«Актуальные вопросы развития творческих способностей детей 6-7 летнего возраста на занятиях в художественной школе по разделу «Русское искусство. Иллюстрация «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»
учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Баженова Светлана Вадимовна

Материал содержит информацию способах мотивации детей к созданию образов по теме: "Русское искусство.Начало времен"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования г.Саяногорск

Черемушкинская детская школа искусств.

«Актуальные вопросы развития творческих способностей детей 6-7 летнего возраста на занятиях в художественной школе по разделу «Русское искусство. Иллюстрация «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина»

 

                                                                         Баженова Светлана Вадимовна

                                                                            Преподаватель изобразительного

                                   искусства.

2014 год.

Содержание:


Введение                                                                                                                                      

1. Характеристика творческих способностей дошкольников и младших школьников.
2. Учебно-воспитательные задачи  преподавателя изобразительного искусства.

3.Методика построения урока.

4.Нестандартные формы уроков развития  творческих способностей 
   детей.

5. Использование компьютера на уроке изобразительного искусства.


6.Требования к мастерской

7.Конспект урока                                                                                                                

Список  использованной литературы
 

 

 «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке,  тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский.

Введение.

              Данная  методическая разработка представляет опыт  преподавателя  серии занятий по теме : «Русское искусство»  для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Целью методической разработки является,   формирование творческой свободы дошкольников и младших  школьников на уроках изобразительного искусства. Создаются комфортные условия,  игровые ситуации благодаря которым, ребенок осваивает  окружающий мир, культуру общества на знакомых с самого детства образах народного эпоса, произведениях русских художников, писателей и поэтов. Представлены разнообразные формы в освоения материала, дающие  возможность ненавязчиво изучать  основы изобразительной грамоты. Для выявления  и развития способностей,  важно  предоставить детям возможность самостоятельно выбирать  те техники и материалы, которые наиболее полно выражают замысел и помогают создавать неповторимые образы.. Данная работа может быть полезна  для преподавателей, работающих с дошкольниками и младшими школьниками, а так же для их родителей.                                                                          

1. Характеристика творческих способностей дошкольников и младших школьников.
Каждый  ребенок уникален и талантлив – это  целый  мир  возможностей. Задача преподавателя  заключается в  том, чтобы раскрыть эти таланты, создать  условия  для  творческой реализации.   Возрастные особенности ребенка   проявляются по-разному, в зависимости от его индивидуальности. Один может быть более  эмоциональным, другой - менее.     Наиважнейшим источником детской фантазии являются эмоции. Творческая работа – это возможность выразить языком изобразительного искусства свой восторг перед окружающим миром или показать его неприятие.
Урок-это сотворчество ребенка и взрослого. Роль преподавателя - построить занятие так, чтобы учащиеся могли создавать  и реализовывать свои  замыслы.  Дети любят играть и не любят учиться, поэтому рисование - самый доступный способ совместить приятное с полезным. В  игровой форме ребенок, осваивает окружающий   мир, учиться видеть многообразие цвета и  передавать свои эмоции, свое отношение через творчество. Рисуя, дети развивают  себя как физически, так и умственно, т.к. мелкая моторики напрямую влияет на работу мозга. По характеру того, что и как изображает, можно судить о его восприятии окружающей действительности, об особенностях памяти, воображения, мышления. Проявление и развитие творческих способностей помогает детям становиться неординарной  и  развитой личностью. Занятия изобразительным искусством тренируют кисть и пальцы ,создают благоприятные условия для становления навыка письма. Рисование развивает пространственное мышление, воображение, эстетический вкус, воспитывает трудолюбие.
Создание образов и фантазий способствует развитию логического, пространственного и ассоциативного мышления, необходимого  при освоении многих наук.

2. Учебно-воспитательные задачи  преподавателя изобразительного искусства.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
1.Овладение знаниями элементарных  основ реалистического рисунка,  формирование   навыков   рисования   с   натуры,   по   памяти,   по представлению;                     2.Ознакомление с особенностями работы в области декоративно - прикладного и народного искусства, лепки и аппликации и др.;
3.Развитие у детей изобразительных  способностей, художественного вкуса,  творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для  выполнения  поставленных  учебно-воспитательных  задач предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве.                    Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные материалы: карандаш, акварель, гуашь, уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисти др.
Задания меняются постепенно от изображения простых предметов к более сложным постановкам.     

3.Методика построения урока.

Урок изобразительного искусства содержит три стадии, каждая из которых отличается своим содержанием и характером взаимодействия с детьми.
Стадия подготовки материала к замыслу                                                                    Все, что ребенок готов взять  из своего жизненного опыта – истории, случаи, бытовая обстановка, житейские отношения и т.п. Затем материалы – бумага или картон, графитные или восковые карандаши, краски (гуашь или акварели), фломастеры, пластилин, цветная бумага, глина и др. Дети знакомятся на практике с разными техниками  в изобразительной деятельности. Осваивают  способы  построения художественной формы в процессе обсуждения, наблюдения за работой учителя и поиска своих нестандартных решений.
Стадия постановки замысла-задачи. Основывается на том, что воображение детей имеет направленный характер, то есть построение образа будущего рисунка осуществляться произвольно. Способность сочинить замысел имеет у детей индивидуальный характер, чаще всего замыслом служит словесное перечисление того, что будет на рисунке. Образ складываются не до, а в процессе изображения и может изменяться, отклоняться от придуманного и названного словами. Важно особо оценить оригинальность замысла в готовой работе.
Стадия творчества. Эта стадия требует особого состояния сосредоточенности и погружения в  работу. В процессе творчества ребенок как бы «отдает» накопленные ранее опыт и знания и, через эту самоотдачу развивается. Отношения между учителем и детьми на этой стадии строго индивидуальны. Ребенок будет свободен настолько, насколько учитель знает его характер, интересы, стремления. Принуждение к «правильному» изображению недопустимо. Оценка успехов и неудач будет полезна позже, когда произойдет совместное обсуждение завершенной работы. Задача учителя – внушить уверенность в его возможностях и способностях и показать свою уверенность в его успехе.

4.Нестандартные формы уроков развития  творческих способностей 
   детей.

      Для организации на занятиях творческого и познавательного процесса, для побуждения детей к творческой активности необходимо проведение нестандартных уроков.

Уроки-познания: учащиеся пополняют свой багаж новыми знаниями, терминами, техникой исполнения, изобразительной грамотностью.

Уроки-конкурсы «конкурсы эрудитов»: на уроках ведется опрос в игровой соревновательной форме. В ходе урока подводятся итоги, как усвоен материал теоретический, практический. Играя, повторять, запоминать, строить рисунок, искать ошибки, быстро с помощью аппликации справляться с заданиями.
Уроки-тесты: учащимся предлагается выбрать правильный ответ из трех-пяти предложенных вариантов.
Уроки-знакомства с различными техниками: лепка, аппликация, аэрография, граттография, витраж и прочее, позволяет учащимся почувствовать материал, создать свое, проявляя фантазию.

Более подробно хотелось  бы остановиться на Уроке-игре.

Урок-игра – это уникальный феномен человеческой культуры, ее исток и вершина. Она  обучает, развивает, воспитывает, социализирует. Игра помогает раскрытию  творческого  потенциала ребенка, поэтому она неотъемлемая  часть и союзник воспитания и обучения. Игра приносит радость,  включает в активную творческую работу,  дает выплеск всех эмоций и знаний, полученных на уроке. Ребенок выступает как соавтор при проведении игры.Психологи считают, что ролевая игра возможна, благодаря способности человека представить себя на месте другого, при этом сопереживая или сочувствуя ему.
Игра  – это праздник, самое древнее  коллективное участие, где можно  играть, петь, танцевать, украшать себя. Дети с удовольствием выбирают себе роль на этом празднике.

5. Использование компьютера на уроке изобразительного искусства.


На  уроках для развития творческих способностей важно использовать компьютер,
его применение создает эмоциональный настрой, положительно сказывается на развитии художественного творчества. Возможности применения компьютерных технологий велики:  изучение истории мирового искусства, знакомство с  жанрами живописи,  с названием того или иного технического приема, с новыми художественными материалами, применение  компьютерных технологий в изобразительном искусстве.

6.Требования к мастерской

Мастерская  выступает как совокупность пространств: игрового, учебного, культурного, художественно-творческого, где ребенок приобретает опыт жизни, ценности, открывает истину, сам выстраивает собственные  знания, формирует  ценности и культуру.

Детям в мастерской должно быть комфортно и удобно: мобильная и легкая мебель, чтобы иметь возможность «перестраивать» мастерскую (для индивидуальных и групповых заданий).

Одним из действенных средств поддержания интереса к урокам изобразительного искусства являются, оформленные  выставки творческих работ учащихся.

«Под рукой» у детей и преподавателя должны быть  все материалы для техник: «акватипии», «граттажа», «набрызга», «эстампа», «кляксографии», «монотипии», работе по манке, аппликации и т.д. В выполнении заданий можно предлагать учащимся использовать разные технологии изображения:  рисование пальцем, палочкой, тычком, кистью, пером.  Работа  на  смятой бумаге, по сырой бумаге, на цветной бумаге и др. Совмещение различных художественных материалов, печатание изображений различными способами и материалами и т.д. Эти задания относительно просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, так как позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Поэтому  в мастерской должно быть все, для творческой реализации детей.

7.Конспект урока.

Представляю вашему вниманию конспект урока на тему «Иллюстрация. «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина» Это занятие  является  итоговым в III четверти по теме «Русское искусство. Начало времен».

Тематический план серии уроков  в III четверти

на тему: «Русское искусство. Начало времен»

   Класс

   Тема  урока

   Материал

   Содержание урока

 
   

«Русское искусство. Начало времен»

   

Архитектура Древней Руси: от дерева до камня.  

Белая бумага (формат А8) калька, простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры,

акварель, гуашь и др.

Знакомство с элементами Русской архитектуры XII- XV  века,  с видами деревянного  и каменного зодчества (изба, храм и др.)

Эмоциональное восприятие и понимание развития русской архитектуры. Выполнение копии архитектурных сооружений.

Презентация с видами архитектуры.

 

  Богатыри земли русской.

 

Листы с  изображением элементов одежды мужского костюма (формат А4),простой карандаш, цветные карандаши,

фломастеры

Патриотическое воспитание через  знакомство с  русским эпосом, создание образа своего героя-богатыря.Знакомство с элементами русского мужского костюма и значением орнамента.
Научить составлять орнамент  в русском мужском костюме, семантика русского орнамента

 

Красавицы в русском костюме. 

Белая бумага (формат А4), простой карандаш, цветные карандаши,

Фломастеры,

акварель, гуашь и др.

Компьютерный видеоряд русского костюма, головных уборов, обуви, украшений и т.д. 

Выполнение  копии русского костюма в свободной интерпретации,  цвет и орнамент в русском костюме.

Что такое книжная иллюстрация?

Белая бумага (формат А8), простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры,

акварель, гуашь и др.

Познакомить детей с иллюстрациями художника Ивана Билибина к русским сказкам .    Дать понятие «Эскиз»

Выполнить эскиз к любимой сказке.

Итоговый урок Иллюстрация. «Сказка о золотой рыбке» А.С.Пушкина – создание книги.

Белая бумага (формат А8), простой карандаш, цветные карандаши,

фломастеры, воск.мелок.

Обобщение изученных тем. Создание книги на основе выполненных на занятии иллюстраций.

 

Тема : Иллюстрация. «Сказка о рыбаке и рыбке»А.С.Пушкина

Цели урока:

  • Продолжить освоение книжной иллюстрации к сказке А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»;
  • Воспитывать уважение к русской культуре, развивать творческое мышление, эмоциональное восприятие красоты русского народного творчества, его самобытности;
  • Обучить изобразительной грамоте, на основе формирования навыков по созданию иллюстрации графическими материалами.

Материалы и  оборудование: Доска, компьютер. Белая бумага (формат А8), простой карандаш, цветные карандаши, фломастеры, восковые мелки, ластик.

Иллюстративный ряд:

1. Выставка книг А.С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке» разных издательств.

2. Выставка из  детских работ учащихся группы на темы: «Богатыри земли русской», «Архитектура Древней Руси: от дерева до камня.», «Русский женский костюм»

3.Видеоряд на компьютере:

- Иллюстрации художников И.Билибина, Б. Дехтерев «Сказка о рыбаке и рыбке» - -- Мультфильм «Сказка о золотой рыбке».

План урока

1.Организационный момент (2мин)

2.Актуализация знаний

3. Теоретическая часть

4.Практическая часть

5. Обсуждение учеников

6.Итог урока

Ход урока:

1.Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих и готовности к уроку.

2.Актуализация знаний

Учитель: Ребята, а вы любите читать книжки? А какие книжки вам интереснее читать, где есть картинки или нет? А знаете ,кто для нас с вами  украшает книги?. Мы сегодня с вами на один урок станем  иллюстраторами и создадим свою книжку. Для этого нам понадобятся простой карандаш, ластик, цветные карандаши и фломастеры.

3. Теоретическая часть

 «Ска́зка о рыбаке́ и ры́бке» — сказка Александра Сергеевича Пушкина. Написана 14 октября 1833 года. Впервые напечатана в 1835 году в журнале «Библиотека для чтения», эта замечательная сказка интересовала многих творческих людей. По ней был поставлен балет и написано множество произведений искусства нашими художниками.

Обратите внимание на наш выставочный стенд, на нем представлены книжки разных издательств и разные художники трудились над нашей сказкой. Преподаватель предоставляет возможность ребятам посмотреть и обращает внимание на то, как устроена книга: титульный лист и его оформление, расположение текста и иллюстраций и т.д. Вот и мы сегодня с вами создадим свою особенную книгу по сказке А.С.Пушкина «Сказка о золотой рыбке», где каждый  попробует себя в роли художника –иллюстратора.

Выбери свой отрывок для работы: Прежде чем мы начнем, прошу  вас подойти к моему столу и взять свой лист с отрывком из сказки, прочитайте внимательно и подумайте :Кто? Что происходит? И как это можно изобразить?. Фломастеры и цветные карандаши помогут вам сделать яркие и красочные иллюстрации  (выполнение практического задания).Прежде, чем приступить к практическому заданию, давайте договоримся, так как сказка написана давным  давно, то и мы с вами вспомним все то, что изучали на уроках по русской истории. Я специально для вас приготовила выставку из ваших работ, где хранятся для вас подсказки о русской архитектуре, русском костюме и замечательных теплых и холодных цветах.

4.Практическая часть

В практической части ребята выполняют  творческое задание. После того,  как каждый ребенок  выполнил свою иллюстрацию, преподаватель предлагает выполнить коллективное творческое задание: Оформляем титульный лист. Учитель обращает внимание на особенности определения авторства, художники (фамилия и имя каждого ребенка), редактор книги - учитель. Затем ребятам предлагается 10 минутный перерыв (просмотр мультфильма А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке») В это время  преподаватель сканирует  книгу и копирует её на каждого ученика.  

6.Итог урока

В конце урока каждый ученик получает на память экземпляр книги, где есть иллюстрация каждого ученика. Молодцы ребята, славно потрудились. Проявили отличные навыки и знания. Замечательная у вас получилась книжка!

Вывод:    

Использование различных форм и приемов работы на уроке изобразительного искусства позволяет ребенку активно включаться в творческий процесс, развивать воображение и фантазию, помогает видеть новое его решение в той или иной технике, обогащать первоначальный замысел, и результат изобразительной деятельности приобретает большую выразительность. Органичное включение в ход занятия компьютеров, отдельные приемы работы в различной технике создают необходимые условия для развития у детей творческих способностей на уроках изобразительного искусства.     Дети любят все, что  сделано собственными руками. Здесь утверждается право каждого на индивидуальность и никто не подвергается критике. Это позволяет получить позитивные результаты в процессе обучения, активизировать познавательные способности учащихся и осуществляет грамотное бережное прикосновение к богатству русской культуры.

Список методической литературы:

1. Алехин, А. Д.  Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.: ил.

2. Дмитриева, Я. А. Краткая история искусств. – Вып. 2. – М.: Искусство, 1991. – 318 с.: ил. – ISBN 5-210-00246-2.

3. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981. – 336 с.: ил.

4. Перепелкина, Г. П. Искусство смотреть и видеть. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.

5. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи. – Изд. 2-е. – Л.: Детская литература, 1973. – 160 с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе УМК «Начальная школа XXI века» по теме: «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

      Этот проект я защищала на курсах повышения квалификации 9 октября 2015 года в ФГАОУ ВО "Казанском (Приволжском) федеральном университете  перед коллегами из Республики...

Презентация по русскому языку "Имена прилагательные в "Сказке о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина

Данный проект можно использовать на уроке русского языка в 4 классе в разделе "Проекты"...

Проект по русскому языку на тему "Имена прилагательные в сказке "О рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина" 4 класс.

Проект по русскому языку на тему "Имена прилагательные в сказке "О рыбаке и рыбке" А. С. Пушкина"....

Проект по русскому языку на тему:« Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». 4 класс

Проект по русскому языку на тему:« Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина». 4 класс...

Проект по русскому языку имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина

Проектпо русскому языкуимена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина...