Урок ИЗО «Сказка в произведениях русских художников»
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Коноплянко Екатерина Ивановна

Конспект урока с презентацией

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_3klass.docx20.6 КБ
Файл izo.pptx1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Ход

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

I.Орг.

момент

- Ребята, сейчас у нас с вами урок изобразительного искусства , но урок необычный. Мы окунемся в волшебный, сказочный мир, созданный известными русскими художниками.

II. Сообщение темы

- Поэтому и тема у нас сегодня особенная: «Сказка в произведениях русских художников».

III. Беседа о сказке

- Ребята, какие книги вы больше всего любите читать?

- Все вы любите рассматривать рисунки в книгах. Художника, который рисует рисунки для книг, называют иллюстратором.

Вот и вы попробуете себя в этом качестве и проиллюстрируете свою любимую сказку. Но сначала давайте посмотрим, как с этой задачей справились художники. Все они в детстве очень любили сказки, особенно русские народные.

- А что такое сказка?

- Это художественное произведение о вымышленных событиях, иногда с участием волшебных или фантастических сил.

- Какие бывают сказки? Если у сказки есть автор, как она называется? Если нет автора, как называется такая сказка?

- Читали вы когда-нибудь сказки?

- Какие сказки вы читали?

- Понравились они? Чем? Что в них интересного?А изображают ли художники то, чего не бывает, что создано воображением человека? Правильно, когда художники рисуют сказочных героев, они изображают то, чего нет в жизни?

- Сказки тесно связаны с традициями и обычаями той страны, в которой они написаны. Поэтому творческие люди, например художники, используют сказочные сюжеты при создании своих художественных произведений. Среди таких художников, увлекающихся сказочной темой, можно назвать Виктора Михайловича Васнецова, Ивана Яковлевича Билибина и др. Сегодня мы поговорим с вами о некоторых из них и об их творчестве.

Авторская.

Русская народная.

Да.

Ответы детей.

IV. Рассказ учителя о художнике В.М. Васнецове

V. Этапы выполнения рисунка.

1. К о м п о з и ц и я рисунка.

2. В ы п о л н е н и е карандашного наброска.

VI. Практическая работа.

Задание.

2) Прорисовывание деталей рисунка.

- Одним из выдающихся художников является Виктор Михайлович Васнецов. Он жил более 100 лет назад. Родился в семье священника. С детства он любил природу, восхищался ею. Его работы отличались сказочностью, необычностью, волшебством. Многие люди не понимали его творчества, оно казалось им ненастоящим, выдуманным, не соответствующим жизни.

- А сейчас обратите внимание на экран. Я предлагаю вам посмотреть на картины, созданные В.М. Васнецовым.  («Алёнушка» и «Иван-царевич на Сером Волке», «Три богатыря» и др.).

Показ слайдов.

В картине «Алёнушка» мы ощущаем, как трогательная нежность и глубокая поэтичность русской сказки взволновали чуткое сердце художника. Застывшая поза девочки, склонённая голова, полный печали взгляд — всё говорит о тоске и горе Алёнушки. Окружающая природа созвучна её настроению, она словно скорбит вместе с ней: участливо склонились над девочкой ветки тонких осинок, поникли листья камыша и осоки... В картине «Алёнушка» слиты поэзия народных сказок с поэтичностью и задушевностью русской природы. Немало сказок сложено о богатыре — русском витязе, который заступается за обиженных и борется со злом, чтобы победило добро. На картине «Витязь на распутье» художник изобразил русского богатыря в полном военном снаряжении — со щитом, с пикой, луком и стрелами, в шлеме и кольчуге, на белом красавце коне. Читая надпись на камне, витязь размышляет о том, куда ему направить путь, а нежно-розовый закат заливает таинственным светом всё вокруг. И мы словно попадаем в сказку, и нам тоже предстоит сделать выбор... Мастерски владея искусством композиции, техникой рисунка и живописи, художник с огромной душевной теплотой создаёт образы наших национальных сказочных героев.

 Васнецов в своих картинах показывает героев, когда им грустно и тревожно. Об этом говорят и краски, использованные им при написании картин. А. Ю. Васнецов, как было уже отмечено, в своих рисунках создает ощущение праздника, используя яркие краски.

Вот и вы должны перед началом работы подумать, какой эпизод из сказки вы бы хотели нарисовать, что переживают в данный момент герои, какое у них настроение.

-Если они грустят или в опасности, то какие краски вы будете использовать, чтобы передать их состояние?

Правильно, темные, приглушенные тона, создающие ощущение тревожности. Если это лес, то он темно-зеленый, если это речка, то вода в ней темная.

- А если герои уже победили зло, какая краска поможет нам передать ощущение радости? Действительно, яркие тона красок помогут нам передать настроение героев. День будет солнечным светлым, небо - голубым, лес и трава - ярко-зелеными.

Определившись с тем, что вы будете рисовать, необходимо тщательно продумать композицию рисунка, чтобы рисунок смотрелся как единое целое.

Продумывание детьми макетов рисунков и их композиционных решений.   Кто из героев или героинь нравятся больше всего и почему?  Какой фрагмент сказки вы хотели бы проиллюстрировать?

1) Определим расположение главных героев рисунка.

Рисование сказки начинается с определения карандашом композиции сюжета, pасположения на листе бумаги главных героев сказки. Потом в деталях прорисовывается весь сюжет.

2) Затем тонкими линиями карандаша проводим линию горизонта и отмечаем места, где будут располагаться остальные предметы.

Например, при иллюстрировании сказки главным в рисунке будет сам теремок, который расположим почти в центре листа. Далее отметим линию горизонта, расположение деревьев позади домика, а на переднем плане - одного из героев сказки.

Дети, по возможности, самостоятельно выбирают сюжет для иллюстрирования. Необходимо проследить за тем, чтобы учащиеся взяли наиболее выразительные сюжеты. Ученики как бы словесно рисуют иллюстрацию, начиная свой рассказ с выбора формата листа. Несколько учеников рассказывают подробно всему классу, что и как они будут рисовать.

Продумайте изображение своего сюжета.  Кто ещё не знает, что рисовать, поднять руки.

Тонкими линиями карандаша прорисовываем детали всех предметов, соразмеряя их пропорции. Все предметы, находящиеся вдали, должны быть меньше тех предметов, которые находятся на переднем плане. Звери и люди не должны быть выше деревьев.

Выполнить рисунок-иллюстрацию «Моя любимая сказка» в карандаше.

По окончании работы учитель проверяет правильность выполнения карандашного рисунка и помогает исправить недостатки.

Тонкой кистью прорисуем мелкие детали: тонкие веточки деревьев, лица героев и т. д.  При этом следует помнить, что многие художники используют для передачи сказочности происходящего, для выделения главных героев такие изобразительные средства, как светлое на тёмном, тёмное ни светлом, контраст большого и маленького,  яркого цвета на спокойном фоне. Используй и ты эти средства.

И помни — всё, чему ты научился им уроках изобразительного искусства (умение работать карандашом, красками, кистью, подбирать красивые цветовые сочетания, передавать форму и конструкцию различных предметов, знание правил композиции, холодных и тёплых цветов), можно и нужно использовать в своих иллюстрациях.

VII. Итог занятия.

Выставка работ обучающихся.

- Итак, дети, о чем мы с вами сегодня говорили на уроке?

- С творчеством какого художника мы  познакомились?

- Какие его работы вы запомнили?

- Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо работали, помогали, старались отвечать.

- Каждый человек – это художник. А вы только начинающие художники, и вам нужно еще многому научиться.

О сказках, о картинах.

С творчеством В.М. Васнецова

Ответы детей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Виктор Михайлович Васнецов

Слайд 2

"Царевна- Несмеяна "

Слайд 3

"Царевна-лягушка"

Слайд 4

"Ковёр-самолёт"

Слайд 5

"Витязь на распутье"

Слайд 6

«Снегурочка»

Слайд 7

«Аленушка»

Слайд 8

"Иван Царевич на сером волке"

Слайд 9

Юрий Алексеевич Васнецов

Слайд 10

«Лиса и Заяц»

Слайд 11

«Краденое солнце»

Слайд 12

«Царевна-Лягушка»

Слайд 13

«Три медведя»

Слайд 14

«Колобок»

Слайд 15

«Курочка Ряба»

Слайд 16

«Волк и семеро козлят»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Золотая осень в произведениях русских художников

Презентация к  уроку "Изобразительное искусство" , 2 класс....

Зима в произведениях русских художников, поэтов и композиторов (конспект).

В основу занятия положена музыка из произведения П.И.Чайковского "На тройке". Она является фоном для начала занятия и звучит то громче, то тише, что создает определенную атмосферу в зале. В каждом из ...

Разработка урока- проекта " Весна в произведениях русских художников"

Классный час  знакомит учащихся с символами Ростовской области.. Цель урока: Развивать творческие способности учащихся. Развивать пространственное мышление, образное представление и воображе...

Конспект внеклассного занятия "Сказка в произведениях русских художников"

Вашему вниманию предоставляется конспект внеклассногозанятия по теме "Сказка в произведениях русских художников". Материал предусмотрен для учащихся 7 класса специальной (коррекционной) школы VIII вид...

Сказка в произведениях русских художников

Материал для урока изобразительного искусства 3 класс по программе Кузина В.С. Данный материал представляет собой презентацию с вопросами для беседы по теме "Сказка в произведениях русских художников"...

Осень в произведениях русских художников

Презентация для урока изобразительного искусства в 3 классе.В презентации содержатся репродукции картин русских художников-пейзажистов с изображением осеннего времени года....

Презентация на тему "Сказки в произведениях русских художников"

Презентация для учеников 3 класса на тему "Сказки в произведениях русских художников"...