе.

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага.

Зрительный ряд: слайды "Бабочки", коллекции бабочек, книги с их изображением.

Литературный ряд: загадки о бабочках.

12. Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы. (1 час – практ. работа)

Задание: Развитие наблюдательности. Опыт эстетических впечатлений. Украшение рыбки узорами чешуи.

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага.

Литературный ряд: стихи, загадки

13. Красоту надо уметь замечать: украшения птиц. Объемная аппликация. (1 час – практ. работа)

Задание: Изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации, коллажа. Развитие декоративного чувства совмещения материалов, их цвета и фактуры.

Материалы: разноцветная и разнофактурная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды и книги с изображением различных птиц.

Музыкальный ряд: детские или народные песни с ярко выраженным игровым, декоративным моментом (звон колокольчика, имитация птичьего пения).

14.Узоры,  которые создали люди. (1 час – практ. работа)

Декоративная деятельность. Из истории декоративно-прикладного искусства, его роли в жизни людей, правила составления основного вида украшения – орнамента.

Основа орнамента - элементы (геометрические формы, формы растительного и животного мира), повторяющиеся через определенные промежутки, ритм – равномерное чередование элементов.

Задание: Изображение орнамента по воображению

Материалы: гуашь, крупная и тонкая кисти, цветная или белая бумага, ножницы, салфетки.

Зрительный ряд:  иллюстрации или фото образцов орнаментов, образцы различных предметов, украшенные узорами (полотенце с орнаментом, предметы быта, изделия народных мастеров, обои и т.д.), образцы геометрического орнамента в полосе.

15. Как украшает себя человек. (1 час – практ. работа).

Задание:  изображение любимых сказочных героев и их украшений.

Материалы:  простой карандаш, ластик, краски, кисти, бумага, баночки с водой, восковые мелки.

Зрительный ряд: образцы сказочных героев.

16. Мастер Украшения помогает сделать праздник. (2 часа – практ. работа).

Дизайн, как разновидность художественного творчества, синтеза изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства в  современном мире.  Понятия «дизайн», «дизайнер»; составление из природного материала украшения для новогодней елки, использование законов композиции.

Задание: Украшение комнаты. Изготовление праздничных новогодних гирлянд и звезд. Украшение класса и своего дома к новогодним праздникам. Коллективное панно "Новогодняя елка".

Материалы: цветная бумага, ножницы, клей, фольга, серпантин.

Зрительный ряд: детские работы, выполненные за четверть.

Литературный ряд: стихи о празднике Нового года.

Музыкальный ряд: рождественские и новогодние праздничные песни, П. Чайковский фрагменты балета "Щелкунчик".

«Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки» (10 часов: 10 — практ. работа)

17. Постройки в нашей жизни.  (1 часа – практ. работа).

Задание: Изображение сказочного дома для себя и своего товарища по воображению. Изображение дома с помощью печаток.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, печатки (ластик, палочка, колпачок от ручки и т.п.)

Зрительный ряд: образцы домов, фотографии архитектурных построек.

18. Домики, которая построила природа. (1 час – практ. работа)

Задание: Лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов. Постройка из коробочек и бумаги удобных домиков для слона, жирафа и крокодила. Слон большой и почти квадратный, у жирафа – длинная шея, а крокодил очень длинный. Дети учатся понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.

Материалы: пластилин, стеки, тряпочка, дощечка.

Зрительный ряд: иллюстрации к сказкам А.Милна "Винни-Пух", Н.Носова "Незнайка в Цветочном городе", Дж.Родари "Чиполлино", А.Волкова "Волшебник Изумрудного города".

Литературный ряд: описания сказочных городков.

Музыкальный ряд: музыка к мультфильму и балету "Чиполлино".

19. Дом снаружи и внутри. (2 часа – практ. работа)

Задание: Дом "смотрит" на улицу, но живут внутри дома. "Внутри" и "снаружи" очень взаимосвязаны. Изображение дома в виде букв алфавита так, как будто у них прозрачные стены. Как бы могли жить в домах-буквах маленькие алфавитные человечки, как расположены там комнаты, лестницы, окна.

Материалы: бумага (белая или цветная), карандаши или цветные мелки.

Зрительный ряд: иллюстрации детских книг.

20. Строим город. (1 час – практ. работа)

 Задание: Изображение образа города для конкретной сказки. Конструирование игрового города. Игра в архитекторов.

Материалы: гуашь, цветная или белая бумага, широкая и тонкая кисти, коробки разных форм, плотная бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: иллюстрации детских книг.

Литературный ряд: описания сказочного города из литературного произведения.

21. Все имеет свое строение. (1 час – практ. работа).

Задание: Сделать образы разных зверей – зоопарк-конструкцию из коробочек. Сделать из коробочек веселых собак разных пород. Материал можно заменить на аппликацию: разнообразные образы собак делаются из наклеивания на лист заранее заготовленных одноцветных бумажных обрезков разных геометрических форм.

Материалы: различные коробки, цветная и белая плотная бумага, клей, ножницы.

Зрительный ряд: фотографии животных или репродукции картин с изображением животных.

22. Постройка предметов (упаковок). (2 часа — практ. работа).

Задание: Конструирование из бумаги, упаковок, подставок, цветов и игрушек.

Материалы: цветная или белая бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд: слайды с различных предметов, соответствующих заданию.

Литературный ряд: стихи о веселых трудолюбивых мастерах.

 

23. Город, в котором мы живем. (2 часа – практ. работа).

Задание: "Я рисую любимый город". Изображение "по впечатлению" после экскурсии.

Материалы: бумага, гуашь, кисти или мелки (по выбору учителя).

Литературный ряд: стихи о своем городе.

Музыкальный ряд: песни о своем городе.

Обобщение темы

Задание: выставка работ, сделанных за четверть. Дети учатся смотреть и обсуждать работы друг друга. Игра в художников и зрителей. Можно сделать обобщающее панно "Наш город" или "Москва".

«Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу» (5 часов: 4 – практ. работа, 1 - обобщение)

24. Совместная работа трех Братьев - Мастеров. (1 час – обобщение).

Узнаем совместную работу "Мастеров" в своих работах прошлых четвертей и в произведениях искусства.

Обобщением здесь является 1-й урок. Его цель – показать детям, что на самом деле наши три "Мастера" неразлучны. Они постоянно помогают друг другу. Но у каждого "Мастера" своя работа, свое назначение. И в конкретной работе один из "Мастеров" всегда главный. Вот, например, наши рисунки-изображения: где тут работа "Мастера Постройки"? А сейчас эти работы украшают класс. А в работах, где главным был "Мастер Украшения", как ему помогали "Мастер Изображения", "Мастер Постройки"? Главное, это вспомнить с ребятами, в чем именно состоит роль каждого "Мастера" и чему он помог научиться. В классе должны быть выставлены лучшие работы детей за весь год. Своего рода отчетная выставка. Желательно, чтобы каждый ребенок имел какую-то выставленную работу. Дети учатся рассказывать о своих произведениях и о рисунках своих товарищей. В конце урока демонстрируются слайды произведений взрослого искусства, и дети должны выделить "участие" каждого "Мастера" в этих работах: ваза с фигуративным рисунком; ваза, форма которой что-то изображает; картина с архитектурной постройкой; фонтан со скульптурой; дворцовый интерьер с ярким декором, скульптурой и картинами; интерьер современного здания с монументальной росписью.

25. «Сказочная страна». Создание панно.(1 час — практ. работа).

Задание: Коллективное панно и индивидуальные изображения по сказке.

Материалы: бумага, гуашь, кисти, ножницы, клей, цветная бумага, фольга.

Зрительный ряд: музыка из мультфильмов, фильма или балета по этой сказке.

Литературный ряд: сказка, выбранная учителем.

26. «Праздник весны». Конструирование птиц из бумаги.  (1 час — практ.работа)

Задание: конструирование и украшение птиц.

Материал: бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд:  образец педагога, иллюстрации птиц.

Литературный ряд: стихотворение  о весне, загадки о  птицах.

27. Разноцветные жуки (1 час – практ. работа)

Задание: конструирование и украшение жуков, бабочек.

Материал: бумага, ножницы, клей.

Зрительный ряд:  образец педагога, иллюстрации жуков, бабочек.

Литературный ряд: стихотворение  о весне, загадки о насекомых.

28. «Здравствуй, лето!». (1 час – практ. работа)

Композиция "Здравствуй, лето!" по впечатлениям от природы.

Задание: нарисовать рисунок о лете.

Материал: гуашь, кисти, баночки с водой, тонированная бумага.

Литературный ряд: стихи о лете, загадки о лете.

Требования к уровню подготовки учащихся 1 классов

Учащиеся 1класса должны

знать/понимать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства

уметь:

  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников (В. М. Васнецов, И. И. Левитан);
  • сравнивать отдельные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, акварельные краски, цветные карандаши, бумага);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для самостоятельной творческой деятельности;
  •  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

  1. Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
  2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
  3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления  работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

  1. Викторины
  2. Кроссворды
  3. Отчетные выставки творческих  (индивидуальных и коллективных) работ
  4. Тестирование

Формирование универсальных учебных действий

Личностные УУД:

  • ценностно-смысловая ориентация учащегося;
  • действие смыслообразования;
  • нравственно-этическое оценивание

Коммуникативные УУД:

  • умение выражать свои мысли;
  • разрешение конфликтов, постановка вопросов;
  • управление поведением партнера: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

  • целеполагание;
  • волевая саморегуляция;
  • коррекция;
  • оценка качества и уровня усвоения.

Познавательные универсальные действия 

Общеучебные:

  • умение структурировать знания;
  • смысловое чтение;
  • знаково-символическое моделирование;
  • выделение и формирование учебной цели.

Логические:

  • анализ объектов;
  • синтез, как составление целого из частей;
  • классификация объектов;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование;
  • построение логической цепи рассуждения.

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

  • Телевизор
  • Видеомагнитофон (DVD)
  • Диапроектор
  • Графопроектор
  • Экран

ТАБЛИЦЫ (комплекты)

  • Хохлома
  • Гжель
  • Урало-сибирская роспись
  • Полхов-Майдан
  • Мезенская роспись
  • Дымковская игрушка
  • Жостово
  •  Введение в цветоведение. 16 штук
  • Декоративно-прикладное искусство. 12 штук

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

  • Коллекция изделий декоративно-прикладного искусства и народных промыслов
  • Репродукции картин разных художников.
  • Муляжи для рисования (2 набора)
  • Коллекция бабочек для рисования
  • Серии фотографий и иллюстраций природы.
  • Фотографии и иллюстрации животных.
  • Тела геометрические (1 набор)
  • Предметы для натурной постановки (кувшины, часы, вазы и др.).
  • Таблицы последовательного рисования по темам и классам (в папках)
  • Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...