Главные вкладки

    Жостовские подносы. Школа народного искусства.
    план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

    Конспект урока по изобразительному искусству.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zhostovo.doc58.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок изобразительного искусства в 3 классе  

    Тема урока: Жостовские подносы. Школа народного искусства.

    Цели урока: 1) познакомить учащихся с народным промыслом – Жостово,  с разнообразием форм и фонов подносов, учить осваивать приемы  жостовской росписи; 2)Развивать творческую и познавательную активность, фантазию, художественный вкус; продолжать формирование навыков работы с художественными материалами (кистью и красками);  3) Воспитывать любовь и интерес к родной культуре, её истории, традициям.

    Предполагаемые результаты обучения:

    Личностные: осознать необходимость уважительного отношения к культуре народа, произведениям декоративно-прикладного искусства, развивать фантазию, способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений жостовских мастеров и работ учащихся.

    Предметные: понимать «язык» декоративного искусства, освоить основные мотивы жостовской росписи, разнообразные приемы жостовского письма, формирующего букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка, уборка.

    Метапредметные: учиться высказывать и отстаивать свое мнение, планировать время, работу и оценивать ее результаты, анализировать собственную художественную деятельность, развивать внимание, навыки самостоятельного творческого мышления.

    Ресурсы: иллюстрации с  изображениями жостовских подносов; художественные материалы, баночки для воды, палитра, тряпочка. Мультимедийное оборудование.

    Музыкальный ряд:  видеоролик «Жостовские подносы».

    Форма работы – фронтальная, индивидуальная,

    Тип урока – комбинированный.

    Методы и приёмы: словесный (беседа, пояснения, художественное слово); практический (самостоятельное выполнение учащимися элементов жостовской росписи); проблемно – мотивационный; частично – поисковый; наглядный.

    Ход урока:

    1. Организационный этап.

     - Один мудрец однажды сказал: « Не для школы, а для жизни мы учимся!»

    -Чему мы учимся на уроках ИЗО?

    - Значит, мы на уроках ИЗО учимся рисовать, изображать красоту родной природы, создавать портреты, быть знатоками искусства.

      - Поднимите руку, кто уверен, что справится со всеми трудностями, которые будут встречаться у нас на уроке.

    - Трудность всегда преодолевается, если человек всё делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями.

    - Позволит ли ваше настроение преодолеть все трудности на сегодняшнем уроке?

     - У вас на столе лежат карточки: тучка и солнышко. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите её, покажите.

    - Я думаю те, у кого настроение не очень хорошее, мы постараемся все вместе его исправить.

    2. Определение темы урока.

    - А урок мы начнём с игры.

    Игра «Назови лишний предмет»

    -Из данного ряда убрать лишний предмет (иллюстрации с жостовскими подносами).

    - Почему вы так считаете? (изучали резьбу по дереву, богородские игрушки)

    - А какой предмет лишний? (поднос).

    - А кто знает, как называется такой поднос?

    - Вот мы и подошли к теме нашего урока (открывается на доске запись темы «Жостовские подносы»).

    - Для чего они нужны? Важно ли, чтобы они были красивыми? Для чего нужно красиво расписывать подносы?

    3. Постановка задач урока. 

    - С чем же мы сегодня познакомимся?

    -Мы будем говорить о жостовских подносах.

    - И чему научимся на этом уроке? Называют задачи урока.

    - Мы познакомимся с жостовскими подносами, с их росписью и будем сами учиться их расписывать.

    4.Изучение нового материала.

    1. –Знакомство с жостовскими подносами мы начнем с легенды.

    Недалеко от Москвы, среди широких раздолий русской равнины, в очень живописном месте находится село Жостово.

    Жил здесь молодец. Любил он всё живое, что его окружало.  Особенно привлекали его цветы на лугу. Наберёт,  бывало, он букет полевых цветов и принесёт под окошко девушке – красавице. А девица та немного гордой была. «Цветов – то вокруг видимо – невидимо. Но красота их недолговечна. А ты продли их цветение, сделай так, чтоб  окружали меня цветы круглый год – сказала она». Задумался мастер, как сохранить жизнь цветка? Всё перепробовал он: сушил их, но они всё равно принимали неживой вид, пробовал вырезать по дереву – всё не то получалось. Наконец, придумал. Взял он кусок железа, попросил кузнеца изготовить ему поднос. Кузнец так и сделал: отшлифовал его, покрыл лаком. Стал мастер расписывать поднос самыми яркими красками, какие у него были. Решил он изобразить свой букет на чёрном фоне, который дал ему возможность по контрасту выделить яркие краски пышных роз, пионов, георгинов, скромных и незатейливых цветочков: ромашек, колокольчиков, которые окружали молодца в летнее время года. Расписал мастер поднос и остался доволен своей работой. Принёс он его девушке в подарок. Как взглянула она на прекрасное творение, так и ахнула. Стыдно стало ей за свои слова, извинилась девушка за свой поступок. Сыграли они вскоре свадьбу. Позже стали называться такие подносы жостовскими, в память о том месте, где проживал и впервые расписал их тот молодец.

    2. Постановка проблемы.

    - Чтобы каждому из вас расписать свой поднос, нужно знать, как расписываются жостовские подносы. Сразу возникает проблема.

    - Какие особенности характерны для жостовской росписи?

    - Чтобы справиться с проблемой, давайте полюбуемся красотой жостовских подносов. (Презентация «Жостовские подносы»).

    - При просмотре презентации  обратите внимание на расположение цветов (крупные цветы в центре подноса, а мелкие по краям; враскидку, венок, полувенок).

    -Какие особенности росписи жостовских подносов вы увидели?

    - А теперь давайте посмотрим, как их изготавливают (просмотр видеоролика «Жостовские подносы»).

    (Просматривают фильм и обращают внимание на этапы росписи жостовских подносов).

    -  Ответив на вопросы, вы решите часть поставленной проблемы.

    - Из какого материала делают подносы?(листовой металл)

    - Какая форма подносов? (Форма у них была самой разнообразной – и круглые, и овальные, прямоугольные и даже треугольные)

    - Какой цвет фона жостовских подносов? (кроме традиционных чёрных подносов бывают синие, красные, зелёные, жёлтые и многих других цветовых оттенков)

    - Основной сюжет жостовских подносов?(цветочный букет на чёрном фоне)

    - Какие цветы на подносе? (крупные: королева всех цветов- роза, астры, георгины, мелкие цветы дополняют композицию – ромашки, васильки, колокольчики)

    –Назовите этапы жостовской росписи:

    а) Этапы росписи.

    1)Замалёвка – широкой кистью художник наносит силуэты будущих цветов и листьев, определяя их размер, соотношение частей, основную окраску, форму и расположение на предмете.

    2)Тенёжка- художник наносит цветные тени, появляется объём. Так именуется потому, что начинается с прокладки теней, прописки затенённых мест тем же цветом, но более темным и почти сливает их с фоном. Так рождаются таинственные тени, усиливающие трепетность изображения.

    3)Прокладка – Затем на следующем этапе художник меняет кисть и палитру, высветляя выступающие части букета теми же красками, но более яркими и светлыми.

    4)Бликовка- наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым. Высветляя краски, художник приступает к бликовке – четвертому моменту росписи, одному из наиболее ярко отличающих каждого живописца. Блики, разложенные на выступающих частях цветов, усиливают игру света.

    5)Чертёжка- при помощи тонкой кисти легкими и быстрыми касаниями художник очерчивает загибающиеся лепестки, рисуют прожилки в листве.

    6)Привязка- при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое. Вводя тонкие травки, стебельки, усики между цветами и листьями, мастер смягчает переходы от росписи к фону, как бы привязывает ее к предмету.

    Вывод: Вы поняли, как расписываются подносы и с проблемой  справились.

    5.Физминутка «Цветы».

    Прежде чем начнем рисовать, предлагаю сделать физминутку. Я показываю движения, а вы за мной повторяете.

    Наши красные цветы раскрывают лепестки, (Руки поднимают вверх, пальцы собраны в кулаки)

    Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. (Медленно разгибаем пальцы из кулачков)
    Наши красные цветы закрывают лепестки, (
    Покачиваем кистями рук вправо, влево)
    Головой качают, тихо засыпают (
    Медленно сжимаем пальцы в кулачки, руки опускают).

    6. Практическая часть.

    - Давайте представим, что мы находимся в мастерской по росписи жостовских подносов и  попробуем на заготовленных бумажных  подносах изобразить один – два крупных цветка с листиками.

    - Прелесть жостовской росписи заключается также в том, что она каждый раз рождается заново: у художника нет букета перед глазами, он сочиняет прямо на подносе – «думает кистью». И у вас будет такая возможность, дополнить свой поднос растительными элементами.

    - С чего начнем рисовать? (С крупных цветов в центре подноса)

    - Посмотрите на экран. Так выглядят настоящие георгины, радующие наши глаза своей красотой в саду. Сейчас попробуем их изобразить.

    - Прежде чем нарисовать георгины, можно сделать набросок будущего цветка простым карандашом в виде круга. Георгины изображаем приемом рисования кистью «двойной мазок». Двойной мазок помогает передать и цвет и оттенок. Выбираем цветовое решение для нашего цветка, например, бело- голубой. Опускаем кисть в белую краску, снимаем лишнюю краску о край баночки, на кончик кисти набираем голубую краску и примакиванием делаем мазки по краю нашего наброска в определенной последовательности: вверху - внизу, справа – слева. Если краска закончилась, то мы промываем кисть и снова набираем краску: сначала – белую, на кончик кисти – голубую. И продолжаем рисовать лепестки нашего георгина.

    В такой же последовательности заполняем второй ряд лепестков. А теперь легкими мазками заполняем серединку цветка. Вот такой красавчик у нас получился.

    - Теперь переходим к изображению листьев, травки. Для изображения всех листьев мы тоже используем технику «двойной мазок» для передачи цвета и оттенка. Сначала набираем зеленую, на кончик кисти – белую. Эти крупные длинные листья изображаем мазком «зигзаг» - кончик, вся кисть, кончик, прокручивая кисть пальцами. Чтобы легче было нарисовать листья, сначала можно нарисовать карандашом приблизительный контур листика. Первый мазок делаем всегда посередине, затем последовательно заполняем тело листочка. Мазок «Запятая» - кончиком кисти, вся кисть. С помощью такого мазка тоже можно изобразить листья. И в конце можно украсить края подноса орнаментом (точками, завитками).

    7. Выставка работ учащихся. Выставление оценок.

    Разместим ваши подносы на доске и посмотрим на них. Вот какие красивые они получились.

    - Ребята, какой рисунок самый красивый?

    - Ребята, вы сегодня все старались и справились с работой, поэтому получаете оценку пять.

    8. Итог урока.

    Вот заканчивается урок. И подводим мы итог.

    - Чем занимались?

    - Что интересного вы узнали на уроке?

    - Всем ли вам удалось справиться с работой? Над чем надо еще поработать каждому из вас?

    - Какое  настроение у вас сейчас? (солнышко и тучка). Солнышек стало больше.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Реализация программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»

    Реализация  программы «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 классы»...

    Приказ №344."О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс."

    "О присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе.Народное искусство и художественное творчество.1-4 класс.5-8."...

    Конспект урока: "Скопинская керамика. Школа народного искусства"

    Конспект по изобразительному искусству, 3 класс, УМК "Планета знаний"...

    Конспект урока: "Школа народного искусства. Рыба"

    Конспект по изобразительному искусству. УМК "Планета знаний", 3 класс...

    Приказ о присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество"

    Приказ о присвоении статуса пилотных площадок по апробации учебно-методического пособия "Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество"...

    Приказ о подготовке к семинару на базе образовательного учреждения «О работе пилотной площадки по апробации учебно-методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусство и художественное творчество. 1-4 класс»

    Приказ о подготовке к семинару на базе образовательного учреждения «О работе пилотной площадки по апробации учебно-методического пособия «Внеурочная деятельность в школе. Народное искусств...