"Культурное наследие русского народа".
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Шарова Галина Васильевна

Мною разработана программа «Мой край», в основе которой лежит знакомство учащихся с  традициями народной культуры. В течение  многих лет работаю  по авторской про...

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с праздниками и традициями русского народа.
  2. Привить детям заинтересованное и почтительное отношение к культурному наследию русского народа.
  3. Творчески развивать учащихся на примере русского фольклора и русской культуры.
  4. Расширить знания о романовской игрушке.
  5. Воспитать любовь к народному искусству, гордость за мастеров и художников родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kulturnoe_nasledie_-_kopiya.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ гимназия №69 им. С. Есенина г. Липецка

Областной семинар  ЛИРО

ФГОС нового поколения

«Патриотическое и духовное воспитание урочной и внеурочной деятельности через музейную педагогику»

 «Культурное наследие русского народа»

Бинарный урок по окружающему миру и скульптуре

в 3 классе

Педагоги:

Шарова Галина Васильевна учитель начальной школы,

Сорокина Галина Липатовна учитель ИЗО  

20.04.2014 год

Конспект урока: «Культурное наследие русского народа»

Тип урока: бинарный урок по окружающему миру и скульптуре в 4 классе

Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с праздниками и традициями русского народа.
  2. Привить детям заинтересованное и почтительное отношение к культурному наследию русского народа.
  3. Творчески развивать учащихся на примере русского фольклора и русской культуры.
  4. Расширить знания о романовской игрушке.
  5. Воспитать любовь к народному искусству, гордость за мастеров и художников родного края.

Место проведения урока: урок проходит в школьном краеведческом музее (создатель музея Шарова Г.В.)

Оборудование урока: проектор, экран и компьютер (презентация урока).

Для учащихся – раздаточный материал по окружающему миру, глиняные игрушки, акварельные краски, кисти, вода в стаканчиках.

Зрительный ряд: экспонаты музея – самовар, рушники, балалайка, посуда с хохломской росписью, романовская и дымковская игрушки, крынка, платки и ленты, матрёшки.

Присутствовали: участники областного семинара, методисты ЛИРО, администрация и учителя гимназии №69.

Ход урока

  1. Организационный момент (Сорокина Г. Л.) (Слайд)
  2. Актуализация знаний. (Слайд)

Учитель Шарова Г.В.

Люди во всех странах по разному встречают праздники. Фундаментом любой национальной культуры является народная культура и связана она с традициями определённой местности.

   Мы об этом говорили на прошлом уроке. Давайте послушаем ребят, которые готовили сообщения о том, как встречают праздник Новый год в разных странах.

   Во все времена и у всех народов наступление Нового года считалось праздником, но не всегда этот день приходился на 1 января.

Ученик 1.

В Италии Новый год начинается 6 января. Все итальянские ребятишки с нетерпением ждут добрую фею Бефану. Она прилетает ночью на метле, наполняет подарками детские носки, специально подвешенные к камину. Баббо Натали – итальянский Дед Мороз. В Италии считается, что Новый год надо начинать, освобождаясь от всего старого. Поэтому в новогоднюю ночь принято выбрасывать старые вещи из окон. Чем больше выбросишь вещей, тем больше богатства принесёт Новый год. Надо быть осторожным, чтобы на голову тебе не попал утюг или стул.

Ученик 2. 

  Двери домов в Японии принято украшать под новый год ветками сосны (долголетие), бамбука (верность) и сливы (жизнелюбие).

 В каждой семье готовят новогоднее украшение Моти – колобки или лепешки из рисовой муки.

  Дед Мороза зовут Сегацу Сан – господин Новый год. Сто восемь ударов колокола возвещают приход Нового года в Японии.

  Японские дети встречают новый год в новой одежде. Считается, что это принесет здоровье и удачу в новом году.

Ученик 3. 

  В России до 1700 года Новый год праздновали 1 сентября, когда завершались основные работы по уборке урожая. В 1700 года Петр I своим указом перенес празднование Нового года на 1 января, как это было принято в Европейских странах. Обычай дарить подарки под новый год пришел к нам из Древнего Рима. Первыми подарками были ветви лавра, которые предвещали счастье и удачу в будущем году.  

Ученик 4.

  Французский Дед Мороз – Пьер Ноэль приходит в новогоднюю ночь и оставляет подарки в детских башмаках.

  В Англии Деда Мороза зовут Санта Клаус. Всю новогоднюю ночь уличные торговцы продают игрушки, свистульки, пищалки, маски. В Англии же возник обычай обмениваться к новому году поздравительными открытками.

   

  1. Традиции и праздники на Руси. (Слайд)

Учитель Шарова Г.В.

 Мы продолжаем говорить о традициях и праздниках нашего народа.

Многие обычаи и традиции уходят корнями в далёкое прошлое, но они являются частью человеческой культуры.

  Так уж устроена природа, что на смену одного времени года приходит другое. На Руси издавна повелось всенародно отмечать смену сезонов в форме разнообразных праздников. Недавно, прошёл по городам и селам последний зимний праздник. Что это за праздник?

Ученики: - Масленица.  (Слайд)

Учитель Шарова Г.В.

На Масленицу мы провожаем зиму и встречаем весну. Масленица, отмечавшаяся в старину, пришла в традиции современности. Обычно это очень яркий праздник, с шумными представлениями. (Слайд) Состязаниями, играми, с хороводами и песнями. (Слайд)

Вы сами участвовали в этом празднике. Что вам запомнилось в масленичных гуляниях?  (Слайд)

Ученики делятся впечатлениями.

Учитель Шарова Г.В.

По традиции на масленицу пекут круглый, румяный блин – это символ солнца. (Слайд)

А солнце – это весна, люди ждут от него цветения, тепла, радости, счастья. (Слайд)

  Праздник по традиции заканчивался обрядом – сжиганием куклы - чучело. (Слайд)

Это делали, для того чтобы выше и гуще был урожай хлеба, т.е. к благополучию и достатку.

  Приближается самый большой христианский праздник в году. В ближайшее воскресенье мы будем праздновать Пасху.  (Слайд)

  Пасха отмечается каждый год в разные дни, в промежутке с 4 апреля по 8 мая.

Этот праздник богат обрядами и обычаями. Познакомимся о них из учебника окружающий мир.

Ученики зачитывают вслух отрывки из текста о Пасхе.

Учитель Шарова Г.В.

  Пятница, перед Пасхой, считается днём строгого поста. В пятницу нельзя было прясть, купать детей, мыть голову.

  На Пасху было принято проводить семейные застолья с крашеными яйцами и куличами. Праздник Пасхи продолжается семь дней, и эта неделя называется святой, или Святой седмицей.

  Каждое воскресенье – это малая Пасха, а значит, еженедельное напоминание каждому о необходимости постоянного проявления с его стороны любви, милосердия и сострадания к ближнему. Любите друг друга! Желайте друг другу добра и делайте только добро!

Посмотрите на экране фотографии с празднования Пасхи в школьном краеведческом музее. (Слайд)

Учитель Шарова Г.В.

  На Руси в разное время года проводили традиционные ярмарки. (Слайд)

В истории и культуре деревень, сел и городов всей Руси не было более яркого, эмоционального, зрелищного действия, чем ярмарка.

  Ярмарка – это не просто праздник торговли. Это ещё и праздник мира, народной мудрости, мастерства и изобилия.

Ярмарки были очень многолюдными, так как привлекали обилием и разнообразием товаров, изделиями народного промысла, необходимых в быту, продовольственных товаров. (Слайд)

Был особенный и многочисленный класс людей – ремесленников: портные, сапожники, кузнецы, ткачи и др. Они развозили по городским и сельским ярмаркам свои изделия.

  Посмотрим, как они продавали и хвалили свой товар. (Слайд)

Выходят учащиеся к доске, где выставлены экспонаты музея. Они читают стихи и показывают свой товар, привезенный на ярмарку.

- Торопись, честной народ,-

  В гости ярмарка идёт!

- Добры люди, поспешите

  И товар у нас купите!

- Здесь найдёте, что хотите.

  Подходите! Подходите!

- Подходите! Вот для вас

  Романушку я припас!   (Слайд)

- Посмотрите все сюда:

  Роспись хохломская,  (Слайд)

  Словно колдовская.

  Ложки деревянные,

  Матрёшечки румяные. (Слайд)

- Вот на ярмарке товары, (Слайд)

  Пышут жаром самовары,

  Балалайка звонкая, погремушка громкая. (Слайд)

- Продаются вилы, санки

  Сарафаны и кафтаны.  (Слайд)

  Блюда, чашки и горшки (Слайд)

  Знают люди всей земли. (Слайд)

- Покупают люди сушку

  И на дивную игрушку  (Слайд)

  Смотрят долго, не дыша:

  До чего же хороша!

- Вот индюк нарядный –  (Слайд)

  Весь такой он ладный.

  Индюк сказочно красив,

  Он напыщен горделив.

- Покупай-ка игрушки;

  Водоноски и зверушки!  (Слайд)

  Посмотрите, как живой,

  Есть и конь здесь удалой.  (Слайд)

  Козоньки рогатые,

  Козоньки богатые.

- А чтоб вышивку достать,  (Слайд)

  Нужно очередь стоять.

  Ведь у меня такой товар,

  Лучше нет на весь базар.

  Есть и ленты для девчат.  (Слайд)

  Платки скорее разберите.

  У меня платки цветные,

  Весёлые, расписные.

- Здесь игрушки знатные, (Слайд)

  Складные, да ладные!

  Всегда, повсюду славятся,

  Они и вам понравятся!

- Богат наш Липецкий край

  Народными умельцами.

  А игрушки романовские на любой вкус!  (Слайд)

- Говорят о ней повсюду,

  Удивительному чуду

  Мы поклонимся не раз.

  О древней романовской игрушке

  Поведем сейчас рассказ.

Учитель Сорокина Г.Л.

  С романовской игрушкой мы с вами познакомились на уроках скульптуры. Этот народный промысел относится к нашему Липецкому краю и сейчас занимает особое место в отечественной культуре, является частью национального достояния. 

  Романовская игрушка – местная липецкая пластическая школа, отличная от каргопольской, абашевской, дымковской, филимоновской и др.
В ней насчитывается всего 42 сюжета, но двух одинаковых игрушек не бывает, в каждой запечатлевается индивидуальность мастера. За кажущейся простотой – опыт мастеров многих поколений. В чистоте линий и простоте замысла – искра Божья.

 (Слайд)

  На слайде мы видим выставку романовской игрушки села Троицкого. Народные мастера всё больше удивляют нас самобытностью и красотой этой игрушки.

   Мы на скульптуре попробовали выполнить игрушку по мотивам романовской игрушке. Они сейчас у нас на столах. Нам предстоит их расписать.

Но вначале повторим и закрепим знания о романовской игрушке, полученные на прошлых уроках. (Слайд)

Вопросы:

  1. В каком веке появилась романовская игрушка?
  2. Почему она имеет такое название?
  3. Из какого природного материала создают игрушку?
  4. Назовите имя мастера (фотография)
  5. Как называют женский образ?
  6. Сколько сюжетов имеется в романовской игрушке?
  7. Как называют заготовки во время лепки игрушки? (пельмень, катушка)
  8. Какие основные цвета используют при росписи?

Прежде чем начать работу над росписью вспомним, как вы работали, создавали глиняную игрушку. (Слайд)

Романовская игрушка сформировалась в 17 веке, и называется по месту основного поселения ремесленников, завезённых в 17 веке с Рязанщины боярином Романовым в Липецкий уезд Тамбовской губернии.

Сельские гончары возили в уездный город традиционный товар: кувшины,

чайники, вазоны, кринки для молока и др. – всего примерно 70 видов бытовых изделий. А также игрушки. В 19 - начале 20-го века романовская игрушка была очень популярна, её коллекционировали.

  В период коллективизации промысел был практически истреблён. Работали только отдельные мастера В. И. Митин и А. Ф. Коняхин.
 Известность народному промыслу в 80-е годы 20-го века вернул потомственный гончар И. Ф. Гункин.

  Маркин Виктор Васильевич – художник и педагог, народный мастер России. Член Союза художников c 2000 г.
Основные жанры творчества – живопись, глиняная игрушка, мелкая пластика.
Один из немногих мастеров России, продолжающий традиции исконной русской игрушки в современном культурном пространстве.

В.В. Маркин полностью воссоздал традицию романовской игрушки, продолжает традиции мастера Гункина по сохранению архаики игрушки, и создаёт авторские разработки.

  Птица - культовый знак, известный еще с каменного века. Самое широкое распространение, птица, как культовый символ и декоративный мотив, получила в искусстве восточных славян. Птице приписывались разнообразные свойства и функции, ей отводилось особое место на вершине дерева жизни. Большая роль принадлежит птицам, как помощникам Бога, чаще всего, Бога грома.

 

 Женским персонажем романовской глиняной игрушки является “Романушка” – жительница села Романово. По форме игрушка почти цилиндрическая, сильно вытянутая по вертикали, колокол юбки к низу несколько расширяется. Декоративные налепы – ленты, бусы несколько разбивают вертикаль и уравновешивают фигурку.

Романовская игрушка прекрасна в своей простоте и лаконичности. Игрушка цвета солнца, просвечивающего сквозь осенние листья, и оттого создаётся впечатление лёгкости. «Глиняная» тяжеловесность уравновешена мягкостью и округлостью объёмов и нарядным декором в виде простых налепов, насечек, элементов гравировки и раскраски в два-три цвета. Почему игрушку всегда делали свистулькой? По древним поверьям свист отпугивает злых духов. Но есть и другая причина: ребёнок, когда играет на свистульке, развивает свои лёгкие…

А начинается всё с куска глины. Мастер садится за работу. Руками скатал глиняный шар, потом, как из теста, сделал лепёшку. Защипывает края – получился большой пельмень, внутри полый, чтоб пространство для звука было. Руками формируется голова с кокошником, хвост с будущим свистком, крылья, и вот уже готов силуэт Сирина – птицы счастья.

…Образ Сирина восходит к древнегреческим сиренам. Это – полуптица-полуженщина, которая зачаровывает людей своим пением. В славянской мифологии, по поверью, чудесная птица является лишь счастливым людям, и только они могут услышать её прекрасное пение. В русском искусстве Сирин и её противоположность – Алконост – это традиционный изобразительный сюжет…

Палочкой мастер делает глазки, рисует узоры на кокошнике и крыльях, отверстие свистка и ещё четыре тональных: каждая игрушка должна играть по-своему. Сюжет Сирина Виктор Маркин ввёл в романовскую игрушку, и он сразу вписался в её контекст. Теперь уже другие мастера берут птицу счастья Маркина как образец.

Среди «романушек» Виктора Васильевича ещё множество разнообразных образов: царственные индюки, петухи с гребнем-полусолнцем, быки с тонкими полосками «инея», утки с целым ожерельем утят и такие сложные композиции, как барыни - «романушки», танцующие медведи, всадники-«казаки».

 

Повторим последовательность лепки глиняной игрушки.   (Слайд)

  Игрушка готова, пора её расписать. Посмотрим на варианты росписи романовской игрушки. (Слайд)

  Ваши расписанные игрушки отправятся на ярмарку. Вы должны постараться выполнить роспись аккуратно, чтобы игрушки всем понравились, чтобы ею любовались, восхищались и даже захотели приобрести.  

  Приступаем к росписи. А чтобы было нам веселее заниматься росписью, я прошу вас, прочитать стихи о тех игрушках, которые вы расписываете.

Учащиеся расписывают игрушку и  читают стихи.

- Уж как я ль мою коровушку люблю!

Сытна пойла я коровушке налью.

Чтоб сыта была коровушка моя,

Чтобы сливочек бурёнушка дала.

- Вместо хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.

Пятачок дырявый,

А крючок вертлявый.

- Вышел козлик погулять.

Стал он прыгать и скакать.

Козлик ножками стучит

По козлиному кричит: «Ме-ме-ме!»

- Почему корова эта

Маленького роста?

Отвечает Вова Свете:

- Очень даже просто,

Это же – ребенок,

Это же – телёнок.

- Привяжу я козлика

К белой берёзке,

Привяжу рогатого

К белой берёзке.

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся.

Белая берёзка,

Стой, не шатайся.

- Жаворонки, жаворонки,

Прилетайте к нам,

Приносите нам

Весну красну,

Красну солнышку,

Теплу гнёздышку!

- Барашеньки – кривороженьки

По горам ходили,

По лесам бродили,

В скрипочку играли,

Ваню потешали.

Ваня-Ваня простота

Купил лошадь без хвоста,

Сел задом наперёд

И поехал в огород.

- Ходит конь по бережку.

Вороной по зеленому.

Он головушкой помахивает,

Черной гривушкой потряхивает,

Золотой уздой побрякивает.

Все колечушки – то бряк, бряк, бряк!

Золотые они – звяк, звяк, звяк!

Учитель Сорокина Г.Л.

  Все потрудились хорошо, молодцы!

Ярмарка продолжается.

Кроме торговли на ярмарке бывают разные развлечения, какие?

(Учащиеся отвечают). 

Смотрим слайды. (Слайд)

А еще на ярмарке устанавливали карусели.

Всем детям хотелось прокатиться на карусели.

(Слайд)

Карусель, карусель,

Ты крутись побыстрей!

Покажи нам ярмарку – Звонкую да яркую,

С песнями да плясками,

Лубочными сказками.

У нас на ярмарке тоже есть карусель. (Слайд)

Вот она с расписными лошадками. Но, чтобы на ней прокатиться, необходимо

разгадать кроссворд «Ярмарка». Каждая буква является началом слова.

Вопросы к кроссворду «Ярмарка»

  1. Как на Руси называли солнце?   (Ярило)

  1. Эту вещь не только украшали вышивкой, но она так же служила людям для вытирания рук и лица.         (Рушник)

  1. Ростом разные подружки,

     Не похожи друг на дружку,

     Все они сидят друг в дружке,

    А всего одна игрушка.               (Матрешка)

  1. Голубенький, чистый

Подснежник – цветок!

А подле сквозистый,

Последний снежок…

                      О каком весеннем месяце пишет поэт А. Майков?   (апрель)

     5. Назовите основную одежду крестьян   (рубаха).

 

     6. Откуда брали воду?   (Колодец)

  1. Какой краской расписывают романовскую игрушку?  (Акварель)

Дети отвечают на вопросы. После каждого правильного ответа на слайде с кроссвордом «Карусель» появляются отгаданные слова.

Учитель Сорокина Г.Л.

  Молодцы, на все вопросы дали правильные ответы. Если бы мы были на настоящей ярмарке, то прокатились бы на карусели. А сейчас я вам ставлю отличные оценки за работу на уроке и роспись глиняных игрушек.  

  Возвращаясь, домой с ярмарки, люди делились своими впечатлениями. Мы, завершая урок, подведем итог проделанной работе. Расскажите, что вам понравилось на уроке, что вы узнали нового о народных традициях, праздниках и промыслах?

 Учащиеся высказываются, делятся впечатлениями об уроке.

Учитель Сорокина Г.Л.

  Завершая урок, мы обращаемся к нашим гостям, которые вместе с нами посетили ярмарку.  (Слайд)

Ученица:

Ой, вы гости дорогие!

У нас игрушки расписные.

Весёлые и яркие –

Примите их в подарки.

Приходите снова к нам,

Рады мы всегда гостям.

                         

Участники семинара берут игрушки на память.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие Культурные традиции русского народа и коренного населения Кемеровской области

Автор/руководитель туристско-краеведческого объединения, педагог дополнительного образования  Коннова Ольга Викторовна, МАОУ ДОД «Дом детского и юношеского туризма и экскурсий», Киселевский...

Развитие общекультурной компетентности через уроки историко-культурного наследия народов Омского Прииртышья.

Осваивать традиционные семейные ценности, в ряду прочих культурных сокровищ народа, помогает курс «ИКННОП».   Курс уроков рассчитан на три года. В течение этого времени дети на живом ф...

«Особо ценные объекты культурного наследия народов России. Пулковская обсерватория». Образовательное путешествие.

Данная работа предлагает маршрут образовательного путешествия по территории Пулковской обсерватории, включающий в себя: входные ворота центрального входа, старое астроно...

Развитие общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа; воспитание эмоциональной отзывчивости, активному отношению к народным художественным традициям.

В данном материале представлены педагогические аспекты формирования общекультурной компетенции младших школьников через приобщение к культурному наследию родного народа....

Фольклорный праздник Масленица как средство приобщения учащихся к культурному наследию мордовского и русского народов

Фольклорный праздник   "Масленица"проведён в МОУ "СОШ №22" г. Саранска во 2 Б классе.Цель: погружение детей в мир традиционной культуры и создание социокультурной среды    посредс...

Воспитание учащихся на культурном наследии и традициях татарского народа

Татарская культура - это дом родной,Это папа, мама рядышком с тобой,И калитка с кленом под твоим окном,Музыка азана льется над селом,И резные ставни, и большой балкон,И крыльцо родное, что зовет нас в...