Наскальный рисунок. Изо.
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) по теме

Мы перенесёмся в далёкие времена. Машина времени перенесёт на много тысяч лет назад. Нам пора снижаться. Перед нами горы. Но что это? Рисунки? И тогда были рисунки?

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon naskalnyy_risunok.zip2.16 МБ

Предварительный просмотр:

1 класс. Внеурочная деятельность. 2 полугодие, январь

Урок-путешествие «Древнейшее чудо света – наскальный рисунок». (Первобытный художник)

Зрительный ряд – презентация «Наскальные рисунки» (петроглифы).

Литературный ряд – а) «История искусств для малышей»;

б) «Художественная культура первобытного общества» (хрестоматия, автор-составитель И.А.Химик).

Музыкальный ряд – спокойная музыка фоном для работы.

Материалы и инструменты: бумага белая и серая, картон, уголь, сангина, пастель.

Цель: сформировать у детей способность «смотреть и видеть», «слушать и слышать», «воображать и изображать».

Задачи: развивать наблюдательность, творческое воображение, зрительную и моторную память, интерес к изо, эмоциональное, эстетическое, образное восприятие.

(развивать, тем самым давать знания, прививать  умения, отрабатывать навыки)

Ход урока.

  1. Орг.часть (настрой) –1- 2 мин.
  2. Введение новых знаний (сообщение учеб. матер. по презентации) – 10 мин.
  3. Творческая практическая деятельность – 15-18 мин.

Задача: дать ясное представление о предстоящей работе!

  1. Тренировочные упражнения – 2-3 мин.

        - Чем и как работает художник-график?

 а) знакомство с новыми выразительными средствами: линия, штрих, пятно и комбинация этих элементов (+ контур, + тон);

б) знакомство с графическими материалами: уголь, пастель;

в) знакомство с техникой: концом (краем, торцом), плашмя, растирание.

3.2. с/р – 15 мин

       4.  Подведение итогов – 3-4 мин. Экспресс-выставка

(вывешивание работ с рассказом своего творческого замысла).

  1. Рефлексия – 1-2 мин.

Слайд 1.

У нас зима, за окном метель. Может, мы отправимся в путешествие в дальние, тёплые, неизведанные страны?

        Ваша парта превращается в машину времени. Поправили сиденья, сели удобно, пристегнули ремни. Нажимаем на кнопку пуска: 5,4,3,2,1 – пуск! Отправляемся!

        Слайд 2.

Мы перенесёмся в далёкие древние времена, на много тысяч лет назад, когда на земле не было ещё ни городов, ни старинных замков. Это было давным-давно! Древнейший человек напоминал обезьяну. Те люди ещё не умели разговаривать. Они общались друг с другом как животные, с помощью разнообразных звуков.

        Первобытные люди боялись хищных зверей, грозы, наводнений, лесных пожаров. Почему происходит всё это – они не знали, не могли объяснить.

        Нам пора снижаться. Прежде чем мы выйдем из машины времени, запомните: мы оказались в глубокой древности, дорог нет, одни тропы, на которых могут встретиться дикие звери. Ведите себя тихо, никуда не отходите.

        Найдите кнопку снижения, приземляемся. Расстегните ремни. Мы с вами попали в пещерный век.

        Слайд 3.

        Перед нами красивые горы. Осторожно ступая, подойдём поближе и поднимемся повыше. Посмотрите – рисунки. Среди тех первобытных древних людей были искусные художники. Трудно в это поверить, но это так. Люди, не умевшие не только писать и разговаривать, но даже не могли вылепить простой горшок из глины, а владели мастерством художника!

        Слайд 4.  Обогнём скалистую часть, посмотрим на гору с другой стороны. Эта красота – дело самой природы. Присмотритесь! Мы видим сцену охоты. Изображение очень простое: красно-коричневые фигурки бегущих людей и зверей.

        Слайд 5.

        Идём дальше. Проходим вдоль стены. Можно потрогать руками: прямо на скале острыми камешками выцарапаны фигуры зверей.

        Спускаемся вниз. Перед нами вход в пещеру. Именно пещеры были  домом  (жилищами) и убежищем  древних людей. Там они прятались от дождей и холодных ветров, от злых людей и диких зверей.

        Много было забот у древних людей. Но когда появлялось свободное время, они любили рисовать. Рисовали на стенах, потолке. Рисовали то, что они видели, то, что их окружало: жизнь и смерть, растения и животных. Они верили в то, что если  они нарисуют в глубине пещеры зверя, то живые хищники уйдут,  не причинив им вреда. А если нарисовать раненого зверя – это поможет им в охоте.

        Там,  внутри пещеры, темно, только факелы и тени от костра будут освещать наш путь.  Держаться надо вместе, будьте осторожны.

        Слайд 6.

        А пока мы не вошли, поднимите головы и посмотрите на потолок. Нам видны изображения животных.

        Пройдём в глубь пещеры и слева на стене  видим пару оленей. Один из них закрашен полностью в красный цвет, а второй обозначен лишь контуром.

        Слайд 7.

        Перед нами сцена охоты. Всё просто и понятно: быстроногие  олени несутся с огромной скоростью, а на них уже наведены стрелы охотников. Неведомый художник использовал всего-то один цвет, но добился удивительной живости.

        И вот он красавец бизон (бык). Передняя часть тела объёмная, а ноги кажутся коротковатыми – создаётся впечатление тяжести фигур.

        Слайд 8.

        Древний художник, используя один чёрный цвет, изобразил раненого бизона, поражённого копьём охотника.  (Это сцена с раненым бизоном в пещере Ласко во Франции).

        Погибает и сам охотник. Длинноволосая женщина, стоя на одном колене перед телом умершего мужа, оплакивает его смерть и готовит отправить в царство мёртвых. Древние люди верили, что души умерших, души предков переселяются в далёкую «страну мёртвых». А путь в царство смерти – это плавание на корабле.

        Слайд 9.

        Стадо бизонов несётся на большой скорости, огромными острыми рогами рассекая воздух. Слышен стук копыт сильных быков, их страшный рёв. На данном рисунке присутствует двухцветное изображение: чёрное и красное. Потому что эти цвета хорошо видны в полумраке пещер, которые освещались только факелами или огнём дымного костра.

        Многие древнейшие рисунки очень загадочные, даже странные и причудливые. В них много непонятного. (Иногда каждая фигура значима сама по себе, вне зависимости от всей композиции). Изображения схематичные, упрощённые (стилизованы). Иногда лишь точки, полоски, неясные для нас изображения. Мы можем лишь только догадываться о том, что же хотел сказать своим рисунком первобытный художник.

        Хотя здесь понятно, что 2 человека на охоте, они хорошо вооружены.

        Слайд 10.

        Человек в рогатом шлеме едет на двухколёсной телеге (колеснице) запряжённой козлом или лошадью. Перед человеком змея – символ (знак)  молнии. (В скандинавской мифологии это Бог Тор в колеснице, а изображение змеи – вспышка молнии).

        Сцена с молящимся человеком – к нему приближается огромная змея.

        Много наскальных рисунков оставили нам древние художники они оставили свой след в истории. Благодаря им мы можем получить живое представление  о жизни человека тех далёких времён.

         

Нам пора возвращаться. Осмотрев внимательно рисунки внутри пещеры, тушим костёр, берём с собой угольки от костра, нам они пригодятся, осторожно покидаем пещеру.

Слайд 11.

Закройте глаза – там было темно, снова откройте – нас встречает яркое солнце. Гасим факелы. Ещё раз оглянемся, посмотрим рисунки на скале и садимся в машину времени. Закрепляем ремни, 5,4,3,2,1! – пуск! Летим домой. Найдите кнопку снижения. Приземлились. Это наш класс и наша парта. Перемещение во времени в доисторические времена завершилось благополучно.

Физ.мин. Встаньте. Встряхните ногами. Распрямите спинки. Потянитесь к солнышку. Садитесь.

- А вы хотите стать древними художниками?

- На столах у вас лежат листы. Возьмите половинку, положите перед собой. Перед вами угольки. Да-да, те самые, которые мы взяли из костра в пещере. Это натуральный уголь. А я вам положила искусственный, сделанный на фабрике, спрессованный уголь в виде палочек. Это обыкновенная обожжённая берёзовая палочка. Ещё добавила пастельные мелки, а вдруг вам они пригодятся?

- Как вы думаете: откуда древние художники брали красную краску? Знали нужные растения. Брали глину. Прежде чем нанести краску на стену, чтобы она закрепилась, её смешивали  с кровью или яйцом, вот и краски.

Техника работы  углём.

- Но как же работали  углём древние художники?

Тренировочные упражнения.

-  Делайте вместе со мной.

  1. Концом (краем, торцом) – будет линия.
  2. Плашмя – штрих толще.
  3. Растирание – пальчиком от центра к краю листа (не втирать!)

- Попробуем человечка?! Кружок, огуречик, палочки – готово.

- Повторим приёмы: концом, плашмя, растирание.

Выбор правильного материала.

- Для работы предстоит выбрать правильный лист. Вы, когда были в пещере, стену трогали руками? Она гладкая, а может быть неровная, шероховатая? Положите перед собой шероховатый белый или тёмный лист, по желанию. Это не просто лист, это стена пещеры (горы, скалы). Вы сейчас будете древними художниками.

        Закройте глаза. Представьте:

- кто-то нарисует на скале быстрого быка или оленя;

- кто-то первобытного человека в звериной шкуре у костра;

- а может ваш охотник отправится на охоту с копьём и  стрелами?

        - Откройте глаза. Представили? Как расположить лист сегодня лучше: вертикально или горизонтально?

        Физ.мин. Подготовим руки: растираем-согреваем, пальчики соединим, кулачками постучим.

- Готовы? Приступайте.

Практическая работа. с/р.

        Подведение итогов. Экспресс-выставка.

- Что ты изобразил?

- Выберем лучшую работу (обозначить её на доске чем-то – смайликом, сердечком…)

        Рефлексия.

- Вы довольны нашим путешествием в древний мир? Страшно не было? Не устали? Ещё будем путешествовать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок по теме Наскальная живопись

Эта разработка содержит интересную информацию о том, где в России сохранилась древняя живопись....

озеро Байкал наскальная живопись

Презентация составлена совместно с детьми. Очень красивые надписи на скалах....

О чём расскажут наскальные рисунки

Доисторическая эпоха, заождение жизни на земле....

Природа Башкортостана. Наскальные рисунки Каповой пещеры.

урок по " Культуре Башкортостана" по теме: " Природа Башкортостана. Наскальные рисунки Каповой пещеры"...

Презентация Наскальная живопись

Данная презентация прежназначена для знакомства детей с наскальной живописью первобытных людей. Обучающиеся познакомятся с особенностями наскальной живописи, ее развитием и изменениями в тематике рису...

Технологическая карта по информатики. Тема урока:«Общее и особенное. Графический редактор Paint: создание одинаковых фрагментов рисунка.(создание рисунка по образцу )», УМК «Школа 2100» (3 класс)

Тип урока: урок «открытие» знания Цель урока: Формирование умений называть отдельные предметы заданной группы и давать общее имя группе предметов.Задачи урока Дидактические:1. На...

Первые рисунки для первого знакомства. Обзор рисунков первоклассников на свободную тему.

Основным содержанием статьи является обзор рисунков первоклассников по заданию "Свободная тема рисунка".В статье можно узнать об осоенностях детских рисунков. . Также читель узнает...