Конспект урока по ИЗО " Цвет как средство выражения"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Богачёва Екатерина Игоревна

Конспект урока для 2 класса с вопросами-парадоксами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_s_voprosami.docx44.09 КБ

Предварительный просмотр:

Урок с вопросами-парадоксами по ИЗО во 2-м классе по теме "Цвет как средство выражения"

Цель урока: формирование у учащихся эмоционального и духовного опыта через собственное творчество и создание художественных образов посредством цвета.

Задачи урока:

Художественно-творческие

  • познакомить учащихся с особенностью «языка» цвета. Учить понимать этот «язык». В живописи цвет – есть средство выражения эмоционального состояния и тематического содержания (пейзаж);
  • продолжать формировать умение рассматривать репродукции с изображением пейзажа, слушать музыкальные произведения, стихи и отвечать на вопросы-парадоксы учителя;
  • продолжать формировать умение устанавливать взаимосвязь между несколькими видами искусства: живописным изображением, художественным словом и музыкальным произведением;
  • cоотносить высоту музыкального звука (низкий - высокий) со степенью светлоты цвета (легкий - тяжелый; звонкий - глухой);
  • расширять кругозор детей;
  • отражать полученные впечатления в творческих работах;
  • совершенствовать специальные (универсальные) умения через практическую деятельность в процессе обучения;
  • формировать универсальные умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов: темные и светлые; легкие и тяжелые; звонкие и глухие;
  • упражнять в приемах смешивания красок на палитре и сразу на бумаге;
  • формировать универсальные умения пользоваться модульными таблицами (цветовой круг, осветленные и затемненные цвета). Уметь «читать эти карты-опоры.

Развивающие

  • развивать эмоциональную сферу детей;
  • развивать художественно-образное, творческое мышление детей;
  • развивать умение видеть, слышать, понимать и чувствовать красивое в окружающей природе. Формировать эстетические чувства

Воспитательные

  • воспитывать умение рисовать коллективно (парами), уметь договариваться и распределять между собой объем работы;
  • воспитывать критическое отношение к результатам своей деятельности.

Планируемые результаты: 

  Предметные:

• понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить;
• умение готовить рабочее место в соответствии с видом деятельности, поддерживать порядок во время работы.
• умение убирать рабочее место.

  Метапредметные: 

Регулятивные:
• определять с помощью учителя тему и цель урока;

Познавательные:
• планирование практической деятельности на уроке;
• способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно;

 Коммуникативные:

• умение вести небольшой познавательный диалог по теме урока, коллективно анализировать рисунки;
• вступать в беседу на уроке;

  Личностные:

• осуществлять совместную практическую деятельность;
• анализировать свою деятельность;
• умение слушать учителя;

Методы обучения: практическая работа.

Формы обучения: индивидуальная работа, беседа

Материалы и оборудование:

  • репродукции картин серии «Календарь о временах года»,
  • отрывки музыкальных произведений Антонио Вивальди « Времена года. Зима» и Людвиг Ван Бетховен «К Элизе»,
  • карты-опоры «Цветовой круг», «Осветленные и затемненные цвета»,
  • стихи Т.Курбатовой стр.12-13 «Разноцветные стихи» Т., 1995г.

Раздаточные материалы:

  • маленькие карты-опоры (дубликаты демонстрационного материала),
  • листы А-3,
  • гуашевые краски,
  • палитра,
  • кисти рисовальные и щетинистые,
  • банки для воды,
  • тряпочки,
  • открытки или маленькие репродукции компьютерной графики с изображением пейзажей.

. Ключевые слова по теме: теплый - холодный; светлый - темный; легкий - тяжелый; звонкий - глухой. Цветовой круг.

Межпредметныесвязи: окружающий мир ,литературное чтение ,музыка

Этапы

Обучающие и развивающие компоненты,задачи и упражнения,хронология.

Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Формы организации взаимодействия на уроке.

Формируемые УДД.

Промежуточный контроль.

Организационный момент

1 мин 

Цель: подготовить учащихся к работе на уроке.

-Здравствуйте, дети!  Садитесь. Посмотрите, все ли у вас готово к уроку?

Приветствуют учителя, садятся. Проверяют всё ли у них есть.  

Фронтальная.

Личностные УУД: уважительное отношение к позиции собеседника.

Устные ответы.

Подготовка к восприятию новых знаний.

6 мин

Цель:

познакомить детей с терминами, с которыми связана работа.

Сегодня уроке мы будем учиться слушать краски, узнаем, о чем они могут «говорить». Вы научитесь понимать «язык разноцветных красок». Поэтому в течение урока будьте внимательными и активными.

Сегодня мы вместе совершим путешествие в страну звуков и цвета, и вы узнаете, что цвет может звучать, а звук может создавать ощущение цвета. Вы будете учиться рисовать пейзажные картинки. Ваши работы мы поместим на выставке, чтобы другие дети могли ими полюбоваться.

-

Фронтальная.

 Личностные УУД: уважительное отношение к позиции собеседника ответственность за свою, развитие навыков сотрудничества.

Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Беседа

Закрепление знаний и умений.

27 мин

Цель:

- ознакомить с выполнением рисунка

Вопросы-парадоксы:

Представьте себе такую ситуацию: что было бы, если бы все на свете было одинакового цвета?

А вот ещё одна ситуация: художник пришел писать поляну цветов, а у него оказалось только три основные краски?

Рассердилось и ушло за горизонт солнце. Каким мы увидим весь мир?

Погас последний солнца луч.
Устало голову склонило 
Дневное жаркое светило
На мягкий холм из рыжих туч.

И веки сонные сомкнуло,
Накрылось тучею. Заснуло. 
Померкли краски, потемнели,
Сквозь мрак мерцают еле-еле.

Зарницей розово-лиловой,
Раздвинув мрак, пробился снова 
Последний луч. И утонул
В нагроможденье туч сливовых.
Уснуло солнце, день уснул.

И вечер в черную вуаль
Убрал сиреневую даль.

Как вы думаете, каких цветов в этом стихотворении больше ГЛУХИХ или ЗВОНКИХ?

А можно ли сказать, что эти цвета ТЯЖЕЛЫЕ? Почему?

Учитель предлагает одному учащемуся прочитать стихотворение, а всем детям подумать: ГЛУХИМИ или ЗВОНКИМИ цветами будет нарисована картина-стихотворение.

Голубым огнем, зеленым
Загорелись сосен кроны, 
Мир зарею обновленный,
Встрепенулся, ожил вдруг.
Алою зарей плененный,
Обновленный, удивленный,
Алый, голубой, зеленый,
Разноцветный мир вокруг.
(Т. Курбатова «Утро»)

А как изменяются краски в природе вечером и днем, в солнечный день или в дождь?

Учитель зачитывает строчки стихотворения:

«Словами красок на своем холсте
Художник говорил о красоте…»

Учащимся предлагается рассмотреть репродукции картин, написанные разными группами цветов (темными и светлыми).

Дайте название этим цветам?

После просмотра репродукций учитель предлагает детям послушать музыкальные отрывки Вивальди и Бетховена. Сравнить их и рассказать, КАКИЕ ЗВУКИ использовал композитор, чтобы «создать настроение»?

Ребята, для чего мы читали стихи, слушали музыку и рассматривали репродукции?

Правильно все цвета делятся на ГРУППЫ, но все они составляют ЦВЕТОВОЙ КРУГ.

http://festival.1september.ru/articles/571767/01.jpg

Рисуют пейзаж по выбору, передают состояние природы её особенности в разные части суток. При этом используются палитра и смешение цветов на бумаге. Дети смешивают цветные краски с белой и серой, чтобы получить различное «звучание»: легкие и тяжелые, светлые и темные, звонкие и глухие.

Учитель уточняет о правилах подмешивания цвета к белилам и цветов к серой краске. Следит за правильным использованием учащимися палитры и разных видов кистей (щетинка и рисовальная). Поощряет найденные детьми приемы рисования кистями. Напоминает о верном использовании воды и тряпочки.

При затруднении в подборе цвета обратить внимание на цветовой круг, фотографии и опорные модульные таблицы.

http://festival.1september.ru/articles/571767/02.jpg

Ответ: Звонкие, тяжелые и легкие, чуть глухих. (первое произведение)

Ответ: легкие, воздушные, нежные, светлые (второе произведение)

-чтобы понять, что картину можно нарисовать разными красками, музыку написать звуками и эти звуки похожи на цвета, стихи написать при помощи слов, но звуки слов тоже напоминают какой-то цвет.

Учащие выполняют задания парами.

Группа детей под руководством учителя выполняет рисование картины на листе А-2.

Фронтальная.

Индивидуальная.

Регулятивные УУД:

1)Планирование

Общеучебные УУД:

1)Произвольное и осознанное построение речевого высказывания (устно)

Опрос.

Ответы.

Рефлексия.

5 мин

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.

  В чем же особенность «языка» цвета в пейзажной живописи?

Каким приемом вы получали разнообразные цвета в своем рисовании?

С какими группами цветов вы познакомились на этом уроке?

(привлечение внимания детей к таблицам на доске)

Давайте посмотрим, что у нас получилось? Вам нравятся пейзажи, которые вы нарисовали? О чем они нам рассказывают

Делают выводы, оценивают свои работы.

Групповая

Регулятивные УУД:

сличение результата с эталоном, коррекция, оценка своей работы, осознание качества исполнения. 

Коммуникативные УУД: корректность высказывания, обоснование своей позиции

личностные УУД:

доброжелательность

Опрос. Ответы учеников.

Итог урока.

4 мин

Цель:подвести итоги работы.

Чем мы с вами сегодня занимались на уроке?

У живописи особый язык – язык цвета. Художники разговаривают со зрителями своими картинами. На этом уроке вы учились «читать» и «разговаривать» этим особым языком.

- Молодцы! Вы сегодня все очень хорошо поработали.

- Рисовали пейзаж

Групповая

Регулятивные УУД:

Прогнозирование: предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; 

Опрос. Ответы учеников.

Домашнее задание.

2 мин

 Цель: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

 - Достаём дневники и записываем домашнее задание Проанализируйте любую пейзажную картину и объясните, что хотел рассказать художник.-  Записали?

Можете быть свободны.

- Записывают домашнее задание в дневник.

- Да.

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства «Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета» (2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством художественного выражения; формирование знаний о «тихих» и «звонких» цветах; обучение состав...

Конспект урока изобразительного искусства «Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета» (2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством художественного выражения; формирование знаний о «теплых» и «холодных» цветах; обучение сост...

Конспект урока изобразительного искусства "Цвет как средство выражения. Тихие цвета" (2 класс, Школа России)

Конспект урока изобразительного искусстваТема: Цвет как средство выражения. Тихие цветаЦели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятием "тихие цвета"; формирование умений для...

Конспект урока по теме "Цвет как средство выражения тихие и звонкие цвета" 2 класс

Цели деятельности учителя: знакомство с новыми выразительными возможностями цвета, цветоведением; развитие чувства композиции; умения определять оттенки одного цвета, «холодные» и «т...

Конспект урока изобразительного искусства "Цвет как средство выражения. Тихие и звонкие цвета" (УМК Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством художественного выражения; формирование знаний о «тихих» и «звонких» цветах; обучение состав...

Конспект урока изобразительного искусства "Цвет как средство выражения. Тёплые и холодные цвета" 2 класс

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством художественного выражения; формирование знаний о «теплых» и «холодных» цветах; обучение...

Конспект урока изобразительное искусство «Цвета как средство выражения. Тихие цвета» ( УМК Школа России 2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с цветом как средством выражения, с понятием «тихие» цвета.Планируемые результаты:Предметные: -знать о тихих цветах и способах ...