Урок "Русская матрёшка"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо) на тему

Урок ИЗО 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx731.17 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Русская матрёшка

Цели урока: ознакомление  с  русской  матрёшкой, её  разнообразием.

Задачи:

Образовательные – углублять эстетические познания о народном декоративно – прикладном искусстве,  активизировать творческое воображение,   углублять знания о русской народной деревянной игрушке, познакомить с характерными особенностями   росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.

Воспитательные – воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру, создающему красоту на радость людям, воспитывать  эмоциональную отзывчивость на произведения мастеров из прославленных центров народных промыслов по производству деревянной матрешки (Загорск, Семенов, Полхов-Майдан)

Развивающие – развивать художественный вкус, воспитывать любовь к родному языку, родной словесности, развивать общий кругозор, память, речь, мышление, знакомить с народным фольклором.

Оборудование урока:

  1. Сундучок с изделиями  народных  промыслов
  2. Карточки для работы по группам.
  3. Пазлы  «Матрёшка»  
  4. Картинка для раскрашивания «Чашка с матрёшкой»
  5. Кроссворды по уровням для домашнего задания.
  6. Презентация к уроку.
  7. Кисти, краски.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

2. Актуализация знаний.

На уроке мы продолжим изучение большой темы «Земля русская! Многими красотами дивишь ты!»

Среди красот которыми дивит Россия, - произведения её мастеров – умельцев. Это изделия из дерева, глины, металла, кожи, это кружева.

С давних пор  на весь мир известны  Нижегородские умельцы. На нашей нижегородской земле родилась золотая хохлома, весёлая городецкая роспись, весёлые озорные куклы матрёшки, богородские игрушки.  У вас дома, я уверена, тоже есть  изделия нижегородских умельцев.  

Выставка.

Работа с пословицами.

Девиз нашего урока: Умелые руки не знают скуки.

- Какой смысл этой пословицы?

- На наших уроках  несколько раз звучало  слово  умельцы.  Объясните смысл этого слова.

(Люди,  которые хорошо умеют  что-то делать. Таких людей называют умельцами)

- Как  ещё  можно  назвать  таких  людей?  (Мастерами)

- Дома вы подбирали пословицы о труде, об умельцах,  мастерах.

(Читают по одной пословице)

2. Настрой учащихся на урок:  (Стук в дверь)

Входит  преподаватель в русском народном костюме  с расписным сундучком  приговаривая:

- Здравствуйте,  ребята.

Я  на ярмарке бывала
И подарок выбирала.
Принесла вам сундучок –
Позолоченный бочок.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
Вынимаю напоказ
И веду про них рассказ. 

- Народные умельцы продавали свои изделия на ярмарке.  

- Кто знает,  что такое ярмарка?  

- В дальние времена, народные мастера, умельцы долгими зимними вечерами  делали свои изделия, а потом на ярмарке (это место распродажи товаров)  продавали  эти  изделия.

- Эту шкатулку я вам принесла с ярмарки.

- Чем же может быть наполнена такая шкатулка? (Конечно, старинными русскими вещами). Открою вам тайну. Здесь лежат изделия народных мастеров. Они  очень знаменитые в мире и денег стоят немалых.

- Итак, откроем шкатулку?

( Дети отгадывают изделия хохлома, гжель, дымка, богородская игрушка.)

- Я вижу замечательную игрушку. Угадайте какую?

 

Алый шёлковый платочек
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может 3, а может 6.
Кукла первая толста, а внутри она пуста,
Разнимается она на две половинки.
В ней живет ещё одна - кукла в серединке.
Разрумянилась немножко
Наша русская …   (
матрёшка).

- Молодцы, угадали, я вам оставлю эту матрёшку,  чтобы вы её рассмотрели и получше познакомились с ней, а я ухожу на ярмарку товары продавать. до свидания , ребята.

3. Сообщение темы и целей урока:

-Не случайно приходила к нам русская красавица     и оставила нам матрёшку. Какая тема нашего урока, кто догадался?

- Тема нашего урока «Русская матрёшка»

Мы познакомся  с историей русской матрёшки,  узнаем больше   о народных художественных промыслах,  об особенностях росписи матрёшек.  

Я предлагаю вам побывать в роли мастеров, умельцев, которые будут создавать Архангельскую матрёшку. На уроке у нас родится своя  Архангельская матрёшка.

Учитель: Матрешка - уникальная народная русская игрушка, потому что наряду с русской березкой и русским самоваром она стала символом нашей страны, России. Она - добрая посланница дружбы и любви, счастья и благополучия.

Матрёшка – русский сувенир, который очень ценят за пределами нашей Родины.  Её знают во всём мире. Дарят на память о нашей стране. Она живёт в квартирах французов, американцев, югославов и многих других.

Наша русская матрешка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет

  1. Изучение нового материала.

А сейчас мы с вами поговорим о рождении и создании матрёшек. Слушайте  внимательно  и  запоминайте.  Потому  что  домашним  заданием  у  вас  будет  кроссворд  по  тому  материалу,  который  вы  услышите  на  уроке.

1-ий мальчик 

Сто лет назад известный мастер

Игрушку чудную создал.

Игрушка-кукла расписная,

А как назвать ее, не знал.

2-ий мальчик

Красивая игрушка, похожа на Катюшку,

А может на Танюшку? – ей имя подбирал.

Красивая игрушка, как русская девчушка.

И мастер ту игрушку Матрёшкою назвал.

Учитель:

       Почему её так назвали? Сделано это было не случайно. Раньше имя Матрена, Матрёша (ласково Матрёшка) считалось одним из наиболее распространённых в России женских имён, в основе этого  имени   лежит латинское слово «матрона», означающее- мать. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной (крупной) фигурой. Матрёна это имя устаревшее.  Короткое значение имени: Мотя, Мотря, Матреха, Матреша, Маря, Матя, Матюля, Муся. 

Дома  спросите  у  родителей,  какие старинные  имена знают они?

3-ий мальчик

С тех пор живет Матрёшка,

Как русский яркий сувенир.

Шагает кукла по планете,

И ею любуется весь мир.

- Действительно, эта кукла настоящая русская красавица. Как же она появилась?

- Сейчас ребята, которые готовились, познакомят вас с историей создания первой матрёшки.

1-й ученик

         100 лет  матрёшке  исполнилось  совсем  недавно.   Этому юбилею было посвящено открытие первого в России Музея матрёшки. Место для музея выбрано не случайное. Именно в Москве  родилась первая матрёшка. А придумали матрёшку вот так.

2-й ученик

        В старинном подмосковном селе Абрамцево в конце позапрошлого века жили многие замечательные художники: Серов, Коровин, Васнецов. Однажды к ним попала японская деревянная игрушка –японец, в котором помещалась мал мала меньше – вся его семья. Вот тогда и решили художники попросить знаменитого игрушечных дел мастера из Загорска (ныне Сергиев Посад) Василия Звездочкина выточить похожую на эту игрушку, но свою, русскую, например, матрешку.

3-й ученик.

       Потом известный художник Сергей Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке. Игрушка состояла из восьми фигурок. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой.

  Учитель:             Раньше  люди  именно  таокй  представляли  себе  русскую  красавицу: круглое лицо, яркий румянец, чёрные брови, маленький рот. Именно такой образ красавицы воспевался в русских песнях и сказках.

        И сегодня  русская матрешка желанная гостья в каждом доме.

Спасибо ребята  за интересный рассказ. Присаживайтесь.

 

Знакомство с видами матрёшек.

- А у вас есть дома матрёшки? Покажите если принесли.

- Посмотрите на матрёшек, одинаковые ли они? Это потому что создавались они в разных центрах  художественного творчества.

Учитель: В России хорошо известны три центра современного художественного промысла. Это – г. Загорск, г. Семенов и село Полховский Майдан. Если  сравнивать матрёшек,  которые рождаются в этих  центрах, то они разные.

Сегодня мы с вами постараемся  выяснить,  в чем же их отличительные черты? А поможете в этом мне вы, ребята. У  вас  на  столах  карточки  с  заданиями.  

3 группа  познакомится с характерными признаками загорской или сергиева посадской, семеновской, полхов-майданской.

2группа  должна подобрать к изображению матрёшки соответствующие описание.

1 группа сами попробуют найти характерные черты и отличия каждой группы матрёшек.

Проверка:  Сейчас  мы  проверим  правильно  ли  вы  сделали.  Для  этого  прочитаем отличительные  признаки  и  скажите  какой  матрёшке  они  принадлежат.

    игра «Угадай-ка»

Поднимите  руку  те  кто  нашёл  отличительные  черты  без  ошибок. А кто  допустил  ошибки  послушайте  наших  гостей  ещё  раз  и  запомните.

 

В гости к нам  пришли матрёшки, они  сами хотят  нам о себе  рассказать.

Сергиево-посадская матрешка: Здравствуйте! Я родилась в старинном русском городе Сергиевом Посаде. У города очень интересная история. А еще он знаменит тем, что в нем находится единственный в России Музей игрушки, где можно увидеть прошлое, настоящее и будущее игрушки. устойчивая толстобокая.

На матрёшке из Загорска
Сарафан по-русски скромный
На ней простой передник, кофта.
На платке – горошек темный.
В руках Матрёны – узелок или корзинка.
Лицом красива. Сущая картинка!
Ласково всем улыбается
Дружить с нами собирается.

Семеновская матрешка: А я из г. Семенова - родины хохломской росписи.   Семеновские матрешки как «красные девицы» и черноглазые и темноволосые, тонкобровые, ротик «бантиком»,  одеты в светлые, яркие желтые и красные платки и сарафаны. Край  нашего платка  украшен каймой из цветов. Большой букет занимает почти весь фартук.  Алые розы, маки, незабудки, ягоды и листья собраны в букеты, которые мы держим в руках.

У семеновской матрёшки
Глазки светлые блестят.
Брови строгие немножко.
Волосы – на прямой ряд.
На ней передник пестрый,
А в руке – красивейший букет.
Проживает в городе Семенове.
Шлет вам всем большой привет.

Полхов-майданская матрешка: А я приехала из села Полхов-Майдан под Нижним Новгородом.   Из всех матрешек  я самая нарядная и праздничная!  У  меня  нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука.  Верх красный или жёлтый, низ зелёный или фиолетовый. Вверху в овале лицо, а всё остальное занято крупными и яркими цветами по жёлтому фону: на зеленой ветке цветы, бутоны, ягоды, фрукты. Волосы уложены кольцом. Хороша я - полюбуйтесь на меня!

У матрёшки из Майдана
Чуть капризное лицо.
Она яркая, цветная.
Волосы уложены кольцом.
Нет ни рук, ни сарафана.
Ни к чему передник ей.
Выступает точно пава – 
Посмотрите поскорей.

Учитель: Спасибо вам матрёшки. Я  надеюсь  что  ребята  теперь  смогут  различить  семёновскую, полхов-майданскую  и  загорскую  матрёшек.

- А сейчас ребята будем с вами мы играть и картинки собирать.

Задание  - “Собери пазлы”.  (для  каждой  группы  кусочки  пазлов  разных  размеров)   И снова я включаю музыку, а вы собираете пазлы. Кто   соберет,   должна поднять руку. Начали!

(звучит музыка, дети собирают матрёшки (с сюжетом народной сказки, под роспись – гжель,  с  живописными  пейзажами.)

Учитель:

Вот матрешки, которые вы собрали. Чем они отличаются от традиционных? Что в них необычного? Правильно. Такие матрешки называются – авторские. Почему?

Дети отвечают.

Учитель:

Автор придумывает и расписывает их сам. Они бывают самые разные. Могут быть с живописными пейзажами , с элементами архитектуры, под роспись, с сюжетами народных сказок , с цветочными мотивами  и даже политические. Таких матрешек любят покупать иностранные гости в качестве сувениров о нашей Родине, России. Все-таки матрешка-это символ России.  

Эту куклу все очень любят. Она смешная, добрая. Иногда в одной матрёшке до 60 матрёшек уместиться ухитряются. Последняя маленькая с горошину. А бывают матрёшки в рост с вас. Первая большая матрёшка была сделана в городе Семёнове.

А  сейчас  немножко  отдохнём.

Физкультминутка.

 5. Практическая работа. Создание архангельской  матрёшки

А теперь пора ставить самовар и угостить наших гостей чаем. Только вот беда чашки чайные у нас с вами некрасивые матрёшки на них не раскрашенные. Давайте сейчас придумаем свои узоры для этих матрёшек.  И получатся у нас с вами свои Архангельские матрёшки.

А сейчас, дорогие ребята,

На минутку закройте глаза.

Позабудьте заботы, усталость,

Ведь начнутся сейчас чудеса!

Приступайте к работе.

 

 

Звучат русские народные мелодии в записи дети  раскрашивают  матрёшек  на  чашках.  Лицо  и  цвета  от  насроения.

  Рефлексия.

 

Вот и матрёшки наши готовы. Можно теперь гостей из красивых чашек чаем поить.

 Какие цвета вы использовали при раскрашивании матрёшек?

Почему?

Итог урока:

Наша  русская матрёшка

Не стареет  сотню лет.

В  красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

А сейчас ребятки я хочу у вас спросить

Что нового узнали вы  сегодня от наших гостей матрёшек?

 Чему мы научились?

  1.  Сегодня я узнал…
  2.    Было интересно…
  3.    Было трудно…
  4.    Теперь я могу…
  5.    Я научился…
  6.    Меня удивило…
  7.    Урок дал мне для жизни…
  8.    Мне захотелось…

 

…Прекрасный мир

Вещей накоплен был веками.
Хранит их каждый дом, а может быть – музей.
Умейте рисовать и сотворять руками
Все то, что может радовать друзей.
Путь творчества людей прекрасно бесконечен,
В нем место есть всегда для наших малышей.
Желаю вам удач и говорю: “ До встречи, милые друзья!”

Домашнее  задание: кроссворд  по  уровням.

http://festival.1september.ru/articles/564356/img1.gif

  1. Хохлома, Гжель, Городец, Дымка – это народные … (ед.ч.)
  2. Элемент женского костюма матрёшки.
  3. Художник, который первым расписал матрёшку.
  4. Название города, в котором родилась матрёшка.
  5. Как называлась деревянная игрушка, которая натолкнула наших художников на мысль, создать похожую, но свою, русскую игрушку?
  6. Что держала в руках первая игрушка матрёшка?
  7. Назовите фамилию первого мастера впервые выточившего матрёшку.
  8. Головной убор матрёшки.

Проверка решения кроссворда.

http://metod-sunduchok.ucoz.ru/load/59-5-2

C:\Users\дом\Desktop\кр2.png

C:\Users\дом\Desktop\кр3.png

2.jpg

3.jpg

1.jpg