ИЗО 4 класс Декупаж
план-конспект урока (изобразительное искусство, 4 класс) по теме

Фомина Галина Александровна

Интересная техника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект736.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ с. Дачное»

Корсаковского городского округа

Тема урока: «Декупаж»

Урок изобразительного искусства в 4 классе

Учитель начальных классов

Фомина Галина Александровна

Цель урока:

1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развитию техники «Декупаж» с основным применением в интерьере.
  2. Научить простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники «Декупаж» через элементы образного мышления.

Задачи урока:
Обучающие:
Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.
Развивающие:
Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.
Воспитывающие:
Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами и лаком.

Используемые педагогические технологии,  методы и приемы:

 - словесный (объяснение, беседа);

наглядный (презентация, готовые образцы). 

Необходимое оборудование и материалы:

- компьютер; мультимедиа-проектор и экран;

- печатный материал для вывешивания на доску;

- образцы готовых изделий

- краски перламутровые акриловые (золотистый цвет)
- краски акриловые (белый цвет)
- клей ПВА или специальный клей для декупажа
- акриловый лак на водной основе или специальный

- салфетки для декупажа

Мотивация учащихся обеспечивается визуализацией подаваемого материала, сменой видов деятельности, положительной энергетикой урока, что позволяет обеспечить высокую работоспособность учащихся на протяжении всего занятия.

В соответствии с типом урока была предусмотрена следующая структура урока:

- Организационный момент.

- Актуализация знаний по предыдущим темам (кроссворд).

- Сообщение темы урока и презентации (проблемное).

- Просмотр презентации.

- Физминутка.

- Изготовление изделия.

- Рефлексия.

- Просмотр готовых изделий.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент







  1. Актуализация знаний по предыдущим темам



























  1. Сообщение темы урока и презентации














































































  1. Физминутка.

















5. Изготовление изделия

- Здравствуйте, ребята! Я вижу  у  вас хорошее настроение, пусть оно сохранится на протяжении всего урока!  Итак, начнём.

- Давайте поговорим о том, чему вы научились на прошедших занятиях. Вы научились вырезать, шить вручную. Как вы украшали ваши игрушки? (Роспись красками, кружево, бусины, тесьма, пуговицы).


- Сегодня вы познакомитесь с новой техникой украшения, но для того, чтобы узнать,  как она называется, я предлагаю вам разгадать кроссворд, его ключевое слово  как раз и будет названием новой темы.

  

 Приложение 1. Кроссворд






6. и



2.к



5.л

г

7.н


л

3.т


а

л

о

1

е

к

4.у

п

а

ж

л

й

а

т

к


н

и


н

ю

а


и

н


ь

г



ц

а






ы


1. У ткани есть ширина и …    /длина/

 

2. Я предмет для школы важный.
Чтобы сделать куб бумажный,
Самолёт, картонный дом,
Аппликацию в альбом,
Ты меня не пожалей.
Я — липучий, вязкий…    /
клей/

 

3. Её производят на ткацкой фабрике.    /ткань/

 

4. Речка льняная,
Лодка стальная.
Проплывёт она —
Пропадёт волна.    /утюг/

 

5. В швейной машине есть прижимная…   /лапка/

 

6. Ног нет, а ходит,
есть ухо, а не слышит.    /
игла/

 

7. Два ножа, два кольца.     /ножницы/


Ключевое слово –ДЕКУПАЖ.

 

- Итак, тема нашего урока и название новой техники – декупаж.

Чтобы побольше узнать о декупаже, посмотрим презентацию.

Презентация:

Слайд 1. Титульный лист.

Слайд 2. Название презентации.

Слайд 3. «Техника декупажа" - это техника украшения с помощью вырезанных изображений с закреплением покрытием лаком. Здесь вы видите момент прикрепления вырезанного мотива и уже готовые работы.

Слайд 4. Проще говоря – это аппликация, но особенная – покрытая лаком, поэтому мастерски выполненный декупаж, выглядит как роспись и производит на зрителя эффект нарисованной картины.

Слайд 5. Слово декупаж происходит от французского слова «вырезать», но несмотря на французское название, техника декупажа впервые была применена в Китае уже в XIIвеке. Из тонкой красочной бумаги они вырезали изящные аппликации и украшали ими все на свете: фонари, окна, двери, шкатулки, коробочки.

Слайд 6. Современный декупаж больше похож на то, что зародилось в раннем Средневековье в Европе. Как новый вид искусства, декупаж впервые упоминается примерно в конце XV века в Германии, именно там для украшения мебели стали использовать вырезанные картинки.

Слайд 7. В XVII веке в Венеции наступает пик увлечения техникой декупажа, когда  в моду вошла мебель, украшенная в китайском или японском стиле.  Венецианские мастера искусно вырезали изображения, наклеивали их на поверхность мебели и покрывали для защиты несколькими слоями лака.

Венецианский секретер – предмет мебели с полками и ящиками для бумаг, с откидной доской для письма.

Слайд 8. Наряду с этим видом декора, представители состоятельного класса прибегали к услугам искусных художников для росписи мебели, потолков и стен в своих домах.

Слайд 9. Со временем в связи с высоким спросом и немалой стоимостью такой работы, появилась новая форма декорирования – рисунки популярных художников вырезали, приклеивали и покрывали лаком, чтобы те были похожи на оригинальные работы мастеров.

Слайд 10. В начале XX века декупаж, как и многих другие направления искусства, стал менее реалистичным. Такие известные художники, как Пабло Пикассо и Анри Матисс использовали декупаж в своих работах.

Слайд 11. Сегодня эта старинная техника снова в моде и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, шкатулок, посуды, упаковок и т. д.

Слайд 12. В России интерес  творческих людей к декупажу начал проявляться не так давно. В наше время появились новые возможности для декупажа, позволяющие значительно облегчить традиционную технологию. Появились новые технологии – самая распространенная них «салфеточная техника», или «салфеточный декупаж».

Слайды 13. Появился декупаж из ткани и на ткани, объемный декупаж с применением модельной массы. К тому же появились дополнительные, не использовавшиеся ранее в декупаже, приемы – золочение, состаривание, кракле и другие.

Слайд 14. Со своим красочным происхождением и разнообразными методами, возможности для этой формы искусства безграничны, предлагая простор для деятельности на бесчисленные часы творчества, принося огромное  удовольствие.

Слайд 15. Вот с какой удивительной техникой вы познакомились сегодня.

Надеюсь, вам было интересно. Спасибо.

Слайд 16. Источники информации.


- А теперь физминутка.

Руки требуют заботы,

Ведь у них полно работы:

Трудно целый день писать,

Шить, чертить и рисовать.

(Рывки руками перед грудью).

 

Встанем прямо и сейчас

Мы присядем восемь раз.

Пять раз медленно, а три

Быстро мы присесть должны.

 

Потянулись вверх, потом

Руки шире разведём.

Вот и всё. Конец зарядке.

Вновь за партами ребятки.

    (Отдохнули? Продолжим)


- Техника декупажа ещё и очень полезна для вашего развития: она развивает художественный вкус и фантазию, при вырезании мотивов тренируется мелкая моторика рук, что помогает тренировать память и внимание, развивать речь.

- Давайте немного поговорим о просмотренной презентации. Я напомню вам, что  «техника декупажа" - это техника украшения, декорирования предметов  с помощью вырезанных бумажных мотивов с последующим покрытием лаком.

 - На поверхностях из каких материалов был выполнен декупаж  в просмотренной презентации? (Стекло, дерево, металл, ткань, пластмасса, картон).

- Из каких материалов выполнялся декупаж? (Салфетки, бумага, ткань, декупажные карты).


И так приступим, но сначала повторим  правила техники безопасности.

Правила техники безопасности при работе с ножницами:

  1. Использовать ножницы следует строго по назначению.
  2. При падении ножниц не надо пытаться их поймать, во избежание  травмирования.
  3. Используя ножницы, нужно держать их острыми концами от себя.
  4. Не размахивать руками, если там находятся ножницы.
  5. Ножницы кладите кольцами к себе.
  6. Не оставляйте ножницы раскрытыми.
  7. После окончании работы кладите ножницы в футляр.

  Правила техники безопасности с клеем:

  1.  Быть осторожным с клеем.
  2.  Не вдыхать его.
  3.  После приготовления изделия, нужно помыть руки под тёплой водой с мылом.
  4.  Периодически проветривать помещение.


«Глаза боятся, а руки делают» /работа над пословицей/

-  Вам понадобится прозрачная тарелочка и салфетки для декупажа. Берем салфетку с рисунком. Аккуратно вырезаем рисунок по контуру, размером, подходящий для нашей тарелочки.

1 шаг: покрываем стеклянную поверхность матовым акриловым лаком (только ту часть, где будет наклеен рисунок)


2 шаг: отделяем  аккуратно верхний слой салфетки (салфетка трехслойная). Разводим клей ПВА немного с водой, примерно 1:1 . Если у вас клей для декупажа, разводить не надо.  Кладем салфетку на тарелку и аккуратно, начиная с середины, наносим клей. По кругу медленно и осторожно приклеиваем салфетку, чтобы не образовались складки, можно немного ее приподнимать  и кисточкой разглаживать.   Даем высохнуть клею примерно 40минут  (можно подсушить феном)


3 шаг: покрыть лаком на водяной основе  только салфетку (подсушить феном)


4 шаг: покрыть салфетку акриловой эмалью (подсушить феном)


5 шаг: покрыть оставшуюся часть работы крокилюровым лаком (подсушить феном)


6 шаг: Мотивы приклеены, поверхность сухая. Пришло время приступить к созданию фона. Для начала определитесь, что вы хотите сделать. Если необходимо дорисовать салфеточный рисунок, следует тщательно подобрать краски, чтобы попасть в фон. Гораздо проще, если фон контрастирует с рисунком. В этом случае главная задача – аккуратно его нарисовать. Небольшой совет, перед нанесением фона покройте рисунок лаком, хотя бы на один раз. Теперь, даже если краска фона попадет на рисунок или вы сделаете что-то не так, все можно будет смыть, не опасаясь за сохранность наклеенного мотива. Чем наносить фон? Можно аккуратно прокрасить кисточками, желательно использовать синтетические кисти, не оставляющие разводов, а можно «зачпокать» спонжем или тампоном. В этом случае разводов не будет точно, но есть риск нанести краску на рисунок (поэтому следует быть очень аккуратными). Если использовать влажный спонж, фон может покрыться пузырьками, а это не очень красиво.дорисовать сложный фон акриловыми красками (подсушить феном)


7 шаг: покрыть все акриловой эмалью (2-3 слоя), (подсушить феном)


8 шаг: покрыть акриловым лаком (2-3 слоя), (подсушить феном)

- Наша работа закончена, можете поставить на подставки.

Рефлексия деятельности на уроке

Ребята, здесь на доске вы видите дерево – это яблоня. Но она без яблок. На ваших столах лежат вырезанные изображения этих плодов. У меня к вам просьба, давайте прикрепим эти яблоки на дерево, но:

-если вам было интересно, яблоки пусть будут на дереве;

-если вам было скучно на уроке, пусть ваши яблочки падают с дерева;

-если вам было не интересно, яблоки пусть лежат под яблоней на земле. Всем понятно задание? Прошу вас к доске.

Я вижу на нашей яблоне богатый урожай! Спасибо.


- У нас осталось время и я хочу, чтобы вы посмотрели на готовые изделия, выполненные в технике декупажа.

Контрольный блок

Тест. 

1. Продолжите «Декупаж» - это

A. вид творчества с использованием  спиц и крючка.

B. вид творчества с использованием канвы, мулине и иголки.

C. вид творчества, с помощью которого можно создать иллюзию изысканной росписи красками.


2. «Декупаж» в переводе с французского языка означает.

A. «Вырезать»

B. «Клеить»

C. «Рисовать»


3. Материал, который наклеивается при выполнении техники «Декупаж».

A. Обои.

B. Салфетка.

C. Пленка.


Результаты:

Номер вопроса

Ответ

Баллы

1

С

2

2

А

0,5

3

В

0,5

Итого:

 

 

Оценка:

 

 

"3" - 1,4 балла

"4" - 2,5 балла

"5" - 4 балла

Домашнее задание  

Расскажите своим родителям и друзьям о технике декупаж.

Наш урок подошёл к концу. Можете отдохнуть! 

Список использованной литературы:

1. Вешкина О.  Декупаж. Креативная    техника для хобби и творчества. – М.: Эксмо, 2008. - 40 с.

2. Зайцева А.  Стильные штучки в технике декупаж. – М.: АСТ-Пресс книга, 2007. – 60 с.  

3. http://decoupage-in.ru/

4. http://decoupagesalfetki.narod.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Декупаж"

разработкаи презентация мастер-класса на тему "Декупаж"...

Мастер-класс «Пасхальный сувенир. Украшение пасхальных яиц в технике декупаж»

План-конспект мастер-класса «Пасхальный сувенир. Украшение пасхальных яиц в технике декупаж»       Цель: Совершенствование теоретических знаний и практических умен...

Мастер-класс "Декупаж"

Данный мастер-класс представляет собой поэтапное описание выполнения работ в технике декупаж....

Методическая разработка мастер-класса для учащихся 2 класса «Оформление изделий в технике «Декупаж»

Формирование навыков применения салфеточной техники «Декупаж» через элементы образного мышления....

Мастер-класс воспитателя по украшению Пасхального яйца в технике Декупаж

Одним из главных символов Воскресения Христова, символизирующим жизнь и возрождение, является пасхальное яйцо. По старинной традиции, украшенные яйца станут основным украшением праздничного стола, нар...

Мастер- класс Изготовление пасхального яйца- магнитика в технике Декупаж.

Цель мастер-класса: распространение педагогического опыта.Основные задачи мастер - класса:создание условий для профессионального общения, самореализаций и стимулирования роста творческого потенциала п...

Мастер класс "Декупаж"

Пошаговоевыполнение работы в технике "Декупаж" - разделочная доска....