КРЗ "Цветной мир"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Буланова Мария Владимировна

Рабочая программа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsvetnoy_mir._planirovanie.docx29.03 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ специальная (коррекционная)                              УТВЕРЖДАЮ

общеобразовательная школа                                            Директор школыVIII  вида № 30 ЦАО                              __________Рыжих Л.Л.

г. Москвы района Хамовники                           «___» ________2014 г.

Программа

объединения дополнительного

платного образования

«Цветной мир»

на 2014-2015 учебный год.

Руководитель:

Щербакова М.В.

Москва

2014г.

Пояснительная записка:

Данная программа разработана для учащихся со сложной структурой дефекта. Рисование не просто способствует развитию зрения, координации движений, речи и мышления, но и помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, все более усложняющиеся представления о мире.                

Рисование - естественная потребность ребенка. У него нет "комплекса неумения".  Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности детей. Настоящая программа носит художественно-эстетическую направленность и ориентирована на приобщение детей с множественными нарушениями в развитии к изобразительной деятельности. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним .Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей. О том, что рисование важно для развития чувств, мышления и других полезных качеств личности, навыков и умений.  

Актуальность программы заключается в том, что она отражает реализацию права на получение образовательных услуг и полноценное участие в жизни общества лицам с тяжелыми и множественными нарушениями развития, социализации и адаптации детей инвалидов.

Новизна. Программа конкретизирует пути адаптации в социум ребёнка со множественными умственными и физическими нарушениями развития.

 Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Наблюдение и выделение свойств и  предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма — компонентов эстетического чувства.    

Программа позволяет каждому ребенку, независимо от его психофизических особенностей добиться успеха, найти занятие, соответствующее его природным склонностям, повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей, а также содействует развитию, самоорганизации и самодисциплине.

.

Коллектив КРЗ одного года обучения составляется из воспитанников школы VIII вида (дети со сложной структурой дефекта, разного возраста и различной степени подготовки к прикладному искусству).

Все дети перед началом проходят мониторинг способностей и возможностей. Что позволяет руководителю студии определить начальные умения и навыки каждого и подразделить на группы, учитывая возраст учащихся, особенности и потребности каждого из них.

Программа рассчитана на 64 занятия в год. Согласно программе воспитанники занимаются в объединении два раза в неделю, продолжительность занятия составляет 60 минут, включая время на отдых, подготовку и организацию занятия. В связи со сложностью отклонений развития состав объединения делится на группы, наполняемостью не более трех человек.

Цель программы: коррекция психофизических отклонений развития, формировать художественное мышление и нравственные черты личности у детей с ограниченными возможностями здоровья через различные способы рисования.

Задачи:

•        Развитие навыков продуктивной деятельности (рисование, лепка);

•        Приобщение детей к изобразительному искусству;

•        Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса,  творческого воображения, пространственного мышления, эстетического  чувства и понимания прекрасного, воспитания интереса и любви к искусству;

•        Умение работать различными материалами, используемыми в ИЗО;

•        Развивать творческую активность воображения у детей, моторику рук.

•        Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям);

•        развитие самостоятельности, творческой и трудовой активности, усидчивости;

•        воспитание коллективизма и взаимопомощи;

•        развитие умения использовать полученные навыки в повседневной жизни;

•        развитие речи.

Содержание программы.

1. Знакомство и обследование детей.

2. Техника безопасности при работе в мастерской.

3.  «Виноград». Аппликация из природных материалов и цветной бумаги.

4. «Жучки». Работа с природным материалом и красками. Развитие воображения, и умения пользоваться красками

5. «Листопад». Аппликация. Развитие вариативности мышления, креативности.

6. «Зайчик». Работа из ракушек и пластилина. Развитие креативности и ассоциативного мышления. самовыражение, расслабление, создание установки.

7. «Осенний лист». Работа с пластилином на плоскости.

8. «Жираф». Работа из пластилина. Куклотерапия, сказкотерапия. развитие самосознания, самовыражение, развитие творческого мышления, воображения.

9. Открытка для мамы. Работа из разнообразного материала. Развитие самосознания, формирование способности к эмпатии.

10. Чудеса из глины. Лепка из глины. Развитие самосознания, самовыражение, проработка страхов, развитие креативности.

11. Сказочные фигуры. Лепка из теста, изотерапия, сказкотерапия.

 Развитие самосознания, самовыражение, проработка страхов.     

 12. «Слоник». Работа из пластилина. Куклотерапия, сказкотерапия. развитие самосознания, самовыражение, развитие творческого мышления, воображения.

13. «Пальма». Лепка из глины. Развитие самосознания, самовыражение, проработка страхов, развитие креативности..

14.Первые цветы. Учить отрывать маленькие кусочки бумаги от большого. Творческое самовыражение, снятие эмоционального напряжения, развитие креативности.

15. Мой сосуд. Изотерапия. развитие самосознания, повышение уверенности в себе, личностное развитие, развитие креативности.

16. Рисунок по мокрому листу. Изотерапия. творческое самовыражение, снятие эмоционального напряжения, повышение самооценки,  развитие креативности.

17. Цветной мир.  Сказкотерапия, лепка из пластилина. Спонтанное самовыражение, повышение уверенности в себе, выработка навыков эффективного взаимодействия, развитие креативности.

Учебно-тематический план (64 часа)

Название темы 

Количество занятий

Знакомство и обследование детей

         1

Техника безопасности при работе в мастерской

1

«Виноград».

2

«Жучки».

2

«Листопад».

2

«Зайчик».

2

«Осенний лист».

2

«Жираф».

2

Открытка для мама.

2

Чудеса из глины.

6

Сказочные фигуры.

8

«Слоник».

2

«Пальма».

6

Первые цветы.

6

Мой сосуд.

10

Рисунок по мокрому листу.

6

Цветной мир.  

6


Ожидаемые результаты выполнения программы:

  • повысить уровень креативности и творческих способностей
  • осознать ценность собственной личности
  • сформировать позитивное самоотношение
  • повысить уверенность в себе
  •  снизить психоэмоциональное напряжение
  • снизить уровень агрессивности
  • сформировать умение эффективно общаться с другими

Технические средства обучения. 

Для успешной реализации программы необходимы следующие условия:

  • соответствующее помещение, рабочие места;
  • методический материал по предлагаемым темам работы;
  • игрушки, муляжи, пооперационные образцы изделий, фотографии;
  •  инструменты, плакаты, бумага, картон, пластилиновая масса, природный материал, бросовый материал, нити, ткань, карандаши, Глина, стеки, клеенка, соль пищевая, мука, чашки для замешивания теста, краски и т.д.

Формы оценки результатов программы:

1. Выставки

Список литературы:

1.        Копытин, А. И. Основы Арт-терапии.— СПб., 1999.

2.        Копытин, А. И. Практикум по Арт-терапии.— СПб., 2000.

3.        Копытин, А.И. Теория и практика арт-терапии/ А.И.Копытин – СПб.: Питер, 2002.

4.        Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. — СПб.: Речь, 2003.

5.        Программа арт-терапевтических занятий с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей /под ред. И.А. Подольской. – Калуга. 2009.

6.        Роджерс, К.Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию/ К.Р. Роджерс; пер. с англ.  М.Злотник. – М.: Изд-во ЭКСИМО-Пресс, 2001.

7.        Сакович, Н.А. Использование креативных методов в коррекционно-развивающей работе психологов системы образования: Учебно-методическое пособие [В 3 ч.]/ Т.В.Сакович. – Ч.1. – Минск, 2003.

8.        Сакович, Н.А. Практикум по креативной психотерапии: Учебно-методическое пособие/ Н.А. Сакович.-Минск, 2005

9.        Юнг, К. Архетип и символ: [Перевод]. М.: Ренессанс, 1991.