ИЗО
занимательные факты (изобразительное искусство, 2 класс) по теме

Игра, развивающая коммуникативные УУД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo.docx17.02 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.19 МБ
Microsoft Office document icon zapiska_izo_sludka._2_klass.doc143 КБ
Файл izo_-_3kl.docx53.92 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «»Десять предметов»

Подготовка к игре. Выбор формы работы: группой, парой, индивидуально. Десять жетонов  у группы(пары, каждого), 4 листа чистой бумаги, которые номеруем 1, 2, 3, 4.(это окна, на которые будем раскладывать свои жетоны), вместо  листов можно использовать цифры:1, 2, 3, 4,(они будут символическими окнами)

В нашей школе проходит неделя искусств. Проведём игру «Десять предметов» Правила игры: отвечая на вопросы(в группе, в паре,  индивидуально) , вы будете  раскладывать свои 10 жетонов на свободные окна, но каждый раз одно окно должно остаться свободным. В игре остаются после каждого вопроса только жетоны, лежавшие на верном ответе, остальные жетоны отдаются руководителю. Если вы быстро проиграли, можете играть «на интерес», то есть  вы не участвуете при подведении итогов .

Сейчас я задам вопрос, вы свои жетоны кладёте на верный ответ, если сомневаетесь, разделите жетоны между разными ответами, но одно окно обязательно должно быть свободным.

  1. Жанр живописи, в переводе «мёртвая натура» - это:

1.Пейзаж

2. Портрет

3.Анималистика

4. Натюрморт

Сейчас смотрим слайд, вопрос будет позднее:

  1. Что делает хохломские изделия «золотыми»:
  1. Сусальное золото
  2. Алюминий
  3. Медь
  4. Серебро

Сейчас смотрим слайд, вопрос будет позднее:

  1. Из какого дерева изготовляют семёновские матрёшки:
  1. Липа
  2. Ель
  3. Клён
  4. Осина

Сейчас смотрим слайд, вопрос будет позднее:

  1. В  городецкой росписи всегда присутствуют
  1. Розаны и маки
  2. Купавки и розы
  3. Розы и маки
  4. Розаны и купавки
  1. Что не относится к видам изобразительного искусства?
  1. Живопись
  2. Графика
  3. Скульптура

4 Строительство

Сейчас смотрим слайд, вопрос будет позднее:

  1. Как называлось праздничное гуляние на Вятке, где продавались дымковские игрушки?
  1. Свистунья
  2. Плясунья
  3. Масленица
  1. В росписи каких изделий присутствуют только геометрические  фигуры?

1.Дымковская игрушка

2.Жостовские подносы

3.Филимоновские игрушки

Проверьте по следующим слайдам(жостовские подносы и филимоновские игрушки)

Сейчас смотрим слайд, вопрос будет позднее:

  1. Недалеко от Москвы находится г.Гжель. Из чего мастера изготовляют свои изделия?

1.Белая глина

2. Красная глина

3. Дерево

  1. Какая из картин написана не В. Васнецовым?

1.Алёнушка

2.Богатыри

3.Утро в сосновом бору (И. Шишкин)

Сейчас смотрим слайд, вопрос будет позднее:

  1. В Государственной Третьяковской галерее хранятся произведения замечательных русских художников. В каком городе находится этот музей?
  1. Санкт – Петербург
  2.  Москва



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИЗО игра « 10 предметов» 3-4кл

Слайд 2

Жанр живописи, в переводе «мёртвая натура» - это: 1.Пейзаж 2. Портрет 3.Анималистика 4. Натюрморт

Слайд 4

Что делает хохломские изделия «золотыми»: Сусальное золото Алюминий Медь Серебро

Слайд 6

Из какого дерева изготовляют семёновские матрёшки: Липа Ель Клён Осина

Слайд 8

В городецкой росписи всегда присутствуют Розаны и маки Купавки и розы Розы и маки Розаны и купавки

Слайд 9

Что не относится к видам изобразительного искусства? Живопись Графика Скульптура Строительство

Слайд 11

Как называлось праздничное гуляние на Вятке, где продавались дымковские игрушки? Свистунья Плясунья Масленица

Слайд 12

В росписи каких изделий присутствуют только геометрические фигуры? Дымковская игрушка Жостовские подносы Филимоновские игрушки

Слайд 16

Недалеко от Москвы находится г.Гжель. Из чего мастера изготовляют свои изделия? 1.Белая глина 2. Красная глина 3 . Дерево

Слайд 17

Какая из картин написана не В. Васнецовым? Алёнушка Богатыри Утро в сосновом бору

Слайд 19

В Государственной Третьяковской галерее хранятся произведения замечательных русских художников. В каком городе находится этот музей? Санкт – Петербург Москва



Предварительный просмотр:

Планирование по изо


Раздел 1

Пояснительная записка

Рабочая программа по  изобразительному искусству 2класса (базовый уровень) ФГОС НОО (2009г) и составлена на основе следующих документов:

-Примерная программа по учебным предметам  (М.: «Просвещение» 2010г)

-ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  6  октября 2009 г. № 373 )

-Авторская программа по изобразительному искусству Б. М. Неменского (М.: Просвещение 2010г)

-Закон  РФ от 10. 07. 1992г №3266-1 «Об образовании» (ред. от 10. 11. 2009г ст.32 п.7)

-Закон  Кировской области от 11. 02. 2003г. №133-50 «Об образовании в Кировской области» (ред. от 05. 10. 2009г)

-Учебный план МКОУ «СОШ пгт.Нема»

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам, выдерживает инвариантную учебную часть курса и предлагает  собственный подход к структурированию учебного материала,  определению последовательности этого материала, а также путей формирования предметных, личностных и метапредметных УУД. Рабочая программа предоставляет учащимся возможность изучения изобразительного искусства на базовом уровне, что соответствует 34 часам в год, 1 час в неделю. Главная цель художественного образования - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.

Основные задачи преподавания изобразительного искусства:

  • Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.
  • Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного); воспитание интереса и любви к искусству.

В результате изучения изобразительного искусства в  течение учебного года учащиеся должны ознакомиться:

  • с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
  • основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
  • простейшими сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
  • начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  • делением цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
  • начальными сведениями о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
  • начальными сведениями о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;

-        понятием о видах изобразительного искусства;

  • ролью фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
  • деятельностью художника (что может изобразить художник -предметы, людей, события, с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, краски и пр.);
  • с особенностями работы акварельными и гуашевыми красками, а также должны знать назначение палитры и как использовать ее в работе.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
  • стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • правильно сидеть за партой (столом), без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

-использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

-        использовать навыки компоновки;

-        передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

-        передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних -выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т. п.);

-        применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов (акварель, гуашь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

-        менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;

  • составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
  • лепить несложные объекты ;
  • составлять аппликационные композиции из разных материалов (цветная бумага, коллаж).

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.


Раздел 2

Общее содержание курса

Содержание курса направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной

деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Содержание уроков изобразительного искусства предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала.

Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.

Методические приемы: освоение возможностей художественных материалов (изобразительная азбука), деловые игры на уроке, отработка изобразительных техник, коллективное творчество,  беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно - их организация в единое целое.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки и др. Наглядно показываются приемы работы этими материалами. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге. «Изобразительное искусство» включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
      Систематизирующим методом является
выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
      Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн;

различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной        жизни.
     Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
      Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка —
главный смысловой стержень программы.
      
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.
      Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
      Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности        сопереживания.
      Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,                классических,        современных).
      На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.



     
Раздел 3

 Содержание учебного предмета

1. Чем и как работают художники – 8часов

Знакомство и освоение графических художественных материалов, их выразительных возможностей.

Основы изобразительного искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (соотношение черного и белого, композиция), живописи (теплые и холодные цвета), декоративно-прикладного искусства (роль ритма и цвета).

Отражение в произведениях изобразительных искусств отношений к природе, на примере произведения художника В.Д. Поленова «Золотая осень», .Левитана

«Золотая осень», В.Серова «Октябрь. Домотканово». Жанры изобразительных искусств: натюрморт в произведении художника И.Т. Хрупкого «Цветы и плоды».

Богатство и разнообразие художественной культуры России (декоративно-прикладное народного искусства).

Знакомство с Государственной Третьяковской галереей (видеоматериал).

2.        Реальность и фантазия – 7часов

Знакомство с различными жанрами изобразительного искусства. Мастер Изображения учит видеть мир вокруг нас. Учимся всматриваться в реальный мир.

Рассматривание животных, умение видеть их красоту, обсуждение особенностей различных животных.

Мастер Изображения учит фантазировать. Роль фантазии в жизни людей.

Сказочные существа. Фантастические образы. Соединение элементов разных животных, растений при создании фантастического образа.

Мастер Украшения учится у природы. Природа умеет себя украшать.

Мастер Украшения учится у природы, изучает ее.

Преобразование природных форм для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта.

Создание тканей, кружев, украшений для человека. Перенесение красоты природы в быт человека.

Мастер Постройки учится у природы.

Красота и смысл природных конструкций (соты пчел. ракушки, коробочки хлопка, орехи), их функциональность, пропорции.

Разнообразие форм подводного мира.

Мастер Постройки учится у природы.

Изучая природу, Мастер Постройки преобразует ее своей фантазией, дополняет ее формы, создает конструкции, необходимые для жизни человека.

Он показывает возможности фантазии человека в создании предметов.

Взаимодействие трех видов деятельности – изображения, украшения и постройки.

3.        О чем говорит искусство – 10 часов

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек).

Передача настроения в творческой работе (декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Роль изобразительных искусств в организации материального окружения человека, его повседневной жизни (оформление книг, украшение игрушек, роспись ткани).

4. Как говорит искусство – 10 часов

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Моделирование предметов бытового окружения человека (мебели, елочных игрушек, машин).

Взято из ФГОС

Результаты изучения учебного предмета.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразовываться  в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

.


Раздел 4

Тематическое планирование

 

№ п/п

Тема урока

Вид деятельности

Формирование  личностных УУД

Формирование метапредметных УУД

Требования к уровню подготовки обучаю-щихся

Дата

план

факт.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

Рисование по памя-ти и впечатлению.

Поляна цветов.

Рисование по пред-ставлению.

Природная стихия (без предваритель-ного рисунка)

Рисование по памя-ти и впечатлению.

Осенний лес

Создание в технике аппликации коврика «Осений листопад».

Диск.2. Рисуем осень

Выразительные воз-можности графичес-ких материалов.

Зимний лес. Тушь.

Лепка из пластили-на.

Животные родного края

Конструирование.

Игровая площадка.

Обобщение темы.

«Чем и как работает художник»

Рисование по памя-ти или представле-нию

«Наши друзья - птицы»

диск6. Фантазия и изображение

Рисование по представлению.

Сказочное животное.

Диск 12.Волшебные художники

Рисование по представлению.

 Веточка с инеем или паутинка с капелькой росы.

  Рисование по представлению.

 «Обитатели подводного мира»

Диск4 кто такие рыбы.

Конструирование из бумаги. Морской аквариум.

Рисование фан-тастического здания.

Конструирование елочных игрушек.

Рисование по представлению.

Создание яркого образа животного «Четвероногий герой»

Диск1 .Собаки.презентация

Рисование по памя-ти..

Любимая кошк

Диск 1.Кошки.Презентация

Рисование по пред-ставлению.

Женский образ русских сказок.

Рисование по представлению.

Мужской образ «Веселый и грустный клоуны».

Рисование по представлению.

Сказочный образ.

Работа с пластилином

 Сказочные персо-нажи, противопо-ложные по харак-теру..

Диск.Морозко (рнс)

Рисование по представлению.

 Контрастные состояния моря. 

диск.Сказка о рыбаке и рыбке

Декоративное рисование. Украшение заго-товок мужского оружия или жен-ских украшений.

Коллективно- инди-видуальное созда-ние панно. Украшение двух противоположных, по намерению, флотов.

 

Рисование по представлению. Здание для сказочного героя.

Диск. Снежная королева

 Создание коллекти-вного панно. Сказочные миры.

Рисование по пред-ставлению.

Угасаюший костер на фоне ночного неба.

Рисование по памя-ти и впечатлению.

Изображение весенней земли.

Рисование по представлению.

Изображение весенних ручьев на фоне земли.

Рисование по впечатлению.

 Изображение ветвей с опреде-ленным характе-ром и настроени-ем.

Аппликация.

Создание изобра-жения ритмично летящих птиц.

Лепка из пластили-на

Образы животных с разными характерами

Создание коллективного панно. Весна. Шум птиц.

Создание коллективного панно. Весна. Шум птиц.

возможность формирования эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

возможность формирования чувства гордости за свой край

 

возможность формирования эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

возможность формировать эстетические потребности (потребности на общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности

формирование

 этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека

формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям

Формирование положительного отношения к урокам  изобразительного искусства через создание ситуации успеха

Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей и литературных персонажей

Формирование

интереса к познанию эстетических отношений  в окружающем мире

Формирование  бережного отношения к природным богатствам

формирование социально-активной позиции учащихся

Возможность для формирования понимания чувств одноклассников  при парной работе

Возможность для формирования понимания чувств одноклассников  при парной работе

Формирование

интереса к познанию эстетических отношений  в окружающем мире

Формирование

интереса к познанию эстетических отношений  в окружающем мире

Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей и литературных персонажей

Формирование понимания нравственного содержания поступков окружающих людей и литературных персонажей

Формирование первоначальной ориентации на оценку результатов деятельности

возможность формирования творческого воображения

возможность формирования  эмоциональной отзывчивости на произведения изобразительного искусства

формирование чувства неразрывной связи человека с природой

Возможность для формирования понимания чувств одноклассников  при групповой работе

возможность формирования эстетического отношения к действительности, художественного вкуса

возможность формирования эстетического отношения к действительности, художественного вкуса

формирование чувства неразрывной связи человека с природой

формирование социально-активной позиции учащихся

формирование умения оценивать произведения искусств

формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству

возможность выражения эмоционального отношения к изобразительному искусству

формировать умение выявлять  в произведении  искусства  характеристику образа  родины, родной стороны

возможность осуществления собственного замысла  при коллективной работе

возможность выражения эмоционального отношения к изобразительному искусству

формирование умения творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

формирование познавательной и личностной рефлексии

формирование умения вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения парной творческой работы;

формирование умения планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

возможность формирования

осознанного стремления к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов

формировать умение  работать в парах

формирование умения сравнивать и оценивать выполненные работы

формирование умения творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

 

формирование познавательной и личностной рефлексии

формирование умения планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

формирование умения творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

формирование умения сравнивать и оценивать выполненные работы

формирование умения планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач

формирование познавательной и личностной рефлексии

возможность формирования

осознанного стремления к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов

возможность формирования

осознанного стремления к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов

формирование умения планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач

формирование умения творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

формирование познавательной и личностной рефлексии

возможность формирования освоения способов решения проблем творческого и поискового характера

формирование умения планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач

формирование умения творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

Поход в «Музейный дом» с целью поиска и анализа живописного произведения

формирование умения творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать

формирование умения планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач

формирование умения планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач

возможность формирования освоения способов решения проблем творческого и поискового характера

Наблюдать цветовые сочетания в природе;

смешивать краски (при-ем «живая краска»);

овладевать первичными живописными навы-ками.

Сравнивать и различать темные и светлые отте-нки цвета и тона;

смешивать цветные краски с белой и чер-ной для получения ну-жного колорита; созда-вать пейзажи, различ-ные по настроению.

Знать многообразие ху-дожественных материа-лов: понимать красоту и выразительность ху-дожественных материа-лов; овладевать первич-ными знаниями перспе-ктивы (загораживание, ближе-дальше).

Овладевать техникой и способами аппликации; понимать и использо-вать особенности изо-бражения на плоскости с помощью пятна; со-здавать изделие по за-данию.

Понимать выразитель-ные возможности ли-нии, точки, пятен для создания худ-го образа; осваивать приемы рабо-ты граф-ми материала-ми (тушь, палочка); создавать изображение по заданию.

 

Сравнивать, сопостав-лять выразительные во-зможности различных материалов, применяе-мых в скульптуре; уметь работать с целым куском пластилина, ов-ладевать приемами ра-боты с пластилином; создавать объемное изображение.

Овладевать приемами работы с бумагой (объ-емные формы); уметь конструировать из бу-маги объемные объек-ты;

Создавать образ, по за-данию; обобщать прой-денный материал, обсу-ждать работы, оцени-вать собственную худо-жественную деятель-ность.

Рассматривать, изучать и анализировать строе-ние реальных живот-ных; изображать, выде-ляя пропорции; переда-вать характер животно-го; накапливать опыт в изображении животных

Размышлять и вести бе-седу об изображении как рального, так и фа-нтастического мира;

придумывать и изобра-жать фантастические образы животных; при-обретать опыт работы с гуашью.

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе, откликаться на природную красоту; создавать с помощью графических материа-лов изображения укра-шений в природе; при-обретать опыт работы с тушью, мелом.

Сравнивать и сопостав-лять природные формы и декоративные моти-вы; осваивать приемы создания орнамента; со-здавать украшения; ос-ваивать приемы работы графическими матери-алами;

Рассматривать и анали-зировать природные ко-нструкции, их формы, пропорции; накапли-вать опыт работы с бу-магой (закручивание, надрезание, складыва-ние, склеивание); участвовать в создании коллективной работы.

Сравнивать и сопостав-лять природные формы с архитектурными пос-тройками; осваивать приемы работы с бумагой; создавать макеты, участвовать в создании коллективной работы.

Понимать роль взаимо-действия в работе трех Братьев-Мастеров; обсуждать и оценивать творческие работы свои и одноклассников

Наблюдать и рассмат-ривать животных в раз-личных состояниях; да-вать устную зарисовку, изображать с ярко вы-раженным характером; накапливать опыт работы с гуашью.

Наблюдать и рассмат-ривать животных в раз-личных состояниях; да-вать устную зарисовку, изображать с ярко вы-раженным характером; накапливать опыт работы с гуашью.

Создавать женский образ по представле-нию; уметь использо-вать гуашь, пастель, мелки.

Уметь создать образ по представлению; уметь использовать гуашь, па-стель, мелки.

 Уметь создать образ по представлению; уметь использовать гуашь, пастель, мелки.

Уметь создавать проти-воположные по харак-теру сказочные образы (Золушка и злая мачеха, Бабариха и Царевна-Лебедь); сравнивать и анализировать возмож-ности использования изобр-х средств для со-здания доброго и злого образа

Уметь наблюдать при-роду в различных сос-тояниях и изображать живописными материа-лами; знать колористи-ческие особенности работы с гуашью.

Понимать роль украше-ния в жизни человека; сравнивать и анализи-ровать украшения для различных ситуаций; создавать декоративные композиции.

Понимать характер ли-нии, цвета, формы, спо-собных раскрыть наме-рения человека; уметь работать в коллективе.

Уметь видеть художе-ственный образ в архи-тектуре; приобретать навыки восприятия ар-хитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек;

приобретать опыт творческой работы.

Уметь обсуждать твор-ческие работы свои и одноклассников, оцени-вать их; накапливать опыт творческой работы.

Уметь составлять теп-лые и холодные цвета; понимать эмоциональ-ную выразительность их; уметь видеть в при-роде борьбу и взаимо-влияние цвета; знать приемы работы кистью; изображать простые сюжеты с колористи-ческим контрастом;

Иметь представление об эмоциональной вы-разительности глухого и звонкого цвета, уметь их составлять; уметь изобразить борьбу ти-хого и звонкого цветов, изображая весеннюю землю.

 

Уметь видеть линии в окружающей действи-тельности; иметь пред-ставление об эмоцио-нальной выразительно-сти линий; выполнять рисунок воображением;

уметь наблюдать, рас-сматривать, любовать-ся. 

Уметь видеть линии в окружающей действи-тельности; иметь пред-ставление об эмоцио-нальной выразительно-сти линий; выполнять рисунок воображением;

уметь наблюдать, рас-сматривать, любовать-ся.

Знать применение средств художествен-ной выразительности; понимать, что такое ритм; уметь передавать в изображении ритм (летящие птицы).

Понимать, что такое пропорция; создавать образы, с помощью из-менения пропорций;

Понимать роль взаимо-действия различных средств художествен-ной выразительности для создания различ-ных образов; уметь со-здавать творческую ра-боту и договариваться с одноклассниками при выполнении коллекти-вной работы; уметь вы-полнять работу в грани-цах заданной роли.

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа пгт. Нема»

Программа рассмотрена                                                         Утверждаю:

на заседании методической                                           Директор МКОУ

кафедры учителей начальных                                 «СОШ пгт Нема»

классов                                                                ______________        

протокол № __ от «___»____ 2013г                        (Никулина С.А.)

Зав. кафедрой

____________ (Марфель М.Л.)                            «___» ________ 2013г                                        

Рабочая программа

по изобразительному искусству

общеобразовательного

3 В  класса, обучающегося

по УМК «Перспективная начальная школа»

на 2013-2014 уч. год

Автор-составитель:

Мошкина А.Ф., учитель

начальных классов

2 квалификационной категории.

пгт.Нема

2013г


Раздел 1

Пояснительная записка

Рабочая программа по  изобразительному искусству 3класса (базовый уровень) ФГОС НОО (2009г) и составлена на основе следующих документов:

-Примерная программа по учебным предметам  (М.: «Просвещение» 2010г)

-ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от  6  октября 2009 г. № 373 )

-Авторская программа по изобразительному искусству Б. М. Неменского (М.: Просвещение 2012г)

-Закон  РФ от 10. 07. 1992г №3266-1 «Об образовании» (ред. от 10. 11. 2009г ст.32 п.7)

-Закон  Кировской области от 11. 02. 2003г. №133-50 «Об образовании в Кировской области» (ред. от 05. 10. 2009г)

-Учебный план МКОУ «СОШ пгт.Нема»

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам, выдерживает инвариантную учебную часть курса и предлагает  собственный подход к структурированию учебного материала,  определению последовательности этого материала, а также путей формирования предметных, личностных и метапредметных УУД. Рабочая программа предоставляет учащимся возможность изучения изобразительного искусства на базовом уровне, что соответствует 34 часам в год, 1 час в неделю. Главная цель художественного образования - формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.

Основные задачи преподавания изобразительного искусства:

  • Овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению; ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.
  • Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного); воспитание интереса и любви к искусству.

В результате изучения изобразительного искусства в  течение учебного года учащиеся должны ознакомиться:

  • с основными видами и жанрами изобразительного искусства и получить начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т. п.);
  • основными средствами композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
  • простейшими сведениями о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т. д.;
  • начальными сведениями о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственные и падающие тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  • делением цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
  • начальными сведениями о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
  • начальными сведениями о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;

-        понятием о видах изобразительного искусства;

  • ролью фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
  • деятельностью художника (что может изобразить художник -предметы, людей, события, с помощью каких материалов изображает художник - бумага, холст, картон, краски и пр.);
  • с особенностями работы акварельными и гуашевыми красками, а также должны знать назначение палитры и как использовать ее в работе.

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
  • стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • правильно сидеть за партой (столом), без напряжения и свободно проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

-использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;

-        использовать навыки компоновки;

-        передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать содержание литературного произведения;

-        передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних -выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т. п.);

-        применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов (акварель, гуашь и др.), уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;

-        менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;

  • составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических форм;
  • лепить несложные объекты ;

составлять аппликационные композиции из разных материалов (цветная бумага, коллаж).                                                                Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Раздел 2

Общее содержание курса

Содержание курса направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной

деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Содержание уроков изобразительного искусства предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала.

Виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте окружающего мира.

Методические приемы: освоение возможностей художественных материалов (изобразительная азбука), деловые игры на уроке, отработка изобразительных техник, коллективное творчество,  беседы, восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала и работ учащихся. Индивидуально выполняются фрагменты общей работы, коллективно - их организация в единое целое.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбрать разнообразные художественные материалы: карандаши, акварель, гуашь, фломастеры, цветные мелки и др. Наглядно показываются приемы работы этими материалами. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге. «Изобразительное искусство» включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, декоративно-прикладное искусство, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
      Систематизирующим методом является
выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
      Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные — живопись, графика, скульптура; конструктивные — архитектура, дизайн;

различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведение искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной        жизни.
     Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно-нравственное развитие ребенка: формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
      Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка —
главный смысловой стержень программы.
      
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.
      Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
      Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности        сопереживания.
      Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); выполнение декоративной и конструктивной работы; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,                классических,        современных).
      На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства


п/п

Название раздела программы

Вид деятельности

1

ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (8 часов)

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её. Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками  создания выразительной формы посуды в лепке.

Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка. Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты. Понимать роль художника и Братьев –Мастеров  в создании книги, открытки Уметь отличать назначение книг,  открыток

2

ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ГОРОДА 

(8 часов)

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание  основных памятников города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек города, родного поселка

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города.  Сравнивать и анализировать парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения.    

Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным  сооружениям в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Отмечать особенности формы и украшений. Осознавать и уметь объяснить нужную работу художника в создании облика города.

3

ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (10 часов)

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании образа театрального героя Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста.. Понимать и объяснять важную роль художника в театре и цирке. Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

4

ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8 часов)

Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления  о самых разных видах музеев. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи. Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Иметь представление о жанре портрета. Беседовать о картинах исторического и бытового жанра. Наблюдение за скульптурой и её объемом.

Рассказать о древних  архитектурных памятниках. Учиться изображать соборы и церкви.


Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству.

Р а з д е л  1. ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (8 часов)

п/п

Тема

Ре-сур

сное обеспеч.

Основные виды

учебной деятельности

Результаты обучения

Дата

предметные

личностные

метапредметные

план

факт

1

Характерные признаки дымковского промысла. Лепка барышни-нянюшки

презентация по теме урока

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её.

Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умение выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки

Умение преобразиться

в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать  и расписывать игрушки

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение  находить нужную информацию

и пользоваться ею.

2

Характерные признаки дымковского промысла. Роспись глиняной игрушки.

CD- диск «изо 3кл»

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материала, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и украшения. Создавать выразительную пластическую форму игрушки из пластилина и украшать её

 Знание образцов игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Умения выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки.

Умение преобразиться

в мастера Постройки, создавая форму игрушки, умение конструировать  и расписывать игрушки

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека 

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение  находить нужную информацию

и пользоваться ею.

3

Декоративное рисование. Красота букетов из Жостово

презентация по теме урока

Характеризовать связь между формой, декором посуды и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ и характер декора в процессе создания посуды. Овладеть навыками  создания выразительной формы посуды в лепке.

 

Знание работы мастеров Постройки, Украшения, Изображения. Знание отличия образцов посуды, созданных мастерами промыслов (Гжель, Хохлома)

Умение изобразить посуду по своему образцу. Знание понятия «сервиз»

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

4

Декоративное рисование. Составление орнамента при выполнении эскиза платка

CD- диск «изо 3кл»

Наблюдение за конструктивными особенностями орнаментов и их связью с природой. Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Умение составить простейший орнамент при выполнении эскиза платка.

Знание основных вариантов композиционного решения росписи платка. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза  росписи платка.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

5

Декоративное рисование. Создание орнамента для обоев и штор детской комнаты

презентация по теме урока

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для определенной комнаты.

Знание  роли художников

в создании обоев, штор. Понимание роли каждого из Братьев-Мастеров  в создании обоев и штор: построение ритма, изобразительные мотивы.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

6

Иллюстрирова-ние русских народных потешек

Понимать роль художника и Братьев –Мастеров  в создании книги. Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации

Знание художников, выполняющих иллюстрации. Знание отдельных элементов  оформления книги.  Овладеть навыками коллективной работы.

Формирование навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

Участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

7

Декоративное рисование. Поздравитель-ная открытка

Понимать роль художника и Братьев –Мастеров  в создании форм открыток изображений на них.

Знание  видов графических работ  (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике)

Умение выполнить

простую графическую работу.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Участвовать в обсуждении  содержания и выразительных средств декоративных произведений. Овладевать основами графики Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

8

 Искусство составления букетов.

CD- диск «изо 3кл»

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке в роли зрителей, художников , экскурсоводов.

Осознавать важную роль художника, его труда  в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. Эстетически оценивать работы сверстников.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

Р а з д е л  2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ГОРОДА (8 часов)

1

Памятники архитектуры-наследие предков.

Декор русской избы

презентация по теме урока

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Знание  основных памятников города, места их нахождения. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города.

Знание художников – скульпторов и архитекторов. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа. Понимать, что памятники архитектуры -это достояние народа.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

 Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение  находить нужную информацию

и пользоваться ею.

2

Декоративное оформление витрин магазинов

CD- диск «изо 3кл»

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Знание оформления витрин по назначению и уровню культуры города.    

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания облика витрины магазина.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

3

Рисование с натуры. Изображение части парка

 Сравнивать и анализировать парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения.  

Знание, в чем заключается работа художника-архитектора. Знание, понятия «ландшафтная архитектура»; что работа художника-архитектора – работа

целого коллектива.

   Умение изобразить парк или сквер. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.

4

В мире народного зодчества. Конструирова-ние ажурных решеток

презентация по теме урока

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект ажурной решетки.

Закрепить приемы работы с бумагой:   складывание, симметричное вырезание. Знание разных инженерных формы ажурных сцеплений металла.

Умение  конструировать

из бумаги ажурные решетки.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.

5

Рисование по представлению. Фонари на улицах города

CD- диск «изо 3кл»

Воспринимать, сравнивать, анализировать, давать эстетическую оценку старинным  в Санкт-Петербурге, Москве, Саратове. Отмечать особенности формы и украшений.

Изображать необычные фонари. Знание  виды и назначение фонарей.

Умение придумать свои варианты фонарей для детского праздника

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ

6

Конструирова-ние новогодних игрушек-фонарей.

Наблюдать за разнообразием форм новогодних фонарей, конструировать новогодние игрушки-фонари. Работать в группе.

Знание основных приемов работы с бумагой. Умение конструировать фонарь из цветной бумаги к празднику, передавать настроение в творческой работе.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

 Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его

7

Создание проектов машин города

Уметь видеть образ в облике машины, характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшения.

Видеть, сопоставлять, объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями. Знание разных видов транспорта.

Умение изобразить разные виды транспорта. Обрести новые навыки в конструировании бумаги.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его

8

Труд художника на улицах твоего города.

презентация по теме урока

Осознавать и уметь объяснить нужную работу художника в создании облика города. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсовода.

Овладеть приемами коллективной творческой деятельности

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

Р а з д е л  3. ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (10 часов)

1

Образ театрального героя. Создание эскиза куклы

CD- диск «изо 3кл»

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Знание истоков театрального искусства.  

Умение создать эпизод

театральной сказки. Придумать эскиз театрального костюма

Знание, каким был древний античный театр.

Умение нарисовать эскиз театрального костюма.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям.

2

Образ театрального героя. Создание эскиза куклы

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании образа театрального героя.

Знание истоков театрального искусства.  

Умение создать образ героя.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его

3

Театральные маски.

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а так же выразительность формы, декора, созвучные образу.

Знание истории происхождения театральных масок.

Умение конструировать маску из бумаги. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его

4

Создание костюма театральной куклы

CD- диск «изо 3кл»

Иметь представление о разных видах кукол, о кукольном театре в наши дни. Использовать куклу для игры в кукольный театр.

Знание  театра кукол как пример видового разнообразия театра.  

Умение создать театральных кукол из различных материалов.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу; оценивать по заданным критериям.

5

Рисование героев «пальчикового театра»

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира. Уметь объяснить роль художника в создании театрального занавеса.

Знание устройства театра.

Умение анализировать отличие театра от кинотеатра. Знание театральных  художников.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Умение понимать взаимосвязь изобразительного искусства с литературой, музыкой, театром; Находить общие черты в характере произведений разных видов искусства; давать оценку своей работе по заданным критериям.

6

Выполнение эскиза  афиши-плаката к спектаклю

CD- диск «изо 3кл»

Иметь представления о создании театральной афиши, плаката. Добиваться образного единства изображения и текста.

Знание  назначения афиши.  

Умение создать эскиз афиши к спектаклю.

Осваивать навыки лаконичного декоративно-обобщенного изображения.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

7

Изображение циркового персонажа в движении

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное.

Знание отличия и сходство театра и цирка.

Умение создать эскиз циркового представления. Знание элементов оформления, созданных художником в цирке: костюм, реквизит.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Умение анализировать образцы, работы, определять материалы, контролировать свою работу, формулировать собственную позицию и мнение.

8

Создание эскиза программы к спектаклю

Понимать и объяснять важную роль художника в театре и цирке. Учиться изображать яркое, веселое подвижное.

Знание о назначении программы.

Умение создать эскиз программы к спектаклю или цирковому представлению.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

9

Конструирова-ние сувенирной куклы

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Фантазировать, как можно украсить город к празднику

Знание элементов праздничного  оформления, умение использовать художественные материалы, передавать настроение в творческой работе.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

10

Конструирова-

ние карнавальных масок

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника. Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Знание роли художника в зрелищных искусствах. Овладение навыками коллективного художественного творчества.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ.

Р а з д е л  4. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8 часов)

1

Музеи в жизни города Изображение части интерьера музея

презентация по теме урока

Понимать и объяснять роль художественного музея. Иметь представления  о самых разных видах музеев.

Знания о самых значительных музеях искусства России. Знания о роли художника в создании музейных экспозиций. Умение изобразить интерьер музея.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

2

Красота российских далей. Картина-пейзаж.

CD- диск «изо 3кл»

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведения искусства. Рассматривать и сравнивать картины – пейзажи.

Знание художников, изображающих пейзажи. Знание, что такое картина-пейзаж, о роли цвета

в пейзаже. Умение  изобразить пейзаж по представлению.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы.

3

Картина-натюрморт. Жанр натюрморта.

Воспринимать картину – натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах.

Знание, что такое натюрморт, где можно увидеть натюрморт.

Умение изобразить

натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное). Развитие композиционных и живописных навыков. Знание имен художников, работающих в жанре натюрморта.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы учебника, выделять этапы работы. Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ

4

Рисование по представлению портрета друга

Иметь представление о жанре портрета. Рассказывать об изображенном на картине человеке.

Знание картин и художников, изображающих портреты. Умение создать кого-либо из хорошо знакомых людей по представлению, используя выразительные возможности цвета.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Овладевать основами живописи. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

5

Картины исторические и бытовые.

CD- диск «изо 3кл»

Беседовать о картинах исторического и бытового жанра. Рассказывать, рассуждать  о наиболее понравившихся картинах.

Знание отличия исторических  и бытовых картин.

Умение изобразить сцену из повседневной жизни людей. Развитие композиционных навыков. Знание исторических и бытовых картин и художников, работающих в этих жанрах. Освоение навыков изображения в смешанной технике.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

6

Скульптура в музее и на улице. Лепка фигуры животного в движении

презентация по теме урока

Сопоставить изображение на плоскости и объемное. Наблюдение за скульптурой и её объемом. Закрепление навыков работы с пластилином.

Знание, что такое скульптура. Знание нескольких знаменитых памятников и их авторов.

Умение смотреть

на скульптуру и лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

7

Музеи архитектуры. Рисование по представлению крепости (или башни)

презентация по теме урока

Рассказать о древних  архитектурных памятниках. Учиться изображать соборы и церкви. Закрепление работы графическими материалами.

Знание правил работы с пастель. И восковыми мелками. Компоновать на плоскости листа архитектурные постройки и задуманный художественный образ.

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы.

8

Музеи народно-декоративного искусства. Создание лоскутного коврика.

презентация по теме урока

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявляя творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ.

Знание   крупнейшие музеи страны. Понимания роли художника в жизни каждого человека.

Формирование уважительного отношения к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ.



Для реализации программного обеспечения используются:

Наименование объектов

 и средств  материально - технического обеспечения

Количество

Библиотечный фонд

Фонд школьной и сельской библиотек

Интернет-ресурсы

Печатные пособия

1.

Таблицы «Декоративно-прикладное искусство»

7

Технические средства

4

Компьютер

1

Экранно – звуковые пособия

Презентации

Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас: учебник для 3 класса – М.: Просвещение, 2011

Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство вокруг нас» для 3 класса – М.: Просвещение, 2012

Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред. Б.М. Неменского . 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2013

CD- диск «изо 3кл»