Рабочая программа по ИЗО 4 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Данная программа «Изобразительное искусство» для учащихся 4 класса разработана на основе примерной программы «Изобразительное искусство» (автор Кузин В.С.- М.:  Дрофа, 2011), рекомендованной Министерством образования и науки РФ  и является адаптированной.Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования  и учебным планом образовательного учреждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ktp_izo.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа «Изобразительное искусство» для учащихся 4 класса разработана на основе примерной программы «Изобразительное искусство» (автор Кузин В.С.- М.:  Дрофа, 2011), рекомендованной Министерством образования и науки РФ  и является адаптированной.Составлена в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами образования  и учебным планом образовательного учреждения.

Программа  рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Программа обеспечена соответствующим программе учебно-методическим комплексом:

- Кузин В. С., Кубышкина Э. И.  Изобразительное искусство. 4 класс: учебник – М.:  Дрофа, 2011;

-  Кузин В. С., Кубышкина Э. И.  Изобразительное искусство. 4класс: рабочая тетрадь – М.:  Дрофа, 2011;

-  Кузин В. С.  Изобразительное искусство. 4 класс:  книга для учителя – М.:  Дрофа, 2011;

Общая характеристика учебного предмета

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности — изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусства, скульптура помогают с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать свои художественные способности. Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и

произведения изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Цели курса:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески; способности к восприятию искусства и окружающего мира; умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

В основу программы положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  • яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности»
  • система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
  • система межпредметных связей (чтение, русский язык, музыка, труд, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
  • соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
  • направленность содержание программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

Описание места учебного предмета в учебном плане

Курс рассчитан на 35 часов (1 час в неделю).

Изобразительное искусство как учебный предмет опирается на такие учебные предметы начальной школы как: литературное чтение, русский язык, музыка, труд, природоведение, что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения изобразительному искусству является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В процессе изучения изобразительного искусства обучающийся достигнет следующих личностных результатов: в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;

в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.

Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:

  • умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
  • активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
  • обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
  • умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
  • способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в

главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;

в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Содержание учебного предмета

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный информационный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Особенности организации художественной деятельности по направлениям по предмету изобразительное искусство

Изобразительная деятельность (рисование с натуры, рисование на темы).        Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя изображение находящихся перед школьниками объектов действительности, а также рисование их по памяти и по представлению карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью.

Рисование на темы – это рисование композиций на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Декоративно-прикладная деятельность (декоративная работа и дизайн)  осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Дизайн, являясь разновидностью художественного творчества, синтезом изобразительного, декоративно-прикладного, конструкторского искусства, художественной графики и черчения, в современном мире определяет внешний вид построек, видов наземного воздушного и речного транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели, посуды, упаковок, детских игрушек и т.д.

Художественно-конструктивная деятельность (бумагопластика, лепка). Лепка – вид художественного творчества, который развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.  

Технологии, применяемые на уроках: игровая, проектная деятельность, использование ИКТ.

Методы, которые используются на уроках: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемное изложение.

Виды занятий:

  • Рисование с натуры (рисунок, живопись) – 12 ч.
  • Рисование на темы – 7 ч.
  • Декоративная работа – 7 ч.
  • Лепка – 3 ч.
  • Аппликация – 2 ч.
  • Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас – 4 ч.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения./ Е.С. Савинов.- М.: Просвещение,2010.
  2. Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2010

  1. Кузин В.С. и др. Изобразительное искусство. 1-4 кл.: программа для общеобразовательных учреждений – М.:Дрофа, 2011
  2. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 4 класс: учебник – М.:Дрофа, 2011
  3. Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 4 класс: рабочая тетрадь – М.:Дрофа, 2011
  4.  Кузин В.С. Изобразительное искусство. 4 класс: книга для учителя – М.:Дрофа, 2011

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование

раздела

программы

Вид искусства

Тема

урока

Кол-во

часов

Тип

урока

Элементы

содержания урока

Вид

контроля.

Измерители

УУД

Дата

проведения

план.

факт.

1

2

3

4

5

6

8

9

10

11

1

Рисование на тему

(композиция)

Рисование на тему «Летний пейзаж». Фронтальная и угловая перспектива

1

Комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке. Участие в обсуждении содержания
и выразительных средств произведений изобразительного искусства

Беседа. Практическая работа

Личностные УУД:

эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру; толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства

2

Рисование с натуры,

по памяти

Изучаем азбуку

изобразительного искусства.

Рисование с натуры скворечника

1

Комбинированный

Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима. Первичные навыки рисования с натуры, по памяти. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции.

Беседа. Практическая работа

3

Рисование с натуры, по памяти

Рисование

с натуры
цилиндра

1

Комбинированный

Определение формы, конструкции. Выявление размеров частей. Овладение навыками штриховки различной толщины и силы нажима

Беседа. Практическая работа

Регулятивные УУД:

Оценка качества и уровня усвоения Планирование Контроль Коррекция

4

Рисование по

памяти «Бабочка над цветком»

1

Комбинированный

Использование различных художественных материалов (гуашь, акварель, карандаш). Выполнение композиционного центра: расположение группы предметов на плоскости листа бумаги

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Коммуникативные УУД  

 5

Беседы об изобразительном

искусстве

Беседа «Жанры изобразительного  искусства» (пейзаж, натюрморт).

1

Комбинированный

Жанры изобразительного искусства (Б.Кустодиев «Купчиха за чаем», К. Коровин «Натюрморт. Цветы и фрукты», В. Перов «Охотники на привале»)

Беседа. Практическая работа

Коммуникативные УУД : умение полно и точно выражать свои мысли; управление действиями партнёра;

6

Рисование с натуры

Рисование с натуры натюрмортов из фруктов и овощей, предметов быта

1

Комбинированный

Использование различных художественных материалов: гуашь, акварель, карандаш. Выполнение композиционного центра: расположение группы предметов на плоскости листа бумаги

Беседа. Практическая работа

Личностные УУД : Смыслообразование         Нравственно-этическая ориентация

7

Аппликация

Мозаичное панно

«Солнце над
морем»

1

Комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в аппликации

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

8

Рисование с натуры

Изучаем азбуку

изобразительного искусства.

Рисование с натуры шара

1

Комбинированный

Определение формы, конструкции предмета. Соотношение размеров частей предмета

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД

Общеучебные

Осознанное и произвольное построение устного речевого высказывания

9

Рисование на тему
(композиция)

Рисование

по памяти

 на тему «Осень в саду»

1

Комбинированный

Выделение композиционного центра.
Передача
 светотени. Использование тоновых и цветовых  контрастов

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

10-11

Рисование с натуры,

по памяти

Современные машины в изобразительном искусстве. Рисование по памяти грузовых машин, тракторов

2

Комбинированный

Форма, конструкция, соотношение 

размеров частей

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

12

Декоративная работа

Сказка в декоративном искусстве. Эскиз сюжетной росписи кухонной доски

1

Комбинированный

Создание моделей предметов бытового окружения человека

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

13

Рисование на тему

(композиция)

Иллюстрирование русской народной сказки «Морозко» 

1

Урок-

путешествие 

Взаимосвязь изобразительного искусства

с литературой

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

14

Аппликация

Сюжетная 

аппликация

 по мотивам сказки «По щучьему 

велению» 

1

Комбинированный

Предварительные 

наброски и первоначальный схематический эскиз композиции. Взаимосвязи изобразительного искусства

с литературой

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

 15

Беседы об изобразительном искусстве
и красоте вокруг нас

Изображение животных в произведениях художников

1

Комбинированный

Жанры изобразительных искусств (анималистический жанр). Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

16-17

Декоративная работа

Эскиз лепного пряника и роспись готового изделия

1

Комбинированный

Использование форм природы (листья, цветы, фигуры животных) и их стилизация в композициях

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

 18

Рисование
с натуры

Рисование с натуры фигуры человека

1

Комбинированный

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти (человек)

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

19

Рисование с натуры фигуры человека

1

Комбинированный

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти (человек). Освоение основ рисунка, живописи

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

20

Лепка

Лепка тематической композиции на тему труда

1

Комбинированный

Передать в изделиях объемность формы, строение, пропорции частей фигуры
человека

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

21

Рисование с натуры

Рисование 

с натуры вороны 

1

Комбинированный

Элементарные основы рисунка. Изображение с натуры животных

Беседа. Практическая работа

 22

Рисование на тему
(композиция)

Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона 
и Лисица»

1

Комбинированный

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД  

23

Беседы об изобразительном искусстве

и красоте вокруг нас

Экскурсия 
в
«Музей изобразительных
искусств»

1

Комбинированный

Жанры изобразительного искусства  (портреты). Участие
в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Пред-ставление о богатстве и разнообразии художественной культуры России и мира.

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

 24

Лепка

Лепка героев 

русских народных сказок

1

Комбинированный

Лепка по воображению. Конструктивный способ лепки. Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

25

Рисование
на тему
(композиция)

Иллюстрирование «Сказки о рыбаке и рыбке»

А. С. Пушкина

1

Урок-

путешествие

Освоение основ рисунка, живописи. Взаимосвязь изобразительного искусства с литературой

Беседа. Практическая работа

Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

26-27

Декоративная работа

Выполнение эскиза сказочного стульчика и роспись готового изделия

2

Комбинированный

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

28

Рисование на тему

(композиция)

Рисование на тему «Песни нашей Родины»

1

Комбинированный

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, композиции. Освоение основ рисунка, живописи

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

29

Рисование

с натуры,
по памяти

Рисование
с натуры белки

1

Комбинированный

Элементарные основы рисунка. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей, отношения к природе

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

30

Рисование на тему
(композиция)

Праздник 9 Мая – День Победы

1

Комбинированный

Отражение патриотической темы в произведениях отечественных художников. Передача настроения
в творческой работе

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД 

 31

Беседа об изобразительном искусстве

Прославленные центры народных художественных промыслов

1

Комбинированный

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России, их связь с традиционной жизнью народа

Беседа. Практическая работа

Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

Познавательные УУД Регулятивные УУД Личностные УУД Коммуникативные УУД  

32

33

Декоративная работа

Выполнение эскиза лепной свистульки в виде сказочной птицы

и роспись готового изделия

2

Комбинированный

Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов

Беседа. Практическая работа

 34

35

Рисование на тему
(композиция)

Иллюстрирование сказки 
Дж. Свифта 

«Путешествие 

Гулливера»

1

Урок-

путешествие

Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино

Беседа. Практическая работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...