Урок-конференция "Земля- наш дом" Литературное чтение, 3 класс. Школа России
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Якимова Валентина Владимировна

Этот материал поможет учителю  проводить разнообразные нестандартные  уроки чтения. окружающего мира, ИЗО и во внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zemlya_-_nash_dom.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-конференция «Земля - наш дом родной»

Цели урока: обобщить знания детей по теме «Люби живое»; прививать любовь и бережное отношение к природе.

Ход урока:

Учитель. Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые корреспонденты. Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвящена теме «Земля – наш дом родной».

  1. Открытие

В президиум приглашаются корреспонденты «Лесной газеты» из отделов: «Вести из леса»; «Рыбацкий узел»; «Почта»; «Городские новости»; «Сельские новости» (Ребята-корреспонденты занимают места в президиуме.)

II.        Выступления участников конференции.

Учитель. Слово для открытия конференции предоставляется корреспонденту..., представителю отдела «Вести из леса».

Корреспондент. «Стая птиц под снегом»

«Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да -бух! - сорвался, и в снег по самые уши.

И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

Оказалось - целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днем они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют - и опять в снег.

Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?»

Учитель. Кто хочет дополнить выступление нашего корреспондента? Расскажите, какие истории вам запомнились о зайчике, о глухарке. (Дети дополняют выступление своими рассказами о животных из раздела или из энциклопедий о животных.)

Учитель. Слово для выступления предоставляется корреспонденту..., представителю отдела «Рыбацкий узел».

Корреспондент. Сегодня я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни.

Речной бобр - крупный грызун, достигает 30-32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд особенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень густой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.

Ондатра завезена и выпущена в угодьях России в 1927 г. Родина ее - Северная Америка.

Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраиваемых в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору ее скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя; то она строит хатку из корневищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два помета за лето, по 4-7 детенышей в каждом. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями. •

Ондатра дает красивый ценный мех.

Учитель. Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях. (Рассказы детей.)

 Вставьте пропущенные слова, восстановив текст.

«Первыми заметили Пика большие ....

Они подлетели и закружились над кораблем. Они кричали от досады, что не могут разом прикончить мышонка: боялись с лета разбить себе клюв о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли кораблик. .

А со дна реки поднялась ... и тоже поплыла за корабликом. Она ждала, когда ... скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных зубов».

(Ответ: 1. Белые чайки. 2. Щука. 3. Чайки.)

  • Откуда этот отрывок? («Мышонок Пик». В. Бианки.)
  • Какая смерть грозила бедному мышонку? (Его чуть не убил
    мальчик; чуть не склевали чайки; чуть не поймала щука; змея;
    жулан.)

Учитель. Слово корреспонденту из отдела «Почта».

Корреспондент. Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Определите, о ком идет речь и какую пользу оно приносит.

Жалоба 1

«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь какая-то.

Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая».

(Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - и они исчезнут.)

Жалоба 2

«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Любим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».

(Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)

Учитель. Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня?

«Кукушка - единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов, А знаете, почему она это делает?

Кукушка - птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.

Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые кукушки. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти».

Корреспондент. Я корреспондент городских новостей. И хочу прочитать вам письмо мальчика.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был

-Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живет,

Зачем ему крылья и что он жует.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

  • Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории?
  • В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинктами
    животных?
    (В, Белов. «Малька провинилась», «Еще про Мальку».
    В Астафьев. «Капалуха».)

Учитель. А вот корреспондент «Сельских новостей» привел с собой помощников.

Мальчик.  

Мотылек, как же так? Целый день ты летал

И совсем не устал? Расскажи, как ты живешь?

Что ты ешь? Что ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом? Расскажи обо всем.

Мотылек.  

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

Мне еда и питье - ароматы цветов.

Но живу я недолго - не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

Корреспондент. Ребята, я слышал про мальчика, который обменял дорогую игрушку самосвал на светлячка и был этому рад. Не подскажете ли мне, кто этот мальчик и откуда он?

(Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится».)

III. Подведение итогов конференции

Учитель. Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему вас научили писатели, их рассказы? О чем заставили задуматься? (Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!)

Ученица.  

Берегите землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю! Берегите!

(М. Дудин)

 Конференция закачивается песней, которую поют все.

Не дразните собак,

Не гоняйте кошек.

Не жалейте для птиц

Ни зерна, ни крошек!

И тогда воробей,

Ля, ля, ля, ля,

Песенкой разбудит.

А царапать и кусать,

Ля, ля, ля, ля,

А царапать и кусать

Вас никто не будет...