Открытое занятие кружка "Маленький художник"в 1 классе
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме

Сурикова Наталия Георгиевна

Конспект занятия и презентация к занятию. Тема занятия "Роспись русской матрёшки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_kruzhkamalenkiy_khudozhnik.rar2.15 МБ

Предварительный просмотр:

Занятие кружка «Маленький художник» 1 класс.

Тема: «Роспись русской матрёшки».
Суриковой Н.Г.- учителя МБОУ «Лиманская СОШ №2» п. Лиман, Астраханской области.

Форма проведения: творческая мастерская.
Цели: - познакомить детей с русской народной игрушкой, её историей;

воспитывать детей в духе народной культуры, пробудить у детей историческую память;
 наполнить новым содержанием представления молодых о своём народе, учить работать кисточкой, ватными палочками, выполнять разные виды мазков.

Развивать глазомер, точность, аккуратность.



Оборудование: - заготовки моделей, выставка игрушек, презентация.

Ход занятия.

1.Организация класса.

2.Актуализация знаний.
- Дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на нашем занятии. Русская история древняя и поучительная. За долгие века существования русского государства народная мудрость закрепилась в пословицах, поговорках. Русский народ славится своей выдумкой, фантазией, трудолюбием. У русского народа золотые руки. Эти руки сотворили игрушки, которые и поныне живут в наших домах. 

На других занятиях вы уже расписывали свои работы разными узорами. Давайте, вспомним, какие виды русских декоративных росписей вы знаете?

1.Городецкая.

2.Хохломская.

3.Жостовская.

4.Мезенская.

5. Дымковская игрушка.
3.Сообщение темы занятия.
- Какие вы знаете русские народные игрушки?
- На сегодняшнем занятии мы поговорим о матрёшке, где и когда она появилась.

1ученик.
Алый шёлковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть: может три, а может шесть.

Это русская игрушка, а зовут её …..( матрёшка).
- Правильно. Русская матрёшка.
2 ученик.

А где живут матрёшки?

На полке, на окошке,

На коврике у кошки,

В ботинке и в галошке,

В кармане у Алёшки.

На всём на белом свете играют с ними дети.

4. Знакомство с новым видом деятельности.
- А теперь послушайте историю о матрёшке (рассказ учителя)
Матрёшке чуть больше 100 лет. Есть в Подмосковье старинное село Абрамцево. В 18 веке усадьбу купил богатый человек, которого звали Савва Мамонтов. Он организовал мастерскую художников, музыкантов, артистов. Организовался абрамцевский кружок. И этот кружок собирал старинную утварь, разные украшения крестьянских домов. 
Помещица Мамонтова привезла из-за границы японскую игрушку. Это была фигурка добротного лысого старика. Изображала она мудреца, человека, который всё знал, и на любой вопрос мог дать ответ. И звали его Фукурума. 
Голова у него была вытянута вверх от постоянных раздумий. Но кукла эта была не простая. Фукурума раскрывался, и в нём находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую. Эти фигурки понравились  Мамонтовым. Попросили они токаря Звёздочкина вырезать из дерева куклу наподобие японской. А художнику В.Малютину поручили расписать эту куклу. Кукла совсем не походила на японскую. В моде тогда были у крестьянских семей имена Матрёна, Марфа.
Окрестили куклу матрёшкой. Одета матрёшка была в крестьянский наряд. Затем кукла появилась на базаре. Она привлекала внимание покупателей своей оригинальностью, стала пользоваться популярностью и спросом. Дети любили разбирать её на отдельные фигурки и вновь собирать. При этом они с явным удовольствием произносили слова.

3 ученик.

Матрёшка на окошке под ярким сарафаном,

А вся семья в матрёшке, как в доме деревянном.

4 ученик.

Открой – увидишь чудо: Матрёшенька детёныш,

А там ещё – откуда? А там опять… Найдёныш!

5 ученик.

Умыты ручки – ножки у каждой у Матрёшки,

Поглажены одёжки, почищены сапожки.

6 ученик.

Поют Матрёшки в хоре, живут не зная горя,

И дружно, и счастливо, и весело на диво.

Учитель.
Такое удивительное зрелище завораживало не только детей, но и взрослых. И тому есть объяснение. В 1900 году приходит заявка на изготовление и продажу матрёшек для Парижа. С этого момента начинается массовый вывоз русских матрёшек за границу. Ассортимент матрёшек расширился. Сюжеты брались из окружающей жизни. Одежду для первых матрёшек рисовали художницы женщины, а лица – только мужчины.
Появились матрёшки, изображающие девушек в русских сарафанах, с корзинами, с узелками, букетами цветов. 
Выпускали матрёшку в виде жениха и невесты, внутри помещались родственники. Самыми популярными были матрёшки из 3, 8, 12 фигур. В 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была выполнена 48 –местная матрёшка. Игрушку полюбили всюду. Её изготовляли не только в Сергиевом Посаде, но и в Семёнове, в Полховском Майдане, Твери, Воронеже. Любоваться игрушкой могли многие, а вот купить себе такую вещь могли позволить лишь богатые люди.
А современные мастера изготовили для зарубежных выставок гигантских матрёшек высотой в 15-20 метров.
Россия! Она всегда славилась своими промыслами, изделиями народных умельцев. Игрушки делали из глины, ткани, дерева. Но самой лучшей игрушкой была матрёшка. Это настоящее чудо, которое вносит в нашу жизнь тепло и радость.
7 ученик.
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к нам пришли матрёшки,
Ложки деревянные, матрёшечки румяные!
8 ученик.
Словно репа она крутобока,
И под каждым платочком на нас
Смотрит весело, бойко, широко,
Пара тёмных смородинок – глаз!
(русский народный танец исполняют девочки)

Учитель.
В каждом месте, где изготавливали матрёшек, были свои мастера и свои способы их росписи. Это семёновские матрёшки, вятские матрёшки, посадские матрёшки. Отличались подбором красок, цвета, даже лак, которым покрывают готовую матрёшку, везде разный. Мастерицы и мастера - высококлассные специалисты.

И наша задача сегодня расписать модель матрёшки, так, чтобы она была красивой, нарядной. Рассмотрите матрёшек. Как бы вы расписали свою работу. Какие краски и цвета будете использовать?

А теперь пора за дело приниматься, да умение своё гостям показать.

5.Самостоятельная работа детей.

6.Выставка работ. Оценивание и анализ работы.

7. Рефлексия.

-Как вы сегодня работали?
Ой, вы, гости, дорогие!
У нас игрушки расписные
Веселы и ярки
Примите их в подарки!

(Дети дарят гостям модели матрёшек) 
8.Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие кружка "Этика: азбука добра" по внеурочной деятельности в 1 А классе.

Открытое занятие кружка «Этика: азбука добра» по внеурочной деятельности по   теме: «Улыбка ангела»  в 1 А классе    ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска...

Презентация к занятию кружка "Маленькие россияне" 1 занятие

Пользуясь презентацией, можно рассказать первоклассникам о России и ее символах....

Открытое занятие клуба "Маленькие интеллектуалы"

Долгосрочный проект в рамках работы клуба "Маленькие интеллектуалы"...

Открытое занятие кружка "Бумажная фантазия" 1 класс Тема: Аппликация "Черемуха душистая"

ОГКОУ  Фурмановская школа VIII вида  Занятие кружка«Бумажная фантазия»Тема: аппликация «Душистая черёмуха»1 класс2014-2015 учебный год...

Открытое занятие кружка"Бисероплетение". Занятие "Цветущая ветка сакуры"

Открытое занятие кружка "Бисероплетение" на тему "Цветущая ветка сакуры", проведенное на Республиканском семинаре. Занятие познакомило детей с отличительными особенностями искусств...

Открытое занятие "Большой - маленький"

Тема: знакомство с понятиями величины «большой» и «маленький».Цель занятие: обогащение сенсорного опыта.Задачи:...