Звездное космическое небо
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Шкуратова Ирина Александровна

Мастер-класс по батику

 

Тема: «Звёздное космическое небо»

Цель: Создание композиции «Звёздное космическое небо» средствами холодного батика, используя цветной резервирующий состав по ткани  и соль для эффектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zvezdnoe_kosmicheskoe_nebo.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы специальная (коррекционная) общеобразовательная школа V вида №573

Мастер-класс

«Звёздное космическое небо»

2-3 класс

    Воспитатель: Буякова И.А.

                                   Левочкина Л.Ю.

Москва 2012г

Дата: 12.04.2012

Тема: «Звёздное космическое небо»

Цель: Создание композиции «Звёздное космическое небо» средствами холодного батика, используя цветной резервирующий состав по ткани  и соль для эффектов.

Задачи:

1.Обучающая: Знакомства с различными способами изображения планет, космических тел, ракет и т.д. . Отработка навыков работы в технике холодного батика с применением  цветного резерва. Знакомство с новым материалом – солью для эффекта.  

2. Развивающая: Развитие у детей эмоционального отношения к образу по средствам рассказа; воздействие на эмоциональное состояние ребенка по средствам изучения нового материала.

3. Воспитательная: Воспитание любви к окружающему миру, интереса к изображению звёздного космического неба.

Оборудование:

  1. Карточки с изображением космических тел.
  2. Оригиналы работ выполненных в технике холодного батика.
  3. Рамка с натянутой тканью (для воспитателей)
  4. Пяльцы с натянутой  тканью (для детей)
  5. Простые карандаши
  6. Краски для батика
  7. Трубочки для резерва
  8. Резервирующий состав
  9. Соль
  10. Мочевина
  11. Кисти
  12. Тарелки
  13. Стаканы с водой
  14. Перчатки
  15. Фартуки
  16. Образцы рисунков (для детей)

Технические средства:

  1. Аудиозапись песни «Коробейники»
  2. Аудиозапись со звуками космоса
  3. Магнитофон
  4. Ноутбук
  5. Проектор
  6. Мольберт


Эта


Деятельность воспитателя


Деятельность учащегося


примечание

Орг.момент



(И.А.)Здравствуйте ребята и уважаемые гости! Сегодня мы проведем мастер-класс роспись по ткани в технике батик, «Холодным способом».

Приветствуют воспитателей и гостей.

Слайд 1

Вступительная часть



(Л.Ю)Ребята, сегодня 12 апреля.  Вы знаете какой сегодня праздник? Молодцы, сегодня День космонавтики. В такой знаменательный день мы с вами все вместе попробуем сделать панно «Звездное космическое небо», в технике холодного батика. Но для начала мы узнаем что такое батик.

Да.  День космонавтики!

Изучение нового материала



 (И.А.)Что же такое батик? Батик – это роспись ткани с использованием резервирующего состава. Существует 4 основных вида росписи ткани. Но об этом нам расскажут:

  1. Холодный батик ( Федорова Вика)
  2. Горячий бати (Королева Саша)
  3. Узелковый батик (Никушин Павел)
  4. Свободная роспись ткани (Середич Илья)

Холодный батик — одна из разновидностей батика. Эта техника росписи по ткани использует специальный резервирующий состав. Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку. Для нанесения на ткань контура рисунка применяют стеклянные трубочки. Наиболее распространенная и удобная в работе трубочка с загнутым тонким концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава. Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как ширина контура зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.


Горячий батик — одна из разновидностей батика. Узор создается с помощью расплавленного воска или других подобных веществ. Окрасив ткань и сняв воск, мы получим белый или разноцветный рисунок на цветном фоне. В горячем батике разогретый резервирующий состав используется для нанесения контура, им же покрываются отдельные участки ткани для предохранения их от растекающейся краски. Благодаря тому, что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных технических приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм, в особенности цветочных

 Узелковый батик – крашение ткани, связанная узлами. Ткань складывается различными способами, затем перевязывается синтетический нитью, или просто завязывается узлом и окрашивается. Высушенное изделие сушится феном, после этого удаляются нити. Изделие проглаживается с двух сторон утюгом через бумагу или ткань. в тех местах, где ткань перевязана  она не окрашивается, создовая причудливые узоры.

Свободная роспись ткани – производится без применения резерва. Рисунок наносят на пропитанную растворами крахмала или соли ткань, различными красками, свободными мазками. Способы свободной росписи:

  1. По сырому –ткань увлажняют водой, а за тем окрашивают, краски растекаются свободными формами.
  2. Сухая кисть- выполняется кисточкой щетиной , мазок выполняется без отрыва от ткани.
  3. Соль для эффекта- на отдельные участки влажной ткани высыпается крупная соль. Высыхая она вбирает в себя излишки воды вместе с краской, создавая эффект размытости.

Слайд 2
























Слайд 2





















Слайд 3













Слайд 4

физминутка

(Л.Ю)А теперь ребята, давайте представим что мы летим в космосе, Я вам прочту стихотворение, а вы будите смотреть фильм и внимательно слушать меня.


- Вот звёздное небо! Что видно на нём?

- Звёзды там светят далёким огнём!

- Только ли звёзды на небе сияют?

- Нет! Среди звёзд там планет блуждают!

- Как так блуждают? Дороги не знают?

- Нет! Это кажется, будто блуждают!

Все они - Солнца большая семья.

И под влияньем его притяжения

Вечно творят круговые движения!

И вместе с ними планета моя -

Та, что зовётся планетой "Земля",

Та, на которой живём ты и я!


(И.А)Над Землёю ночью поздней,

  Только руку протяни,

  Ты ухватишься за звёзды:

  Рядом кажутся они.

  Можно взять перо Павлина,

  Тронуть стрелки на Часах,

  Покататься на Дельфине,

  Покачаться на Весах.

  Над Землёю ночью поздней,

  Если бросить в небо взгляд,

  Ты увидишь, словно гроздья,

  Там созвездия висят.

  Над Землёю ночью поздней,

  Только руку протяни,

  Ты ухватишься за звёзды:

  Рядом кажутся они.





Слушают, смотрят.

Звук орбиты Земли, звук открытого космоса часть 4

Практическая часть

(Л.Ю)Вы только что увидели космическое небо.

  1. Рисунок карандашом.

Теперь посмотрите перед вами лежат пяльцы с натянутой тканью, кисти, краски, карандаши. Я каждому раздаю картинки с космическими телами которые вы должны  перерисовать на вою ткань простым карандашом. Делайте это аккуратно, не торопясь, чтобы не испортить свою будущую работу.

  1. Обвод рисунка резервирующим составом.

(И.А.)Берем стеклянную трубочку, окунаем ее носик в резервирующий состав и набираем его в шарик . После этого вытираем носик трубочки салфеткой. Теперь аккуратно начинаем обводить , не отрывая руки, свои карандашные линии, стараясь не допускать пробелов.

  1. Роспись ткани красками.

(Л.Ю.)Прежде чем мы начнем работать красками, наденем фартуки и резиновые перчатки, для того чтобы не испачкать одежду и руки, так как эту краску очень сложно отмыть от рук и одежды.

(И.А.)Берем кисть, окунаем ее в нужный цвет и начинаем ее наносить на определенный участок ткани который вас заинтересовал. Старайтесь на задевать линии контура, чтобы цвет не перешел на другой участок изображения. Краски  сольются и изменится цвет, который исправить уже нельзя. Краски хорошо растекаются по ткани. Несколько мазков хватит чтобы закрасить небольшой участок изображения.

  1. Создание эффектов с помощью соли и мочевины.

(Л.Ю)Теперь возьмем в руки щепотку соли и кинем ее на участок рисунка, который Вам понравился. Подождем 2-3 минуты, после чего мы увидим получившийся эффект.


1.рисуют космические тела карандашом.








2. Обводят рисунок резервирующим составом.








3.Одевают фарту и перчатки. Начинают работу с красками.













4.Работают с солью

Слайд 5











Слайд 6








Слайд 7















Слайд 8

Завершение работы

(И.А)И так ,ребята, наша работа подошла к концу. Пока ваши работы будут сохнуть, мы побеседуем .Что нового и интересного  вы сегодня узнали? Чему вы сегодня научились?


(Л.Ю)Теперь давайте каждый пройдет  вокруг стола  и посмотрит что и как у кого получилось.


После того как наши работы просохнут, мы их аккуратно вырежем и пришьем их на наша звездное небо.


Наше занятие окончено, поблагодарим друг друга за работу.

Что такое батик, каких видов он бывает.

Делать контур резервирующим составом, как правильно работать с красками.


Рефлексия



   Слайд 9

После занятии.

Педагог сшивает все детские работы между собой. Получается коллективное панно «Звездное космическое небо»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по темам"Правописание сочетаний ЖИ-ШИ"и "Звездное небо,заглянем в будущее"

Этот урок проводится для обобщения изученного материала по указанным темам....

Звездное небо.

Данные презентации сделаны для проведения уроков в начальных классах. Это лишь малая часть моего труда. Все презентации были использованы на уроках(планы уроков не размещаю)....

Звездное небо – великая книга природы.- окружающий мир 4 класс

Тема: Звездное небо – великая книга природы.Цели: - Дать представление о звёздах, знакомить с созвездиями как участками звёздного неба;- Научить находить созвездия на звёздной карте и в ночном н...

Конспект и презентация к уроку "Звездное небо"

Урок по окружающему миру во 2 классе раскрывает основные понятия : Вселенная. Космос, звезды и созвездия. Ребята знакомятся с видами телескопов, названиями созвездий. Узнают о том, кто дал эти названи...

Урок по окружающему миру, 2 класс по теме "Звездное небо" (по учебнику А. А. Плешаков)

Урок окружающего мира во 2 классе. Тип урока ОНЗ.Цели урока:1.Уточнить понятие «созвездие» и формировать представления о новых;2. Формировать умения узнавать созвездия на карте Звёздного неба, находит...

Урок по окружающему миру, 2 класс по теме "Звездное небо" (по учебнику А. А. Плешаков)

Урок окружающего мира во 2 классе. Тип урока ОНЗ.Цели урока:1.Уточнить понятие «созвездие» и формировать представления о новых;2. Формировать умения узнавать созвездия на карте Звёздного неба, находит...

Материалы к урокам окружающего мира. Сценарий космической игры "Сокровища звездного неба".

Сценарий космической игры для учеников начальных классов «Сокровища звездного неба»     ...