Конспект урока ИЗО в 1 классе «Зимой и летом разным цветом»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Ильинова Ирина Борисовна

Знакомство учащихся с основами цветоведения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_izo_v_1_klasse_ilinova.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока ИЗО в 1 классе «Зимой и летом разным цветом»

Учитель Ильинова И.Б.

Задачи урока:

Предметные: познакомить учащихся с основами цветоведения, дать понятие цветового круга, основных, составных цветов и дополнительного цвета; холодного и тёплого цветов, насыщенности цвета, находить гармоничные цветовые сочетания, формировать представления о воздействии цвета на эмоциональную сферу человека.

Личностные: понимание красоты окружающего мира и бережного отношения к природным явлениям, развивать культуру зрительного восприятия, умение анализировать, сравнивать, развивать умение формулировать и высказывать свои мысли; расширение кругозора

Регулятивные: разбираться в выборе цветовой гаммы для определенного времени года.

Познавательные: приобретение новых знаний о цветовом круге.

Коммуникативные: желание поделиться своими наблюдениями, инициатива при выполнении и выборе задания.

Тип урока: урок изложения нового материала

Формы работы учащихся : индивидуальная, фронтальная и групповая.

Оборудование: Запись П. И. Чайковский «Лето», «Зима», цветовой круг, репродукции картин Рембранта, Рубенса, Д. Левицского, другие ( Эль Греко, В, Борисова-Мусатова, П. Пикассо, лист бумаги, краски, мультимедийная презентация; цветные слайды с картин.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Проверка организации рабочих мест.

Друзья мои, я очень рада,
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз,
Я знаю - каждый в классе гений,
Но без труда талант не впрок.
Возьмем же в руки кисти, краски
И вместе сочиним урок.
2. Активизация и постановка познавательной задачи; определение целей и задач урока.

Выявляется уровень знаний.

Определяются типичные недостатки.

- Скажите, а чем пользуемся мы, выступая в роли художниками, когда хотим передать свои чувства и эмоции(красками и кистью).

- А чем пользуется композитор? (звуками)

Запись П. И. Чайковский «Лето», «Зима».

- Что вы можете сказать о данных произведениях?

- В чём их различие?

- Какими красками вы смогли бы нарисовать рисунки к данным произведениям?

Послушайте стихотворение. (без названия)

ВРЕМЕНА ГОДА
Светлана Суворова

У одной сестрицы волос -
Золотой тяжелый колос,
У другой в тугие косы
Вплетены гроза и росы.
Третья с огненной косою
Вьет себе венок с листвою.
А четвертая - блондинка
Заколола локон льдинкой.
Скажите, о каких сестрицах говорит нам автор? А как вы догадались?
Сегодня на уроке мы поговорим о том, почему лето и зиму изображают разными красками.

3. Основной этап.

Активизируются знания учащихся.

Создаётся проблемная ситуация.

- А теперь давайте рассмотрим иллюстрации. Что вы можете о них сказать?

- Назовите холодное время года. А какое время года очень тёплое, жаркое? Перечислите характерные цвета зимы и лета.

- А как художнику удаётся передать на холсте все эти характерные признаки того или иного времени года?

- Трудно не согласиться с тем, что каждое время года словно окрашено своими красками. Было замечено, что в холодное время года преобладают синие, голубые, фиолетовые оттенки; а в теплое и жаркое время года доминируют желтые, оранжевые и красные оттенки. Обратите внимание на слово «оттенки». Если рисунок или картину просто раскрасить цветами определенной цветовой гаммы без оттенков, то получится не слишком красиво и однообразно.

- Как вы думаете, над чем мы сегодня будем работать на уроке?

- Вспомните цветовой круг, который мы сделали на прошлом уроке. Видите (с. 47, рис. 1), круг делится на две половинки: более светлую и более тёмную. Согласны ли вы со словами, написанными на этих половинках?

Найдите на цветовом круге краски зимы. Это холодная цветовая гамма. Все эти краски расположены рядом. От них сразу становится холоднее.

Какие краски дают ощущение тепла, лета? Это тёплая цветовая гамма. Краски эти тоже находятся рядом.

- Также на рис. 2 показано, как и с помощью каких красок можно создать светлые и темные оттенки каждого цвета.

На рис. 2 показано, как и с помощью каких красок можно создать светлые и темные оттенки каждого цвета. Для затемнения красок надо добавить в выбранный цвет – черную краску; а для того чтобы получить более светлые оттенки, необходимо добавить каплю белой краски. Надо понимать, что чем больше белой или черной краски добавляется в цвет, тем краска становится или светлее, или темнее. 

Тёплые цвета: красные, жёлтые, оранжевые и все другие, в которых есть частичка этих цветов .Тёплые цвета напоминают цвет солнца, огня, которые в природе дают тепло.

Холодные цвета: синие, голубые, зелёные, сине-фиолетовые, сине-зелёные и цвета, которые можно получить от смешения с названными цветами.

Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем-то действительно холодным – льдом, снегом, водой, лунным светом и т. д.

4. Физминутка.

Игровой прием здоровьесбережения учащихся.

- Я буду загадывать загадки и если отгадкой будет холодный цвет, то вы топаете, а если тёплый – хлопаете.

Я бычок, но не реву,

Потому, что я влюбленный! -

Я люблю щипать траву,

А любимый цвет -...

Ответ: Зелёный

На картине небо ясным

Нарисуем мы с тобой

И его закрасим краской

Как обычно -...

Ответ: Голубой

Говорила мама Боре:

- Не пойдем сейчас - опасно!

Потому, что в светофоре

Не зеленый свет, а ...

Ответ: Красный

Я бы красить василек

Даже черным цветом мог!

Но, не бойтесь, не покрашу!

Цвет его намного краше!

Ответ: Синий

Одуванчику привет!

И привет купальнице!

Ваш веселый, яркий цвет

Всем нам очень нравится!

Ответ: Жёлтый

Апельсинчик трогал Леша,

Ласково поглаживал:

- Ты красивый и хороший,

Круглый и ...

Ответ: Оранжевый

Маме в качестве подарка

Выбирайте розы вы!

Цветом красным, но не ярким,

По простому - ...

Ответ: Розовый

У тетрадного листочка

И у сахара кусочка,

И у соли, и у мела

Цвет какой бывает? -...

Ответ: Белый

Он из всех неяркий самый,

Только веришь или нет -

Можно видеть этот цвет

И с закрытыми глазами!

Ответ: Чёрный

Волк, ворона, воробьишка,

Слон и маленькая мышка -

Все они зимой и летом

Одинаковые цветом!

Ответ: Серый

5. Первичное закрепление (Дифференцированное задание и творческое задание в группах)

- Раскрасьте лист оттенками голубого, синего и фиолетового – от тёмного внизу до светлого наверху в одном из выбранных направлений.

- Поверх рисунка можно рисовать чёрным или белым.

- А теперь проведите волнообразные линии оттенками жёлтого, оранжевого, красного от тёмного внизу до светлого вверху в одном из выбранных направлений.

Для прорисовки деталей подбирай цвета самостоятельно. Они наносятся вторым слоем.

_-А теперь задания по группам.

Задание мальчикам

Выполнить рисунок в холодной цветовой гамме – она сдержанная и более суровая, чем теплая. Сюжет желательно придумать каждому свой.

Задание девочкам

Девочки могут выполнить работу в теплой цветовой гамме, создавая свой сюжет.

6. Практическая работа учащихся и индивидуальная работа учителя.

Когда вы создавали свои полотна, то я вспомнила строки из стихотворения М.Алигер:

Осень только взялась за работу,
Только вынула кисть и резец,
Положила кой-где позолоту,
Кое-где уронила багрец
И замешкалась, будто решая, приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая, и в смущенье отступит на шаг…
То зайдется от злости и в клочья
Все порвет беспощадной рукой…
И внезапно, мучительной ночью,
Обретет величавый покой.
И тогда уж, сорвав воедино
Все усилья, раздумья, пути,
Нарисует такую картину, что не сможем мы глаз отвести!

И, вы, ребята, проявили творческую фантазию и приложили немного усилий, чтобы получились такие удивительные работы. Каждая работа настолько хороша и необычна, что, действительно, трудно от них отвести взгляд! Вы настоящие художники.

(выставка работ)

Обсуждение работ. Удалось ли показать мальчикам холодную гамму в свих работах? Какие краски они использовали? Как справились с тёплой гаммой девочки? Есть ли ощущение тепла от их картин?

7. Подведение итогов урока.

- Назовите краски тепловой гаммы? Холодной гаммы?

Чтобы получить краску более тёмного оттенка, что нужно сделать? А светлого?

- Как называется картина, на которой изображена природа?

- С произведениями каких художников вы сегодня познакомились?

- Как назывались их картины?

8.  Рефлексия

-Закончите предложение.

Я приобрёл знания о…
Я научился…
Мне еще нужно учиться…

Я понял, что…
Было трудно…
Было интересно…
Хочу сказать “спасибо”…

- Ребята, наш урок подходит к концу. На доске рисунок девушки – осени.

- Если на уроке у вас всё получилось, то украсьте платье жёлтым листочком.

- А если возникали трудности, но вы смогли с ними справиться, то украсьте – красным листочком.

9. Дифференцированное домашнее задание

Подобрать стихотворения о разных цветах(по желанию)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по ИЗО "Зимой и летом - разным цветом"

Изучение холодных и тёплых цветов. Знакомство с цветовым кругом....

Урок ИЗО «Зимой и летом разным цветом» в 1 классе по системе Занкова.

Урок даёт возможность показать красоту русской природы в живописи на примере произведений русских художников, развивать образную память. На уроке прослеживаются межпредметные связи изобразительн...

Конспект урока на тему: "Образы Зимы и Весны в стихотворении Ф.Тютчева "Зима недаром злится..."

Конспект урока по литературному чтению разработан для учебников по УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока для 1 класса "Что общего у разных растений?"

Цель: формировать представления о частях растения (корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами);Планируемы результаты:-предметные:     ...

Конспект урока для 2 класса "Зима недаром злится..."

Цели урока: знакомство учащихся со стихотворением Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится…»Планируемые результаты: Предметные:- умение рассуждать и правильно отвечать на вопросы...

Конспект урока изоискусства (2 класс). Тема: «Тихие и звонкие цвета». УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления  с понятием «тихие» и «звонкие» цвета и учить использовать их в рисовании  подмалёвка весеннего пейз...