Рабочая программа по ИЗО 3 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Кораблева Маргарита Викторовна

Пояснительная записка по ИЗО 3 класс "Школа России".

Календарно-тематическое планирование по ИЗО 3 класс "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasn._zap._3_kl._korableva.docx49.32 КБ
Microsoft Office document icon kalend.-tem._planir._3_klass.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы.

Целями учебного предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:

  • Развитие личности учащихся средствами искусства;
  • Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи, решаемые при изучении предмета:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Нормативные правовые документы,

на основании которых разработана рабочая программа

Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:

  1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2001 г. № 1756-Р.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст.2,пп 9,10)
  3. ФГОС, п.19.5
  4. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений РФ, утвержденный Минобразования России от 09.03.2004 №1312 « Об утверждении федерального базисного плана учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  5. Письмо Минобрнауки России от 07.07.2005 № 03-1263 « О примерных программах по учебным предметам федерального учебного плана»
  6. «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002  г. № 199/13). Приказ Минобразования России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 373»;
  7. Приказ Минобрнауки России от 27.12.2011 года № 2885 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, на 2012-2013 учебный год».
  8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

Локальные акты ОУ:        

1.        Учебный план ГБОУ гимназии № 293 на 2013-2014 учебный год.

2.        Основная образовательная программа начального общего образования ГБОУ гимназии №293 на 2013-2014 учебный год.

3.        Положение о рабочей программе (протокол №1 заседания педагогического совета от 30.08.2013г.).

Сведения о программе

         Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы «Изобразительное искусство» (Изобразительное искусство. 1- 4 классы./ Под  руководством Б.М. Неменского.– М.: Просвещение, 2011.)

   Рабочая программа отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство.

Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению.

      Содержание рабочей программы полностью соответствует примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.)  и программы  начального общего образования – авторы: Неменский Б.П., Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. («Изобразительное искусство» - Москва «Просвещение», 2013г.).

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Обоснование выбора авторской программы

УМК «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов основопо-

лагающих принципах, имеет полное программно-методическое сопровождение и гарантирует преемственность с дошкольным образованием. 
Ведущая целевая установка и основные средства ее реализации, заложенные в основу УМК «Школа России», направлены на обеспечение современного образования младшего школьника контексте  требований ФГОС.  Мощным образовательным ресурсом является информационно-образовательная среда УМК «Школа России» включающая: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющих ядро ИОС, а также мощную методическую оболочку, разнообразные электронные и интернет-ресурсы.

Определение места и роли учебного курса

     Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на

духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания. Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

     Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта,

эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

 

Информация о внесенных изменениях

           Изменения  в авторскую программу не внесены, т.к. ее содержание полностью соответствует требованиям ФГОС и УМК «Школа России». Внести изменения в соответствии с особенностями класса также не считаю необходимым, т.к. результаты диагностики за 2 класс у учеников 2 «А» класса соответствуют норме.

Информация об используемом УМК

Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» построен на единых для всех учебных предметов концептуальных основах и имеет полное программно-методическое обеспечение. На систему учебников «Школа России» и все входящие в неё завершенные предметные линии получены положительные заключения Российской академии образования и Российской академии наук.

Комплекс реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования  (ФГОС) и охватывает все предметные  области учебного плана  ФГОС (раздел III, п.19.3.), включая такие новые для начальной школы, как основы духовно-нравственной культуры народов России, информатика и иностранные языки.

УМК «Школа России» разработан в соответствии с современными идеями, теориями общепедагогического и конкретно-методического характера, обеспечивающими новое качество, как учебно-методического комплекса в целом, так и значение каждого учебного предмета в отдельности. При этом, в УМК «Школа России» бережно сохранены лучшие традиции российской  школы,  доказавшие свою эффективность в образовании  учащихся младшего школьного возраста, обеспечивая как реальные возможности личностного развития и воспитания ребёнка, так и достижение положительных результатов в его обучении.

Информационно-образовательная среда (ИОС) УМК «Школа России» включает: концепцию, рабочие программы, систему учебников, составляющие ядро ИОС и мощную методическую оболочку, представленную современными средствами обеспечения учебного процесса.

Концепция УМК «Школа России» в полной мере отражает идеологические, методологические и методические основы ФГОС.

Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов ко всем завершённым предметным линиям, входящим в состав УМК «Школа России», разработаны в соответствии с требованиями ФГОС (раздел III, п. 19.5.), ориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования и являются надёжным инструментом их достижения. Система учебников «Школа России» разработана на основе единых методологических принципов, методических подходов и единства художественно-полиграфического оформления УМК, представляющего собой единую информационно-образовательную среду для начальной школы.

Информация о количестве часов учебных

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в 3классе отводится по 1 ч в неделю, всего 34 ч.

Информация об используемых технологиях, формах уроков

           Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы, а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и презентаций.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы: работа по группам; индивидуально-коллективная работа (каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки).

Художественная деятельность: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Виды и типы уроков, используемых  в курсе «Изобразительное искусство»:

  • урок изучения нового материала;
  • урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • нетрадиционные формы уроков: урок-экскурсия, урок-проект, урок-фантазия, урок-сказка, урок-проект, урок-беседа, урок-выставка.
  • урок контроля знаний, умений, навыков.
  • комбинированный урок.

Формы организации учебного процесса:

  • индивидуальные
  • групповые
  • индивидуально-групповые
  • фронтальные

Формы контроля:

  • предварительный контроль
  • текущий контроль
  • итоговый контроль
  • творческие работы

Планируемый уровень подготовки выпускников

на конец учебного года

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные:

- формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

- формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению;

- представления о  ценности природного мира для практической деятельности человека

развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- осмысление своего поведения в школьном коллективе;

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.  

- формирование умения радоваться успехам одноклассников;

- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой;

- умение видеть красоту труда и творчества.

- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;

Метапредметные результаты:

• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно -эстетическим содержанием;

• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Регулятивные:

- Проговаривать последовательность действий на уроке.

- Учиться работать по предложенному учителем плану.

- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку   деятельности класса на уроке.

Познавательные:

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

Коммуникативные:

- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;

- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

- Учиться согласованно работать в группе:

- Учиться планировать работу в группе;

- Учиться распределять работу между участниками проекта;

 - Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

- Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

- Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Предметные результаты:

• в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

• в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Требования к уровню подготовки  обучающихся

К концу третьего класса обучающиеся должны знать/понимать:

обчающиеся должны знать:

- основные виды и жанры изобразительных искусств;

- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);

- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;

- названия наиболее крупных художественных музеев России;

- названия известных центров народных художественных ремесел России

обчающиеся должны уметь:

- конструировать и лепить;

- рисовать с натуры и представлению;

- выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию;

- работать с акварелью и гуашью;

- выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги;

- выполнять эскизы;

- работать  акварелью, гуашью;  в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация;

макетирование, конструирование);

- декоративно-прикладное творчество.

Таблица №1

Третьеклассник научится:

Третьеклассник получит возможность научиться:

-Различать виды художественной деятельности.

-Различать виды и жанры в ИЗО.

-Понимать образную природу искусства.

-Эстетически оценивать явления природы, события окружающего мира.

-Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения художественно-творческой работы.

-Узнавать, воспринимать и осмысливать несколько великих произведений русского и мирового искусства.

-обсуждать и анализировать произведения искусства.

-Усвоить названия ведущих музеев России и своего региона.

-Видеть проявления  визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике.

-Использовать в художественно-творческой деятельности различные материалы и техники

-Компоновать на плоскости листа и в объеме, задуманный образ.

Освоить умения применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения,  графической грамотности.

-овладеть навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,

Навыками изображения средствами аппликации и коллажа.

Рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную культуру.

-Эстетически  воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, свидетелей нашей истории.

-Объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современников.

-Выражать в изобразительной деятельности свое отношение к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов.

-Приводить примеры произведений искусств, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

-Понимать содержание и выразительные средства художественных произведений.

-Сопоставлять объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведениях искусств, и объяснять их разницу.

-Выражать в беседе свое отношение к произведению искусства.

-Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного.

-Выбирать характер линий для изображения того или иного образа.

-Овладеть на практике основами цветоведения.

-Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.

-Создавать средствами живописи эмоционально-выразительные образы природы.

-Изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним свое эмоциональное отношение.

Содержание рабочей программы

Таблица № 2

Тематический план

3 класс (34ч)

Тема

кол-во  часов

Искусство в твоем доме (9 ч)

Твои игрушки.

1ч.

Твои игрушки (дымковская, городецкая игрушка)

1ч.

Твоя посуда (гжель, хохлома, жостово).

1ч.

Твоя посуда (гжель, хохлома, жостово)

1 ч.

Платок твоей мамы.

1ч.

Обои, шторы в твоем доме.

1ч.

Сказочная книжка.

1ч.

Поздравительная открытка.

1ч.

Выставка лучших работ учащихся (обобщение темы).

1ч.

Искусство на улицах твоего города (7 ч.)

Наследие предков. Памятники архитектуры. Слайды, фотографии с изображением витрин.

1ч.

Витрины на улицах.

1ч.

Парки, скверы, бульвары.

1ч.

Ажурные ограды.

1ч.

Фонари на улицах и парках.

1ч.

Удивительный транспорт.

1ч.

Труд художника на улицах твоего города.

1ч.

Художник и зрелище (10 ч.)

Театральные маски.

2ч.

Образ театрального героя.

1ч.

Театр кукол.

2ч.

Театральный занавес.

1ч.

Театральная афиша.

2ч.

Художник в цирке.

1ч.

Обобщающий урок.

1ч.

Музеи искусства (8 ч.)

Музеи искусства (экскурсия).

1ч.

В музеях хранятся натюрморты.

1ч.

В музеях хранятся пейзажи.

1ч.

В музеях хранятся портреты.

1ч.

В музеях хранятся скульптуры.

1ч.

Музеи архитектуры.

1ч.

Музеи народного декоративно-прикладного искусства.

1ч.

Обобщающий урок года.

1ч.

Обоснование содержания рабочей программы

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Содержание рабочей программы

Тема 1. Искусство в твоем доме (9 ч)

    Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

Твои игрушки

   Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.

Посуда у тебя дома

   Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.

Мамин платок

   Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.

Обои и шторы в твоем доме

   Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.

Твои книжки

   Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.

Поздравительная открытка

   Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.

Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)

   В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.

Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч)

Памятники архитектуры – наследие веков

   Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.

Парки, скверы, бульвары

   Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.

Ажурные ограды

   Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".

Фонари на улицах и в парках

   Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.

Витрины магазинов

   Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).

Транспорт в городе

   В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).

Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)

   Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.

Тема 3. Художник и зрелище (10 ч)

   В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.

Театральные маски

   Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.

Художник в театре

   Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.

Театр кукол

   Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.

Театральный занавес

   Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).

Афиша, плакат

   Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.

Художник и цирк

   Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.

Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)

   Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.

Тема 4. Художник и музей (8 ч)

Музеи в жизни города

   Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.

Искусство, которое хранится в этих музеях

   Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.

Картина-пейзаж

   Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.

   Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.

Картина-портрет

   Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).

В музеях хранятся скульптуры известных мастеров

   Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.

Исторические картины и картины бытового жанра

   Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).

Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)

   "Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.

Последовательность изучения учебного материала (внутрипредметные и межпредметные логические связи)

Использование в презентациях анимационных изображений героев мультфильмов, сказок, рассказов создает обстановку психологического комфорта на уроке. Наряду с изображением в презентациях содержатся и видео, и звук, что еще более усиливает эмоциональное воздействие слова.

Использование компьютерных технологий способствует эффективному развитию всех видов восприятия у учеников: зрительного, слухового, чувственного; задействованию всех видов памяти: зрительной, слуховой, моторной, образной, ассоциативной и др., способствует расширению межпредметных связей.

На уроках русского языка– это могут быть рисунки, иллюстрирующие лексическое значение слов; обучающие сочинения по картине; обучающие изложения; картинные и словарные диктанты; тренажеры; минутки чистописания; зрительные диктанты; тестовые работы.

На уроках литературного чтения– это портреты писателей; картины природы; иллюстративный материал; скороговорки, пословицы и загадки; ребусы; видеоматериал по произведениям, мультфильмы, аудиозаписи; план пересказа произведения.

На уроках математики– это материал для устного счета, геометрический материал; игровой материал; схемы к задачам; исторический материал, тестовые задания; тренажер; кроссворды.

У младших школьников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы, например, по теме “Водоросли”. Мало, кто из детей имеет возможность увидеть их воочию во всём многообразии.

Уроки ИЗО и технологии вообще немыслимо проводить без использования компьютера. К примеру, тема «Дымковская игрушка»: богатство изделий дымковских мастеров нужно обязательно увидеть : барынь под зонтиком, румяных кавалеров, коней, медведей, оленей, уточек и петухов; затем иллюстрируются этапы работы мастеров, различные виды росписи игрушек по белой глине разноцветными полосами и линиями, кольцами и точечками, кружочками, похожими на цветы; пошаговая роспись изделия.

Портреты художников, репродукции картин, технологические карты выполнения изделий – это неполный перечень того, что можно продемонстрировать  детям с помощью презентаций к урокам ИЗО.

Литература и средства обучения

Для реализации программного содержания используются:

  • Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для образовательных учреждений ,Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С., Гуров Г.Е., Лепская Н.А. и др. Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: «Просвещение», 2013г.
  • Неменская, Неменский, Коротеева: Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки. 1-4 класс. М.: «Просвещение», 2012 г
  • Б.М.Неменский Рабочие программы1-4 классы. Изобразительное искусство, Просвещение 2011
  • Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству. 1-4 классы: пособие для учителя М.: «Просвещение», 2011 г

Дополнительная литература:

  • Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя./ А.Б.Воронцова- М.: Просвещение, 2011
  • Проектная деятельность школьников: пособие для учителя./ К.Н.Поливанова- М.: Просвещение, 2012
  • Контроль и оценка результатов обучения: 1-4 классы/ Моисеев И.А- М.: ВАКО, 2010.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

Печатные пособия:

  • таблицы гигиенических требований к положению к правильной осанке;

Учебно-практическое оборудование:

  • краски  акварельные
  • краски гуашевые
  • бумага  А3, А4
  • бумага цветная
  • восковые мелки
  • пастель
  • кисти беличьи  № 5, 10, 20
  • емкости для воды
  • стеки (набор)
  • пластилин
  • клей
  • ножницы

Технические средства обучения:

  • классная доска с креплениями для таблиц;
  • магнитная доска;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • экспозиционный экран размером

Экранно-звуковые пособия:

  • собственные презентации;
  • телевизор;
  • электронное приложение к учебнику.

Оборудование класса:

  • ученические столы двухместные с комплектом стульев;
  • стол учительский с тумбой;
  • шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;
  • настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.


Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование по предмету ИЗО 3 «А» класс

№ урока (кол-во час)

Тема урока

Тип/фор- ма урока

Планируемые результаты обучения

Виды и формы контроля

Дата проведения (план)

Примечание

Освоение предметных знаний

УУД

Раздел 1. Искусство в твоем доме (9 часов).

1

Твои игрушки

(лепка).

Урок-фантазия.

навыки  работы с нитками, картоном, циркулем.

Личностные:

- формирование социальной роли ученика;

- формирование положительного отношения к учению;

- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека,

развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;

- осмысление своего поведения в школьном коллективе;

- ориентация на понимание причин успеха в деятельности;

- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников;

- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной  культурой;

- умение видеть красоту труда и творчества.

формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;

- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;

Создание игрушек «Кукла», «Гном».

Вводный контроль.

2

Твои игрушки

(роспись).

Комбинированный урок.

Сведения о народных промыслах, знание особенностей дымковской росписи, умение работать с глиной.

Создание игрушек из глины (декоративная баба, птицы, звери, лошадки). Роспись (индивидуально).

Индивидуальный контроль.

3

Твоя посуда.

Урок введения в новую тему.

Сведения о народных промыслах, умение работать в технике папье-маше.

Проект «Сервиз для куклы».

Создание посуды в технике папье-маше (групповая)

Групповой контроль

4

Твоя посуда.

Комбинированный урок.

Сведения о народных промыслах, умение работать в технике папье-маше.

Роспись.

Оценка и самооценка учащимися своих работ.

5

Платок твоей мамы.

Урок-сказка.

Умение строить узор в квадрате.

Проект «Платок для мамы» (индивидуально).

Индивидуальный контроль

6

Обои, шторы в твоем доме.

Урок-фантазия.

Умение работать разной техникой: картонное клише, аппликация, акварель.

Проект «Создание гармоничной жилой среды». Форма работы по выбору (групповая, парная, индивидуальная). Фронтальный контроль.

7

Сказочная книжка.

Урок-проект.

Знать имена художников-иллюстраторов, знать составляющие части книги, умение работать с бумагой.

Проект «Моя первая книжка».

Конструкция книги на выбор (раскладушка, гармошка, тетрадь).

Проверка результатов иллюстрирования.

8

Поздравительная открытка.

Комбинированный урок.

Умение работать творчески.

Проект «Открытка ко Дню учителя».

Текущий контроль

9

Обобщение темы четверти.

Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-выставка.

Повторение терминов.

Наблюдение за освоением учащимися содержания обучения.

Итоговый контроль.

Раздел 2. Искусство на улицах твоего города (7 часов). Проект «Городок»

10

Наследие предков – памятники архитектуры.

Урок введения в новую тему.

Умение конструировать из бросового материала.

Регулятивные:

 Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Изображение архитектурных памятников.

Фронтальный контроль.

11

Витрины на улицах.

Комбинированный урок.

Умение украшать Навыки  владения ножницами, клеем; вырезание способом складывания.

Создание витрин, рекламных щитов.

Проверка практических работ учащихся.

12

Парки, скверы, бульвары.

Урок-беседа.

Умение выполнять композицию в объеме и располагать парки в нужных местах в проекте «Городок».

Подпроект «Парки для отдыха». Работа групповая:

1гр – детская площадка; 2гр – парк для раздумий.

Групповой контроль.

13

Ажурные ограды.

Урок развития умений и навыков.

Умение работать с разными материалами, проявляя творчество.

Создание ажурных оград, ворот.

Текущий контроль

14

Фонари на улицах и парках.

Комбинированный урок.

Умение работать по разметке.

Создание фонарей. Установка их в «Городке».

Текущий контроль.

15

Транспорт.

Урок-фантазия.

Умение работать с разными материалами.

Подпроект «Машины для городка».

Взаимоконтроль.

16

Обобщение темы.

Урок обобщения и систематизации.

Урок-выставка.

Создавать коллективное панно, умение работать в разной технике и с различными материалами.

Создание коллективного панно «Наш город» в технике коллажа, аппликации.

Итоговый контроль.

Раздел 3. Художник и зрелище (10 часов). Проект «Кукольный театр для малышей»

17.

Театральные маски

-конструирование маски-роспись.

Урок-беседа.

Умение ставить перед собой цели, предвидеть результат своего труда.

Познавательные:

 Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в понимать высказывания собеседников.

Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

Учиться согласованно работать в группе:

учиться планировать работу в группе;

учиться распределять работу между участниками проекта;

 понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;

уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.

Принести книги с выбранной сказкой и рисунками разных художников.

Проверка обучающей письменной работы.

18

Театральные маски

-конструирование маски-роспись.

Комбинированный урок.

Развитие моторики рук, или графическое изображение при помощи карандаша и красок.

Групповая работа и контроль за ходом практической работы.

Групповой контроль.

19.

Образ театрального героя.

Комбинированный урок.

Умение изображать рисунок в графике.

Взаимопроверка учащимися друг друга.

20

Театр кукол.

- изготовление головки персонажа из сказки.

Урок-беседа.

Умение работать с разным материалом (пластилин).

Результат моделирования и конструирования в практической работе.

21

Театр кукол.

- изготовление костюма.

Комбинированный урок.

22

Театральный занавес.

Урок введения в новую тему.

Умение работать в группах с разным материалом.

Рассмотреть афиши на улицах.

23

Театральная афиша-эскиз.

Комбинированный урок.

Умение передать ограниченную связь текста с изображением.

Наблюдение за освоением учащимися содержания обучения.

24

Театральная афиша – роспись.

Комбинированный урок.

Умение составить композицию афиши, состоящей из различного шрифта.

Проверочная практическая работа.

25

Художник и цирк.

Комбинированный урок.

Умение фантазировать, создавать композицию к сказкам.

Практическая работа, наблюдение за работой учеников.

26

Обобщение темы.

Урок обобщения и систематизации знаний.

Защита проекта. Представление кукольного театра перед 1 классом.

Раздел 4. Музеи искусства (8 часов).

27

Музеи искусства.

Виртуальная экскурсия в «Русский музей».

28

В музеях хранятся натюрморты.

Урок формирования умений и навыков.

Умение передать предметы натюрморта, Выбор цветовой гаммы для передачи настроения.

Предметные:

Конструирование и лепка.

Рисование с натуры и представлению.

Построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент. Работа с акварелью и гуашью; художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент.

Конструирование из цветной и белой бумаги.

Конструктивное строение: объемное изображение фигур.

Выполнение эскизов.

Работа акварелью, гуашью в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация, макетирование, конструирование).

Декоративно-прикладное творчество.

Находить и рассматривать пейзажи разных художников.

Оценка и самооценка учащимися своих работ.

29

В музеях хранятся пейзажи.

Урок развития умений и навыков.

Умение выражать настроение в рисунке.

Групповой контроль.

30

В музеях хранятся портреты.

Урок развития умений и навыков.

Умение передавать пропорции человеческого лица.

Индивидуальное тестирование в форме беседы с учащимися.

31

В музеях хранятся скульптуры.

Комбинированный урок.

Умение вылепить фигуру человека или животного в движении, не нарушая пропорций.

Фронтальная обучающая практическая работа.

32

Музеи архитектуры.

Комбинированный урок.

Умение передать силуэт архитектурных объектов, ритмичность.

Запомнить 3-5 архитектурных сооружений.

Проверка результата конструирования.

33.

«Музеи народного декоративно-прикладного искусства».

Виртуальная экскурсия в «Этнографический музей»

34

Обобщение темы.

Урок-выставка.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Искусство вокруг нас».

Игра-путешествие «Искусство вокруг нас».

Итоговый контроль. Взаимопроверка учащимися друг друга.


  1. Охрана здоровья учащихся.

        На занятиях изобразительного искусства необходимо самое серьёзное внимание уделять охране здоровья учащихся. Имеющееся оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизические особенности и познавательные возможности учащихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов.

Учащихся необходимо обучать безопасным приёмам труда с инструментами. Их следует периодически инструктировать по правилам ТБ.

Важно обращать внимание учащихся на экологические аспекты их трудовой деятельности. Аспекты могут быть сделаны на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда.

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТРУД»

Учебно-методический комплект, выпускаемый издательством «Просвещение» (Москва), включает в себя учебники и рабочие тетради для учащихся и методические пособия для учителя под редакцией народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского:

3 класс

  • Неменский Б.М. Учебник. Изобразительное искусство 3 класс. –М.: Просвещение, 2008
  • Неменский Б.М. Рабочая тетрадь: Твоя мастерская 3 кл. (2009);
  • Программа общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» с краткими методическими рекомендациями 1 -9 классы. Под руководством и редакцией Б.М.Неменского, М: Просвещение, 2008.
  • В.В.Старикова. Уроки технологии 1-4 классы с применением информационных технологий. М.: Глобус, 2009 г.
  • http://tehnologiya.ucoz.ru/  -  Образовательный портал «Непрерывная подготовка учителей технологии»
  •  http://www.proshkolu.ru/club/izo/,  http://www.proshkolu.ru/club/tech/ - Образовательный портал «Про школу. Ру»
  •  http://stranamasterov.ru/  -  Образовательный портал «Страна мастеров»
  • http://www.km-school.ru/  -  образовательный портал «КМ-Школа»
  • http://wiki.km-school.ru/wiki/index.php/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BA%D0%B0  методическая копилка «КМ – Вики»

11. Организация образовательного процесса.

Формы: урок.

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;
  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • -комбинированный урок;
  • -урок-практикум;
  • -урок-исследование;
  • -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок – беседа
  • урок – экскурсия
  • урок – игра
  • выполнение учебного проекта

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.
  2. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии:

  1. Дифференцированное обучение.
  2. Операционно-предметная система обучения.
  3. Моторно-тренировочная система.
  4. Операционно-комплексная система.
  5. Практические методы обучения.
  6. Решение технических и технологических задач.
  7. Учебно-практические или практические работы.
  8. Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.
  9. Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
  10. Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).
  11. Коллективное творчество.

12. Список литературы

Федеральный закон «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1

  1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 05.03.2004 г. № 1089).
  2. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России  от 09.03.2004 г. № 1312).
  3.  Республиканский базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Карелия, реализующих программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования от 05.05.2006 № 599.
  4. Приказ Министерства образования и науки РФ от «23» декабря 2009 г. N 822 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010/2011 учебный год» (http://mon.gov.ru/dok/akt/6572).
  5. Примерная программа начального общего образования по «Изобразительному искусству и художественному труду»  для 1-9 классов.
  6. Кузин, В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания в школе. - М: Агар, 2008.
  7. Неменский, Б. М. Искусство вокруг нас. - М.: Просвещение, 2008.
  8. Неменский, Б. М. Твоя мастерская. - М.: Просвещение, 2009.
  9. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 классы. - М.: Просвещение, 2008.
  10. Неменский, Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-8 классы. - М.: Просвещение, 2008.
  11. Половников, А. О. Русь деревянная. - М.: Просвещение, 2008.
  12. Шоган, В. В. Технологии личностно ориентированного урока. - Воронеж: Учитель, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...