Программа "Здравствуй,музей"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Жигун Светлана Ивановна

Рабочая программа по предмету Здравствуй,музей  в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_-zdravstvuy_muzey.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 41

Рассмотрено на заседании          Утверждена на заседании            Разрешена к применению

МО начальных классов               Педагогического Совета              приказом директора

МАОУ СОШ № 41                      МАОУ СОШ № 41                       МАОУ СОШ № 41.

Протокол  №                                Протокол №                                   Приказ №         от

от                                                   от                                                                      Симонова Э. А.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Здравствуй, музей!»

для 1 «Б» класса

на 2012-2013 уч. год

Составитель:

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 41

Ларионова Мария Эдуардовна

Калининград

 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Умение видеть, включающее способность наблюдать, замечать, анализировать и размышлять о увиденном, формируется с раннего детства. Период от шести до десяти лет представляется нам наиболее благоприятным для начала систематической работы в данном направлении, так как этот возраст совмещает в себе черты, свойственные младшим детям, с уже формирующимися особенностями подростков. Дети обладают хорошей зрительной памятью. Любознательностью. Их мышление носит конкретно-образный характер, а зрительное восприятие, ещё не утратив черты ранней условности, уже имеет основу для формирования сложности системы цветоразличения и пространственного видения. Способность детей анализировать свои впечатления, выделять главное в восприятии объекта и словесно сформулировать суждение о нем требует от школьного и музейного и педагога поддержки и развития, так как эти ценные качества необходимы для формирования визуальной культуры.

Цель курса: развитие навыков визуальной грамотности.

Задачи:

  1. Развитие эмпатии – эмоциональной отзывчивости и анализа взаимоотношений между людьми.
  2. Развитие ассоциативного мышления и творческого воображения.
  3. Развитие навыков визуального мышления.
  4. Развитие способности к эстетическому восприятию и осмыслению окружающего мира.
  5. Развитие навыков восприятия эмоционального состояния человека в жизни и изобразительном искусстве.

На решение этих педагогических задач направлены двадцать пять уроков три музейно-педагогических занятия на экспозиции художественного музея по курсу визуальной грамотности «Учись смотреть и видеть».

В процессе педагогической реализации названного курса предполагается использование учебно-методического комплекса, который включает: учебное пособие, тетрадь для творческих работ и мультимедийный альбом, содержащий электронные иллюстрации к урокам.

Тетрадь для творческих работ представляет собой систему упражнений, заданий и творческих работ, направленных на успешное освоение визуальной грамотности. В тетради применяются условные обозначения, которые ориентируют учащихся на содержание задания. Кроме того, в начале каждой темы располагаются рисунки, изображающие зеркальца, которые выявляют эмоциональный настрой учащихся и способствует определению их отношения к занятиям по курсу «Учись смотреть и видеть».

В тетради предлагаются разнообразные задания:

- нарисуй;

- раскрась;

- соедини линиями;

- найди лишнее;

- пофантазируй;

- придумай рассказ;

- выбери нужное;

- рассмотри и найди;

- дорисуй воображаемый объект;

- напиши рассказ;

- сравни.

Многие задания выполняются в классе индивидуально или совместно с одноклассниками и учителем, но некоторые из них могут быть выполнены с помощью родителей.

Работа на уроках по данному курсу осуществляется при демонстрации изображений электронного альбома, который содержит папки с иллюстрациями, соответствующие урокам, тематическое планирование по курсу и список иллюстраций, которые выполнены в соответствии с современными требованиями к цифровым изображениям. Зрительный ряд представляет собой разнообразные по художественной технике, жанру и задачам иллюстрации.

В ученом курсе «Учись смотреть и видеть» зрительный ряд и комментарии даются к каждому уроку. Такое построение материала курса предоставляет учителю возможность хорошей подготовки.

Курс «Учись смотреть и видеть» содержит следующие темы:

Тема 1. Введение. 1 час

Тема 2. Наблюдение действительности. 2 часа

Тема 3. Действительность и фантазия 2 часа

Тема 4. Прекрасное в обычном. 2 часа

Тема 5. О чём говорят вещи. 3 часа

Тема 6. Наблюдение природы. 4 часа

Тема 7. Мир наших чувств. 4 часа

Тема 8. Я и ты. 4 часа

Тема 9. Чему мы научились. 3 часа

Материал курса распределен на 9 тем (25 уроков).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(начало занятий по курсу со второй четверти)

№ тем и уроков

Название тем и уроков

Страницы тетради для творческих работ

№ иллюстраций на диске

Тема 1

Введение (1 час)

1 урок

Знакомство с предметом

С. 1-5

Тема 2

Наблюдение действительности (2 часа)

2 урок

События, действия, сюжет

С. 6-7

Ил. 1-3

3 урок

Детали и обобщения

С. 8

Ил. 4-5

Тема 3

Действительность и фантазия (2 часа)

4 урок

Среда и объект

С. 9-11

Ил. 1-4

5 урок

Сюжет и впечатление

С. 12-13

Ил. 5-7

Тема 4

Прекраснное в обычном (2 часа)

6 урок

Прекрасное вокруг нас

С. 14-15

Ил. 1-5

7 урок

Неожиданное впечатление

С. 16-18

Ил. 6-9

Тема 5

О чём говорят вещи (3 часа)

8 урок

Красота обычных предметов

С. 19

Ил. 1-4

9 урок

Значение предметов

С. 20-21

Ил. 5-8

10 урок

Практическое занятие

С. 22-24

Тема 6

Наблюдение природы (4 часа)

11 урок

Времена года

С. 25

Ил. 1-4

12 урок

Состояние природы

С. 26

Ил. 5-8

13 урок

Экскурсия на природу

14 урок

Явление природы

Ил. 10-13

Тема 7

Мир наших чувств (4 часа)

15 урок

Внутренний мир человека

С. 27

Ил. 1-3

16 урок

Проявление наших чувств

С. 28-30

Ил. 4-6

17 урок

Мир чувств глазами художника

С. 31-32

Ил. 7-11

18 урок

Практическое занятие. Мир чувств глазами художника.

Тема 8

Я и ты (4 часа)

19 урок

Взаимоотношения людей

С. 33

Ил. 1-4

20 урок

Практическое занятие. Моя семья и мои друзья

С. 34

21 урок

Мы и наши любимцы

С. 35

Ил. 5-7

22 урок

Практическое занятие. Человек и мир живой природы

Тема 9

Чему мы научились (3 часа)

23 урок

Экскурсия на природу

24 урок

Реальный мир и наше восприятие

С. 36-37

Ил. 1-6

25 урок

Повторение пройденного

С. 38-39

Ил. 7-10

Рекомендованы 3 экскурсии в Русский музей

ЛИТЕРАТУРА

  1. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых.-СПб., 1999.
  2. Ребёнок в музее. Новые вкторы детского музейного движения: учебное пособие\отв. Ред. М. Ю. Юхневич.х-2006.
  3. Соколова Н. Д. Ты пришёл в музей: путеводитель для младших школьников.-Самара, 2003.
  4. Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика.-М., 2004.
  5. Художественное образование ребёнка: история и современность\Сб. науч. Ст.\ под ред. Т. А. Барышевой, В. А. Шекалова. – СПб., 2007.