Рабочая программа по ИЗО 1 класс
рабочая программа (изобразительное искусство, 1 класс) по теме

Васина Елена Геннадьевна

Рабочая программа по ИЗО 1 в 1 классе по УМК "Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Рабочая программа 1 класс изо129.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству соответствует ФГОС, составлена на основе  «Примерных программ по учебным предметам», концепции ОС «Школа 2100», авторской программы «Изобразительное искусство » О.А. Куревиной, Е.А. Лутцевой (ОС «Школа 2100»).

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с учебным планом МБОУ «Чамзинская  СОШ №2»  курс «Изобразительное искусство» изучается в 1 классе по одному часу в неделю. Общий  объём  учебного времени составляет 33 часа.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа по изобразительной деятельности направлена на формирование духовной культуры средствами художественно-творческой изобразительной деятельности, которая дает возможность не только отстраненно воспринимать духовную культуру, но и непосредственно участвовать в ее созидании на основе эмоционального и интеллектуального включения в создание визуального образа мира.

Программа адресована учащимся 1-го класса. Ее содержание полностью соотносится с требованиями Государственных образовательных стандартов общего образования и уровнем образовательной программы по ИЗО деятельности.

Программа строится по содержательным блокам, охватывающим как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. В процессе освоения программных дидактических единиц учащиеся получают не только навыки овладения определенными изобразительными операциями и манипуляциями, не только приемами создания конкретно-визуального образа, но и постигают контекст художественного явления как результата преобразования действительности в процессе самовыражения. Художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно переплетена с эстетическими представлениям о действительности, о деятельности, о человеке и о самом себе. Поэтому ей как необходимое условие предшествует общеэстетический контекст (взаимодействие, окружение), выраженное в программе через понятия, усвоение которых поможет учащимся включиться в процесс творчества через сопричастность и сопереживание.

Основные цели курса

1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.

2. Воспитание в детях эстетического чувства.

3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.

4. Развитие умения воспринимать и  анализировать содержание различных произведений искусства.

5. Развитие воображения и зрительной памяти.

6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных  приёмов изобразительной деятельности.

7. Воспитание в  учащихся умения согласованно и  продуктивно работать в группах.

8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.

Основные задачи курса

В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:

1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные  темы  каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);

2.  Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу  мастера»);

3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);

4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных  материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);

5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);

6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);

7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши  проекты»,  подготовка театральных постановок).

В учебниках реализуется деятельностно-практический  подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так  и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.

Практическая реализация программы предполагает наличие заданий на размышление, на усвоение цветоведения и ощущение формы, поисково-экспериментальной направленности, результатом чего является коллективная работа, которая завершает каждый проблемный содержательный блок.

Описание ценностных ориентиров предмета

При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства  делается акцент на гуманистической составляющей искусства:  о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы и человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс (1 ч. в неделю, всего – 33 часа)

I. Основные художественно-эстетические понятия.

Эстетическое в действительности и в искусстве.

Эстетический идеал в искусстве разных народов.

Эстетический вкус народа и человека, выраженный в произведениях искусства и декоративно-прикладного творчества.

Сюжет.

Подражание природным явлениям в искусстве и дизайне.

II. Основы композиции.

1. Мера – соотношение части и целого.

2. Тождество – абсолютное равенство. Зеркальность изображения.

3. Гармония в жизни и искусстве.

4. Соотношение частей.

III. Из истории развития искусства.

Искусство первобытного общества как утилитарная необходимость.

Общехудожественные умения: правильно пользоваться изобразительными средствами и инструментами: промывать и сушить кисть, снимать лишнюю краску; знать свойства гуаши, акварели; техника – закрашивание, штриховка, примакивание, мазок, тычок; передавать строение, величину и расположение предметов, цвет, фактуру, используя разные способы изображения; изображать несложный сюжет; знать художников и скульпторов (в пределах программы); уметь обосновывать свое эстетически-художественное мышление.

Понятия:

1. Культурологические: эстетическое, эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

2. Художественно-изобразительные: изобразительный материал, инструмент, линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ  КУРСА

К концу первого года обучения в ходе освоения курса «Изобразительное искусство » обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

- эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);

- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

- способность к художественному познанию мира;

- навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках;

стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты

Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.

Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий  спектр понятий,  усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.

Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса

«Изобразительное искусство» является  формирование перечисленных  ниже универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и  информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать  выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные УУД

• Уметь  пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме  (на уровне одного предложения или  небольшого текста).

• Уметь  слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь  выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и  поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу  в группе;

б) учиться распределять работу  между участниками проекта;

в) понимать общую  задачу проекта и точно  выполнять свою часть работы;

г) уметь  выполнять различные роли  в группе (лидера, исполните- ля, критика).

Предметные результаты:

- понимание значения искусства в жизни человека и общества;

- сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

-  умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе,

- проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

К концу учебного года учащиеся должны иметь представление об эстетических категориях: эстетический идеал, эстетический вкус, мера, тождество, гармония, соотношение, часть и целое.

По художественно-творческой изобразительной деятельности учащиеся научатся:

– различать особенности материалов (изобразительных и графических), используемых учащимися в своей деятельности, и их возможности для создания образа; линия, мазок, пятно, цвет, симметрия, рисунок, узор, орнамент, плоскостное и объемное изображение, рельеф, мозаика.

– работать с гуашью (подготовка, смешивание красок, способы нанесения: от светлого к темному, по спектру, фоновое и главное изображение), реализовывать замысел образа с помощью полученных на уроках изобразительного искусства знаний в контексте (связи) художественно-творческой и трудовой деятельности, изображать однодетальные и многодетальные предметы, работать в технике аппликации, бумагопластики;

– под контролем учителя организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нем во время работы, правильно пользоваться средствами художественной деятельности;

– с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности;

– самостоятельно аккуратно выполнять графические приемы, работать с акварелью, гуашью.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В 1-М КЛАССЕ

(1 ч. в неделю, всего – 33 ч.)

№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

Дата

Фактичес

кая

Планируе

мая

I четверть (9 часов)

Тема I. ЦВЕТНЫЕ КАРАНДАШИ

1.

«Дружные соседи». Рисуем цветными карандашами.

1

Изображать растения, животных, сказочные и фантастические существа.

2.

ПДД.№1. «Наш путь в школу. Новые маршруты» (урок-экскурсия)

1

3.

«Городок». Рисуем животных.

1

Создавать средствами живописи образы природы, животных

4.

«Загадочный фазан». Знакомство с основами цветоведения.

1

Овладевать на практике основами цветоведения

5.

«Чудо-дерево». Закрепляем изученный материал.

1

Выражать собственные мысли посредством изобразительного искусства.

6.

«Коврик». Изучаем линии.

1

Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке

7.

«Солнечный денек». Продолжаем работу с линиями

1

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа

8.

«Любимая игрушка». Продолжение предыдущей темы.

1

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа

9.

«Осень». Рисование листьев. Понятие о симметрии.

1

Овладевать основами языка  живописи

II четверть (7часов)

10.

«Осенний букет». Понятие «Орнамент», «Геометрический орнамент»

1

Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус, умения работать акварельными красками

Тема II. Работаем  гуашью

11.

«Разноцветные узоры». Знакомство с гуашью.

1

 Создавать узоры, используя разнообразные работы кистью в изображении знакомых элементов

12.

«Орнамент». Построение разных по композиции орнаментов. Рисование кистью.

1

Создавать композиции на заданную тему на плоскости (орнамент)

13.

«Фрукты на тарелочке». Натюрморт. Смешивание краски на палитре

1

Развивать графические умения, связанные с приемами декоративной трактовки цветочного мотива, умения работать акварельными красками.

14.

«Плоды на столе». Продолжение изучения взаимодействия цветов.

1

Соблюдать в изображении пропорции, размер.

15.

«Зимний лес». Знакомство с графикой. Рисование кистью.

1

Наблюдать и передавать в собственной художественной деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе.

16.

«С Новым годом!» Декоративное панно.

1

Формировать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус

III четверть (10 часов)

17.

«Новогодняя ёлка». Декоративная открытка.

1

Воспитывать чувство радости от передачи красоты природы в рисунке.

18-19.

«Морозные узоры». Понятие «тон». Часть и целое.

2

Рисовать по памяти и представлению

20.

ПДД №2. «Нерегулируемые перекрестки. Правила их перехода»

1

21.

«Чудесная радуга». Учимся работать акварелью.

1

 Работать акварельными и гуашевыми красками

22-23.

«Праздничный салют». Делаем открытку-поздравление папам и дедушкам «Праздничный салют».

2

Осознавать нравственную красоту подвига защитников Отечества

24-25.

« С Днем 8 Марта!». Выполняем открытку с элементами объема в технике аппликации.

2

Формировать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус

26.

«Рыбка в море». Насыщенность цвета.

1

Работать акварельными и гуашевыми красками

IV четверть (7 часов)

Тема III. ПРОЗРАЧНАЯ АКВАРЕЛЬ

27-28.

«Наши друзья». Рисуем кистью.

2

Развивать образное видение, воображение, творческую фантазию, художественный вкус.

29-30.

«Букет». Выполняем открытку «Букет» в технике акварели.

2

Наблюдать и передавать в собственной художественной деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений в природе.

31.

Витраж». Продолжаем изучение свойств акварельных красок.

1

Совершенствовать умение смешивать акварельные краски для получения промежуточных цветов.

32.

«Рисунок на скале». В смешанной технике выполняем работу со стилизованным изображением животного.

1

Использовать стилизацию форм для создания рисунка

33.

«Рисунок на скале» (продолжение). Рисуем стилизованные человеческие фигурки.

1

Использовать стилизацию форм для создания рисунка


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

Библиотечный фонд

1.

Учебно-методические комплекты  :

Рабочая тетрадь по изобразительному искусству «Разноцветный мир» 1 кл, - Изд.2, перераб.-М.: Баласс, 2009г

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.-4-е изд. перераб. – М.: Просвещение. 2010

К

Д

Печатные пособия

2.

Таблицы в соответствии с основными разделами программы обучения

Альбомы демонстрационного и раздаточного материала

Д

Д/П

Экранно-звуковые пособия

3

Видеофильмы (труд людей; технологические процессы, народные промыслы

Д

Технические средства обучения

4.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Д

Д

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

5.

Краски акварельные, гуашевые

Бумага А4

Фломастеры

Бумага цветная

Кисти беличьи

Емкости для воды

Клей

Ножницы

К

К

К

К

К

К

К

К

Оборудование класса

6.

Ученические столы 1-2 местные с комплектом стульев

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий, учебного оборудования и пр.

Настенные доски (полки) для вывешивания иллюстративного материала

К

Д

Д

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон РФ «Об образовании»
  2. Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч.-4-е изд. перераб. – М.: Просвещение. 2010.
  4. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под.науч. ред. Д.И. Фельдштейна. Изд.2-е, доп.-М.: Баласс, 2011.
  5. Рабочая тетрадь по изобразительному искусству «Разноцветный мир» 1 кл, - Изд.2, перераб.-М.: Баласс, 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...