Муниципальный смотр-конкурс «Мой лучший урок»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

Шевченко Людмила Николаевна

Форма урока:    Урок - путешествие в гости к русской матрешке. Изучение нового материала.

Цель урока: Познакомить учащихся с родословной русской матрешки, с росписью игрушки.

Задачи:

1.        Углубить эстетические познания о народном декоративно-прикладном искусстве. Учить различать матрёшек по форме, цвету, узору

2.        Развивать эстетическое восприятие; художественный вкус

3.        Воспитывать интерес к декоративному искусству. Прививать любовь к прекрасному, к русской народной песне.

Результативность  урока:

В ходе урока ученики актуализируют:

– познания о декоративно – прикладном искусстве на примерах художественных изделий  народных мастеров ;

 – знания и представления о русской матрешке;

 Приобретают:

– знания, расширяющие кругозор в области декоративно – прикладного искусства;

 – умения делать сравнительный анализ  матрешки ;

Закрепляют:

– умения работать с различными источниками информации (слуховой, наглядной);

 – умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tso_moy_urok12.2.doc265.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект-модель урока: « Декоративно – прикладное искусство. Русская народная  игрушка –матрешка.»

Ход урока.

1.   Организационный момент.

  1. Приветствие обучающихся:
  2. Проверь, дружок,
  3. Готов ли ты начать урок?
  4. Всё ль на месте, всё ль в порядке:
  5. Карандаш, альбом и краски.
  6. Проверили? Садитесь.
  7. И с усердием трудитесь!

2. Постановка темы урока.

Тема нашего урока посвящена одному из самых известных во всём мире талисману России. А что это за талисман, вы скажете после просмотра небольшого видиоролика  (показ видиоролика).

- Конечно же,это всеми нами любимая русская матрешка. (слайд 1)

-Работа с толковым словарем  С. Ожегова

-Что означает слово матрешка, найдите его в  словаре  Ожигова.

(Матрешка – полуовальная полная разнимающая посередине деревянная расписная кукла, в которую вставляют  другие такие же куклы меньшего размера Русская

  1. Актуализация знаний обучающихся.

 А матрёшку вы видали?

 Где? Когда? Скажите скорей

 Что вы знаете о ней?

    (Слайд 2)

 ( демонстрация матрешек и ответы детей)

4.  Вводная беседа.

Русская матрешка - один  из самых известных и любимых сувениров в нашей стране и за рубежом. Нашу матрешку знают и любят во всем мире.

А вы знаете, что издавна люди стремились украсить свой дом, одежду, игрушки, посуду. Они делали на домах резные наличники, разноцветными  нитками расшивали одежду, даже такую простую вещь, как ложка, народные умельцы украшали изображениями ярких листьев, цветов и ягод. А какими произведениями искусства становились детские игрушки в руках настоящих мастеров.

Из поколения в поколение передаются секреты красоты. И сейчас эти традиции продолжают народные умельцы. По всему свету разошлись изделия наших мастеров. Благодаря им, нам по-прежнему  улыбаются  веселые матрешки,  мы любуемся красотой  Жестовских подносов, мисками с хохломской росписью и посудой, расписанной всего одной краской - синей, из Гжели.

Сегодня мы отправляемся в гости  к великой путешественнице - русской матрешке, которая всегда радуют нас своей  неповторимой красотой: яркостью красок и своеобразием росписи.  Сколько души и тепла  вкладывают мастера в их изготовление!

а) Постановка учебной задачи. ( Проблемной ситуации)

-Ребята, а кто – нибудь из вас задумывался над тем, сколько же лет русской матрёшке?(слайд 3)

-Где впервые стали точить фигурки деревянных кукол?

-Почему матрёшку считают русским сувениром?

(если есть ответы детей, необходимо их заслушать)

На все эти вопросы сегодня на уроке мы услышим ответ.

 

Послушайте стихотворение, которое так  и называется «Кто матрёшку создал?»

Чтение стихотворения Сергея Жулькова подготовленными  учениками «Кто матрёшку создал?»:

Кто матрёшку создал? Я не знаю,

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой-встанькой, как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал, искусный мастер,

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную, русскую красу.

На щеках навёл зари румянец,

Неба синь плеснул в её глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

«Ну и пой, гуляй себе по свету,

Весели себе честной народ!»

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идёт.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице,

И летит о ней пол миру слава

О безвестном мастере-творце!

  1. Работа над новым материалом.

а) История  матрешки.

В России матрёшки появились в конце ХІХ века. В старинном подмосковном селе Абрамцево в конце прошлого века жили многие замечательные художники: Серов, Коровин, Васнецов. Однажды к ним попала японская деревянная игрушка - японец, в котором помещалась вся его семья.(слайд 4)

 Вот тогда и решили художники попросить знаменитого игрушечных дел мастера из Загорска Василия Звёздочкина выточить похожую на эту игрушку, но свою, русскую матрёшку. Было это более 120 лет назад. Новая необычная игрушка очень понравилась детям и взрослым. Первых матрёшек расписал художник Сергей Малютин. Они изображали девочку в ситцевом сарафане с белым фартуком , с цветным платком на голове , в руках чёрный петух, серп или хлеб.

Так русскую деревянную куклу назвали матрешкой.  Имя это дали ей не случайно. В те времена имя Матрёна считалось одним из самых распространенных женских имен. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Но и по сей день, матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры. ( слайд 5)

Ребята, а кто из вас знает, как делают матрешку?

(ответы детей)

- Что бы изготовить матрешку, необходимо много времени.

Сначала  вытачивают фигурку из липовой заготовки на токарном станке т.к. липа – это самая мягкая древесина, затем раскрашивают её анилиновыми красками и покрывают  бесцветным лаком.

Наиболее распространенными были 6,8 и 12 местные матрешки.

Своё виртуозное мастерство токари  проявляли  и  в больших наборах, насчитывающих до 50 штук. (слайд 6)

 

б) Сравнительный анализ матрешек.

Матрешка – символ русского народного искусства.

 Суть матрешки во все  времена остается прежним – дружба да  любовь!

Посмотрите, сколько матрешек у нас сегодня на уроке и все они разные. У всех разные наряды. По видам росписи матрешки делятся на загорских, семеновских и полховско-майданских.

( слайд 6)

Знаменитая загорская матрешка чем-то похожа на первую русскую матрешку.

Мы с радостью останавливаем  на ней взгляд. Так же наряжена она  в сарафан, кофту, передник, платок, а в руках держит узелок, корзину или цветы. Но сам образ матрешки стал иным по характеру – ярким, броским, открытым.

(слайд 7)

 В Семенове, на родине хохломской росписи, матрешки расписываются  иначе. Роспись наносится на естественную золотистую фигурку. Краски кажутся необычайно  чистыми, яркими.   Алые розы, незабудки, маки, васильки, ягоды и листочки собраны в разнообразные букеты, которые матрешки держат в руках.

( слайд 8)

Матрешки в Полховском  Майдане появились  тоже не случайно. Это большое село – центр народного художественного промысла.  Полховско – майданская матрешка  расцвечена веткой  с алыми цветами. У неё нет таких деталей, как, сарафан, кофта, как у загорской и семеновской, а из-за платка обязательно видны кудри.(слайд 9)

  Прежде чем  мы приступим  к следующему этапу нашего урока, мы сделаем небольшую физминутку.

Физминутка

Физминутка под музыку «Неваляшки»

Мы весёлые матрёшки,

 Ладушки, ладушки,

(хлопок в ладоши)

 На ногах у нас сапожки.

 Ладушки, ладушки.

(правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку,руки  на пояс)

 Завязали мы платочки,

 Ладушки, ладушки.

(руки на пояс, повороты в одну и в другую стороны)

 Раскраснелись наши щёчки.

 Ладушки, ладушки

(пальчики на щечки, повороты в стороны)

 В сарафанах наших пёстрых,

 Ладушки, ладушки,

(повороты туловища  направо – налево, руки к плечам)

 Мы похожи, словно сёстры,

 Ладушки, ладушки.

(хлопок в ладоши)

6. Закрепление.

Ребята, давайте еще раз  закрепим знания , которые мы получили  при знакомстве с матрешками.  ( слайд 10)

- Какая из матрешек похожа на первую русскую матрешку?

- Какие  отличительные особенности   присутствуют при росписи  семеновской, полхово – майданской и загорской матрешках?

-А теперь, давайте все полученные знания применим на практике.

  1. Практическая работа.

( во время практической работы использую музыкальное сопровождение)

а) Объяснение этапов росписи матрешки по презентации.

Ребята, сегодня на уроке каждый  из вас на время станет мастером по росписи  своей матрешки.

 Обратите внимание на этапы работы.

  1. Необходимо обвести контур матрешки ( слайд 11)

  1. Следующим этапом является прописовывание  овала-лица матрешки.

 ( слайд 12)

3.Прорисовывание линий платка. ( слайд 13)

           

4.Прорисовывание лица  ( слайд 14)

            5.Рисование фартука и роспись матрешки в цвете. (слайд 15)

б) Практическая работа.

 Учащиеся самостоятельно выполняют  роспись игрушки-матрешки на альбомном листе акварельными красками.

(  Если необходима  индивидуальная помощь учителя, оказываю советом или консультацией).

в)  Выставка рисунков.Оценивание работ учащихся.

(учащиеся выставляют свои рисунки  и проводят анализ  работ)

8.Итог урока

Сегодня все были молодцы, все приложили своё старание и умение.

-   А теперь расскажите, что самое интересное для себя вы сегодня узнали о матрёшке?

-Какие приёмы народной цветочной росписи вы сегодня выполняли?

9.Рефлексия.

Вы все хорошо потрудились на уроке. А сейчас подумайте, какое настроение у вас появилось в конце нашего урока. Довольны ли вы тем, что узнали на уроке, понравилось ли вам рисовать матрёшку, получилась ли у вас работа. Подумайте и  выберите ту картинку, которая соответствует  вашему настроению и покажите мне соответствующую  цветную карточку, которая лежит у вас на столах.      (слайд №16)


ПОНРАВИЛОСЬ


НЕ ОЧЕНЬ


СКУЧНО

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

смотр-конкурс "Мы- юные таланты"

Смотр-конкурс "Мы - юные таланты"...

Смотр-конкурс "Лучшая тетрадь"

Праздник для учещихся 1-4 классов ,где подведены итоги конкурса на лучшую тетрадь....

Конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок» - муниципальный этап

Стартовал конкурс профессионального мастерства педагогов «Мой лучший урок» в 2015-2016 учебном годуПрием работ для участия в Конкурсе будет проводиться в этом году только по 3 направлениям1.  Гум...

Смотр-конкурс «Лучшее дидактическое пособие - лэпбук по основам безопасности»

В соответствии с Годовым планом работы на 2020 – 2021 учебный год  был проведен смотр-конкурс «Лучшее дидактическое пособие - лэпбук по основам безопасности» среди воспитателей ...

Положение о смотре - конкурсе «Лучшее дидактическое пособие по основам безопасности»( лэпбук)

Цель: создание методических условий воспитательно - образовательного процесса с дошкольниками, обеспечивающих  познавательное развитие детей дошкольного возраста. Активизировать работу педагогов...