Конспект урока по изобразительному искусству во 2 классе "Народно-декоративное творчество. Гжельская роспись".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Копылкова Светлана Николаевна

Данный конспект урока сопровождается презентацией "Гжельская роспись".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gzhel.docx29.73 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа – интернат №8

Пушкинского района

г. Санкт-Петербурга

Конспект урока

по изобразительному искусству

во 2-д классе

IV четверть

2012 – 2013 уч. год

ТЕМА. Народно-прикладное искусство. Гжельская роспись.

Учитель Копылкова Светлана Николаевна.

2013

ТЕМА. Народно-прикладное искусство. Гжельская роспись.

Цель урока:

 

Расширение представлений учащихся о гжельской керамике, ознакомление с  приемами гжельской росписи.

Задачи урока:

   

  1. научить применять простейшие приемы, элементы и мотивы гжельской росписи: мазок с тенями, точки, сеточка, штрихи, дужки;
  2. продолжить формирование навыка и умения рисовать кистью.
  3. прививать любовь к народному искусству;
  4. развивать эстетический вкус;
  5. развивать творческое воображение, мышление, учить вариации и импровизации в           работе;
  6. развивать зрительную и слуховую память, внимание.

Оборудование и материалы к уроку.

Для учителя:

1.Мультимедийная презентация «Гжельская роспись», компьютер, проектор.

2.Таблицы: «Приемы гжельской росписи».

2.Образцы гжельской керамики.

3..Музыкальный фрагмент «Душевное равновесие» (гусли, звуки природы).

Для ученика:

1.Художественные материалы: краски, кисти, палитра, альбом.

2.Заготовки для выполнения творческой работы (готовит учитель)

3.Копировальный экран «Мираж».

                                             Ход урока.

I. Организованное начало урока.

II. Вводная беседа.

1). -Что вы видите на доске? (Геометрические фигуры)

-Что в них общего? Чем они отличаются друг от друга? (Это четырёхугольники. Они близки по цвету. Все они голубовато-синие.)

-Расставьте эти четырёхугольники в таком порядке, чтобы было видно усиление цвета. Начинайте с бледных тонов к более тёмным. Затем переверните четырёхугольники и вы узнаете тему нашего сегодняшнего урока.                                                                    

                                                                                           

         

Слайд 2.

Сине–голубые

розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре-

Синяя купель.

Это называется

      Просто роспись … Гжель.

2). Слайд 3.

Гжель – это фарфоровые изделия сине-белого цвета. Своё название она получила от названия села, что находится в 60 км от Москвы. Поэтому Родиной Гжели считается Московская область.Там впервые стали изготавливать эти изделия. Первые гжельские изделия – из глины. Это произошло очень давно – ещё в 14 веке.

3). Слайд 4.

Гжельская земля очень богата высококачественными глинами белого цвета. Из неё и изготавливают различные предметы быта. Слово «Гжель» – родственник слова «жечь». . Изделия из глины для прочности обжигают в печах при очень высокой температуре. Поэтому в слове «Гжель» слышится отзвук глагола «жечь».

4). Слайд 5.

 Роспись Гжели выполняется кобальтом. Каждое изделие обжигали 2 раза: первый – для закрепления формы, второй – после росписи изделия кобальтом. Минерал кобальт использовали именно потому, что он не выгорает при температуре свыше 1000 градусов и даёт красивый синий цвет различных оттенков. Но оттенки цвета появляются лишь после обжига, в сыром виде рисунок кобальтом выглядит серо-черным.

5). Слайд  6, 7, 8, 9, 10.

-А какими же элементами украшали свои  изделия Гжельские мастера? Давайте посмотрим на слайды. Широкой полосой или букетом выделяется  главная часть сосуда, более узкими лентами – края горла, дна и ручек. Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые и садовые цветы – розы, астры, гвоздики, форма которых перерабатывается и становится довольно условной, но живописной и декоративной.  Пожалуй, самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда, написана тоненькой кисточкой.
Концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики; Очень затейливая, нарядная получилась посуда. Полюбилась она людям, и стали называть ее  «нежно-голубое чудо».

III. Объявление темы урока.

Сегодня мы будем учиться раскрашивать различную посуду в стиле гжельской росписи. Выберите себе трафарет контура посуды (чайник, ваза, чашка, блюдце, кувшин, квасник, сахарница, маслёнка).

IV.Работа с копировальным экраном “Мираж».

( С помощью экрана дети копируют контур посуды).

V. Работа над созданием узора.

Слайд 11.

1).Показ на доске поэтапного рисования крупной розы карандашом, которую нужно разместить в центре своего рисунка.

                                                                                                           

                                                                                 

2). Показ плакатов с различными приёмами гжельской росписи.

-Далее вы самостоятельно украшаете свою розу, другие части своей посуды лепестками, листиками, усиками, штрихами, сеточкой… (самостоятельная работа карандашом, учитель помогает индивидуально. Включается народная музыка ). 

VI.  Физминутка:

- Прежде чем приступить к работе, давайте немного отдохнём:

  1. если я буду называть предмет белого цвета, то вы присядете, если синего или голубого – встанете и поднимите руки вверх:

море, заяц, небо, река, облако, солнце, василек, cнег, колокольчик, соль, волосы Мальвины, сахар, глаза, зубы, лягушка, язык, озеро, вата, гжель.

VII. Работа акварельными красками.

Слайд 12 (мазок с тенью) .

 Мазок с тенями – это особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета.

 Рисовать надо так: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносятся всей кистью обильно насыщенной краской.

Роспись самого цветка необходимо начинать с середины, затем наносятся два мазка слева и два мазка справа. Затем тёмно-синей краской наносим тени.

Слайд13. (бордюры)

Бордюры рисуются тонким концом кисти.

Слайд 14.

Рассмотрите различные элементы росписи, придумайте свой узор.

(Учащиеся раскрашивают свой узор. Включается народная музыка )

VIII. Выставка и обсуждение работ.

IX. Подведение итогов урока.

ТЕСТ

Слайд 15.  

Родина Гжели:

  1. Московская область
  2. Вологодская область
  3. Архангельск

Слайд 16.

Первые гжельские изделия

  1. из мела
  2. из глины
  3. из гипса

Слайд 17.

Слово «гжель» родственное слову

  1. жечь
  2. желание
  3. железо

Слайд 18.

Роспись «Гжель» выполняется

  1. синей акварельной краской
  2. чернилами
  3. кобальтом

Слайд 19.

Фарфоровые чайники,

Подсвечники, часы,

Животные и птицы

Невиданной красы.

Деревня в Подмосковье

Прославилась теперь.

Известно всем в народе

Её названье – Гжель.

                                Спасибо. Молодцы!

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству "Роспись деревянного яйца"

Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе...

План - конспект урока по изобразительному искусству на тему "Гжельская майолика"

Представлен подробный план – конспект к уроку изобразительного искусства по теме «Гжельская майолика»...

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Городецкая роспись. Эскиз. Кухонная доска»

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Городецкая роспись. Эскиз. Кухонная доска»...

Конспект урока по изобразительному искусству Тема: «Хохломская роспись».

Урок знакомит детей  с историей промысла и произведениями народного декоративно-прикладного искусства, с технологией выполнения росписи и особенностями рисунка «Хохлома»; формирует умение выполня...

Конспект урока по изобразительному искусству 4 класс "Ракульская роспись.Прялка"

Тема Роспись посуды. Ракульская роспись.ПрялкаТип урокаОткрытие новых знанийЦель Познакомиться с ракульской росписью посуды. Научиться отображать роспись на прялке....

Конспект урока по изобразительному искусству «Искусство театра. Театральная маска (роспись гуашью на готовой форме)», 3 класс УМК "Перспектива"

Цели деятельности учителя: формирование представлений об истоках возникновения масок, формирование навыков работы в конструировании масок, в их декоративном оформлении; совершенствование умение в...