РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Изобразительному искусству» для 3 класса
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Бурцева Анжела Александровна

Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.  «Изобразительное искусство»  3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_-3_klass_-_izobrazitelnoe_iskusstvo.docx106.49 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании                                                                                                                                                  Утверждено

методического совета                                                                                                                                                 Приказ по школе

Протокол № ____ от _____________г                                                                                                                     № ___от _______г

                           

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива»

по «Изобразительному искусству»

для 3  класса

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

основная общеобразовательная школа города Кирсанова Тамбовской области

Бурцевой Анжелы Александровны

Период  реализации программы: 1.09.2013 г. по 30.05. 2014 г.

   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Общая  характеристика учебного предмета, курса.

В современных условиях развития системы народного образования с особой остротой встает проблема формирования духовного мира, эстетической культуры, мировоззренческих позиций и нравственных качеств, художественных потребностей подрастающего поколения. В этом деле важнейшее значение имеет искусство и прежде всего изобразительное искусство, охватывающее целый комплекс художественно-эстетических отношений личности к окружающей действительности.

        Содержание предмета «Изобразительное искусство»  предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

  1. Цели  и задачи:

В результате изучения изобразительного искусства реализуются следующие цели:

- развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;

- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, формах их бытования в повседневном окружении ребенка;

   - овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;

- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважение к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Задачи:

  1. -  содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения учащихся, созданию собственными силами нравственно-эстетической среды общения с искусством с учетом многообразия его видов (народное искусство, живопись, графика) и архитектурой;
  2.  - способствовать формированию чувства национального достоинства, культуры межнационального общения, умения видеть памятники истории и культуры в связи с историей, бытом и жизнью народа;
  3.  - способствовать формированию особых качеств мышления, творческого воображения, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения искусства России.

   

  1. Нормативные  правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

-  Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Законом Тамбовской области  от 04.06.2007 № 212-З «О региональном компоненте  государственного образовательного стандарта  начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Тамбовской области»;

-  приказом Минобразования России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями);

- постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (изменениями и дополнениями);

-  примерной основной образовательной программой начального общего образования, рекомендованной Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС к использованию образовательными учреждениями РФ примерная основная образовательная программа начального общего образования (актуальная версия расположена на сайте: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2768);

-   приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

- приказа управления образования и науки Тамбовской области от 05.06.2009 года №1593 «Об утверждении Примерного положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательными учреждениями, рас-положенных на территории Тамбовской области и реализующих программы общего образования»;

- приказа МБОУ ООШ от ______________ года №_____ «Об утверждении Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих про-грамм учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) муниципального бюджетного образовательного учреждения основная общеобразовательная школа города Кирсанова

  1.  Сведения  о программе (примерной или авторской, в случае разработки рабочей программы на основании примерной или авторской), литературе (основная и дополнительная учебная литература, учебные и справочные пособия, учебно-методическая литература), на основании которой разработана рабочая программа, с указанием наименования, автора и года издания.

Рабочая программа по «Изобразительному искусству» составлена на основе:

-  примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству;

-  авторской программы    под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой, М. «Просвещение», 2013 год.

  1. Информация  об используемом учебнике.

        

  1. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.  «Изобразительное искусство».Учебник.3 класс. М. «Просвещение», 2013 г.

  1. Шпикалова Т. Я., Ершова Л. В., Макарова Н. Р. и др.  «Изобразительное искусство». Творческая тетрадь.  3 класс. М. «Просвещение», 2013 г.

  1. Обоснование  выбора примерной или авторской программы для разработки рабочей программы.

- Соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования  

- Рекомендована Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы  общего образования.

  1.  Информация  о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование.

       

 Содержание программы «Изобразительное искусство»  полностью соответствует авторской программе  Шпикаловой Т. Я., Ершовой Л. В., Макаровой Н. Р. и др., изменения  внесены в учебно-тематический  план: добавлен 1 час на закрепление изученного материала.

  1. Особенность курса

        Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка. Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Учащиеся получают представление об изобразитель-ном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

     Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позво-ляет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

  1. Основные  содержательные линии курса.

ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ (18 часов)

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов в искусстве России и других народов мира.

Формирование эстетических представлений и художественных умений

 в работе:  с цветом как основным выразительным средством живописи. Возможности цвета в передаче своеобразия природы (цветов, плодов, ландшафтов) в разных местах Земли. Продолжение знакомства с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Возможности нюансных и контрастных цветовых сочетаний в создании определенного эмоционального настроя в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов (в тени и на свету) для передачи освещенности предметов, пространства.

      с графическими средствами выразительности. Роль линии в различных видах изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и цветные силуэты. Способы получения силуэтных изображений (заливка контура тоном, цветом; штамп, трафарет, набойка и т. д.).

    Передача объема с помощью света и тени. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.); передача пропорций частей и целого в изображении предметов комбинированной формы. Передача глубины пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления предметов от зрителя);

    по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Продолжение знакомства со средствами композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

      по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции. Приемы декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение, уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции, условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм.

      Опыт художественно-творческой деятельности:

  изображение объектов природы по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами: («Земля одна, а цветы на ней разные», «Сиреневые перезвоны»), объектов архитектуры («Чьи терема ушли под небеса...»), пейзажа («Живописные просторы Родины», «Как красивы русские зимы»). Отражение своеобразия природы своего края. Передача ближних и дальних планов с помощью темных и светлых оттенков, изменения насыщенности цвета; передача цветовой гаммы морского пейзажа («Глубокая вода не мутится»);

      изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (цветов, овощей, фруктов, новогодних игрушек, гирлянд). Рисование натюрморта с использованием сближенной или контрастной цветовой гаммы («Каждый художник урожай своей земли хвалит»). Отражение местного разнообразия форм плодов, цветовой окраски. Передача цветовых различий тени и света, колорита, соответствующего искусственному освещению («Каждая изба удивительных вещей полна»);

      изображение человека, птиц, животных. Выполнение акварельных набросков и зарисовок птиц по сырой бумаге. Передача красоты оперения, движения («Каждая птица своим пером красуется»). Создание портретного женского образа («Дорогие, любимые, родные») с отражением в рисунке пропорций, выражения лица, прически, костюма; образа воина на поле битвы («Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»), создание карнавальной маски с передачей в ней образа матушки-зимы;

     составление сюжетно-тематических и декоративных компо-зиций. Выполнение композиций на темы сказок («То ли терем, то ли царев дворец», «Ни в сказке сказать, ни пером описать...», «Мои любимые герои из сказки»), новогоднего карнавала («Зима за морозы, а мы за праздники»). Передача в композиции праздничных или сказочных (народных) костюмов ритма, величавости в движениях фигур человека, смысловой связи между ними. Создание эскиза композиции «Широкая Масленица» с последующим выполнением ее в материале на уроках труда в технике обрывной мозаики. Выполнение композиции «Салют Победы» с передачей радости, торжества победного дня. Применение разнообразных приемов изображения цветом праздничного салюта.

ОСНОВЫ  НАРОДНОГО
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО  ИСКУССТВА (17 часов)

      Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, отражающих общность представлений разных народов России и мира о красоте природы, человека, предметного окружения. Сходство и национально-региональные различия художественно-образного языка традиционного зодчества, керамики, подносов, игрушки, одежды.

   

Формирование представлений о символике народного орнамента. Искусство орнамента в украшении жилища русского крестьянина. Образы-символы неба, солнца, воды, земли, птиц, животных. Особенности орнамента деревянной резьбы (в декоре избы), жостовского подноса (каймы и центральной части), гжельской керамики, павловских шалей, лоскутного шитья, вышивки в русском костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных змеев), кайма, зеркально-симметричный, сетчатый орнамент; характер элементов (геометрический, растительный и зооморфный).

Опыт художественно-творческой деятельности:

 ознакомление с русской деревянной и каменной архитектурой. Символика орнаментов в декоре крестьянского дома Русского Севера: повтор традиционной схемы узоров фасада (причелины, полотенце, наличники). Выполнение импровизаций по мотивам деревянного зодчества («Двор, что город, изба, что терем»), создание красоты образа древнего города («Город чудный...»), могущества крепостей-монастырей («Россия державная»). Отражение в рисунках регионального своеобразия памятников архитектуры;

      ознакомление с богородской резной игрушкой. Сравнительные особенности игрушек из дерева — токарной, топорно-щепной, резной. Своеобразие, пластичность форм богородской игрушки, специфика приемов резьбы. Отражение в забавном образе игрушки представлений о семейном ладе, труде и разных профессиях, любви к природе, уважения к воинству. Выполнение зарисовок (повтор, вариации) богородских игрушек, составление эскиза собственной игрушки с последующим конструированием (имитация на основе импровизаций) на уроках труда

     ознакомление с искусством жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и приемов росписи (послойное кистевое письмо). Упражнения по освоению этапов росписи (замалевка, тенежка, бликовка, чертежка) на основе повтора и вариаций. Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. д.). Создание цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса («В жостовском подносе все цветы России») с последующим его конструированием (имитация) на уроках труда и росписью;

      ознакомление с искусством гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы кистевого письма, использование приема плавного растяжения цвета (экспериментирование с акварелью). Выполнение упражнений по освоению приемов гжельской росписи (повтор, вариации). Самостоятельное составление узора (импровизация) для росписи майоликовой тарелки («Родные края в росписи гжельской майолики»);

     ознакомление с народным костюмом народов России (Сибири) и мира (Финляндии, Латвии). Знакомство с традиционной зимней одеждой народа саами (лопари, лапландцы), нахождение общего в одежде из меха у разных народов мира. Связь мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера) с окружающей природой. Мотивы орнамента вязаных вещей (варежки, перчатки). Композиционные схемы сетчатых орнаментов. Создание эскиза украшения из бисера (импровизация);

продолжение знакомства с русским народным костюмом. Выявление общего и различного в северном и южном костюмном комплексе, регионального своеобразия в костюме разных регионов России («В каждом посаде в своем наряде»). Упражнения на освоение орнаментальных мотивов русской вышивки. Рисование отгадок на загадки о русском народном костюме;

     знакомство с особенностями театрального исторического костюма — княжеские, царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального костюма для постановки сказки, былины или спектакля на историческую тему («Жизнь костюма в театре»)

      ознакомление с искусством павловских шалей. Плат — головной убор в костюме русской крестьянки. Зарубежные истоки русских шалей. Творческое освоение орнаментального строя заграничных шалей русскими мастерами. Отражение в цветочных узорах на платках многоцветия родной земли (роза, шиповник, незабудки, ромашки и т. д.). Восточные мотивы — «огурец», «перец», «опахало». Цветовая гамма (контрастная, нюансная; с включением основного цвета, светлого и темного оттенков). Упражнения по рисованию цветов по мотивам узоров павловских платков. Композиционные схемы ритмического строя узоров для шали. Создание варианта орнаментальной композиции для украшения платка;

      ознакомление с искусством лоскутного шитья. Особенности композиции, характер орнаментальных мотивов (геометрические — квадрат, треугольник, прямоугольник). Модуль лоскутного шитья — квадрат — символ дома. Ком-позиционные схемы узоров лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «грядки». Цветовая гамма в лоскутном шитье (монохромная — со ступенчатым растяжением цвета от темного к светлому и от светлого к темному; контрастная — с подбором лоскутков контрастных оттенков). Создание эскиза орнамента для лоскутного коврика («То дорого, что доброго мастерства») с дальнейшим исполнением в материале на уроках художественного труда.

  1. Место  предмета в базисном учебном плане..

В соответствии с  учебным планом  школы рабочая программа «Изобразительное искусство» в 3 классе составлена из расчета  1 час в неделю, 35 часов в год (35 недель).

1.11.        Формы  контроля.

- Индивидуальный и фронтальный опрос

- Работа в паре, в группе

- Срезовые работы (тесты)

1.12.        Методы  изучения предмета.

а) объяснительно-иллюстративный,

б) репродуктивный,

в) проблемное изложение изучаемого материала,

г) частично-поисковый,

д) исследовательский метод.

1.13.        Педагогические  условия и средства реализации стандарта (формы, типы уроков и методы обучения).

Формы: урок.

Типы уроков:

- урок изучение нового материала;

- урок  рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и выработки умений)

- комбинированный урок;

- урок контроля умений и навыков.

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ.

В результате изучения изобразительного искусства в 3 классе ученик должен:

 знать / понимать:

• доступные сведения о памятниках культуры и искусства в связи с историей, бытом и жизнью своего народа; о ведущих художественных музеях России и своего региона;

       • понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;

       • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

       • приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;

       • основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

       • основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

       • названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

       • разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);

       • основы традиционной технологии художественной обработки и конс-труирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование); глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);

     

 уметь:

• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой,

ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;

       • правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;

       • применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;

       • выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

       • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;

       • рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;

       • решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;

       • выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;

       • выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;

       • лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;

       • конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров; 

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;

       • высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства, при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;

       • выражать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине, к защитникам Отечества, к национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;

       • положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию.

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ (ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ. ПРЕДМЕТНЫЕ).

Освоение данной программы обеспечивает достижение  следующих  результатов:

Личностные результаты

- Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

-  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

-  Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

-  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

- Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  1. Освоение  способов  решения  проблем  творческого  и  поискового  характера.
  2. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  3. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  5. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  6. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами

Регулятивные:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Коммуникативные:

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и  аргументировать  свою  точку  зрения и оценку событий.

  1. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ИЗО

 Содержание курса

Тематическое планирование  

 Характеристика деятельности учащихся

РАЗДЕЛ 1. «ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ» (17 ЧАСОВ)

Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное искусство».

Чему мы будем учиться на уроках изобразительного искусства.

«Земля одна, а цветы на ней разные.»

Находить в окружающей действительности изображения, сде-ланные художниками. Рассуждать о содержании рисунков, сделанных детьми. Рассматривать иллюстрации (рисунки) в детских книгах. Выставка детских работ и первый опыт их об-суждения. Придумывать и изображать то, что каждый хочет, умеет, любит.

Красота и разнообразие окружа-ющего мира природы.

Знакомство с понятием «форма».

«В жостовском       под-носе  - все цветы Рос-сии.»

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рассуждать об увиденном. Выявлять геометричес-кую форму простого плоского тела (листьев). Сравнивать различные листья на основе выявления их геометрических форм.

Пятно как способ изображения на плоскости. Образ на плоскости.

Роль воображения и фантазии

«О чем может расска-зать русский поднос.»

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости.

Соотносить форму пятна с опытом зрительных впечатлений.

Видеть зрительную метафору — находить потенциальный образ в случайной форме силуэтного пятна и проявлять его путем дорисовки.

Воспринимать и анализировать (на доступном уровне) изоб-ражения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плоскости с помощью пятна, навыками работы кистью и краской

Объемные изображения.

Отличие изображения в прост-ранстве от изображения на плос-кости. Объем, образ в трехмерном пространстве.

Выразительные, объемные объ-екты в природе.

«Каждый  художник урожай своей земли хвалит».

Натюрморт.

«Славный урожай»

Придумать свой орнамент; об-разно, свободно писать красками и кистью эскиз на листе бумаг

«Лети, лети бумажный змей» Орнамент народов мира.

Находить выразительные, образные объемы в природе (облака, камни, коряги, плоды и т. д.).

Знакомство с цветом. Краски гуашь.

Цвет. Эмоциональное и ассоциа-тивное звучание цвета (что напо-минает цвет каждой краски?).

«Чуден свет. Мудры люди. Дивны их дела.»

 

Соотносить цвет с вызываемыми им предметными ассоциа-циями (что бывает красным, желтым и т. д.), приводить при-меры. Экспериментировать, исследовать возможности краски в процессе создания различных цветовых пятен, смешений и наложений цветовых пятен при создании красочных ковриков.

Выражение настроения в изображении.

Эмоциональное и ассоциативное звучание цвета.  Цвет и краски

в произведениях художников

«Живописные просторы Родины.»  Пейзаж.

Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.).Изображать радость или грусть (работа гуашью).

Первоначальный опыт художес-твенного творчества и опыт вос-приятия искусства. Восприятие детской изобразительной дея-тельности. Цвет и краски в кар-тинах художников.

«Родные края в росписи гжельской майолики.

Обсуждать и анализировать работы одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмоционально оценивать выставку твор-ческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуждении выставки.

«Двор, что город. Изба, что терем.»

 В мире народного творчества

Украшения в окружающей дейст-вительности. Разнообразие укра-шений (декор). Многообразие и красота форм, узоров, расцветок и фактур в природе. Яркая  и не-броская, тихая и неожиданная красота в природе

«То ли терем, то ли царев дворец.»

Находить примеры декоративных украшений в окружающей действительности .

Наблюдать и эстетически оценивать украшения в природе.

Любоваться красотой природы.

Создавать роспись цветов-заготовок, вырезанных из цветной бумаги (работа гуашью).

«Каждая птица своим пером красуется.»

Живая природа.

Отличие изображения в прост-ранстве от изображения на плос-кости. Объем, образ в трехмерном пространстве. Симметрия, фанта-зийный узор.

Графические материалы, Выра-зительность фактуры. Красота узоров (орнаментов), созданных человеком. Разнообразие орна-ментов и их применение в пред-метном окружении человека

«Каждая изба удиви-тельных вещей полна.»

 Натюрморт.

Находить природные узоры (сережки на ветке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украше-ниях.

Осваивать простые приемы работы кистью  и графической росписи  и т. д.

Изображать (декоративно) бабочек,  рыб, птиц,  передавая характер их узоров, расцветки, форму украшающих их деталей, узорчатую красоту фактуры.

«Русская зима.» Пейзаж в графике.

«Зима не лето, в шубу одета.»

Орнамент народов мира.

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году.

«Зима за морозы, а мы за праздники.»

Карнавальные фантазии

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гирлянды, елочные игрушки, карнавальные головные уборы).

Придумать, как можно украсить свой класс к празднику Нового года.

Без праздничных украшений нет праздника. Подготовка к Новому году.

Новые навыки работы с бумагой и обобщение материала всей те-мы.

«Всякая  красота фанта-зии да умения требует»

Маски

Рассматривать изображения сказочных героев в детских кни-гах.

Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.).

«В  каждом посаде в своём наряде» Узоры -обереги в русском на-родном костюме.

РАЗДЕЛ 2. «ОСНОВЫ  НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО –ПРИК-ЛАДНОГО  ИСКУССТВА»   (18 ЧАСОВ)

Первичное знакомство с  дизай-ном. Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и красивую

«Жизнь костюма в теат-ре.»

Сценический костюм героев.

Рассматривать и сравнивать, различные виды костюмов,

предметов современного дизайна с целью развития наблюда-тельности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм.

Многообразие архитектурных по-строек и их назначение. Соотно-шение внешнего вида здания и его назначения. Составные части дома и разнообразие их форм.

«Россия державная»

 В мире народного зод-чества.

Памятники архитектуры.

 Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назна-чением.

Анализировать, из каких основных частей они    состоят

Природные постройки и конст-рукции. Многообразие природных построек, их формы и конструк-ции. Соотношение форм и их пропорций.

Понятие сюжетная композиция

«Город чудный…»

Памятники архитектуры.

Наблюдать постройки в  городских форму, конструкцию, пропорции.

«Защитники земли русской»

Сюжетная композиция

Понятие  «портрет»; творчество некоторых художников – портре-тистов

«Дорогие любимые, родные.»

Женский портрет.

Придумывать и изображать фантазийные дома (в виде букв алфавита, различных бытовых предметов и др.), их вид снаружи и внутри (работа восковыми мелками, цветными карандашами или фломастерами по акварельному фону).

«Широкая Масленица»

Сюжетно-декоративная композиция.

Рассматривать и сравнивать реальные здания разных форм.

Овладевать первичными навыками конструирования из бумаги.

Приемы работы в технике бумагопластики. Создание коллек-тивного макета. Конструировать(строить) из бумаги (или ко-робочек-упаковок) разнообразные дома, создавать коллектив-ный макет игрового городка.

Конструкция предмета. Любое изображение —  взаимодействие нескольких простых геометри-ческих форм.

«Красота и мудрость народной игрушки.»

Зарисовка игрушек.

Анализировать различные предметы с точки зрения строения их формы, их конструкции. Формирование первичных умений видеть конструкцию предмета, т. е. то, как он построен.

Составлять, конструировать из простых геометрических форм изображения животных в технике аппликации.

Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и воссоздать его. 

Выразительность размещения элементов коллективного панно.

«Герои сказки глазами художника»

Декоративно-сюжетная композиция.

Развитие первичных представлений о конструктивном устрой-стве предметов быта. Развитие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.

Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумы-вает форму для бытовых вещей. Мастер Украшения в соответ-ствии с этой формой помогает украшать вещи.

Первоначальные навыки коллек-тивной работы над панно.

«Водные просторы России»

Морской пейзаж: линия горизонта, колорит.

Прогулка по родному городу с целью наблюдения реальных по-строек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мастера Постройки. Анализ формы домов, их элементов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллективная твор-ческая работа или индивидуальные работы).

Взаимодействие трех видов ху-дожественной деятельности: уча-ствуют в процессе создания практической работы и в анализе произведений искусства; как эта-пы, последовательность созда-ния  произведения; у каждого своя социальная функция.

«Цветы России на Пав-ловских платках и ша-лях».

Русская набойка: тра-диции мастерства.

Различать три вида художественной деятельности (по цели де-ятельности и как последовательность этапов работы).

Воспринимать и обсуждать выставку детских работ (рисунки, скульптура, постройки, украшения), выделять в них знакомые средства выражения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать деятельность Мастера Изобра-жения, Мастера Украшения и Мастера Постройки, их «учас-тие» в создании произведений искусства (изобразительного, декоративного, конструктивного).

«В весеннем небе салют Победы»

Декоративно-сюжетная композиция.

Создание коллективного панно. Коллективная работа с участием всех учащихся класса

Создавать коллективное панно-коллаж с изображением сказоч-ного мира.

Наблюдать и анализировать природные пространственные формы.

Фантазировать, придумывать декор на основе алгоритмически заданной конструкции.

Основы символики

«Гербы городов Золото-го кольца.»

Символические изобра-жения: состав герба.

Времена года. Как они выглядят. Художники – пейзажисты.

«Сиреневые перезвоны»

Натюрморт

Учиться поэтическому видению мира. Любоваться красотой природы

Наблюдать живую природу с точки зрения трёх Мастеров, т.е. имея в виду задачи трёх видов  художественной  деятельности

Красота природы восхищает лю-дей, ее воспевают в своих произ-ведениях художники.

Образ лета в творчестве российс-ких художников.

Картина и скульптура. Репродук-ция.

«У всякого мастера свои затеи» Орнамент наро-дов мира.

Умение видеть. Развитие зрительских навыков.

Создание композиции по впечатлениям от летней природы.

Создавать композицию на тему «Здравствуй, лето!» (работа гуашью).

«Наши достижения

Наш проект. «Я знаю. Я могу»

  1. РАЗВЁРНУТОЕ КАЛЕНДАРНО -ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

Сокращения, принятые в данном планировании:

ОНЗ – урок «открытия» нового знания

Р – рефлексия (уроки повторения, закрепления знаний и

выработки умений)

К – урок контроля, оценки и коррекции знаний

КР – контрольная работа

с/к - самоконтроль

и/к - итоговый контроль

и- индивидуальный

ф - фронтальный

п/п

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Требования

к уровню

подготовки

учащихся

Элементы

содержания

Формы контро-ля

УУД

Дата проведения

Дата фактического

проведения

РАЗДЕЛ 1. «ОСНОВЫ  ХУДОЖЕСТВЕННОГО  ИЗОБРАЖЕНИЯ» (17 ЧАСОВ)

1

«Земля одна, а цветы на ней разные.»

1

ОНЗ

Находить в окружающей действителЬности изоб-ражения, сделанные ху-дожниками. Рассматри-вать иллюстрации (ри-сунки) в детских книгах. Выставка детских работ и первый опыт их обсуж-дения. Придумывать и изображать то, что каж-дый хочет, умеет, любит.

Изображения в жизни человека. Предмет «Изобразительное ис-кусство». Чему мы бу-дем учиться на уроках изобразительного ис-кусства.

 

И

Научиться: организовывать своё рабочее место, пользоваться кистью, ак-варельными и гуашевы-ми красками, палитрой

2.

«В жостовс-ком подносе - все цветы России.»

1

ОНЗ

Находить, рассматривать красоту в обыкновенных явлениях природы и рас-суждать об увиденном. Выявлять геометричес-кую форму простого плоского тела (листьев).

Красота и разнообра-зие окружающего мира природы. Знакомство с понятием «форма».

И

Научиться: рисовать кистью без предвари-тельного рисунка элемен

тами жостовского орна-мента, придерживаться последовательности ис-полнения росписи.

3.

4.

«О чем мо-жет расска-зать русский поднос.»

2

ОНЗ

Р

Использовать пятно как основу изобразительного образа на плоскости. Со-относить форму пятна с опытом зрительных впе-чатлений.  Восприни--мать и анализировать изображения на основе пятна в иллюстрациях художников к детским книгам. Овладевать первичными навыками изображения на плос-кости с помощью пятна, навыками работы кист-ью и краской

Пятно как способ изоб-ражения на плоскости. Образ на плоскости.

Роль воображения и фантазии

И

Научиться понимать сведения о памятниках культуры и истории, бы-та и жизни своего наро-да, понятие декоратив-но-прикладное иск-во, уметь рисовать кистью без предвари-тельного рисунка элементами жостовского орнамента, придерживаться после-довательности исполне-ния росписи, решать ху-дожественно-творчес-кие задачи на проекти-рование изделий, поль-зуясь эскизом с учетом простейших приёмов технологии в народном творчестве.

5.

«Каждый художник урожай сво-ей земли хвалит».

1

ОНЗ

Объемные изображе-ния. Отличие изобра-жения в пространстве от изображения на пло

скости. Объем, образ в трехмерном простран-стве. Выразительные, объемные объекты в природе.

И

Научиться определять

«натюрморт», организо-вать свое рабочее место, выбирать величину и расположение изображе-ния в зависимости от формата и размера бума-ги; учитывать в рисун-ке особенности изображе-ния ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя

6.

«Лети, лети бумажный змей»

1

ОНЗ

Находить выразитель-ные, образные объемы в природе (об-лака, камни, коряги, плоды и т. д.).

Придумать свой орна-мент; образно, свобод-но писать красками и кистью эскиз на листе бумаг

И

Научиться видеть орна-мент, познакомиться с основами орнамента (символика орнамен-тальных мотивов, рит-мические схемы компо-зиции, связь декора с ма-териалом, формой и на-значением вещи), органи

зовать своё рабочее мес-то, пользоваться кистью, акварельными и гуаше-выми красками, палит-рой.

7.

«Чуден свет. Мудры лю-ди. Дивны их дела.»

1

ОНЗ

Знакомство с цветом. Краски гуашь. Цвет. Эмо

циональное и ассоциа-тивное звучание цвета (что напоминает цвет каждой краски?).

Соотносить цвет с вызываемыми им пред

метными ассоциаци-ями приводить приме-ры.Экспериментиро-вать, исследовать во-зможности краски в процессе создания раз

личных цветовых пя-тен, смешеий и нало-жений цветовых пятен при создании красоч-ных ковриков.

И

Научиться: выполнять рисунок акварелью, гу-ашью, фломастерами; по

нятие орнамент, отдель-ные произведения выда-ющихся художников, ос-новы орнамента (симво-лика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи). 

8.

«Живопис-ные просто-ры Родины.»

1

ОНЗ

Выражение настроения в изображении.Эмоцио-нальное и ассоциативное звучание цвета. Цвет и

краски в произведениях

художников

Соотносить восприя-тие цвета со своими чувствами и эмоциями.

Осознавать, что изоб-ражать можно не

только предметный мир, но и мир наших чувств .Изображать радость или грусть (работа гуашью).

И

размера листа бумаги; учитывать в рисунке осо

бенности изображения

ближних и дальних пла-нов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; при

менять основные средст-ва художественной выра

зительности в рисунке 

9.

«Родные края в росписи гжельской майолики.

1

ОНЗ

Первоначальный опыт художественного твор-чества и опыт восприя-тия искусства. Восприя-тие детской изобрази-тельной деятельности.

Цвет и краски в карти-нах художников.

Обсуждать и анали-зировать работы од-ноклассников с пози-ций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Воспринимать и эмо-ционально оценивать выставку творческих работ одноклассников.

Участвовать в обсуж-дении выставки.

И

Научиться: правильно работы с акварелью; по-нимать народное декора-тивно-прикладное искус-ство, знать особенности изображения гжельского пейзажа, выполнять ри-сунок кистью без предва

рительного рисунка рас-тяжение цвета в гжель-ском мазке.

10.

Двор, что город, изба, что терем. В мире народного зодчества: традиции мастерства

1

ОНЗ

Украшения в окружаю-щей действительности. Разнообразие украшений (декор).

Научиться:смешению красок для получения разнообразных тёплых и холодных оттенков цвета.

И

Научиться:  понимать пейзаж; отдельные про-изведения выдающихся художников; приемы смешения красок для получения разнообраз-ных тёплых и холодных оттенков цвета.

11.

То ли терем, то ли царев дворец.

1

ОНЗ

Украшения в окружаю-щей действительности. Разнообразие украшений (декор).

Научится: правилам работы с акварелью.

И

Научится: правилам работы с акварелью.

12

Каждая пти-ца своим пе-ром красует-ся.

1

ОЕЗ

Отличие изображения

в пространстве от изо-бражения на плоскости.

Объем, образ в трехмер-ном пространстве.

Научится придумы-вать свой натюрморт; образно, свободно пи-сать красками и кис-тью эскиз на листе бу-маг

И

Научится придумывать свой натюрморт; образ-но, свободно писать крас

ками и кистью эскиз на листе бумаг

13

Каждая изба удивитель-ных вещей полна.

1

ОНЗ

Находить природные узоры (сережки на вет

ке, кисть ягод, иней и т. д.) Разглядывать узо

ры и формы, созданные природой, интерпрети

ровать их в собствен-

ных изображениях и украшениях.Осваи-вать простые приемы работы кистью  и гра

фической росписи  и т. д.Изображать (де-коративно) бабочек,  рыб, птиц,  передавая характер их узоров, расцветки, форму укра-шающих их деталей, узорчатую красоту фак

туры.

И

Отличие изображения в пространстве от изобра-жения на плоскости. Объ-ем, образ в трехмерном пространстве.

Симметрия, фантазийный узор. Графические мате-риалы, Выразительность фактуры.

 Красота узоров (орна-ментов), созданных че-ловеком. Разнообразие орнаментов и их приме-нение в предметном окружении человека

14

Русская зима.

1

ОЕЗ

15

Зима не

лето, в

шубу

одета.

1

ОНЗ

Красота узоров (орна-ментов), созданных че-ло-веком. Разнообразие орнаментов и их приме-нение в предметном ок-ружении человека

16

Зима за мо-розы, а мы за праздники.

1

ОНЗ

Создавать несложные новогодние украшения из цветной бумаги (гир

лянды, елочные иг-рушки, карнавальные головные уборы).При-думать, как можно ук-

сить свой класс к праз-днику Нового года.

И

Без праздничных укра-шений нет праздника. Подготовка к Новому году. Новые навыки рабо-ты с бумагой и обобще-ние материала всей темы

17

Всякая красота фантазии да умения требует.

1

ОНЗ

Украшения человека рассказывают о своем хо-зяине.

Украшения могут расска

зать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения

Рассматривать изоб-ражения сказочных ге-роев в детских книгах.

Анализировать укра-шения как знаки, помо

гающие узнавать геро

ев и характеризующие их. Изображать ска-зочных героев, опира-ясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.)

И

Научится различать от-дельные произведения выдающихся художни-ков; разнообразные сред-ства выразительности, используемые в созда-нии художественного образа. Уметь правильно определять, рисовать, использовать в материа-ле форму простых и ком-бинированных предме-тов, их пропорции, конс-трукцию, строение, цвет.

РАЗДЕЛ 2. «ОСНОВЫ  НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО –ПРИК-ЛАДНОГО  ИСКУССТВА»   (18 ЧАСОВ)

18

В каждом по

саде в своем наряде.

1

ОНЗ

Украшения человека рассказывают о своем хо-зяине.

Украшения могут расска

зать окружающим, кто ты такой, каковы твои намерения

Рассматривать изоб-ражения сказочных ге-роев в детских книгах.

Анализировать укра-шения как знаки, помо

гающие узнавать геро

ев и характеризующие их. Изображать ска-зочных героев, опира-ясь на изображения

характерных для них украшений (шляпа Незнайки и Красной Шапочки, Кот в сапогах и т. д.)

Научиться  различать разнообразные приёмы работы кистью при рисо-вании декоративных эле-ментов узора. Уметь

 последовательно рабо-тать красками над деко-ративными фигурками орнаментальной полосы

(от общего к деталям, от

раскраски полоски фигу-рок к декоративной раз-делке и украшению фи-гурок узорами).

19

Жизнь костюма в театре.

1

ОНЗ

Первичное знакомство с  дизайном.   Строят не только дома, но и вещи, создавая для них нужную форму — удобную и кра-сивую

Рассматривать и сра-внивать, различные виды костюмов,пред-

метов современного дизайна с целью раз-вития наблюдатель-ности и представлений о многообразии и вы-разительности конст-руктивных пространс-твенных форм.

И

Научиться выполнять эскиз театрального костюма красками, пастелью, мелками.

20

Россия дер-жавная. В мире народ-ного зодчест-ва: традиции мастерства.

1

ОНЗ

Многообразие архитек-турных построек и их назначение.Соотноше-ние внешнего вида зда-ния и его назначения. Составные части дома и

Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назна-чением. Анализиро-вать, из каких основ-ных частей они    сос-

И

Научиться распозна-

вать доступные памятни-ки культуры и искусства в связи с историей и жиз

нью своего народасамо-стоятельно выбирать сю

жет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, измене-ние цвета предметов по мере их удаления от зри-теля; применять основ-ные средства художест-венной выразительности в рисунке.

21

Город чуд-ный.. Памят-ники архи-тектуры.

1

ОНЗ

Природные постройки и конструкции. Многооб-разие природных пост-роек, их формы и конст-

рукции. Соотношение форм и их пропорций.

Наблюдать постройки в  городе, их форму, конструкцию, пропор-ции.

И

Научиться узнавать доступные памятники культуры и искусства в связи с историей и жиз-

нью своего народа.

Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке

22

Защитники земли Рус-ской.

1

ОНЗ

Понятие сюжетная ком-позиция

Научиться правила работы с акварелью; понятие народное де-коративно-прикладное искусство, разнообраз-ные средства вырази-тельности, использу-емые в создании худо-жественного образа

И

Научиться понятию

«живопись» Уметь при

менять основные средст-ва художественной выра

зительности в рисунке по представлению, в сю-жетно-тематических ком

позициях с учётом замыс

ла.

23

Дорогие, любимые, родные. Женский портрет.

1

ОНЗ

Понятие «портрет»; творчество некоторых художников – портретистов

24

Широкая Масленица.

1

ОНЗ

Рассматривать и срав-нивать реальные здания разных форм. Овладе-вать первичными навы-ками конструирования из бумаги. Приемы работы в технике бумагопластики

25

Красота и мудрость народной игрушки.

1

ОНЗ

Конструкция предмета.

Любое изображение —взаимодействие несколь-ких простых геометри-ческих форм.

26

Герои сказки глазами ху-дожника.

1

ОНЗ

Изображение сказочного мира. Мастера помогают увидеть мир сказки и во

Ссоздать его.  Вырази -тельность размещения элементов коллективного панно.

Развитие первичных представлений о конст-руктивном устройстве предметов быта.Раз-

витие конструктивного мышления и навыков постройки из бумаги.

Знакомство с работой дизайнера: Мастер Постройки придумы-вает форму для быто-вых вещей. Мастер Украшения в соответ-ствии с этой формой помогает украшать вещи

И

Научиться самостоя-тельно выбирать сюжет темы, соблюдать про-порции; учитывать в ри-сунке особенности изо-бражения ближних и дальних планов, изменение цвета пред-метов по мере их уда-ления от зрителя; приме-нять основные средства

27

Герои сказки глазами художника.

1

ОНЗ

Первоначальные навыки коллективной работы над панно.

И

28

Водные про-сторы Рос-сии. Мор-ской пейзаж. линия

1

ОНЗ

И

Научиться  сравни-вать различные виды и жанры изобразитель-ного искусства; ис-пользовать художест-

Прогулка по родному городу с целью наблюде-ния реальных построек: рассмотрение улицы с позиции творчества Мас-

венные материалы.

Уметь самостоятельно выбирать сюжет темы, соблюдать пропорции; учитывать в рисунке особенности изобра-жения ближних и даль

них планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя; применять основные средства ху-дожественной выра-зительности в рисунке

тера Постройки. Анализ формы домов, их элемен-тов, деталей в связи с их назначением. Создание образа города (коллектив-ная творческая работа или индивидуальные ра-боты).

29

Цветы Рос-сии на пав-ловских плат

ках и шалях.

1

ОНЗ

Взаимодействие трех видов художественной деятельности: участвуют в процессе создания

практической работы и в анализе произведений искусства; как этапы, по-следовательность созда-ния  произведения; у каж

дого своя социальная функция.

Различать три вида художественной дея-тельности (по цели деятельности и как последовательность этапов работы). Вос-принимать и обсуж-дать выставку детских, выделять в них зна-комые средства выра-жения, определять задачи, которые решал автор в своей работе Анализировать дея-тельность Мастера Изображения, Масте-ра Украшения и Маст-ера Постройки, их «участие» в создании произведений искусст-ва (изобразительного, декоративного, конст-руктивного).

И

Научиться получать сведения о памятниках культуры и истории, бы-та

своего народа, понятие декоративно-прикладное искусство. Уметь рисо-вать кистью без предв-арительного рисунка эле

ментами повтора, импро-визации и вариации по мотивам цветочной ком-позиции павловских узо-ров, придерживаться по-следовательности испол-нения росписи, решать художественно-творчес-кие задачи на проектиро-вание изделий, пользу-ясь эскизом с учетом про

стейших приёмов тех-нологии в народном творчестве.

30

Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм.

1

ОНЗ

И

31

В весеннем небе — са-лют Победы.

1

ОНЗ

Основы символики

Коллективное  панно-коллаж с изображением сказочного мира. На-блюдать и анализи-ровать природные про-странственные формы.

Фантазировать, при-думывать декор на основе алгоритмичес-ки заданной конст-рукции

И

Научиться основы сим-волики, доступные све-дения о гербах городов Золотого кольца России.

Уметь правильно опре-делять, рисовать, исполь

зовать в материале фор-му простых и комбини-рованных предметов, их пропорции, конструк-цию, строение, цвет.

32

Гербы горо-дов Золотого кольца Рос-сии.

1

ОНЗ

И

33

Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет.

1

ОНЗ

Времена года. Как они выглядят. Художники – пейзажисты

Учиться поэтическому видению мира.Любо-

ваться красотой при-роды. Наблюдать жи-вую природу с точки зрения трёх Мастеров,

  т.е. имея в виду зада-чи трёх видов  худо-жественной  деятел-ти

И

Научится:  самостоятельно выбирать сюжет те-мы, соблюдать пропор-ции; учитывать в рисун-ке особенности изобра-жения ближних и даль-

них планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;

применять основные средства художествен-ной выразительности в рисунке.

34

35

У всякого мастера свои затеи.

1

ОНЗ

К

Красота природы вос-хищает людей, ее воспе-вают в своих произведе-ниях художники.

Образ лета в творчестве российских художников.

Картина и скульптура. Репродукция.

Умение видеть. Раз-витие зрительских на-выков. Создание ком-позиции по впечатле-ниям от летней приро-ды. Создавать компо-зицию на тему «Здрав-ствуй, лето!»

И

Научиться правильно определять, рисовать, использовать в материа-ле форму простых и ком-бинированных предме-тов, их пропорции, кон-струкцию, строение, цвет.

 

  1. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Программа курса Шпикалова Т. Я.  «Изобразительное искусство»  М. «Просвещение» 2013 год.
  2. Шпикалова Т. Я.  Методическое пособие  к учебнику «Изобразительное искусство»  3  класс. М. «Просвещение» 2013 год.
  3. Наглядные пособия (таблицы, плакаты, таблички с терминами).
  4. Аудиоматериалы и видеоматериалы: электронное приложение к учебнику «Изобразительное искусство».
  5. Технические средства  (проектор, компьютер, интерактивная доска)

                                                    УМК «Перспектива» 3 класс Бурцева Анжела Александровна, Страница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Литературному чтению»

Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение 3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Технологии» для 3 класса

Н.И. Роговцева,  Н.В. Богданова, Н. В. Шипилова.  Технология.  3 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Технологии» для 4 класса

ТЕХНОЛОГИЯ1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.         Общая  характеристика учебного предмета. ХХI век ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (ФГОС нового поколения) УМК «Перспектива» по «Технологии» для 4 класса

ТЕХНОЛОГИЯ1.     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.1.         Общая  характеристика учебного предмета. ХХI век ...