Рабочая программа по ИЗО ( 2 класс)
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Кротенко Ирина Леонидовна

Рабочая программа по ИЗО ( 2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_2kl_izo.doc142 КБ
Файл poyasnitelnaya_zapiska_281kl.-4kl.29.docx37.66 КБ
Файл rabochaya_programm_po_izo_2_1.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование 2 класс

Тема урока

Кол-во часов

Планируемый предметный результат

Планируемая деятельность (как результат)

Вид контроля/

измерители

Дата проведения

Дата проведения по факту

I четверть «Чем и как работают художники» 9 часов

1.

Три основные

краски,

строящие

Многоцветье

мира.

1

Воспитание любви к природе. Развитие понятия о красоте и многообразии цвета в природе. Любование красотой цветов.

Понятие о трёх основных цветах, получение из них новых цветов свободным смешиванием. Изображение головок цветов и листьев, бабочек.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

С/работа

06.09

2.

Пять красок -всё богатство цвета и тона.

1

Эстетическое восприятие красоты разных состояний природы. Получение раз белённых или замутнённых цветов.

Изображение природных стихий - грозы, бури, дождя, тумана, солнечного дня - на больших листах бумаги крупными кистями без предварительного рисунка.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

С/работа

13.09

3.

Возможнос-ти цветных мелков, пастели.

1

Наблюдение красоты осенней природы. Освоение пространства по наблюдению: ближе-больше, дальше-меньше.

Золотая осень в лесу. Рисование торцом мелка, плашмя; наложение цвета на цвет. Заполнение всего листа рисунком при интенсивном цвете. Элементарные приёмы работы восковыми мелками, пастелью.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

С/работа

20.09

4.

Выразитель-ные

Возможнос-ти

аппликации.

1

Любование красотой

осенней листвы,

многообразием форм.

Понятие о декоративной

композиции из листьев.

Декоративный коврик из листьев. Свободное вырезание ножницами листьев. Коллективная работа над панно «Осень».

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

С/работа

27.09

5.

Выразитель-ные

Возможнос-ти

Графиче-

ских

материалов.

1

Развитие эмоционального

восприятия красоты линий

в природе. Элементарное

понятие о графике.

Знакомство с

разнообразием и  интенсивностью линий

штрихов, пятен, точек, в

графике.

Изображение глубины пространства по наблюдению. Поздняя осень. Зарисовка леса глубокой осенью.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

С/работа

04.10

6.

Выразитель-ность

Скульптур-ных

материалов.

1

Привлечение внимания к

миру животных.

Отношение человека к

животным, их характеру,

повадкам, выразительности

поз.

Зверята. Домашние животные. Понятие о разных скульптурных материалах их свойствах. Показ приёмов работы из целого куска отсечением лишнего,

наращиванием материала. Лепка животного.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

С/работа

11.10

7.

8.

Выразительные возможнос-ти бумаги.

2

Знакомство с

многообразием и

выразительностью форм,

построек сгибанием,

разрезанием, складыванием

бумаги.

Игровая площадка. Работа по воображению. Выполнение коллективной работы в технике «коллаж».

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

2 четверть

С/работа

18.10

25.10

9.

Для художника любой материал может стать выразитель-ным.

1

Создавать образ, по заданию; обобщать пройденный материал, обсуждать работы, оценивать собственную художественную деятельность.

Слайды, фото украшенного города, аппликации из засушенных растений. Д. Шостакович. Праздничная увертюра.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

С/работа

08.11

 «Реальность и фантазия» 7 часов

10.

Изображе-ние и

реальность.

1

Понятие об окружающей

действительности как об

источнике вдохновения,

Наблюдение природы и

человека. Знакомство с

простейшими

пропорциями фигуры

человека, динамикой

движения.

Мы играем. Зарядка. Зарисовка после наблюдения в присутствии натуры, по памяти, по впечатлению фигуры человека.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

С/работа

15.11

11.

Изображе-ние и

фантазия.

1

Развитие фантазии на

основе реальности.

Соединение разных частей

животных, растений в

одном существе.

Рисуем фантастическое животное. Фантазия в русских изразцах, каменной резьбе. Изображение сказочных животных и птиц путём соединения воедино элементов разных животных, и даже растений (сказочные персонажи: драконы, кентавры и др.)

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

С/работа

22.11

12.

Украшение и реальность.

1

Развитие

наблюдательности. Восхищение красотой природы в разных её проявлениях.

Паутинки или ветки с росой. Природа - источник вдохновения и мудрый учитель. Освоение графической техники.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

С/работа

.

29.11

13.

Украшение и фантазия.

1

Развитие фантазии. Наблюдение красоты природы, умение переработать её на основе фантазии.

Воротник. Подзор. Кокошник. Создание украшения в графической технике. Знакомство с народным творчеством, вышивкой, кружевом.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

С/работа

.

06.12

14.

Постройка и реальность.

1

Понятие о многообразии конструктивных форм в природе: раковины, соты, черепахи, стручки.

Подводный мир. Медузы, водоросли, рыбки и др. Постройка как вид художественной деятельности. Конструирование на основе конуса, цилиндра. Освоение элементарных приемов работы с бумагой.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

С/работа

.

13.12

15.

Постройка и

фантазия.

1

Развитие фантазии при

создании построек на

основе конусов, спиралей,

гармоник. Освоение

коллективных форм

работы. Выполнение

детьми одной двух

построек.

Фантастический город. Знакомство со способом преобразования бумаги. Компоновка построек на плоскости.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

С/работа

.

20.12

16.

Украшение и

Постройки

всегда

работают

вместе

(обобще-ние темы)

1

Закрепление понятия о

том, что Художник учится

у природы в любом виде

деятельности и развивает

свою фантазию.

Ёлочные игрушки. Конструирование бумажных игрушек на основе уже знакомых приёмов преобразования бумаги. Коллективная работа.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

С/работа

Коллектив-

ная работа

«О чём говорит искусство» 11 часов

17.

Изображе- ние

природы в

разных

состояниях.

1

Эмоциональное

восприятие природы во

всех её состояниях.

Возможности разных видов искусства в изображении природы.

Море бурное, ласковое. Создание образа природы: неспокойное море, сердитые волны, радостный прибой. Изображение контрастов. Освоение техники работы гуашью.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

С/работа

18.

Выражение

характера в

изображе-нии

животных.

1

Отношение художника к

миру животных. Средства

художественного выражения: поза, детали выразительности

движений.

Животные в выразительной позе.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

С/работа

19.

Образ человека

и его характер

в изображе-нии.

Женский

образ.

1

Развитие внимания по

отношению к человеку.

Изображение характера

человека: понятие

доброты, нежности или

коварства, злости.

Изображение противоположных по характеру сказочных образов ( Царевна- Лебедь и баба Бабариха; Золушка и Мачеха и др.) Знакомство с элементарными пропорциями лица. Изображение сказочного персонажа с ярко выраженным характером. Выразительность глаз, волос.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы,  нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

С/работа

20.

Мужской

образ.

1

Понимание положительного и

отрицательного образа

литературного персонажа.

Освоение элементарных

пропорций лица.

Трехмерность объёмных

изображений, выразительность поз.

Образ доброго богатыря или сказочного персонажа. Синьор Помидор, Чиполино и др.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

С/работа

21.

22.

Выражение

характера

человека через

украшения.

2

Эстетическое восприятие

характера украшений и их

выразительность.

Декоративность локальных

цветов, характер линий.

Стилизация животных и  растительных форм.

Щиты разных воинов, воротники-оплечья. Украшения доспехов воинов или частей одежды.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

С/работа

23.

24.

Выражение

намерений

через

конструк-ции и

украшение.

2

Развитие образного

восприятия мира через

конструкции и украшение

древних кораблей.

Конструкция, декор как

выражение

принадлежности.

Украшение парусов, Два флота. Роль орнамента и животных-символов в выразительности украшений. Конструирование и украшение кораблей.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая восполняя недостающие компоненты.

С/работа

25.

26.

27.

Образ здания и его назначение.

3

Развитие чувства

пропорциональности и

меры. Художественный

образ конструкции и

постройки. Связь

назначения постройки с

характером и образом

жизни человека (изящное,

светлое здание, мрачная

постройка.) Освоение

способов конструирования

из бумаги, гофрированного

картона. Выставка работ.

Терем царевны. Башни Кощея (панно).

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

С/работа

IV четверть «Как говорит искусство» 7 часов

28.

Цвет как

средство

выражения.

Теплые и

холодные

цвета.

1

Развитие эмоционального

восприятия цвета. Понятие

о цвете как средстве выражения: холодные и тёплые, контрастные цвета, сближенные цвета.

Костёр днём и ночью. Перо жар-птицы. Упражнения по цвету, наброски кистью (приёмы работы) (чистые цвета и их смеси).      

УУД:                                                                                        

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

С/работа

29.

Глухие и

звонкие цвета.

1

Продолжение формирования чувства цвета.

Весенняя земля. Небо с облаками. Понятие о цвете как средстве выражения: звонкие и глухие цвета. Понятие о нежных, мрачных, ласковых, грустных цветах, о выразительности цвета в природе.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

С/работа

30.

Линия как

средство

выражения.

1

Эмоциональное восприятие природы через характер линий,  многообразие линий в природе.

Рисуем веточки. Понятие о нежных, мощных, корявых, плавных линий в природе.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

С/работа

31.

Ритм линий.

1

Развитие внимания к красоте природы весной. Ритмическая организация листа.

Весенние ручьи.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем  творческого характера.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

С/работа

32.

Ритм пятен как

средство

выражения

1

Развитие чувства

ритмичности и

композиционного

единства. Композиционное

значение ритма пятен.

Полёт птиц. Ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая восполняя недостающие компоненты.

С/работа

33.

Цвет, линия,

ритм,

компози-ция- как средства

художест-венного выражения.

1

Продолжение развития

Эмоционального восприятия природы. Понятие о многообразии средств выразительности, их слиянии, как художественной речи.

Роль цвета, ритма, характера в создании композиции. Весна, шум птиц. Создание коллективного панно на подмалёвке. Зарисовка веток деревьев и наклеивание вырезанных птиц.

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

С/работа

Коллективная работа

34.

Характер и

ритм объёмов.

1

Развитие понятий

пропорциональности

построек. Конструирование разных по форме, назначению

зданий. Развитие

наблюдательности для

определения пропорций

соотношений объёмов.

Новый город. Выполнение коллективной работы «Мой город», «Моя улица».

УУД:

ВПШ

Адекватная мотивация учебной деятельности, учебные и познавательные мотивы, нравственно-этическая ориентация.

Способность принимать и сохранять учебную цель и задачу.

Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого характера.

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных,  несущественных).

Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая восполняя недостающие компоненты.

С/работа

Коллективная работа



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка Статус документа

Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство и художественный труд» разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, программы Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Структура документа

Рабочая программа включает разделы:

  1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; особенности класса, основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу; список литературы.
  2. Матрицу содержания программы.
  3. Тематическое планирование.
  4. Приложения (методическое сопровождение, КИМы и пр.)

Общая характеристика учебного предмета

           Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

             Рабочая программа по изобразительному искусству разработана с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задач формирования у младшего школьника эстетического отношения к миру, развития творческого потенциала и коммуникативных способностей.

Уникальность и значимость изобразительного искусства в начальной школе определяются нацеленностью на активизацию и укрепление правополушарных процессов, происходящих в формирующемся сознании ребенка: развитие визуального, синтетического, образного, пространственного, основанного на связях мышления, интуиции, одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания: способности к парадоксальным выводам, к познанию мира через эмоции и метафорический синтез.

Совместно с остальными предметами учебной программы, ориентированными в основном на развитие рационально-логического типа мышления, изобразительное искусство обеспечивает становление целостного мышления ребенка. Поскольку современные условия требуют от растущего человека освоения основ информационной грамотности, при работе над индивидуальными или коллективными проектами в содержание программы включены задания на развитие информационной графической грамотности учащихся.

В контексте предмета «Изобразительное искусство и художественный труд» освоение информационной грамотности предполагает поиск, обработку, организацию информации, связанной с явлениями культуры и искусства, а также действия по созданию своих информационных объектов: открытки, обложки книги (сочинения, доклада), пригласительного билета, визитной карточки, плаката или афиши.

Овладение младшими школьниками основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут при изучении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут необходимыми для применения в жизни и обучения в старших классах общеобразовательных учреждений.

Основные содержательные линии

Интеграция предметов «Изобразительное искусство» и «Технология» позволит освоить содержания блока технологии художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно-образное воплощение идеи.

Учебный материал представлен блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Воображаем и фантазируем», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». Внутри каждого блока включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно-творческой деятельности, содержание которого вынесено отдельным блоком, но фактически входит в каждый блок. Такое построение программы позволяет создавать модель курса изобразительного искусства, в соответствии с логикой учебно-методического комплекта по программе Б. М. Неменского: 1 класс - Ты изображаешь, украшаешь, строишь, 2 класс - Искусство и ты, 3 класс - Искусство вокруг нас, 4 класс - Каждый народ - художник.

Цели обучения

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Цели курса:

  • развитие личности учащихся средствами искусства:
  • получение эмоционально-ценностного опыта, выраженного в произведениях искусства, и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи изучения курса в контексте основных педагогических задач образования:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран:
  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности; совершенствование эстетического вкуса, умения работать разными художественными материалами.

Место предмета в базисном учебном плане

            В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 134 ч. Если изучается интегрированный вариант учебного предмета — художественный труд как объединение изобразительного искусства и технологии, то на его изучение отводится 2 ч в неделю, всего 262 ч.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

           Развивающий потенциал этого предмета связан с формированием личностных, познавательных, регулятивных действий. Моделирующий характер изобразительной деятельности создаёт условия для формирования общеучебных действий, замещения и моделирования в продуктивной деятельности учащихся явлений и объектов природного и социокультурного мира. Такое моделирование является основой развития познания ребёнком мира и способствует формированию логических операций сравнения, установления тождества и различий, аналогий, причинно-следственных связей и отношений.

При создании продукта изобразительной деятельности особые требования предъявляются к регулятивным действиям — целеполаганию как формированию замысла, планированию и организации действий в соответствии с целью, умению контролировать соответствие выполняемых действий способу, внесению корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

В сфере личностных действий приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов обеспечивают формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, новой системы мотивов, включая мотивы творческого самовыражения, способствуют развитию позитивной самооценки и самоуважения учащихся.

Результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты:

  • В ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни:
  • В познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира: умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
  • В трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование): стремление использовать умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты:

  • Умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн,                скульптура и др.).
  • Желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • Активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, русский язык и др.)
  • Обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
  • Формирование мотиваций и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • Формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты:

  • В познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведении искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественном музее Читы;
  • В ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности: умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
  • В коммуникативной сфере - способность вызывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
  • В трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Содержание программы

Учимся у природы

Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.

Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Разнообразие декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т. д. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы. ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (А.К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, И. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог).

Основы художественного языка.

Композиция (понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания).

Начальные представления о цветоведении: основные и составные, теплые и холодные цвета; смешение цветов с черной и белой красками.

Наблюдение разнообразия природных форм и их отражение в искусстве. Связь формы и характера. Пропорции фигуры человека и тел животных.

Воображаем и фантазируем.

Перенос художественных образов с одного вида искусства на другой. Сказочные образы в природе и в искусстве (сказки, мифы). Художественное воображение и художественная фантазия. Получение фантастических образов путем трансформации природных форм в изобразительной деятельности. Сказочные образы в живописи, скульптуре, архитектуре, декоративно-прикладном искусстве, в книжной графике (В.М. Васнецов, И.Я. Билибин, Т.А. Маврина и др.). Различные версии образов хорошо знакомых сказочных героев в разных искусствах. Выполнение заданий на развитие художественно-образного, ассоциативного мышления. Выбор художественных материалов и средств для создания выразительных образов. Приобретение опыта переноса образов художественной формы с одного искусства на другое. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта

Основы художественного языка.

Композиция (понятия: главное — второстепенное, большое — маленькое, плоскостная декоративная композиция).

Начальные представления о цветоведении: гармония и контраст цветов: сближенная и контрастная цветовая гамма.

Форма. Наблюдение разнообразия природных форм и их отражение в искусстве. Стилизация форм. Связь формы и характера. Пропорции. Соотношение целого и частей.

Учимся на традициях своего народа.

Значение изобразительного искусства в национальной культуре.

Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. Синтетичный характер народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма: музыка, песни, хороводы: былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях (А. Г. Венецианов, В. М. Васнецов, М. А. Врубель). Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство.

Основы художественного языка.

Композиция. Знакомство с возможностями композиции (в вертикальном и горизонтальном формате). Равновесие в композиции. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции. Ритм в орнаменте.

Цвет. Декоративно-символическая роль цвета в декоративно-прикладном искусстве. Объем. Использование контраста крупных и мелких форм в объеме. Приобщаемся к культуре народов мира.

Взаимосвязь народного искусства с традициями народа и окружающей природой. Развитие представлений о роли изобразительного искусства в общечеловеческой культуре.

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и разные эпохи (например. Древняя                Греция, средневековая Европа и Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта.

Основы художественного языка: композиция, цвет, объем, пропорции, ритм, форма.

Основы художественного языка.

Композиция. Общность образа композиции в архитектуре и внешнем виде человека. Ритм в архитектуре, одежде, орнаменте.

Цвет. Цветовая гармония природы, архитектуры, человека в одежде своего времени.

Объем. Использование контраста крупных и мелких, длинных и высоких, округлых и острых форм в объеме. Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.

Передача настроения в творческой работе (в живописи, графике, скульптуре, декоративно-прикладном искусстве, художественном конструировании) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.

Выражение своего отношения к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу

             В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образованию обучающихся:

  • будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
  • начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
  • сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности-способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;

•        появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность:

  • установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.

Обучающиеся:

  • овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
  • смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
  • научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
  • получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
  • смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.

Восприятие искусства и виды художественной деятельности

Выпускник научится:

  • различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
  • эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественно-образного языка;
  • узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т.д.) окружающего мира и жизненных явлений»
  • приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
  • видеть проявления художественной культуры вокруг (музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре);
  • высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

            Азбука искусства. Как говорит искусство?

Выпускник научится:

  • создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
  • использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
  • различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
  • создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
  • наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

  • пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
  • моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
  • выполнять простые рисунки орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

            Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?

Выпускник научится:

  • осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
  • выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;
  • передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

  • видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
  • понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
  • изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним своё отношение;
  • изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.

Литература

Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь: Учебник для 1 класса начальной школы.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» для  2 а класса на 2016 – 2017 учебный год разработана на основе требований ФГОС начального общего образования к разделам и к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; программы формирования универсальных учебных действий МОУ СОШ  6 г.Жуковский, на основе авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство».

Общая характеристика учебного предмета «Изобразительное искусство»

Главная цель художественного образования – формирование духовной культуры личности, приобщение к общечеловеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием.

Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе достигает этой цели с помощью специальных средств – содержания, форм и методов обучения, соответствующих содержанию и формам самого искусства.

         В содержание предмета эстетическое восприятие действительности и искусства, художественная  практическая деятельность учащихся.

                                    Задачи программы.

  1. Овладение уч-ся знаниями элементарных основ реалистического рисунка: формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению;
  2. Ознакомление  с особенностями работы в области декоративно – прикладного и народного искусства, лепки, аппликации.
  3. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства (понимания прекрасного);
  4. Воспитание интереса и любви к искусству.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом  на изучение окружающего мира отводится  1 час в неделю, 34 часа в год.  Программа состоит из разделов курса,  темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены планируемые результаты. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету.

 

Ценностные ориентиры содержания курса «Изобразительное искусство»

Приоритетная цель художественного образования в школе —духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открываетмногообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Содержание курса  начального общего образования по учебному предмету. 

Чем и как работают художники

Три основные краски –красная, синяя, желтая.

Пять красок — все богатство цвета и тона.

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

Выразительные возможности аппликации.

Выразительные возможности графических материалов.

Выразительность материалов для работы в объеме.

Выразительные возможности бумаги.

Для художника любой материал может стать выразительным (обобщение темы).

Реальность и фантазия  

Изображение и реальность.

Изображение и фантазия.

Украшение и реальность.

Украшение и фантазия.

Постройка и реальность.

Постройка и фантазия.

Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

          Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.

            Личностные результаты 

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

         Метапредметные результаты 

      Регулятивные УУД

• Проговаривать последовательность действий на уроке.

• Учиться работать по предложенному учителем плану.

• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

       Познавательные УУД

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).

• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

        Коммуникативные УУД

• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

а) донести свою позицию до собеседника;

б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе.

         Предметные результаты 

             Учащиеся должны знать:

  • основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
  • основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
  • простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода;
  • начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
  • о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на  хроматические и ахроматические цвета;
  • начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
  • начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
  • роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
  • о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
  • особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.

               Учащиеся должны уметь:

  • высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
  • стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
  • использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
  • использовать навыки компоновки;
  • передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
  • применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
  • менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
  • составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
  • лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
  • составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  • для самостоятельной творческой деятельности;
  •  обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
  • оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.

Целевая ориентация программы

         Настоящая программа учитывает особенности класса. Во 2 «а» классе обучаются 22 человека (классный руководитель Кротенко И.Л). . Дети активны, подвижны и любознательны, уровень мотивации - высокий и нормальный (средний), более 80% легко адаптировались к учебному процессу. Ученики решают учебно-творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. В классе благоприятная психологическая атмосфера, способствующая усвоению учебного материала. Родители всегда готовы помочь в организации учебно - воспитательного процесса.

Описание материально – технического обеспечения

  1. Учебно-методические комплекты (программы, учебники, дидактические материалы).
  2. Методические пособия и книги для учителя.
  3. Методические журналы по искусству.
  4. Учебно-наглядные пособия.
  5. Справочные пособия, энциклопедии по искусству.
  6. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов.-
  7.  http://school-collection.edu.ru
  8. Фестиваль педагогических идей.- http://festival.1september.ru
  9. Педагогическое сообщество.- http://pedsovet.su
  10. Профессиональное сообщество педагогов. Методисты. - http://metodisty.ru/m/groups/view/nachalnaya_shkola


Тематическое планирование

Дата

Тема урока

Решаемые проблемы

Планируемые результаты

понятия

Предметные результаты

ууд

Личностные результаты

Чем и как работают художники 8ч

1

06.09

Три основные краски, строящие многоцветие мира

Каковы основные цвета?

Многоцветие, краски

Знать: приемы получения новых цветов. Уметь: изображать разнообразные цветы на основе смешивания трех основных цветов

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Волевая саморегуляция  как способность к волевому усилию

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

2

13.09

Белая и черная краски

Что можно изобразить черной и белой краской?

Черная и белая краска

Уметь: получать новые цвета путем смешивания

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

3

20.09

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности

Что такое пастель и как ее рисовать?

пастель

Уметь: изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов, работать пастелью, мелками, акварелью

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

4

27.09

Выразительные возможности аппликации

Что можно изобразить с помощью аппликации?

аппликация

Уметь: создавать коврик на тему осенней земли, выполнять аппликацию

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

5

Выразительные возможности графических материалов

Что такое графические материалы?

графика

Знать: графические художественные материалы.

Уметь: изображать зимний лес, используя графические материалы

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

6

Выразительность материалов для работы в объеме

Как изобразить в объеме?

объем

Уметь: работать с целым куском пластилина, создавать объемное изображение.

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

7

Выразительные возможности бумаги

Как сконструировать выразительный предмет из бумаги?

выразительность

Уметь: конструировать из бумаги объекты игровой площадки

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

8

Неожиданные материалы (обобщение темы)

Что можно изготовить из подручных материалов?

Подручные материалы

Уметь: создавать образ ночного города с помощью разнообразных неожиданных материалов

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Реальность и фантазия (7 ч)

9

Изображение и реальность

Как изобразить реальный предмет?

Предмет и реальность

Уметь: передавать в изображении характер животного

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

10

Изображение и фантазия.

Как изобразить сказочное существо?

Гуашь, сказка

Уметь: изображать сказочных существ, работать с гуашью

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

11

Украшение и реальность

Как украсить предмет?

украшение

Уметь: создавать с помощью графических материалов изображения различных украшений в природе, работать тушью, пером, углем, мелом.

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

12

Украшение и фантазия.

Как украсить предмет?

фантазия

Уметь: преображать реальные формы в декоративные, работать с графическими материалами

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

13

Постройка и реальность.

Как сконструировать предметы подводного мира?

Подводный мир, конструирование

Уметь: конструировать из бумаги формы подводного мира, работать в группе

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

14

Постройка и фантазия

Что такое архитектурные постройки?

архитектура

Уметь: сравнивать природные формы с архитектурными постройками, создавать макеты фантастических зданий, фантастического города

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

15

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы)

Анализ, творчество

Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность.

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

О чем говорит искусство (11ч)

16

Изображение природы в различных состояниях

Как изобразить контрастные состояния природы?

контраст

Уметь: изображать живописными материалами контрастные состояния природы.

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

17

Изображение характера животных

Как изобразить характер животных?

характер

Уметь: изображать животного с ярко выраженным характером

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

18

Изображение характера человека: женский образ

Как и с помощью чего изобразить женский образ?

Женский образ

Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные контрастные женские образы

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

19

Изображение характера человека: мужской образ

Как изобразить доброго и злого героя?

Доброта и злость

Иметь представление: о красоте внутренней и внешней. Уметь: создавать живописными материалами выразительные, контрастные образы доброго и злого героя

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

20

Образ человека в скульптуре

Как изобразить человека в объеме?

Объем фигур

Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

21

Образ человека в скульптуре

Как изобразить человека в объеме?

Объем фигур

Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

22

Образ человека в скульптуре

Как изобразить человека в объеме?

Объем фигур

Иметь представление: о способах передачи характера в объемном изображении человека. Уметь: работать с пластилином

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

23

О чем говорят украшения

Что такое декоративно-прикладное искусство?

Декоративно-прикладное искусство

Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

24

О чем говорят украшения

Что такое декоративно-прикладное искусство?

Декоративно-прикладное искусство

Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

25

О чем говорят украшения

Что такое декоративно-прикладное искусство

Декоративно-прикладное искусство

Иметь представление: о декоре, декоративно-прикладном искусстве. Уметь: использовать цвет для передачи характера изображения

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

26

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)

Как оценить свои работы?

оценка

Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность.

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Как говорит искусство     (8 ч)

27

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного

Что такое цветовая гамма?

Теплые и холодные цвета

Уметь: составлять теплые и холодные цветовые гаммы

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

28

Тихие и звонкие цвета

Какова борьба между звонкими и тихими цветами?

Тихие и звонкие цветы

Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

29

Что такое ритм линий.

Что такое ритм линий?

Ритм линий

Иметь представление: о ритме как выразительном средстве изображения. Уметь: работать с пастелью и восковыми мелками

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

30

Характер линий

Что такое характер линий

Характер линий

Уметь: изображать ветки деревьев с определенным характером

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

31

Ритм пятен

Что такое ритм пятен?

пятно

Уметь: использовать технику обрывной аппликации Уметь: изображать борьбу тихого и звонкого цветов

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

32

Пропорции выражают характер

Как изобразить птицу?

птица

Уметь: создавать выразительные образы животных или птиц

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

33

Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности

Какие должны быть пропорции?

Уметь: работать с разными материалами

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

34

Итоговый урок года

Чему научились?

Уметь: обсуждать творческие работы, оценивать собственную художественную деятельность

Познавательные: Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.

Регулятивные: Формирование социальной роли ученика.

Формирование положительного

отношения

к учению

коммуникативные: Потребность в общении с учителем

Умение слушать и вступать в диалог

Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...