Рабочая программа по ИЗО 4 класс
рабочая программа (изобразительное искусство, 4 класс) на тему

Саляхутдинова Илмира Вафиновна

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по ИЗО для 4 класса ФГОС 2004, "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-_tematich_izo_4_klass.doc119.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

с.Тат-Верх-Гоньба Малмыжского района

Кировской области

Рассмотрено на заседании                   Согласовано Заместитель                  Утверждаю Директор

ШМО учителей                                     директора по УВР                              МКОУ СОШ

начальных классов,                                ____________                                     с. Тат-Верх-Гоньба

эстетического и                                     Ахатова Р.Ш.                                      ____________

здоровьесберегающего цикла              от 30.08.2013                                      Загидуллина Г.А.

протокол №1                                                                                                       приказ № 81

От 29.08.2013                                                                                                      30.08.2013

Руководитель ШМО________                                                                          

ЗагидуллинаД.Ф.                                                                                                

Рабочая программа

по изобразительному искусству

в 4 классе

                                                                                                         Учитель начальных классов

Саляхутдинова И.В.  

I квалификационная категория

Срок реализации программы 1 год

2013-2014 учебный год

с.Тат-Верх-Гоньба

2013 год

Пояснительная  записка

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования (2004 г.) и примерной Программы «Школа России»(2007 г.) по изобразительному искусству, разработанной Б.М.Неменским и реализует базовый уровень.

            Цели  и задачи программы:

  • развитие способности к эмоционально- ценностному  восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  • освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно- прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
  • овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

        Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.

        Учебно-методический комплект:

  • Учебник:         Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.  «Каждый народ - художник» 4 класс  М. Просвещение.        
  • М\п  «Изобразительное искусство. 4 класс Поурочные планы.»
  • Тетрадь по изобразительному искусству «Твоя мастерская»

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен знать/ понимать:

* основные жанры и виды произведений изобразительного искусства;

* известные центры народных художественных ремесел России;

* ведущие художественные музеи России;

уметь:

  • различать основные и составные, тёплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно- прикладного искусства);
  • использовать художественные материалы (гуашь, карандаши цветные, акварель, бумагу);
  • применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах, иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • самостоятельной творческой деятельности;
  • обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

                                                 Календарно-тематическое планирование  

по изобразительному искусству

в 4 классе

п\п

Наименование

разделов

и

тем.

Всего

часов

1.

 Истоки родного искусства

8 ч.

2.

Древние города нашей земли.

7 ч.

3.

Каждый народ  - художник

10 ч.

4.

Искусство объединяет народы.

9ч.

        34  часов

   Содержание программы

Тема: Истоки нашего народа-(8 часов).

Пейзаж родной земли .Гармония жилья с природой.

 Деревня – деревянный мир -3 ч.

Образ красоты человека -3 ч.

Народные праздники -2 ч.

      учащиеся должны:

- развить свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость на эстетические явления в природе и деятельности человека;

- осваивать выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина,

- приобрести первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т.е. значение в жизни человека и общества;

- учиться анализировать произведения искусства, приобрести знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, научиться активно использовать художественные термины и понятия;

Тема: Древние города нашей Земли ( 7часов).

Древнерусский город – крепость -1ч.

Древние соборы -1ч.

Древний город и его жители -1ч.

Древнерусские воины – защитники -1ч.

Города Русской  земли -1ч.

Узорочье теремов -1ч.

Праздничный пир в теремных палатах 1ч.

           учащиеся должны:

- осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно – прикладных и народных формах искусства;

- развить фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;

- овладеть начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

- приобрести навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

- приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;

Тема: Каждый народ – художник (10часов).

Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры

 Японии – 3 ч.

Образ художественной культуры Древней Греции -3ч.

Образ художественной культуры средневековой Западной Европы – 3ч.

Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) -1ч.

                 

    учащиеся должны:

- освоить основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объеме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объеме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;

- приобрести первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно – прикладных и народных формах искусства;

- развить свои наблюдательные и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость

- приобрести первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);

- приобрести первичные представления о богатстве и разнообразии  художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально – ценностных отношений к явлениям жизни.

Тема: Искусство объединяет народы (9 часов).

Все народы воспевают материнство -2ч

Все народы воспевают мудрость старости -1ч.

Сопереживание – великая тема искусства -2ч.

Герои, борцы, защитники- 1ч.

Юность и надежды .Искусство народов мира (обобщение темы) -3 ч.           учащиеся должны:

- научиться анализировать произведения искусства, приобрести знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;

- овладеть начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобрести навыки коллективного творчества, уметь взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;

- приобрести первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости и в объеме;

- приобрести навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;

- приобрести знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;

Планируемый уровень подготовки учащихся:

  • формируются представления об основных жанрах и видах произведений изобразительного искусства; умения различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
  • узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
  • сравнивать различные виды изобразительных искусств (графика, живопись, декоративно- прикладное искусство);
  • применять главные средства художественной живописи, графики, скульптуры, декоративно- прикладного искусства в собственной художественной творческой деятельности;
  • полученные знания и умения использовать в практической и повседневной жизни для самостоятельной творческой деятельности, обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства при посещении художественных выставок и музеев изобразительного искусства и народно- прикладного творчества.


КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Название раздела, темы урока

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОС

Кол-во ча-сов

Требования к уровню подготовки учащихся.

Тип урока

Форма урока

Средства обучения. Информационное сопровождение

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Истоки родного искусства – 8 часов.

1-3

Пейзаж родной земли.

 Гармония жилья и природы.

 Деревня –деревянный мир.

Выбор и применение вырази-тельных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Передача настроения в творчес-кой работе с помощью цвета, то-на, композиции. Выражение сво-его отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе. Зна-комство с отдельными произве-дениями выдающихся художников.

3

Знать и уметь различать основные и составные, теплые и холодные цвета; использовать художественные материалы: гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага.

 Изучение нового материала

Коллектив-ная работа

Репродукции картин И. Левитана, К. Коровина, И.И. Шишкина и др.; стихи С. Есенина, фотографии зданий, домов.

4-6

Образ красоты человека ( на-родный костюм, женский образ, мужской образ)

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях пластических искусств челове-ческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу. Изображение с натуры, по памяти.

3

Знать жанры изобразительного искусства(портрет). Уметь определять средства выразительности настроения и чувства, отражение пропорций и мимики лица.

Изучение нового материала, применение на практике

Мини -лекция, практическая работа

Репродукции: русский народный костюм, репродукции картин И. Аргунова, К Коровина, Б. Кустодиева М.

7

Народные праздники.

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.

1

Знать о языческих богах древних славян; народные праздники, обычаи и традиции наших предков. Уметь изображать людей в движении.

Изучение нового материала

Мини –лекция, рассказ, беседа

Репродукции кар-тин Б. Кустодиева, детские рисун-ки

8

Народные праздники.

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России. Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.

1

Знать о языческих богах древних славян; народные праздники, обычаи и традиции наших предков. Уметь изображать людей в движении.

Применение ЗУН

Практичес-кая работа

Музыкальное оформление: частушки, Н. А. Римский-Корсаков, фрагменты опер

Древние города нашей земли – 7 часов.

9

Древнерусский город-крепость.

Виды и жанры изобразитель-ных искусств, их связь с жизнью. Представление о роли изобразительных искусств в ор-ганизации материального окру-жения человека, его повседнев-ной жизни

1

Знать о конструкти-вном образе древнерус-ского города-крепости, архитектуре города-крепости. Уметь кон-струировать из бумаги, владеть графическими материалами.

Изучение нового материала

Лекция

Репродукции картин

А. Васнецова, И. Билибина «Сказка о царе Салтане»

10

Древние соборы.

Освоение основ рисунка. Созда-ние моделей предметов бытово-го окружения человека. Овладе-ние навыками бумагопластики. Использование в деятельности различных художественных техник и материалов

1

Знать об истории соз-дания соборов Москвы, об особенностях архи-тектуры древних собо-ров.Уметь конструи-ровать из бумаги.

Изучение нового материала, применение на практике

Практичес-кая работа

Репродукции картин А. Васне-цова, фотографии соборов колокольни Ивана Великого

11

Древний город и его жители.

Освоение основ рисунка. Созда-ние моделей предметов бытово-го окружения человека. Овладе-ние навыками бумагопластики. Использование в деятельности различных художественных техник и материалов. Основы изобразительного языка: компо-зиция, пропорции.

1

Знать об организации внутренного пространства города; представление об архитектуре Кремля, торговой площади и посаде; характер жилых построек. Уметь конструировать из бумаги, выделять средства художественной выразительности.

Применение ЗУН

Коллективная практическая работа

 Репродукции картин А. Васнецова, детские рисунки

12

Древнерусские воины-защитники.

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образное содержание искусства. Отражение в произведениях пластических искусств челове- ческих чувств и идей; отношения к природе, человеку и обществу. Изображение  по памяти и воображению.

1

Знать об образе жизни людей(князя, его дружины, ремесленников); о вооружении древнерусских воинов-защитников.

Уметь изображать человека.

Изучение нового материала, применение на практике

Мини- лекция, практическая работа

Фотография памятника Минину и Пожарскому в Москве, В. Васнецов «Богатыри»

13-14

Города Русской земли. Узорочье теремов.

Освоение основ рисунка. Созда-ние моделей предметов быто-вого окружения человека. Овла-дение навыками бумагоплас-тики. Использование в деятель-ности различных художествен-ных техник и материалов. Зна-комство с отдельными произве-дениями выдающихся худож-ников.

2

Знать об исторической архитектуре и памятниках древнерусских городов; особенности облика городов; история и характер деятельности жителей. Знать об образах теремной архитектуры; варианты украшения царских палат(роспись, орнамент, изразцы).

Уметь выражать настроение в живописи.

Изучение нового материала, применение на практике

Мини- лекция, практическая работа

В. Васнецов «Новгородский торг», детские рисунки

15

Праздничный пир в теремных палатах.

Виды и жанры изобразительных искусств, их связь с жизнью. Представление о роли изобрази-тельных искусств в организации материального окружения чело-века, его повседневной жизни. Участие в обсуждении содержа-ния и выразительных средств.

1

Знать и уметь изображать стилистическое единство костюмов людей, праздничную одежду, облик архитектуры.

Обобщающий урок

Коллективная практическая работа

Иллюстрации И. Билибина к «Сказке о царе Салтане», русской народной сказке «Царевна –лягушка»

Каждый народ - художник -10 часов.

16-18

1.Страна восходящего солнца (Япония).

2.Отношение к красоте природы в японской куль-туре.3. Образ человека, харак-тер одежды в японской культуре

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.

Участие в обсуждении содержа-ния и выразительных средств.

3

Знать о характере архитектуры в Японии; традиционные японские праздники. Знать о характере образа японской природы; творчество японских художников; различие образов японского и русского пейзажей. Знать о японской национальной одежде. Уметь выделять средства художественной выразительности в живописи; работать с акварелью, пастелью, гуашью.

Изучение нового материала, применение на практике

Мини- лекция, практическая работа

Японское искусство, фото, рисунки, использование Интернета

19-21

Образ художес-твенной культуры Древней Греции.1.Образ красоты древ-негреческого человека. 2. Древнегреческая архитектура. 3. Древнегре-ческий праз-дник. Олим-пийские игры в Древней Греции

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. Передача на-строения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Участие в обсуждении содержа-ния и выразительных средств.

3

Знать о древнегреческих скульптурах и искусстве греческой вазописи.

Уметь изображать человека в движении. Знать понятие «ордер» в греческой архитектуре, виду ордеров.

Уметь конструировать из бумаги. Знать об Олимпийских играх, которые проводились в Древней Греции. Уметь работать творчески, композиционно мыслить.

Изучение нового материала, применение на практике

Мини- лекция, коллективная практическая работа

Мифы Древней Греции; слайды с изображением скульптуры, вазописи; работы учащихся

22-24

Образ художес-твенной культуры средневеко-вой Западной Европы. 1. Образ готических горо-дов среневеко-вой Европы. Средневековая архитектура. 2. Средневековые готические кос-тюмы. Ремеслен-ные цеха.3.  Об-раз художес-твенной куль-туры Средней Азии

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры мира. Передача на-строения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Участие в обсуждении содержа-ния и выразительных средств.

 

3

Знать об образе готических городов средневековой Европы, образы готического храма и его декор. Уметь различать образы готических городов. Знать о готических костюмах, о сословных разделениях людей, о ремесленных цехах. Уметь различать готические костюмы. Знать и уметь различать памятники архитектуры Средней Азии.

Уметь выполнять технику аппликации.

Изучение нового материала, применение на практике

Мини- лекция, коллективная практическая работа

Слайды с изображением средневековых городов, зданий, одежды людей.

25

Обобщение по теме «Каждый народ Земли- художник»

Передача настроения в твор-ческой работе с помощью цвета, композиции. Выбор и примене-ние выразительных средств для реализации собственного замыс-ла в рисунке

1

Знать о стилистических единствах  образа природы, образы архитектуры и образы человека в каждой культуре. Уметь различать художественные культуры в мире.

Обобщающий урок

Практичес-кая работа

Картины, рисунки по теме.

Искусство объединяет народы -9 часов.

26-27

Все народы воспевают материнство.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, про-порции. Изображение  по памяти и воображению. Картины мате-ринства в ведущих художес-твенных музеях России.

2

Знать об едином образе матери в искусстве разных народов.

Уметь рисовать по представлению и по памяти.

Изучение нового материала, применение на практике

Мини- лекция, практическая работа

Аудиозапись ко-лыбельных песен; икона Владимир-ской Богоматери, Рафаэль «Сикс-тинская мадонна», П.Пикассо «Мать и дитя», Б. Немен-ский «Тишина»

28

Все народы воспевают мудрость старости.

Основы изобразительного языка: рисунок, цвет, композиция, про-порции. Изображение  по памяти и воображению. Выражение сво-его отношения к произведению изобразительного искусства в высказывании, рассказе.

1

Знать о роли живописи в изображении внутренней красоты человека, красоты его душевной жизни.

Уметь выделять средства художествен-ной выразительности, рисовать по представлению.

Применение ЗУН

Практичес-кая работа

Репродукции картин Рембрандта, Леонардо да Винчи, П.Пикассо, детские работы.

29-30

Сопереживание - великая тема искусства.

Виды и жанры изобразительных искусств, их связь с жизнью. Представление о роли изобрази-тельных искусств в организации материального окружения чело-века, его повседневной жизни. Участие в обсуждении содер-жания и выразительных средств.

2

Знать о том , как художник через искусство выражает свое сочувствие, учит сопереживать чужому горю. Уметь выделять средства художественной выразительности.

Изучение нового материала, применение ЗУН

Мини- лекция, практическая работа

Репродукции картин Рембрандта, Леонардо да Винчи, П Пикассо

31

Герои, борцы и защитники.

Отражение патриотической темы в произведениях художников. Использование в деятельности различных художественных техник и материалов. Картины патриотизма русского народа в ведущих художественных музеях России. Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, кино.

1

Знать о работе скульптора, этапах работы с монументальной скульптурой, ее характером. Уметь работать с пластилином.

Изучение нового материала, применение ЗУН

Выполнение проекта памятника в объеме (коллективная работа на военную тему)

Репродукции па-мятников героям ВОВ, картин Давида, П. Пикассо, А. Дейнеки, посвященных ВОВ, панорамы Сталинградской битвы

32-34

Юность и надежды.. Искусство народов мира.

Праздник искусств. «Здравствуй лето!»

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и  мира. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции.

 Участие в обсуждении содержания и выразительных средств.

3

Знать об изображении в искусстве разных народов радости детства. Уметь изображать людей. Уметь выполнять виды художественной деятельности.

Изучение нового материала, применение ЗУН

Мини- лекция, практическая работа

Сюжетные, тематические рисунки, картин З. Серебряковой, В. Тропинина

                                                Ресурсное обеспечение рабочей программы

1. Учебник:         Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С.  «Каждый народ- художник»» 4 класс  М. Просвещение, 2008г.,         

2. М\п  «Изобразительное искусство.  4 класс Поурочные планы.», С.Б. Дроздова, Волгоград, 2008 г..

3. Тетрадь по изобразительному искусству «Твоя мастерская». М., Просвещение, 2008 г.

          4. Дидактические материалы: картины художников, декоративно- прикладные изделия, виды изобразительного искусства, словари, методические пособия по видам изобразительного искусства, фотографии, таблицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...