рабочая программа по ИЗО 3 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа (изобразительное искусство, 3 класс) по теме

Антонова Инна Владимировна

Пояснительна записка и тематическое планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_z_klass_shpikalova.doc98 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_k_izo_3_klass.docx37.48 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»

«Рассмотрено»

 на заседании  МО учителей

начальных классов

Протокол № __

от «__»  сентября   20___ года


Руководитель МО: ____________

«Согласовано»:

Заместитель директора по УВР


    ______________________


от «__»  сентября   20___ года

«Утверждаю»

Директор  МАОУ СОШ №40


   _____________________


 от «____»  сентября   20___года

Рабочая программа  

по изобразительному искусству

для 3 класса

(УМК «Перспектива»)

Составила: учитель начальных классов

                                                                     МАОУ СОШ №40  

Антонова Инна Владимировна

Улан-Удэ

Тематическое планирование уроков ИЗО 3 класс (34часа)

№ урока

Наименование раздела

Тема урока

Кол-во часов

Тип

 урока

Элементы

содержания

Требования

к уровню

подготовки

уч-ся

Элементы доп. содержания

Д/З

Дата


1




Рисование на темы

Земля одна, а цветов на ней много. Создание композиции «Чужие цветы краснее, а свои милее».





Урок ознакомления с новым материалом


Работа с цветовой палитрой. Основа изобразительного искусства - композиция.

Знать понятия цветовая палитра, построение композиции; определять порядок своих действий, комбинировать приёмы живописи.

Зарисовки во дворе школы

Подготовить осенние иллюстрации

2-3

Декоративная работа


«В жостовском подносе все цветы России». О чём может рассказать расписной поднос. Создание эскиза расписного подноса.

1.Урок ознакомления с новым материалом


2. Урок применения знаний

Создание условий для эстетического восприятия красоты элементов жостовского письма.

Знать о центре художественных промыслов с. Жостово, об отличительных приз-ах и худ. особенностях этого центра, уметь планировать этапы своей работы.

Создание творческих работ на основе собственного замысла.

Принести гуашь. кисти

4

Рисование с натуры

Каждый художник урожай своей земли хвалит. Создание с натуры натюрморта.


1 ч

Урок ознак с новым материалом и первичное закрепление новых знаний

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке с натуры.

Учиться передовать на палитре разные приёмы изображения объёмных предметов.

Графическая и живописная техника

Принести акварель, кисти.




5.

Декоративная работа

«Лети, лети бумажный змей». Выполнение эскиза бумажного змея.

Урок ознак с новым материалом


Работа над созданием композиционной схемы зеркально- симметричного орнамента. Выполнение эскиза.

Знать, что такое орнамент. Уметь создавать симметричный орнамент.

Создание творческих работ на основе собственного замысла

Принести акварель, кисти Фломастеры, карандаши.

6

Декоротивная работа




Чудесен свет, мудры люди, дивны дела их». Выполнение эскиза лоскутного коврика.

Урок ознакомления с новым материалом


Работа над созданием эскиза орнамента лоскутного коврика.

Знать, приёмы тонового растяжения цвета- перехода от тёмного цвета к светлому.

Создание творческих работ на основе собственного замысла.

Акварель, кисти.

7

Рисование на темы

Живописные просторы Родины». Рисование пейзажа.

Урок применения знаний

Эмоциональная оценка шедевров русских художников. Работа над передачей пространства при помощи цвета в пейзажа.

Наблюдать за цветовой палитрой в природе. Знать о тёплых и холодных оттенках цвета.

Принести акварель, кисти.

8

Декоративная работа



«Родные края в России гжельской майолики». Декоративная композиция.

1ч.

Комбинированный урок

Работа над созданием эскиза тарелочки в стиле Гжельской майолики.

Учиться создавать творческую композицию по мативам народных промыслов. Уметь получатьрастяжение цвета мазком.

Принести акварель, кисти.

9

Рисование на темы

Двор, что город, изба, что терем. Деревянное зодчество России.

1ч.

Комбинированный урок

Работа над созданием композиции по мотивам резного убранства фасада избы.

Иметь представление о знаках – символах в народном орнаменте на примере знаков – оберегов в украшении крестьянской избы.

Принести  рабочую тетрадь, кисти, акварель.

10

Рисование на темы

То ли терем, то ли царев дворец. Деревянное зодчество России.

1ч.

Урок применения новых знаний.

Работа над созданием тематической композиции на тему народной сказки.

Владеть графическими и композиционными навыками..

Принести гуашь, кисти.

11

Рисование на темы

«Каждая птица своим пером красуется». Живая природа, форма и цвет. Акварельная живопись.

1ч.

Урок ознакомления с новым материалом

Создание живописной композиции и зарисовок пернатых акварелью по сырому на бумаге.

Вырабатывать навыки акварельной живописи, учиться выполнять зарисовки в технике рисования по сырому.

Принести акварель, краски.

12

Рисование с натуры

12. Каждая изба удивительных вещей полна». Натюрморт: свет и тень.

Комбинированный урок

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке снатуры.

Осваивать приёмы подбора цветовых оттенковдля передачи освещённости и теневой поверхности предметов при искусственном освещении

Принести акварель, кисти.

13

Рисование на темы

Зимний вернисаж. Мир красоты. Русская зима. Пейзаж в графике.

Комбинированный  урок

Создание творческой композиции по теме урока, красоты зимнего пейзажа в установке на эстетическое восприятия окружа-ющего мира, произведений искусства.

Учиться передавать графическими средствами красоту зимнего пейзажа

Принести перо, тушь, белаю гуашь.

14

Декоративная работа

«Зима не лето в шубу одета». Связь декора с формой. Орнамент народов мира.

Комбинированный урок

Работа над созданием декоративной композиции по мативам народного орнамента.

Учиться составлять орнамент по мативам  народных орнаментов.

Принести творческую тетрадь. фломастеры.

15

Рисование на темы

«Зима да морозы, а мы за праздники». Карнавальные новогодние фантазии.

Комбинированный урок.

Использование художественных средств выразительности праздничного настроения.

Совершенствовать работу по владению живописно- графическими навыками.

Создание творческих работ

 Принести  

 творче-

 скую тет-

 радь, тушь,перо.

16

Рисование на темы

«Всякая красота фантазии да умения требует». Эскиз карнавальной маски.

Комбинированный урок.

Составление эскиза маски,украшение её различными материалами.

Учиться создавать образы при помощи изобразительных приёмов.

Создание маски, её украшение

Принести акварель, кисти.

17

Декоративная работа

«В каждом посаде в своём наряде». Узоры обереги в русском народном кастюме.

Комбинированный урок

Создание эскиза русского народного костюма

Учиться создавать эскизы костюмов, уметь графическими и живописными приёмами исредствами создавать компазицию народного орнамента.

Принести тетрадь, акварель, кисти.

18

Рисование на темы

Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя.

 

1ч.

Комбинированный урок.

Создание эскиза театрального костюма

Учиться передовать выразительность образа героя в сценическом костюме.

.

Принести акварель, кисти.

19

Декоративная работа

Россия державная. исторический памятник. Создание живописного эскиза.

Комбинированный урок

Создание живописного эскиза архитектурного памятника. Знакомство с работами художников- мастеров.

Познакомиться с историей русского зодчества. Формировать навык гормоничного подбора цветов

Знать понятие зодчество

Выполнить задание в творческой тетради на стр. 44-45.

20

Декоративная работа

В мире народного зодчества. Город чудный, город славный».

Комбинированный урок

Работа над созданием сказочного образа древнего города в технике выбраной уч-ся.

Продолжить знакомство с историей русского зодчества, владеть живописно- графическими навыками.

Выполнить работу в творческой тетради с. 46-47

21

Рисование на темы

Защитники земли Русской. Сюжетная композиция

Комбинированный урок

Создание сюжетной композиции по теме урока. Беседа о Куликовской битве.

Знать особенности построения композиции, особенности изображения фигуры человека в движении.

Выполнить задание в тв. тетради с.48-49

22

Рисование на темы

«Дорогие любимые, родные». Рисование женского портрета.

Урок ознакомления с нов. материалом

Работа по созданию женского образа в портрете матери, изучение пропорций лица

Знать особенности изображения портрета, учиться изображать портрет, используя графические навыки и знания пропорций чел. лица

Выполнить задание в тв. тетради с. 50-51

23

Декоративная работа

«Широка масленица». Сюжетно- декоративная композиция.

1ч.

Комбинированный урок

Анализ картин В. Липицкий «Масленица», А. Бенуа, «Петербургские балаганы». Создание эскиза сюжетно- декоративной композиции.

Уметь рисовать композиционные схемы, знать композиционные приёмы передачи живописных образов.

Задание в творческ. тетради с. 52-53

24

Декоративная работа

«Красота и мудрость народной игрушки»

1ч.

Комбинированный урок

Сопоставительный анализ различных деревянных игрушек, способов и средств их выполнения. Рисование любой из них.

Различать игрушки, выполненные разными мастерами из различных уголков России, учиться находить особенности разных игрушек.

Задание в тв. тетради с.54-55

25-26

Рисование на темы

Герои сказок глазами художника. Сюжетная композиция.

2ч.

1.Урок ознакомления с новым материалом.

2. Комбинированный урок

Знакомство с картинами М. Врубеля, В. Васнецова, И. Билибина. Создание сюжетной композиции к сказке.

Учиться создавать сюжетную композицию, знать композиционно- художественные приёмы.

Создание творческих работ

27

Рисование на темы

Водные просторы России.

Морской пейзаж.

1ч.

Урок ознакомления с новым материалом

Эмоциональная оценка шедевров русск. художников. Работа над созданием морского пейзажа.

Знать понятие «марина», особенности изображения морских пейзажев, знать работы известн. художников познаком. с их творчеством.

Задание в тв. тетради с. 62-63

28

Декоративная работа

Цветы России на павловских платках и шалях

Комбинированный урок

Создание эскиза русского платка

Учиться различать и создавать отдельные цветочные мотивы русских шалей.

Задание в тв. тетради с. 64-65

29

Декоративная работа

«Всяк на свой манер».Рисование русской набойки

1ч.

Комбинированный урок

Создание народной декоративной композиции.

Формировать навык в передаче декоративного выразительного силуэта.

Задание в тв. тетради с. 66-67

30

Рисование на темы

В весеннем небе салют Победы

1ч.

Комбинированый урок

Создание композиции «Салют Победы».

Знать и применять композиционно- художественные приёмы.

Задание в тв. тетради с. 68-69

31

Гербы городов Золотого кольца России

1ч.

Комбинированый урок

Создание эскиза герба места, где ты живёшь.

Формировать различные приёмы работы по созданию гербов и эмблем.

Создание творческих работ

32

«Сиреневые перезвоны» Рисование натюрморта.

1ч.

Комбинированый урок

Создание эскиза натюрморта из цветов сирени, черёмухи и т. п.

Совершенствовать образное видение, цветовидение, знать основные приёмы по созданию натюрморта.

Задание в тв. тетради с. 72-73

33

Декоративная работа

«У всякого мастера свои затеи. Рисование орнамента

1ч.

Комбинированый урок

Создание эскиза орнамента с мотивами животного и растительного мира.

Познакомиться с орнаментами разных народов, в которых присутствуют природные мотивы.

Задание в тетради с. 74-75

34

Изовикторина

Обобщающий урок

Повторение изученного материала

Знать изученные понятия изобразительного искусства. Уметь сопоставлять и различать жанры, виды искусства, работы художников, зодчих, скульпторов.



Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:

  1. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1-4 классы [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. -М. : Просвещение, 2011.
  2. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. - М. : Просвещение, 2011.
  3. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. - М. : Просвещение, 2011.
  4. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. - М. : Просвещение, 2011.
  5. Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 3 класс» [Электронный ресурс]

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Цели и задачи курса

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творче-. способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного круго-зора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

- совершенствование эмоционально-образного восприятия пронзасэеяяа искусства и окружающего мира;

-развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

- формирование навыков работы с различными художественными материалами.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В Федеральном базисном учебном плане в 3классе на изучение изобразительного искус-ства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Мир изобразительных (пластических) искусств

Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.

Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений Леонардо да Винчи): пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников - по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.

Богатство и разнообразие художественной культуры Росписи,

декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи).

Патриотическая тема в произведениях отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т. д.).

Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрики или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются:

  • в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
  • в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

  • желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
  • обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
  • формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами обучающихся являются:

  • в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
  • в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
  • в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
  • в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ 3 КЛАСС

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен

Знать / понимать:

  • доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
  • понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  • приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого «растяжения» цвета;
  • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
  • основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
  • названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
  • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
  • основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);

уметь:

  • организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
  • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
  • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
  • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
  • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
  • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
  • выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным. поразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани:
  • выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
  • лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
  • конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

  • выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
  • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
  • проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
  • проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.

ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Дополнительная литература.

1.Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. - М. : Детская литература, 1984.

  1. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. - М. : Просвещение, 2011.
  2. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - Л. : Детская литература, 1973.
  3. Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей!-СПб., 1995.

5.Энциклопедический словарь юного художника. -М. : Педагогика, 1983.
2. Интернет-ресурсы.

  1. Википедия : свободная энциклопедия.
  2. Педсовет.ощ. Всероссийский Интернет-педсовет.
  3. Клуб учителей начальной школы. -
  4. Фестиваль педагогических идей.
  5. Педагогическое сообщество.
  6. 3. Информационно-коммуникативные средства.
  1. Секреты живописи для маленьких художников
  2. Большая электронная энциклопедия
  3. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
  4. Аудиозаписи. Классическая музыка.

4. Наглядные пособия.

Произведения изобразительного искусства.

М. Нестеров. Осенний пейзаж; Н. Присекин. Прохладно. Вид на Веледниково; А. Курнаков. Дорога на Знаменку; В. Овчаров. Осенний пейзаж; Г. Бочаров. Тайга; А. Бородин. Пейзаж с грибами; А. Герасимов. Пионы; М. Сарьян. Цветы Калаки; А. Дейнека. Гладиолусы с рябиной; А. Осьмёркин. Подсолнухи и рябина; Е. Кругликова. Георгины (монотипия); И. Машков. Натюрморт с маками и васильками; В. Серов. Яблоки на листьях; 3. Серебрякова. Корзина с кабачками;

3. Серебрякова. Виноград; В. Рохлин. Натюрморт с геранью: В. Стожаров. Романовский лук; И. Машков. Натюрморт. Тыква; П. Кузнецов. Цветы и дыни: Б. Кустодиев. В трактире; В. Крылов. Чайка; Б. Щербаков. Рожь поспевает; В. Шелков. За полярным кругом.

А. Кравченко. Зима; А. Бородин. Гости; В. Каневский. Снегирь. Синяда-пухлячок. Синица-лазоревка; Т. Маврина. Звенигород; Т. Яблонская. Зимний день в Седнсве: А. Пластов. Первый снег; А. Малетин. Родина. Мезенские берега; К. Воробьев. Февраль: Н. Гончарова. Московская зима; Т. Шувалова. Автопортрет; Б. Крылов. Вечерний натюрморт: В. Прибытков. Окраина в снегу; Д. Шмаринов. Тройка; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме ': р-влева. Зима. Екатерина-санница. Варвара. Анна зимняя. Месяцеслов; произведения местных художников.

О. Савостюк. Маша; 3. Серебрякова. За завтраком; Н. Рерих. Сеча под Керженцем: В. Фонеев.Зарайский кремль; В. Астальцев. Даниловский монастырь в Переславле-3алесском; В. Федосеев.Борисоглебск; В. Фонеев. Кирилло-Белозерский монастырь; И. Билибин. Преображенный Китеж (эскиз декорации); А. Дейнека. Оборона Севастополя; Н. Присекин. Куликовская битва; О. Савостюк, Б. Успенский. Победа (плакат); Ю. Циркунов. Тревожная группа; Ю. Кутач. Дмитрий Донской; Л. Большакова. Пасхальный натюрморт; Н. Рерих. Весна священная; А. Остроумова-Лебедева. Весенний мотив; 3. Шевандронова. Птицы весенние; В. Хлызов. Белые ночи под Тобольском; В. Бялыницкий-Бируля. Весенний день; Т. Маврина. Клусово; У. Тансыкбаев. Моя песня; В. Телин. Родительский день; Л. Малеева. Рязанские девочки; М. Врубель. Девочка на фоне персидского ковра; В. Суриков. Сибирская красавица; Н. Кузнецов. Текстильщицы; Б. Нура-ли. Портрет Хамеджи; А. Бенуа. Петербургские балаганы (эскиз декорации); М. Врубель. Царь Берендей. Морской царь. Майолика; М. Врубель. Снегурочка. Эскиз костюма; М. Врубель. Царевна Лебедь; Н. Рерих. Эскиз костюма князя Игоря; А. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова; Н. Рерих. Эскиз костюма девушки; И. Билибин. Юноша. Эскиз костюма; И. Билибин. Царевна-Несмеяна; И. Билибин. Жар-птица; И. Билибин. Стрельчиха перед царем и свитой.А. Рылов. Зеленый шум; А. Дейнека. Будущие летчики; А. Герасимов. После дождя; В. Поленов. Московский дворик; И. Машков. Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Н. Дубовской. Закат солнца; Н. Крымов. Утро; И. Айвазовский. Радуга. Черное море; Р. Судковский. Бурное море; А. Рылов. В голубом просторе; Э. Калныньш. Седьмая балтийская регата; А. Алексеев. Пейзаж с чайками; Б. Кустодиев. Купчихи; В. Орешников. Розы; Н. Присекин. Салют Победы; П. Оссовский. Салют Победы. В 1945-м; А. Ушин. Салют Победы. Из серии «Блокада»; Г. Орлова. Салют (гобелен); П. Кончаловский. Сирень в корзине; П. Кончаловский. Сирень, хрустальная ваза и корзина; Д. Налбандян. Сирень.


Произведения народного декоративно-прикладного искусства.

.И. Страхов. Осень (панно). Федоскино; памятники архитектуры: Преображенская церковь,Кижи; жостовские подносы: М. Митрофанов, Н. Гончарова, Н. Антипов, И. Леонтьев; воздушные змеи: Япония, Китай; лоскутные коврики; гжельская майолика.

Дом Ошевнева. Кижский музей под открытым небом; Фасад избы. Нижегородская область; Аленький цветочек. Шкатулка. Федоскино; В. Кочкин. Ростовские кружева (финифть). Ростов; меховая одежда - Ханты-Мансийский округ; вязаные варежки - Финляндия, Норвегия; изображения теремов, хором; тамбурная вышивка на предметах быта; кованые изделия - ларцы, сундуки_ светцы; традиционные подвесные украшения - «пауки».

Народный костюм Русского Севера - олонецкий, новгородский, тверской, архангельский; народный костюм южнорусский - курский, орловский, тамбовский, воронежский, тульский; Б. Ермолаев. Куликовская битва. Палех; В. Липицкий. Масленица (коробочка). Федоскино; народные игрушки из Сергиева Посада, Семенова, Федосеева, Полховского Майдана. Богородского; В. Грудинин. Александр Попович и княжич Василько. Ростов; Н. Малоземов. Вид кремля города Ростова Великого (финифть). Ростов. Тканые пояса Русского Севера и Юга, украшения из бересты вологодские, архангельские, карельские и др.; богородская динамическая игрушка. Павловопосадские шали; ковер Зили. Дагестан; прялка. Мезень. Россия; тарелка - Мексика; лобовая доска. Городец; Гравюра. Германия; расписная дверь. Русский Север; керамика Скопина; маски Индонезия, Китай; ваза - Корея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...