Рабочая программа по ИЗО 1 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему

Антонова Инна Владимировна

рабочая программа по ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_izo_1_klass_2011-2012.docx35.42 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта начального общего образования,  концепции духовно-нравственного развития и воспитания  личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования,  авторской программы Т.Я. Шпикаловой «Изобразительное искусство», утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Цели и задачи программы

-обеспечить Обязательный минимум содержания федерального компонента начального общего образования по предмету «Изобразительное искусство»

- содействовать развитию эмоционально-ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;

- способствовать освоению первичных знаний по разнообразию и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное, архитектура, дизайн);

- содействовать воспитанию личности на основе высших гуманитарных ценностей, средствами изобразительного искусства и народных традиций в художественных технологиях; воспитанию нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважению к людям и результатам их труда, традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре;

- обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности ;

- способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения, художественных способностей на основе творческого опыта в области пластических искусств и народно-художественных промыслов

Принципиальная особенность программы - построение на национально-значимых приоритетах, что выражается в совокупности характеристик предлагаемой модели образования: личностно-развивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное,  экоадекватное.

          Основные содержательные линии курса определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в программе  содержательными блоками:  «Учимся у природы», «Опыт художественно-творческой деятельности», «Учимся на традициях своего народа», «Фантастические образы в изобразительном искусстве». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, на получение опыта художественно - творческой деятельности.

Требования к уровню подготовки.

Знать: отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; основные средства выразительности живописи;  организовывать своё рабочее место;основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; значение слов: композиция, силуэт, форма, размер, коллаж; способы и приёмы обработки бумаги; основные средства выразительности декоративно-прикладного искусства.

Понимать эмоциональное значение тёплых и холодных оттенков; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементы растительного орнамента; освоить основы рисунка и уметь создавать модели предметов бытового окружения человека; применять элементарные способы работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (фломастер) материалами для выражения замысла, настроения; выражать собственное мнение при оценке произведения искусства; уметь составлять композицию с учётом замысла.

Формировать УУД

  • Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.
  • Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).
  • Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.
  • Иметь представление о живописных пейзажах русских    художников
  • Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.
  • Определять и кратко характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи.
  • Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения.
  • Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.
  • Находить ассоциации природных форм.
  • Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.
  • Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.
  • Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов.
  • Рисовать  по представлению на обозначенные темы.
  • Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве.
  • Использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель).
  • Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных работах.
  • Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета.
  • Продумывать и выстраивать композицию рисунка.
  • Вычленять основные формы и использовать в их рисунке.

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Тип урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Элементы

дополнительного

 содержания

Характеристика деятельности обучающихся (УДД)

ОСЕНЬ ЗОЛОТАЯ (9 часов)

1.

Какого цвета осень? Изображение золота осени (акварель, гуашь)

Урок-игра

Изображать  по памяти и воображению (пейзаж, растения)

В.Поленов Золотая осень. И.Остроухов Золотая осень. С.Куприянов Золотая осень. Л.Романова Осенний букет. Текстильный коллаж

Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.

Иметь представление о живописных пейзажах русских    художников

 Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета.

2.

Земля – кормилица. Натюрморт (акварель, гуашь)

Урок-викторина

Изображать с натуры (натюрморт)

И.Маркичев. Жнитво. Палех. Е.Волошинов. Лук

Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.

3.

Щедра осенью земля – матушка. Композиции по представлению: «Богатый урожай», «Первый каравай» (акварель, гуашь)

Урок-игра

Составлять композиции с учетом замысла.

Применять основные средства худ.выразительности в сюжетно-тематических композициях.

Г.Попов. Щедрая земля. И.Машков. Снедь. И.Маркичев. Жнитво. Палех.  И.Голиков. Перевозка хлеба. Палех

 Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.

Иметь представление о живописных пейзажах русских    художников

 

4.

Природа – художница. Рисование осеннего пейзажа по памяти или представлению (акварель, гуашь)

Урок-путешествие

Знать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; основные средства выразительности живописи.

И.Левитан. Золотая осень. Т.Маврина. Дубы. Изделия народного творчества из природных материалов (соломки, бересты, шишек, плодов)

Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.

Иметь представление о живописных пейзажах русских    художников

 Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета.

Продумывать и выстраивать композицию рисунка

5.

В сентябре у рябины именины. Превращение в рябину точек и пятен (акварель, гуашь, аппликация из цветной бумаги)

Урок-игра

Уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементы растительного орнамента.

Уметь  организовывать своё рабочее место.

В.Серов. Октябрь. Домотканово. И.Григорьев. Полосатый кот. Мозаика «речной камень»

Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).

Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.

Иметь представление о живописных пейзажах русских    художников

Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета.

Продумывать и выстраивать композицию рисунка.

6.

Осенью капуста барыня. Рисование нарядной сечки с натуры или по представлению (акварель, гуашь)

Урок-игра

Освоить основы рисунка и уметь создавать модели предметов бытового окружения человека.

И.Ливанова. Капустница. Палех.

 Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).

Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.

7.

В золоте хохломы – золото осени. Рисование кистью золотого петушка (гуашь чёрная, красная)

Урок-путешествие

Знать основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; уметь рисовать кистью без предваритель-ного рисунка элементы народных орнаментов.

Знать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров.

Понимать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

Н.Гончарова. Петух среди ягод. Жостово. Поднос.

С Веселов. Ковш – утица. Рыбица. Хохлома. И.Шишкин. Травы.

 Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).

Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.

Вычленять основные формы и использовать в рисунке  

8-9

В золоте хохломы – золото осени. Рисование кистью элементов травного узора хохломы (гуашь чёрная, красная)

Урок-игра

Рисовать кистью без предваритель-ного рисунка элементы народных орнаментов (листок, травка, усики, завиток).

Понимать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

А.Карпова. Тарелка с травным орнаментом. Хохлома. Произведения мастеров Хохломы.

 Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.

Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов.

Рисовать по представлению на обозначенные темы.

Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве.

ЗИМНЯЯ СКАЗКА (8 часов)

10.

В золоте хохломы – золото осени. Повтор и вариация элементов орнамента Хохломы.

Урок-сказка

Знать основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов.

Знать отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров.

Понимать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

Освоить основы рисунка и уметь создавать модели предметов бытового окружения человека.

Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.

Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов

11.

В золоте хохломы – золото осени. Импровизация по мотивам хохломской росписи.

Урок-сказка

Рисовать кистью без предваритель-ного рисунка элементы народных орнаментов (листок, травка, усики, завиток).

Понимать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

Организовывать своё рабочее место.

12.

Краски природы в наряде русской красавицы. Украшение наряда красавицы (акварель, гуашь, фломастер)

Урок применения знаний и умений

Уметь применять элементарные способы работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (фломастер) материалами для выражения замысла, настроения.

Уметь выражать собственное мнение при оценке произведения искусства.

В.Васнецов «Снегурочка»

С.Никиреев. Зима

Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.

 

13.

В гостях у зимней сказки. Дом Деда Мороза (графические материалы)

Урок применения знаний и умений

Уметь применять элементарные способы работы  и графическими (фломастер) материалами для выражения замысла, настроения

Уметь проявлять положительное отношение к процессу и к результатам труда- своего и других людей.

Н.Рерих. Лес

К.Воробьёв. Волшебный мир. Вырезанки.

Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.

Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.

14-15

Герои русских народных сказок. Изображение героев зимних сказок.

Урок применения знаний и умений

Уметь проявлять эмоциональное отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, выражать собственное мнение при оценке произведений искусства.

Уметь проявлять положительное отношение к процессу и к результатам труда- своего и других людей.

Е.Чарушин. Иллюстрация к русской народной сказке «Заяц и лиса»;

С.Буторин Жар-птица. Палех.

И.Голиков.Сказочные звери. Палех.

Н.Сулоева. Людмила в саду Черномора. Палех.

Находить ассоциации природных форм.

Вычленять основные формы и использовать в рисунке.

16.

Снежный пейзаж. Изображение чёрной и белой линиями зимнего пейзажа (графические материалы)

Урок ознакомления с новым материалом

Уметь применять элементарные способы работы  и графическими (фломастер) материалами    для  выражения замысла, настроения.

К.Юон. Русская зима. Мартовское солнце. И. Грабарь. Февральская лазурь. И.Билибин. Русский Север.

Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).

Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.

Вычленять основные формы и использовать в рисунке . 

17.

Цвет зимы белый. Рисование нежных цветов на окне.

Урок ознакомления с новым материалом

Рисовать кистью без предваритель-ного рисунка элементов народных орнаментов: растительные (усики, завитки).

А.Дейнека. Девочка у окна. В.Фаворский. Иллюстрация к рассказу  Л.Н.Толстого «Русак».

Произведения лаковой миниатюры Федоскина. Е Ельфина. Поющее дерево. Кружево.Изделия из текстильных материалов.

Н.Чижов. Праздник русской зимы. Федоскино.

Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.

Вычленять основные формы и использовать в рисунке.

Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.

ВЕСНА-КРАСНА (10 часов)

18-19

В гостях у мастеров каргопольской игрушки. Роспись силуэтов игрушек. Роспись глиняных игрушек (акварель, гуашь)

Урок ознакомления с новым материалом

Проявлять нравственно-эстетическое отношение к национальным обычаям и культурным традициям.

Знать основные средства выразительности декоративно-прикладного искусства.

Знать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

У.Бабкина, В.Шевелев, И.и Е. Дружинины. Каргопольские игрушки.

Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.

Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов.

Знать традиции своего народа.

Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.

20-21

Богатыри земли Русской. Украшение снаряжения русского богатыря. Портрет русского богатыря (акварель, гуашь, фломастер)

Урок ознакомления с новым материалом

Знать основные средства выразительности декоративно-прикладного искусства.

Проявлять нравственно-эстетическое отношение к Родине, к защитникам отечества, национальным обычаям и культурным традициям.

В.Васнецов. Богатыри.

Н.Гончарова Воины. Иллюстрация к «Слову о полку Игореве».

П.Корин. Александр Невский.

И. Щуркин. Илья Муромец и Калин-царь. Палех.

Рисовать по представлению на обозначенные темы.

 Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве.

22.

Конь-огонь. Сказочная композиция (акварель, гуашь, фломастер).

Урок-сказка

Знать  значение слов: композиция, силуэт, форма, размер, коллаж.

Использовать в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, гуаши, акварели, фломастеров.

Уметь применять элементарные способы работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (фломастер) материалами для выражения замысла, настроения.

Уметь составлять композицию с учётом замысла.

Выражать своё отношение к произведению изобразительного искусства, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений  изобразительного искусства.

В Суриков. Взятие Снежного городка.

Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.

23.

Весна-красна – праздник света и тепла. Весенняя природа в произведениях русских художников. Рисование первых весенних цветов (акварель, гуашь).

Урок применения знаний и умений

Понимать эмоциональное значение тёплых и холодных оттенков.

Уметь передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов.

Проявлять эмоциональное отношение к окружающему миру.

Т.Маврина

По дороге на Балахну. Река Тара. Е.Зверьков. Луг цветёт.

Н.Рерих. Весна священная.

Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).

 Иметь представление о живописных пейзажах русских    художников

24-25

Дымковская игрушка. Повтор и вариации по мотивам дымковских узоров (гуашь).

Урок применения знаний и умений

 Знать основные средства выразительности декоративно-прикладного искусства.

Знать особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

Проявлять нравственно-эстетическое отношение к национальным обычаям и культурным традициям.

Е.Кошкина, А.Мезрина, Е.Косс-Деньшина , З.БезденежныхН.Коковихина, Н.Суханова, Л.Докина- дымковские игрушки

Вычленять основные формы и использовать в рисунке, лепке.

Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России.

Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов.

Знать традиции своего народа.

26.

Красота весенней природы.

Рисование с натуры весенней веточки (акварель, гуашь).

Урок ознакомления с новым материалом

Уметь передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов.

Проявлять эмоциональное отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

А.Петухов.

Щепная птица. Изделия из бересты.

Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.

Знать традиции своего народа.

27.

Вешней воды никто не уймет.

Рисование бегущего ручья по представлению (акварель, гуашь).

Урок применения знаний и умений

Уметь применять элементарные способы работы живописными (акварель, гуашь)  материалами для выражения замысла, настроения.

Уметь применять основные средства художественной выразительности в работах.

Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы.

Вычленять основные формы и использовать в рисунке и бумажной пластике.

РАЗНОЦВЕТНОЕ ЛЕТО (6часов)

28.

 «У лукоморья дуб зеленый…»

Рисование героев сказок А.С.Пушкина по представлению (акварель, гуашь).

Урок-сказка

Выбирать и применять выразительные средства для реализации собственного замысла в рисунке, в художественном изделии.

Передавать настроение в творческой работе (живописи, художественном конструировании) с помощью цвета, тона, композиции, пятна, объёма, фактуры материала.

Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы.

29.

Красуйся, красота, по цветам лазоревым. Рисование с натуры нежных весенних цветов (акварель, гуашь).

Урок применения знаний и умений

Уметь применять элементарные способы работы живописными (акварель, гуашь)   материалами для выражения замысла, настроения.

Уметь передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов.

П.Кончаловский. Сирень.

С.Куприянов. Купавки.

А.Лёзнов. Поднос. Жостово.

Е.Жуков. Натюрморт с незабудками.

Определять и кратко характеризовать эмоции, которые вызывают цвет в живописи.

Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения.

30-31

Образ приближающего лета.

Рисование по представлению утреннего и вечернего пейзажа (акварель, гуашь).

Урок применения знаний и умений

Передавать настроение в творческой работе (живописи) с помощью цвета, тона, пятна.

Знать основные и смешанные цвета, правила их смешивания.

Знать основные средства выразительности живописи, декоративно-прикладного искусства.

А.Венецианов. На пашне. Весна.

А.Куинджи. Березовая роща.

Ф.Васильев. Мокрый луг.

Е.Ширяева. Батик.

И.Айвазовский. Лунная ночь.

Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла.

Образно воспринимать искусство и окружающую действительность.

Использовать свои наблюдения за природными явлениями в художественно-творческой деятельности.

Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета.

32.

Превращение красочного пятна в дерево. Экспериментирование с цветными пятнами и линией (акварель, гуашь)

Урок-эксперимент

Знать значение слов: композиция, силуэт, форма, размер, пятно, линия.

А.Зарянов. Осень. Весенняя аллея.

Е.Волошинов. Лук.

И.Машков. ягоды на фоне красного подноса.

В.Телегин. Осенний вечер.

К.Бритов. Мстёра. Голубая весна. В. Юкин. Ранний снег.

 В.Крылов. Новодевичий монастырь.

А. Журавлёва. Рисунки к месяцеслову.

Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция).

33.

Какого цвета страна родная?

Рисование родной природы по представлению (художественные материалы по выбору)

Урок обобщения и систематизации знаний

Уметь составлять композицию с учётом замысла.

Проявлять эмоциональное отношение к окружающему миру.

Проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, к Родине.

Н. Рерих.

Сеча под Керженцем. Заморские гости.

Рисовать по представлению на обозначенные темы.

Продумывать и выстраивать композицию рисунка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...