Урок - открытие по изобразительному искусству "История цвета"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Гуденко Диана Викторовна

Урок - открытие по изобразительному искусству "История цвета" (3 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_tsveta_-_kopiya.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное  образовательное учреждение  города Москвы

«Школа 2065»

Урок – открытие по

изобразительному искусству

«История цвета»

3 класс

 

                                           

                                           Урок подготовила учитель

                               начальных классов

                                             Гуденко Диана Викторовна

                                         

Москва, 2016 год.

                          История цвета

3-й класc.

Цель деятельности учителя

  1. Обобщение известных сведений по теории цвета.
  2.  Ознакомление с дополнительными цветами и их свойствами на примерах живописных произведений выдающихся художников.
  3. Развитие навыков практической работы красками.
  4. Совершенствование графических приёмов работы.
  5. Обоснование ТБ обращения с красками и цветными карандашами путём наглядной демонстрации возникновения новых цветов и привлечения внимания к химическому составу красок и цветных карандашей.  

Планируемые результаты

Предметные – ученики научатся определять пары дополнительных цветов по цветовому кругу, практическим путём определят результат смешивания дополнительных цветов, получат возможность определять и оценивать выразительность контрастных сочетаний в произведениях великих живописцев.

Регулятивные - ученики принимают и сохраняют учебную задачу, соблюдают рекомендован-ный алгоритм действий.

Познавательные - ученики применяют в анализе произведений известные и вновь изученные свойства цветов, формулируют выводы, дают эмоциональную оценку.

Коммуникативные -   ученики участвуют в учебном диалоге, учитывают позицию собеседника, уважают мнение и чувства одноклассников в совместной деятельности.

Личностные ученики выстраивают эмоциональные связи содержания и колористического решения изображенного в картине, интерпретируют замысел художника.

Ход урока

  1. ТБ при работе с красками и цветными карандашами

На отдельном столике стоят: апельсиновый сок, молоко, сода, уксус, мыльный раствор, ёмкость с соком краснокочанной капусты.

Учитель: - В давние времена – в далёком XVI веке, когда правили короли и королевы, жил во Франции король Лидовик XIV. Людовик XIV покровительствовал развитию искусств. Для того чтобы придворные могли совершенствоваться в искусстве танца, Людовик XIV создал Королевскую академию танца, занятия в которой вели лучшие парижские мастера.  В 1669-м последовало открытие еще одного учебного заведения – Королевской музыкальной академии. Впоследствии обе академии объединились, образовав Парижскую оперу, которая существует по сей день. В его замке были созданы целые галереи, украшенные картинами, напоминающими посетителям о самых славных минутах жизни короля.

       В те времена жизнь художника была очень нелегка, ведь каждый новый оттенок краски можно было добыть лишь путём многих опытов и исследований. Сегодня мы с вами тоже попробуем это сделать.

       Возьмём сок  краснокочанной капусты. Какого цвета этот сок?

Ученики: - Фиолетового.

Учитель: -  Давайте понаблюдаем, что будет, если добавить в него апельсиновый сок. Какого цвета он стал?

Ученики: - Красного.

Учитель: - В этой ёмкости смешаем воду, немного соды и потом ложку сока краснокочанной капусты. Что мы видим?

Ученики: - Жидкость синего цвета.

Учитель: - А теперь смешаем сок капусты с уксусом. Какого цвета он стал?

Ученики: - Красного.

Учитель: - Попробуем добавить капустный сок в молоко. Что получилось?

Ученики: - Зелёный цвет (в зависимости от качества молока может получиться зелёный или голубой цвет).

Учитель: - Ну и, наконец, вольём в мыльный раствор немного нашего сока.

Ученики: - Получился синий цвет.  

Учитель: - Какой напрашивается вопрос?

Ученики: - Почему получаются разные цвета.

Учитель: - Секрет в том, что в соке краснокочанной капусты содержатся вещества, которые, попадая в кислую среду (апельсиновый сок, уксус) меняют цвет на красный, а при соединении со щелочной  средой (сода, молоко, мыло) меняют цвет на синий или зелёный.

       Я вам показала, как можно получить синий и красный цвет безвредным способом, путём соединения натуральных природных веществ. Но такая краска быстро испортится, поэтому в массовом производстве чаще используют неорганические химические соединения для получения красителя, которые могут быть вредны вашему здоровью. Эти красители содержатся в ваших красках и грифелях цветных карандашей.

       Давайте подумаем, что нам можно делать с нашими красками?

Ученики: - Красками можно рисовать.

Учитель: - А чего делать не стоит, дабы не причинить вред организму?

Ученики: - Карандаши нельзя грызть и облизывать грифель. (Могут ещё сказать, что нельзя намазывать краску на кожу).

Учитель: - Хорошо.

  1. Повторение пройденного материала

Учитель: - Давайте посмотрим на цветовой круг и вспомним, как получить оранжевый цвет.

Ученики: - Смешать жёлтый и красный.

Учитель: - Молодцы! А как получить зелёный?

Ученики: - Смешать жёлтый и синий.

Учитель: - Умнички! А розовый!?

Ученики: - Смешать красный и белый.

Учитель: - Хорошо! А как получить фиолетовый?

Ученики: - Смешать красный и синий.

Учитель: - Отлично!

  1.  Освоение нового материала

Учитель: - Как вы думаете, какие цвета сегодня нам понадобятся?

Ученики: - Красный и синий.

Учитель: - Правильно. Но не только они… Сейчас мы узнаем ещё один секрет.

В цветовом круге на противоположных концах диаметра находятся цвета, которые называются ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ или ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ.

Необычайно хороши если рядом стоят:

- СИНИЙ и ОРАНЖЕВЫЙ,

- КРАСНЫЙ и ЗЕЛЁНЫЙ

- ЖЁЛТЫЙ и ФИОЛЕТОВЫЙ

Этими сочетаниями цветов восхищались многие художники.

Давайте посмотрим на работу Ван Гога «Дом Винсента в Арле» (Жёлтый дом). Сочетания каких цветов тут преобладают?

Ученики: - Жёлтого и синего.

Учитель: - А вот ещё одна картина Ван Гога «Ночное кафе в Арле». Что замечаем?

Ученики: - Опять сочетание синего и жёлтого, но ещё добавился оранжевый и фиолетовый.

Учитель: - Давайте взглянем на пейзаж Ван Гога «Пшеничное поле с воронами».

Ученики: - Снова сочетание жёлтого и синего.

Учитель: - Какой вывод может сделать относительно творчества Ван Гога?

Ученики: - Ему очень нравилось сочетание синего и жёлтого цвета.

Учитель: - Да, Ван Гог был импрессионистом – это художники, которые наслаждались игрой красок, буйством цвета. Посмотрите, на картине «Пшеничное поле с воронами» можно увидеть и другую пару ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ или ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ цветов.

Ученики: - На тропинке сочетание красного и зелёного.

Учитель: - Молодцы! А вот и ещё одна из известнейших его картин «Ночное кафе».

Ученики: - Тут сочетание красного и зелёного.

Учитель: - Отлично! Но не только Ван Гога привлекали противоположные цвета. Взгляните на работу Клода Моне «Большой канал в Венеции»…

Ученики: - Жёлтый с синим.

Учитель: - Хорошо! Клод Моне тоже был импрессионистом и его поиск идеального цвета иногда заканчивался тем, что один и тот же пейзаж переписывался несколько раз. Посмотрите…

Ученики: - А тут сочетание оранжевого и фиолетового.

Учитель: - Очень хорошо! Перед вами натюрморт. Его написал Сезанн Поль «Натюрморт с красным луком». Какие ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ цвета тут?

Ученики: - Сочетание красного и зелёного.

Учителя: - Умницы! А теперь обратим внимание на работу Поля Гогена «Бретонский мальчик с гусями». Какие сочетания вы найдёте?

Ученики: - Синего и жёлтого, красного и зелёного, фиолетового и оранжевого.

Учитель: - Умнички! Поль Гоген использует все пары ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ или ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ цветов. Посмотрите: «Две бретонки на дороге», «Одинокий дом», «Три хижины».

     Мы с вами сегодня, как Поль Гоген, будем писать пейзаж и использовать две пары ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ цветов. Только наш пейзаж будет городским, а писать его мы будем цветными карандашами.

      У вас на партах лежат заготовки – части большого панно города. Работая в паре со своим товарищем по парте, вам нужно раскрасить свою часть города, используя знания о ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ или ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ цветах. Когда вы закончите, мы соберём общее панно 3«Г» класса.  

Звучат песни: Барбарики «Я рисую этот мир», Анна Петряшева «Мы рисуем»,  Анжелика Варум «Городок». Дети рисуют.

Учитель: - С этим заданием вы справились! Молодцы! Давайте теперь соберём панно.

  1. Подведение итогов

Учитель: - Что нового мы сегодня узнали на уроке?

Ученики: - Мы узнали, что бывают противоположные цвета синий и оранжевый, красный и зелёный, фиолетовый и жёлтый.

Ученики: - Еще мы узнали, что многие художники используют пары этих цветов в своих картинах.

Учитель: - Вам понравились эти картины?

Ученики высказывают свою точку зрения.

Учитель: - О картинах я ваше мнение услышала. А сейчас возьмите сердечки на ваших партах и напишите на них своё впечатление об уроке. Подписывать не нужно.

Дети и гости урока пишут своё мнение об уроке, передают на первую парту.

  1. Домашнее задание

Понаблюдайте, в каких ещё картинах художники использовали ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ цвета.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства «Цвет как средство выражения. Звонкие и глухие цвета».

На уроке обучающиеся познакомятся понятиями «тихие» («глухие») и «звонкие» цвета; откроют для себя взаимосвязь таких понятий, как цвет, настроение и образ...

КОНСПЕКТ урока Изобразительное искусство Чудо-радуга (первый урок темы) Тема Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги.

КОНСПЕКТ урокаИзобразительное искусствоЧудо-радуга (первый урок темы)Тема: Понятие о цвете. Изучение порядка цветов радуги....

Конспект урока изобразительного искусства «Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета» (2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством художественного выражения; формирование знаний о «тихих» и «звонких» цветах; обучение состав...

Конспект урока изобразительного искусства «Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета» (2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством художественного выражения; формирование знаний о «теплых» и «холодных» цветах; обучение сост...

Конспект урока изобразительного искусства "Цвет как средство выражения. Тихие цвета" (2 класс, Школа России)

Конспект урока изобразительного искусстваТема: Цвет как средство выражения. Тихие цветаЦели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятием "тихие цвета"; формирование умений для...

Конспект урока по изобразительному искусству "Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета" (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством художественного выражения; формирование знаний о «тихих» и «звонких» цветах; обучение состав...

Конспект урока изобразительного искусства "Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством художественного выражения; формирование знаний о «тихих» и «звонких» цветах; обучение состав...