Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 6 класса основного общего образования на 2016-2017 учебный год
рабочая программа по изобразительному искусству (изо) на тему

Приходько Наталья Степановна

"Изобразитеьное искусство" для 6 класса под редакцией Б.М, Неменского

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo_6_klass_fgos.doc261 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района» Алтайского края

«РАССМОТРЕНО»                                                                         « РАССМОТРЕНО»                                                  «УТВЕРЖДЕНО»

на методическом совете                                                                      на педагогическом совете                           Директор МКОУ  «Светловская СОШ»

Протокол № 7                                                                       Протокол № 7                                                                          /О.Б.Титова

от «13»        2016 г.                                                                            от «14»  мая 2016 г                                     Приказ №  55 от « 22 »  мая  2016г

.

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 6 класса основного общего образования

на 2016-2017 учебный год

Составитель: Приходько Н.С.

с.Светлое, 2016

1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования,
  • программой курса для 6 класса  под редакцией  Б.М. Неменского  (М.:«Просвещение», 2014),
  • Основной общеобразовательной программой основного общего образования МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района»,
  • Учебным планом МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района» Алтайского края,
  •  Положением о рабочей программе МКОУ «Светловская СОШ Завьяловского района» Алтайского края

2. Место учебного курса в учебном плане

Федеральный базисный учебный план отводит в 6 классе на предметную область «Искусство (изобразительное искусство)» 35 часов (1 час в неделю). Планирование преподавания и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «Изобразительное искусство» для 6 класса под ред. Б.М. Неменского.  

3. Общая характеристика учебного курса.

  Учебный предмет «Изобразительное искусство» объединяет в единую образовательную структуру практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств - живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, изображения в зрелищных и экранных искусствах.

 Содержание курса учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания, коммуникации и профессиональной деятельности в условиях современности.

Содержание предмета «Изобразительное искусство» в основной школе построено по принципу углубленного изучения каждого вида искусства.

   Тема 6-7 класса - «Изобразительное искусство в жизни человека» - посвящена изучению собственно изобразительного искусства. У учащихся формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок и живопись), понимание основ изобразительного языка. Изучая язык искусства, ребёнок сталкивается с его бесконечной изменчивость в истории искусства. Изучая изменение языка искусства, изменения как будто бы внешне, он на самом деле проникает в сложные духовные процессы, происходящие в обществе и культуре.        

  Основная цель школьного предмета «Изобразительное искусство» - развитие визуально-пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры.

Задачи:

  • формирование опыта смыслового и эмоционально - ценностного восприятия визуального образа реальности и произведений искусства;
  • освоение художественной культуры как формы материального выражения в пространственных формах духовных ценностей;
  • формирование понимания эмоционального и ценностного смысла визуально-пространственной формы;
  • развитие творческого опыта как формирование способности к самостоятельным действиям в ситуации неопределенности;
  • формирование активного, заинтересованного отношения к традициям культуры как к смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в ее архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды и понимании красоты человека;
  • развитие способности ориентироваться в мире современной художественной культуры;
  • овладение средствами художественного изображения как способом развития умения видеть реальный мир, как способностью к анализу и структурированию визуального образа, на основе его эмоционально-нравственной оценки;
  • овладение основами культуры практической работы различными художественными материалами и инструментами для эстетической организации и оформления школьной, бытовой и производственной среды.

Основные формы учебной деятельности:

  • практическое художественное творчество посредством овладения художественными материалами,
  • зрительское восприятие произведений искусства,
  •  эстетическое наблюдение окружающего мира,
  • индивидуальное практическое творчество,
  •  коллективная творческая деятельность,
  • диалогичность и сотворчество.

4. Содержание учебного курса

Учебный план

Класс

Объем учебного времени

Раздел

Количество учебного времени

6

35ч

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

Мир наших вещей. Натюрморт

8

Вглядываясь в человека. Портрет

10

Человек и пространство в изобразительном искусстве

9

Итого

35

Содержание программы

«Изобразительное искусство в жизни человека»

      Роль и значение изобразительного искусства в жизни человека. Понятия «художественный образ» и «зримый образ мира». Изменчивость восприятия картины мира. Искусство изображения как способ художественного познания. Культуростроительная роль изобразительного искусства, выражение ценностного отношения к миру через искусство. Изменчивость языка изобразительного искусства как части процесса развития общечеловеческой культуры. Различные уровни восприятия произведений искусства.

      Виды изобразительного искусства и основы его образного языка.  Жанры в изобразительном искусстве. Натюрморт. Пейзаж. Портрет. Восприятие искусства.    Шедевры русского и зарубежного изобразительного искусства.  Индивидуальные и коллективные практические творческие работы.

Виды изобразительного искусства и основы образного языка (8 ч)

Урок 1.                 Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств. Художественные материалы.

Искусство и его виды. Пространственные и временные виды искусства. Пространственные виды искусства и причины деления их на виды. Какое место в нашей жизни занимают разные виды деятельности художника, где мы встречаемся с деятельностью художника.

Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественный материал и художественный изобразительный язык. Художественный материал и художественная техника. Основные скульптурные материалы: особенности их выразительности и применения. Графические материалы и их особенности.

Урок 2.                  Рисунок - основа изобразительного творчества.

Рисунок – основа мастерства художника. Виды рисунка.  Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пространственных искусств.

Урок 3.            Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий.

    Выразительные свойства линии, виды и характер линейных изображений. Условность и образность линейного изображения.

Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании художественного образа. Линейные графические рисунки известных отечественных и зарубежных мастеров.

Урок 4.                   Пятно как средство выражения.  Ритм пятен.

   Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное и светлое. Тональная шкала. Понятие тонального контраста. Резкий контраст и мягкий контраст. Характер поверхности пятна – понятие фактуры. Граница пятна. Композиция листа: ритм пятен, доминирующее пятно. Линия и пятно.

Урок 5.                Цвет. Основы цветоведения.

  Понятие цвета в изобразительном искусстве. Цвет и свет, источник света. Физическая основа цвета и восприятие цвета человеком. Цветовой спектр, радуга. Цветовой круг как наглядный геометрический порядок множества цветов. Три основных цвета. Дополнительный цвет. Основные и составные цвета.

Урок 6.                 Цвет в произведениях живописи.

  Эмоциональное восприятие цвета человеком. Цвет в окружающей нас жизни. Искусство живописи. Понятие цветовых отношений. Цветовой контраст. Понятие теплого и холодного цвета.  Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка.

Урок 7.                  Объемные изображения в скульптуре.

   Скульптура как вид изобразительного искусства. Виды скульптуры и их назначение в жизни людей. Скульптурные памятники, парковая скульптура, камерная скульптура, произведения мелкой пластики. Рельеф, виды рельефа.

Урок 8.                 Основы языка изображения.

    Язык изобразительного искусства, средства художественной выразительности. Художественные материалы и их выразительные возможности.

 Художественное творчество и художественное мастерство.  Художественное восприятие реальности, зрительские умения.

Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч).

Урок 9.                 Реальность и фантазия в творчестве художника.

Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.

Урок 10.        Изображение предметного мира. Натюрморт.

    Многообразие форм изображения мира вещей в разные исторические эпохи. Изображение предметов как знаков характеристики человека, его занятий и положения в обществе. Описательные и знаковые задачи в изображении предметов.

Урок 11.        Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

    Многообразие форм в мире. Понятие пространственной формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические фигуры, которые лежат в основе многообразия форм. Формы простые и сложные.

Урок 12.        Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.

   Плоскость и объем. Изображения трехмерного пространственного мира на плоскости. Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел.  Линейное построение предмета в пространстве. Линия горизонта, точка зрения и точка схода. Правила перспективных сокращений. Изображение окружности в перспективе, ракурс.

Урок 13.        Освещение. Свет и тень.

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Освещение как выразительное средство. Борьба света и тени, светлого и темного как средство построения композиций драматического содержания.

Урок 14.        Натюрморт в графике.

Графическое изображение натюрморта. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорции, движение и покой, случайность и порядок. Выразительность фактуры. Графические материалы, инструменты и художественные техники.

Урок 15.        Цвет в натюрморте.

Цвет в живописи, богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта – ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Урок 16.        Выразительные возможности натюрморта.

Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте мыслей и переживаний художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о себе самих. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт XIX-XX веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника.

Вглядываясь в человека. Портрет (10 ч).

Урок 17.        Образ человека - главная тема искусства

    Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве Древнего Рима, эпохи возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира. Портрет в живописи, графике и скульптуре. Великие художники-портретисты.

Урок 18.        Конструкция головы человека и её пропорции.

Закономерности построения конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.

Урок 19.        Изображение головы человека в пространстве.

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиологических типов. Беседа и рассматривание рисунков мастеров.

Урок20.         Портрет в скульптуре.

   Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусств. Выразительные возможности скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете. Скульптурный портрет литературного героя.

Урок 21.        Графический портретный рисунок.

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение изображения на листе. Линии и пятно. Роль выразительности графического материала.

Урок 22.        Сатирические образы человека.

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж. Изображение дружеского шаржа.

Урок 23.        Образные возможности освещения в портрете.

           Выразительные, преображающие возможности освещения. Роль освещения при создании образа. Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение её восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Урок 24.        Роль цвета в портрете.

Цветовое решение образа в портрете. Эмоциональное воздействие цвета. Соотношение портретного изображения и его фона как важнейшей составляющей образа. Цвет и тон. Цвет и характер освещения. Цвет как выражение настроения, характера и индивидуальности героя портрета.

Урок 25.        Великие портретисты прошлого.

           Нарастание глубины образа человека в истории европейского и русского искусства. Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах.

Урок 26.         Портрет в изобразительном искусстве XX века.

          Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве XX века. Знаменитые мастера европейского искусства (Пикассо, Матисс, Модильяни, Дали и д.р.)

Человек и пространство. Пейзаж (9 ч).

Урок 27.        Жанры в изобразительном искусстве

Жанры в изобразительном искусстве: натюрморт, портрет, пейзаж, бытовой жанр, исторический жанр. Понятие «жанр» в изобразительном искусстве отвечает на вопрос, что изображено. То, что хотел сказать художник называется «содержанием произведения». Пейзаж как образ природы и жанр изобразительного искусства.

Урок 28.         Изображение пространства.

Проблема изображения глубины пространства на плоскости. Способы изображения пространства в различные эпохи. Пространственное изображение предмета и его развитие в искусстве античного мира. Перспектива как одно из художественных средств выражения.

Урок 29.         Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Навыки изображения уходящего вдаль пространства. Схема построения перспективы. Присутствие наблюдателя. Точка зрения. Линия горизонта. Точка схода параллельных линий, пространственные сокращения. Прямая и угловая перспектива. Представления о высоком и низком горизонте. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.

Урок 30.        Пейзаж - большой мир.

Красота природного пространства в истории искусства. Искусство изображения пейзажа в Древнем Китае. Пейзаж как фон и место события в европейском искусстве.

Урок 31.        Пейзаж – настроение. Природа и художник.

Изменчивость состояния природы. Роль освещения в природе. Живопись на природе – пленэр. Состояние в природе и настроение художника, его внутренний мир.

Урок 32.        Пейзаж в русской живописи.

История формирования художественного образа природы в русском искусстве. Образ природы в произведениях А. Васнецова и его учеников.  А. Саврасов. Картина «Грачи прилетели». Этнический образ России в произведениях И. Шишкина. Пейзажная живопись И. Левитана.

Урок 33.        Пейзаж в графике.

Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Самостоятельное художественное значение графического пейзажа. Выразительность графических образов великих мастеров. Средства выразительности в графическом рисунке и многообразие графических техник. Печатная графика и ее роль в развитии культуры.

Урок 34.        Городской пейзаж.

Жанр городского пейзажа и его развитие в истории искусства. Достоверность и фантазия в изображении города во времена готики и Возрождения. Жанр архитектурных фантазий и панорамные городские пейзажи. Появление городского пейзажа в русском искусстве.  

Урок 35.        Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы).

        Обобщение материала учебного года. Роль изобразительного искусства в жизни людей. Деятельный характер восприятия мира художником: умение видеть как результат изобразительной деятельности.

5. Тематический поурочный план

Номер

урока

Тема урока

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

Информационные ресурсы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Виды изобразительного искусства и основы их языка (8часов)

Основы представлений о языке изобразительного искусства.

Все элементы и средства этого языка служат для передачи значимых смыслов, являются изобразительным способом выражения содержания.

Художник, изображая видимый мир, рассказывает о своем восприятии жизни, а зритель при сформированных зрительских умениях понимает произведения искусства через сопереживание его образному содержанию.

1

Изобразительное искусство.    Семья  пластических искусств. Художественные материалы

Уметь объяснять роль изобразительных искусств в повседневной жизни человека, в организации общения людей, в создании среды материального окружения, в развитии культуры и представлений человека о самом себе.

Характеризовать три группы пространственных искусств — изобразительные, конструктивные и декоративные, объяснять их различное назначение в жизни людей.

Ознакомление с видами искусства.

Уметь рассуждать о роли зрителя в жизни искусства, о зрительских умениях, зрительской культуре и творческой активности зрителя.

Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа.

Электронное приложение к учебнику

2

Рисунок- основа изобразительного творчества

Иметь представление о рисунке как о виде художественного творчества.

Различать виды рисунка по их целям и художественным задачам. Овладевать начальными навыками рисунка с натуры.

Овладевать навыками размещения рисунка в листе.

Участвовать в обсуждении выразительности и художественности различных видов рисунков мастеров.

Учиться рассматривать, сравнивать и обобщать пространственные формы.

Овладевать навыками работы графическими материалами.

Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.

3

Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий

Приобретать  представление о выразительных возможностях линии, о линии как выражении эмоций, чувств, впечатлений художника. Рассуждать о характере художественного образа в различных линейных рисунках известных художников. Объяснять, что такое ритм и каково его значение в создании изобразительного образа.

Выбирать характер линий для создания ярких, эмоциональных образов в рисунке.

Овладевать навыками ритмического линейного изображения движения (динамики) и статики (спокойствия).

Привитие любви к произведениям искусства. Овладевать навыками передачи разного эмоционального состояния, различного настроения с помощью ритма и характера линий, штрихов, росчерков и др.

4

Пятно, как средство выражения. Ритм пятен

Овладеть представлениями о пятне как об одном из основных средств изображения.  Осваивать навыки композиционного мышления на основе ритма пятен, ритмической организации плоскости листа.  Овладевать простыми навыками изображения с помощью пятна и тональных отношений.  Практически осуществить на основе ритма тональных пятен собственный художественный замысел, связанный с изображением состояния природы (гроза, туман, солнце).

Развивать аналитические возможности глаза, видения тональных отношений (светлее — темнее).

Прививать любовь к произведениям искусства.

5

Цвет, основы цветоведения.

Знать понятия «основной, составной, дополнительный цвет» и уметь объяснять их значение. Иметь представление о воздействии цвета на человека.  Объяснять значение понятий «цветовой круг», «цветотональная шкала», «насыщенность цвета».

Различать основные и составные, тёплые и холодные, контрастные и дополнительные цвета.  Создавать выразительные образы цветной страны, используя различные возможности цвета

Характеризовать цвет как средство выразительности в живописных произведениях.  Объяснять понятия «цветовые отношения», «тёплые и холодные цвета», «цветовой контраст», «локальный цвет», «сложный цвет».

Иметь представление о физической природе света и восприятии цвета человеком.

Иметь представление о символическом понимании цвета в различных культурах.

Развивать навык колористического восприятия художественных произведений, учиться любоваться красотой цвета в произведениях искусства и в реальной жизни.

Обретать творческий опыт в создании красками цветовых образов с различным эмоциональным звучанием.

Овладевать навыками живописного изображения.

6

Цвет в произведениях живописи.

Электронное приложение к учебнику

7

Объемные изображения в скульптуре.

Называть  виды скульптурных изображений, объяснять  их назначение в жизни людей.

Характеризовать основные скульптурные материалы» и условия их применения в объёмных изображениях.          

Рассуждать о средствах художественной выразительности в скульптурном образе.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

Осваивать простые навыки художественной выразительности в объёмном изображении животных различными материалами (лепка и бумагопластика).

Электронное приложение к учебнику

8

Основы языка изображения (обобщение темы).

Уметь объяснять, почему образуются разные виды искусства, - уметь объяснять, почему изобразительное искусство — это особый образный язык.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Рассказывать о разных художественных материалах и их выразительных свойствах.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Участвовать в выставке работ учащихся по изучаемой теме.

Мир наших вещей. Натюрморт (8 ч)

История развития жанра «натюрморт» в контексте развития художественной культуры.

Натюрморт как отражение мировоззрения художника, живущего в определенное время, и как творческая лаборатория художника.

Особенности выражения содержания натюрморта в графике и живописи.

Художественно выразительные средства изображения предметного мира (композиция, перспектива, форма, объем, свет).

   

9

Реальность и фантазия в творчестве художника.

Рассуждать о роли воображения и фантазии в художественном творчестве и в жизни человека.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Получать представление о различных целях и задачах изображения предметов быта человека в искусстве разных эпох.

Получать представление о разных способах изображения предметов (знаковых, символических, плоских, объёмных и др.) в зависимости от целей художественного изображения.

Приобретать навык плоского силуэтного изображения обычных простых предметов.

Осваивать простые композиционные умения организации плоскости изобразительного натюрморта, ритмической организации листа.

Уметь выделить композиционный центр.

Приобретать навыки художественного изображения способом аппликации.

Понимать, что воображение и фантазия нужны человеку, чтобы строить образ будущего, а также для того, чтобы видеть и понимать окружающую реальность.

Выражать свое личное отношение

10

Изображение предметного мира – натюрморт.

Характеризовать смысл художественного образа как изображение реальности, переживаемой человеком, как выражение значимых для него ценностей и идеалов.

Приобретать эстетические представления о соотношении цветовых пятен и фактур.

11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

  Характеризовать понятие пространственной формы и её геометрических видов, понятие сложной пространственной  формы.

Изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции.

Узнавать основные геометрические фигуры и геометрические.

Уметь выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Уметь аккуратно и терпеливо выполнять сложную работу.

12

Изображение объема на плоскости и линейная перспектива

  Приобретать представление о разных способах и задачах изображения в различные эпохи.

Учиться строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы.

Определять понятия «линия горизонта», «точка зрения», «точка схода», «вспомогательные линии», «взгляд сверху, снизу, сбоку», а также использовать их в рисунке.

Объяснять и осуществлять перспективные сокращения при изображении предметов.

Объяснять связь между новым представлением о человеке в эпоху Возрождения и задачами художественного познания и изображения явлений реального мира.

Анализировать результаты собственной художественной деятельности

13

 Освещение. Свет и тень.

Характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объёма предметов и глубины пространства.  Углублять представления об изображении борьбы света тени как средстве драматизации содержания произведения организации композиции картины.  Осваивать  в рисунке основные правила объёмного изображения предмета.

Характеризовать роль освещения в построении содержания этих произведений.

Знакомиться с натюрмортами западноевропейского искусства XVII-XVII вв. Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи

14

Натюрморт  в графике.

Осваивать первичные умения графического изображения натюрморта с натуры или по представлению.

Получать представление о различных графических техниках. Понимать и объяснять, что такое гравюра, каковы её виды, а также особенности печатной графики. Приобретать опыт восприятия графических произведений, выполненных в различных техниках известными мастерами. Приобретать умения и творческий опыт выполнения гравюры наклейками на картоне и получения оттисков.

Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

15

Цвет в натюрморте.

Приобретать представление о новом понимании выразительных возможностей цвета в изобразительном искусстве XIX—XX вв.

Характеризовать колористический образ, выразительные возможности цвета в натюрмортах известных художников. Овладевать простыми навыками создания изобразительной композиции в технике монотипии.

Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Развивать творческие способности, экспериментируя, исследуя выразительные возможности цвета.

16

Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).

Узнавать историю развития натюрморта. Овладевать простыми навыками изображения предметов. Приобретать опыт работы различными художественными материалами, овладевать их выразительными возможностями. Понимать значение отечественной школы натюрморта в мировой художественной культуре.

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Развивать наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий мир.

Вглядываясь в человека. Портрет (12 ч)

Приобщение учащихся к культурному наследию человечества через знакомство с искусством портрета разных эпох.

Содержание портрета — интерес к личности, наделённой индивидуальными качествами. Сходство внешнее и внутреннее.

Художественно-выразительные средства создания портрета.

Портрет как способ наблюдения человека и понимания его.

17

Образ человека - главная тема в искусстве

Знакомиться с великими портретными произведениями разных эпох и получать представление о месте и значении портретного образа человека в искусстве.

Получать представление об изменчивости образа человека в истории.

Получать представление об истории портрета в русском искусстве, узнавать имена великих художников-портретистов. Понимать, что портрет не только запечатлевает внешнее сходство с портретируемым, но и выражает идеалы эпохи и авторскую позицию художника.

Учиться различать виды портрета, парадный и лирический портрет.

Уметь работать индивидуально и в группе.

Развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

 Рассказывать о своих художественных впечатлениях.

18

Конструкция головы человека и её основные пропорции

  Приобретать представление о конструкции, пластическом строении головы человека и пропорциях лица

Понимать роль пропорций в выражении характера модели и отражении замысла художника. Овладевать первичными навыками изображения головы человека.

Приобретать новые навыки изображения в рисунке и средствами аппликации.

Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Формировать целостное мировоззрение, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

19

Изображение головы человека в пространстве.

Получать представление о способах объёмного изображения головы человека. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств рисунков мастеров портретного жанра.

Получать представление о бесконечности индивидуальных особенностей при общих закономерностях строения головы человека. Учиться видеть особенности лиц разных людей. Выполнять наброски и зарисовки головы человека.

Уметь находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанно и ответственно относиться к собственным поступкам.

20

Портрет в скульптуре

Знакомиться с портретными изображениями, созданными великими мастерами скульптуры, приобретать опыт восприятия скульптурного портрета. Приобретать знания о великих русских скульпторах-портретистах.

Получать представление о выразительных средствах скульптурного образа. Приобретать творческий опыт нового видения индивидуальности человека. Приобретать опыт и навыки лепки портретного изображения человека.  

Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи

21

Графический портретный рисунок

Приобретать интерес к изображению человека как способу понимания и видения окружающих людей.

Развивать художественное видение, наблюдательность, умение замечать индивидуальные особенности и характер человека. Приобретать представление о различных графических портретах мастеров разных эпох, о разнообразии выразительных графических средств.

Выполнять наброски и зарисовки близких людей, учиться передавать индивидуальные особенности человека в портрете. Овладевать новыми умениями в рисунке.

Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

22

Сатирические образы человека

Получать представление о жанре сатирического рисунка и его задачах.

Учиться рассуждать о задачах художественного преувеличения, о соотношении правды и вымысла в художественном изображении. Учиться видеть индивидуальный характер человека, творчески искать средства выразительности для его изображения.

Приобретать навыки рисунка, видения и понимания пропорций, использования линии и пятна как средств выразительности при изображении человека.

Уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Формировать целостное мировоззрение, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

23

Образные возможности освещения в портрете.

Приобретать знания о выразительных возможностях освещения при создании художественного образа. Учиться видеть и характеризовать различное эмоциональное звучание образа при разном источнике и характере освещения. Различать освещение «по свету, против света, свет сбоку.

Характеризовать освещение в произведениях искусства, а также его эмоциональное и смысловое воздействие на зрителя. Овладевать опытом наблюдения и визуальной культурой — культурой восприятия реальности и произведений искусства. Учиться создавать (по представлению) два портретных изображения (материал и техника — по выбору).

Владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи.

24

Роль цвета в портрете

25

Великие портретисты прошлого.

Называть и узнавать несколько портретов великих мастеров русского и западноевропейского искусства.

Понимать значение творчества великих портретистов для характеристики эпохи и её духовных ценностей. Рассказывать об истории жанра портрета как о последовательности изменений представлений о человеке и как выражение духовных ценностей эпохи

Рассуждать о соотношении личности портретируемого и авторской позиции художника. Приобретать творческий опыт и новые умения в наблюдении и создании композиционного портретного образа близкого человека (или автопортрета). Получать представление о задачах изображения человека в европейском искусстве XX века, запоминать имена известных мастеров.

Получать представление о развитии портрета в отечественном искусстве XX века. Приводить примеры известных картин-портретов отечественных художников, уметь рассказывать об их содержании и композиционных средствах его выражения.

Интересоваться современным изобразительным искусством.

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанно и ответственно относиться к собственным поступкам.

Электронное приложение к учебнику, материалы к учебнику, тренажёры

26

Портрет в изобразительном искусстве XX века

Человек и пространство. Пейзаж  (9 ч)

Жанры в изобразительном искусстве.

Жанр пейзажа как изображение пространства, как отражение впечатлений и переживаний художника.

Историческое развитие жанра. Основные вехи в развитии жанра пейзажа.

Образ природы в изображениях русских и зарубежных художников-пейзажистов.

Виды пейзажей.

Особенности образно-выразительного языка пейзажа. Мотив пейзажа. Точка зрения и линии горизонта.

 Линейная и воздушная перспективы. Пейзаж настроения.

27

Жанры в изобразительном искусстве

Понимать разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения. Уметь объяснять, почему изучение развития жанров в изобразительном искусстве даёт возможность увидеть изменения в видении мира и ценностной системы в культуре. Уметь рассуждать о том, как, изучая историю изобразительного жанра, мы расширяем рамки собственных представлений о жизни, свой личный жизненный опыт.

Уметь находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов.

Формировать нравственные чувства и нравственное поведение, осознанно и ответственно относиться к собственным поступкам.

28

Изображение пространства

Получать представление о различных способах изображения пространства, о перспективе как средстве выразительности в изобразительном искусстве. Рассуждать о разных способах перспективы как выражении различных мировоззренческих смыслов в искусстве.

Различать в произведениях искусства различные способы изображения пространства. Наблюдать и воспринимать пространственные сокращения уходящих вдаль предметов.

Приобретать навыки изображения перспективных сокращений, делая зарисовки наблюдаемого пространства.

Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи

29

Правила построения перспективы. Воздушная перспектива.

Объяснять понятия: картинная плоскость, точка зрения, линия горизонта, точка схода, вспомогательные линии. Различать высокий и низкий горизонт и характеризовать его как средство выразительности в произведениях изобразительного искусства. Объяснять правила воздушной перспективы.

Приобретать простые навыки изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы.

Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Формировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности.

30

Пейзаж - большой мир.

Приобретать знания о создании эпического и романтического образов природы художниками западноевропейского и русского искусства. Учиться различать и характеризовать эпический и романтический образы в пейзажных произведениях (живопись, графика).

Творчески рассуждать, опираясь на полученные представления и своё восприятие, о средствах создания художником эпического и романтического образов в пейзаже;

Экспериментировать на основе правил линейной и воздушной перспективы в процессе изображения большого природного пространства. Получать представление о развитии понимания красоты природы и новых средствах выразительности в живописи XIX в.

Характеризовать особенности направлений «импрессионизм» и «постимпрессионизм». Учиться видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе. Приобретать творческий опыт колористического видения и создания живописного образа природы (в котором выражены эмоциональные переживания человека).

Уметь организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками

Уметь работать индивидуально и в группе.

Развивать моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

 

Рассказывать о своих художественных впечатлениях.

31

Пейзаж настроения. Природа и художник

32

 Пейзаж в русской живописи.

Получать представление об истории развития жанра пейзажа в русской живописи. Называть имена великих русских живописцев и узнавать известные картины А. Г. Венецианова, А. К. Саврасова, И. И. Шишкина, И. И. Левитана. Характеризовать особенности понимания красоты отечественной природы в творчестве И. И. Шишкина, И. И. Левитана. Приобретать умения и творческий опыт в процессе создания живописного образа пейзажа своей Родины.

Уметь соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Уметь рассуждать о значении образа отечественного пейзажа для развития чувства Родины.

Принимать посильное участие в сохранении памятников российской культуры.

33

Пейзаж в графике.

Получать представление о произведениях графического пейзажа в отечественном и западноевропейской искусстве. Уметь рассуждать о своих впечатлениях и средствах выразительности произведений пейзажной графики, об образных возможностях различных графических техник. Приобретать навыки рисунка и композиции в процессе создания пейзажных зарисовок.

Уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Приобретать навыки наблюдательности, поэтического видения окружающего мира путём создания графических зарисовок.

34

 Городской пейзаж.

Уметь рассуждать о месте и значении изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни каждого человека. Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения, т. е. художественного образа. Объяснять творческий и деятельностный характер процесса восприятия произведений искусства. Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года.

Уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Участвовать в обсуждении творческих индивидуальных и коллективных работ учащихся, проектов, выполненных в учебном году.

Участвовать в дискуссиях по теме учебного года.

35

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл (обобщение темы).

Уметь рассуждать о месте изобразительного искусства в культуре, в жизни общества, в жизни каждого человека. Получать представление о взаимосвязи реальной действительности и её художественного изображения, т. е. художественного образа.

Объяснять творческий и деятельностный характер процесса восприятия произведений искусства.

Узнавать и называть авторов известных произведений, с которыми познакомились в течение учебного года.

Уметь формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Участвовать в дискуссиях по теме учебного года.

Участвовать в обсуждении творческих индивидуальных и коллективных работ учащихся, проектов, выполненных в учебном году.

        

6. Результаты освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»  учащимися 6 класса

     

      Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

      Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

        Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
  • приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Планируемые результаты

По окончании курса изучения предмета учащийся 6 класса

   должны знать:

  • о месте и значении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
  • о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представления о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
  • о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
  • основные виды и жанры изобразительных искусств;
  • иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
  • ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
  • особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
  • основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве: линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива;
  • о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
  • о разных художественных материалах, художественных техниках и их значении в создании художественного образа.

должны уметь:

  • пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
  • видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
  • видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
  • создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
  • активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.

7.  Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Кол-во

Примечания

Учебно-методическое обеспечение

1.

2.

Рабочая программа. Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под ред. В. М. Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций - М.: Просвещение, 2014г

Учебник. Л.А. Неменская   «Изобразительное искусство» 6 класс.  «Искусство в жизни человека» /  Под редакцией Б.М.Неменского: Москва, «Просвещение», 2013

1

6

  Печатные пособия

1

2

3

4

-Репродукции картин  художников.

-Портреты русских художников

-Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

-Схемы по правилам рисования предметов, растений, птиц, человека

Комплект портретов ( альбом по искусству)

Таблицы, схемы представлены в демонстрационном виде и на электронном носителе

Экранно-звуковые пособия

1

-Аудиозаписи по музыке 5,6,7 класс, литературные произведения

DVD-фильмы: художественные музеи- Эрмитаж, творчество отдельных художников - Леонардо Да Винчи; Казимир Малевич «Преображение»; и тд.

Компакт диски по разделам для каждого класса

Технические средства обучения

  1

  2

- Компьютер, мультимедийный  проектор

-Экран навесной

Размер 1,50-1,50

Цифровые и электронные образовательные ресурсы

1

-Презентации на СD или DVD-дисках: по видам изобразительных искусств; по жанрам изобразительных искусств; по памятникам архитектуры России и мира; по стилям и направлениям в искусстве; по народным промыслам; по декоративно-прикладному искусству; по творчеству художников

Компакт диски по разделам для каждого класса

 

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

1

2

3

4

5

6

7

8

9

-Краски акварельные

-краски гуашевые

-бумага цветная

-восковые мелки, пастель, сангина, уголь

-кисти беличьи

-емкости для воды

-пластилин

-клей

-ножницы

Натуральные объекты

1

- Ракушки, коралл, шишки, орехи и тд.

        Демонстрационные пособия

1

2

-Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.

-Детские работы как примеры выполнения творческих заданий.

7.9 натуральный фонд

1

2

3

4

5

6

7

8

-Муляжи фруктов (комплект)  для рисования

-Муляжи овощей

-Гипсовые геометрические тела (конус, шар, цилиндр, призма)

-Изделия декоративно-прикладного искусства

-Капитель

-Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

-Предметы быта (кофейники, бидоны, самовар и др.)

-Предметы для натурной постановки (кувшины, гипсовые и керамические вазы и др.).

       

        Лист корректировки рабочей программы

Дата урока по плану

Дата проведения по факту

Содержание корректировки (тема урока)

Обоснование проведения корректировки

Реквизиты документа

 (дата и № приказа)