Рабочая программа по ИЗО, 4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Ермилова Наталья Николаевна

Рабочая программа по ИЗО, 4 класс предназначена для работы по УМК "Школа России" 2017-18 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_izo_4v_kl.doc293 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 4в класса Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (далее - Панаевская школа-интернат) составлена на основе:

  • Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012)
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
  • Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
  • Планируемых результатов начального общего образования
  • Авторской программы  по изобразительному искусству. Б.М. Неменский. Л.А. Неменская. Изобразительное искусство. Рабочие программы 1-4 классы. Предметная линия учебников «Школа России». Пособие для учителей общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2011 г.
  • Основной образовательной программы начального общего образования Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Панаевская школа-интернат» (приказ № 251 от 31.08.2015г

Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе — формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребенка.

В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Курс разработан на основе предметной линии учебников под редакцией Б. М. Неменского и является как целостная система введения в художественную культуру.

Курс включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств: изобразительных — живопись, графика, скульптура; конструктивных — архитектура, дизайн; различных видов декоративно-прикладного искусства, народного искусства  —   традиционного крестьянского и народных промыслов, а также постижение роли   художника в синтетических (экранных) искусствах — искусстве книги, театре, кино и т.д. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная художественная деятельность;
  • конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Эти три вида художественной деятельности и являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные искусства, конструктивные искусства, декоративно-прикладные искусства. Одновременно каждый из трех видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу выделения того и иного вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.

Необходимость разработки и значимость рабочей программы по изобразительному искусству обусловлена, с одной стороны, требованиями к результатам освоения начального общего образования, определенных ГОС, с другой стороны, потребностью формирования разносторонне развитой, гармоничной личности, нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве. При этом учитывается важная роль изобразительного искусства как искусства художественного образа – особого способа познания жизни, художественной модели мира, обладающей важными отличиями от собственно научной картины бытия, с высокой степенью эмоционального воздействия, ассоциативностью, незавершённостью, предполагающей активное сотворчество воспринимающего.

В рабочей программе предусмотрено развитие ключевых компетенций обучающихся, представленных в программах для начального общего образования.

Изобразительное искусство – один из предметов  коммуникативно-деятельностной направленности. Реализация целей достигается в процессе формирования и развития ключевых компетенций: коммуникативной, информационной, автономизационной, социальной, нравственной.

Новизна рабочей программы заключается в том, что добавлен материал о природе Крайнего Севера.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и обучающегося; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность обучающегося и восприятие красоты окружающего мира и произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер. Обучающиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес обучающихся к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности обучающихся является выполнение творческих проектов и презентаций. Для этого необходима работа со словарями, поиск разнообразной художественной информации в Интернете.

Развитие художественно-образного мышления обучающихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т.е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель — духовное развитие личности, т. е. формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества обучающихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работ, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются обучающимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное  значение  имеет  познание  художественной  культуры  своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы обучающихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Учебный предмет «Изобразительное искусство» - один из важнейших частей образовательной области «Искусство». 

Учебный предмет «Изобразительное искусство» призван решать следующую основную цель:

  • Формирование художественной культуры обучающихся как неотъемлемой части культуры духовной, которая достигается через формирование художественного мышления, развитие, наблюдательности и фантазии, способности к самостоятельной художественной-творческой деятельности.

Программа по изобразительному искусству следующим образом определяет специфику изучения изобразительного искусства на базовом уровне.

На уроки изобразительного искусства в начальной школе  в  4 классе отводится  34 ч (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Для реализации программы выбран учебник, который входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и обеспечивающий обучение курсу изобразительного искусства: Изобразительное искусство. Каждый народ-художник. 4 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 2013.

Учебник содержит теоретический материал курса, художественные тексты, иллюстрированный материал, творческие задания игрового характера для самостоятельной работы детей. Содержание учебника соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Изобразительное искусство относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения на этапе начального общего образования. Обязательное изучение изобразительного искусства на этапе начального общего образования предусмотрено Федеральным базисным учебным образовательным планом.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства обучающегося, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» обучающимися 4 класса должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности  универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • применение начальных художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения работ;
  • способность узнавать, воспринимать несколько великих произведений русского искусства;
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку;
  • освоение начальных умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  начальными навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Истоки родного искусства

  • Пейзаж родной земли.
  • Деревня - деревянный мир.
  • Красота человека.
  • Красота человека.
  • Народные праздники (обобщение темы).

Древние города нашей земли

  • Родной угол.
  • Древние соборы.
  • Города Русской земли.
  • Древнерусские воины-защитники.
  • Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
  • Узорочье теремов.
  • Пир в теремных палатах (обобщение темы).

Каждый народ - художник

  • Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.
  • Народы гор и степей.
  • Города в пустыне.
  • Древняя Эллада.
  • Европейские города Средневековья.
  • Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).

Искусство объединяет народы

  • Материнство.
  • Мудрость старости.
  • Сопереживание.
  • Герои - защитники.
  • Юность и надежды.
  • Искусство народов мира  (обобщение темы).

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» НА КОНЕЦ УЧЕБНОГО ГОДА

Раздел «Истоки родного искусства»

Обучающиеся  научатся:

  • Характеризовать природу родного края; особенности красоты природы разных климатических зон.
  • Изображать характерные особенности пейзажа родного края.
  • Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.
  • Овладевать живописными навыками работы с гуашью.
  • Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.
  • Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.
  • Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение её отдельных элементов.
  • Изображать живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни.
  • Создавать коллективное панно способом объединения индивидуально сделанных изображений.
  • Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты.
  • Понимать и анализировать конструкцию народного костюма.

Выпускники получат возможность научиться:

  • Работать организованно в команде.
  • Живописным навыкам работы гуашью.

Раздел «Древние города нашей земли»

Обучающиеся  научатся:

  • Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.
  • Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, посад, торг).
  • Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства.
  • Знать картины художников, изображающих древнерусские города.
  • Создать макет древнерусского города; многофигурные композиции в коллективных панно
  • Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик.
  • Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат)

Выпускники получат возможность научиться:

  • Интересоваться историей своей страны.
  • Изображать фигуру человека.
  • Создавать многофигурные композиции в коллективных панно.
  • Сотрудничать в команде.

Раздел «Каждый народ - художник »

Обучающиеся  научатся:

  • Обретать  знания о многообразии представлений народов мира о красоте.
  • Иметь интерес к необычной иной художественной культуре.
  • Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).
  • Сопоставлять традиционные представления о красоте русской, ненецкой и японской женщины.
  • Изображать природу через детали, характерные для японского искусства.
  • Развивать живописные и графические навыки.
  • Принимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, создавать свою самобытную художественную культуру.
  • Изображать олимпийских спортсменов в движении и участников праздничного шествия в традиционных одеждах.

Выпускники получат возможность научиться:

  • Конструировать из бумаги и орнаментальной графики.
  • Узнавать по предъявляемым произведениям художественные культуры, с которыми знакомились на уроке.

Раздел «Искусство объединяет народы»

Обучающиеся  научатся:

  • Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства.
  • Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.
  • Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких.
  • Создать эмоционально выразительный образ пожилого человека на основе наблюдений.
  • Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.
  • Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия.
  • Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события.
  • Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

Выпускники получат возможность научиться:

  • Обсуждать и анализировать свои работы и работы одноклассников с позиций творческих задач, с точки зрения выражения содержания в работе.
  • Участвовать в обсуждении выставки.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование раздела, темы

Количество часов

Характеристика деятельности обучающихся

  1. Истоки родного искусства – 9ч

1.1

Пейзаж родной земли.  Красота природы в работах русских художников.

1

Характеризовать природу родного края; особенности красоты природы разных климатических зон.

Изображать характерные особенности пейзажа родного края.

Использовать выразительные средства живописи для создания образов природы.

Овладевать живописными навыками работы с гуашью.

Воспринимать и эстетически оценивать красоту русского деревянного зодчества.

Характеризовать значимость гармонии постройки с окружающим ландшафтом.

Объяснять особенности конструкции русской избы и назначение её отдельных элементов.

Изображать живописными средствами образ русской избы и других построек традиционной деревни.

Создавать коллективное панно способом объединения индивидуально сделанных изображений.

Работать организованно в команде.

Приобретать представление об особенностях национального образа мужской и женской красоты.

Понимать и анализировать конструкцию народного костюма.

1.2

Пейзаж родной земли.  Изображение природы родного края в разное время года.

1

1.3

Деревня – деревянный мир.  Изображение  традиционной русской избы.

1

1.4

Деревня – деревянный мир. Коллективное панно «Деревня»

1

1.5

Красота человека. Образ  человека в произведениях  художников.  Мужской и женский портрет в народных костюмах.

1

1.6

Красота человека. Изображение сцен труда  из крестьянской жизни.

1

1.7

Красота человека. Изображение сцен труда  из крестьянской жизни.

1

1.8

Проверочная работа по теме «Истоки родного искусства»

1

1.9

Народные праздники (Обобщение темы).

1

2. Древние города нашей земли – 7ч

2.1

Родной угол. Образ древнего русского города – крепости.

1

Понимать и объяснять роль и значение древнерусской архитектуры.

Знать конструкцию внутреннего пространства древнерусского города (кремль, посад, торг).

Анализировать роль пропорций в архитектуре, понимать образное значение вертикалей и горизонталей в организации городского пространства.

Знать картины художников, изображающих древнерусские города.

Создать макет древнерусского города; многофигурные композиции в коллективных панно

Воспринимать и эстетически переживать красоту городов, сохранивших исторический облик.

Иметь представление о развитии декора городских архитектурных построек и декоративном украшении интерьеров (теремных палат)

2.2

Древние соборы. Изображение храма.

1

2.3

Города русской земли.

1

2.4

Древнерусские воины-защитники. Изображение древнерусского воина, княжеской дружины.

1

2.5

Новгород,  Псков, Владимир, Суздаль и Москва. Беседа путешествие – знакомство с исторической архитектурой города.

1

2.6

Узорочье теремов. Изображение интерьера теремных палат.

Проверочная работа по теме «Древние города нашей земли»

1

2.7

Коллективное панно «Пир в теремных палатах». Обобщение.

1

3. Каждый народ -  художник – 10ч

3.1

Страна восходящего солнца. Образ художественной куль туры Японии. Изображение японок в кимоно.

1

Обрести знания о многообразии представлений народов мира о красоте.

Иметь интерес к необычной иной художественной культуре.

Иметь представление об образе традиционных японских построек и конструкции здания храма (пагоды).

Сопоставлять традиционные представления о красоте русской, ненецкой и японской женщины.

Изображать природу через детали, характерные для японского искусства.

Развивать живописные и графические навыки. Принимать и объяснять разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны, способность человека, создавать свою самобытную художественную культуру.

Изображать олимпийских спортсменов в движении и участников праздничного шествия в традиционных одеждах.

3.2

Коллективное панно «Цветение сакуры»

1

3.3

Народы гор и степей. Изображение юрты

1

3.4

Киргизский народный костюм.

1

3.5

Города в пустыне.  Создание образа древнего азиатского города  Мечеть - аппликация на цветной бумаге.

1

3.6

Изображение степи весной.

1

3.7

Древняя Эллада.

2

3.8

Европейские города средневековья.

1

3.9

Многообразие художественных культур в мире. Выставка детских работ

Проверочная работа по теме «Каждый народ - художник»

1

4. Искусство – объединяет народы - 8ч

4.1

Материнство. Изображение по представлению матери и дитя, их единства.

2

Узнавать и приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту материнства.

Рассказывать о своих впечатлениях от общения с произведениями искусства, анализировать выразительные средства произведений.

Наблюдать проявления духовного мира в лицах близких.

Создать эмоционально выразительный образ пожилого человека на основе наблюдений.

Уметь объяснять, рассуждать, как в произведениях искусства выражается печальное и трагическое содержание.

Эмоционально откликаться на образы страдания в произведениях искусства, пробуждающих чувства печали и участия.

Выражать художественными средствами своё отношение при изображении печального события.

Изображать в самостоятельной творческой работе драматический сюжет.

4.2

Мудрость и старость. Изображение бабушки или дедушки.

2

4.3

Сопереживание. Создание рисунка с драматическим сюжетом.

1

4.4

Герои – защитники. Лепка эскиза памятника герою.

1

4.5

Юность и надежды. Рисование на тему «Счастливое детство»

1

4.6

Итоговая выставка творческих работ.  Контрольный тест по теме «Искусство-объединяет народы»

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Данная программа обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса общеобразовательных учреждений. В комплекты входят следующие издания под редакцией Б.М. Неменского.

Учебник: Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений / Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. – 2-е изд., - М.: Просвещение, 2013.

Пособие для учителя: Изобразительное искусство. Методическое пособие. 1-4 классы.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Наименование  объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечания

1

2

3

4

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Д

Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного  искусства

2

Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству

Д

3

Рабочие программы по изобразительному искусству

Д

4

Учебно-методические комплекты по программе, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства

К

При  комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете, по нескольку экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учителем как часть методического обеспечения кабинета

5

Учебники по изобразительному искусству

К

6

Рабочие тетради

К

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебникам

7

Методические пособия (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусства)

Д

8

Методические журналы по искусству

Д

В состав библиотечного фонда необходимо включать журналы федерального значения

9

Учебно-наглядные пособия

Ф

Д

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 - Ф

10

Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

Д

11

Энциклопедии по искусству, справочные издания

Д

По одному каждого наименования

12

Альбомы по искусству

Д

По одному каждого наименования

13

Книги о художниках и художественных музеях

Д

По одному каждого наименования

14

Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры

Ф

Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы обучающихся, они могут использоваться как раздаточный материал при подготовке обучающихся к творческой деятельности, для подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки

15

Словарь искусствоведческих терминов

П

  1. Печатные пособия

16

Портреты русских и зарубежных художников

Д

Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях

17

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

18

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта

Д

19

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

20

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

21

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

К

  1. Информационно-коммуникационные средства

22

Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники.

Д

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки обучающихся (в том числе в форме тестового контроля). Возможно использование следующих программ:Cake-walk Pro Audio 8, 5 и 9

23

Электронные библиотеки по искусству

Д

Электронные библиотеки включают комплекс  информационно-справочных материалов,  ориентированных на различные формы художественно-познавательной  деятельности, в том числе  исследовательскую работу. В состав электронных библиотек могут входить  электронные энциклопедии и альбомы по искусству (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из  научно-популярных изданий, фотографий, анимации.

24

Игровые художественные компьютерные программы

  1. Технические средства обучения (ТСО)

25

Классная магнитная доска.

26

Интерактивная доска.

27

Персональный компьютер с принтером.

28

Ксерокс.

29

Документ-камера

30

Мобильный класс

  1. Экранно – звуковые пособия

31

Аудиозаписи по музыке, литературные произведения

Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса  

32

DVD-фильмы: - памятники архитектуры; - художественные музеи; - виды изобразительного искусства; - творчество отдельных художников; - народные промыслы; - художественные технологии

Д

По одному каждого наименования

33

Презентации на CD или DVD-дисках: - по видам изобразительных (пластических) искусств; - по жанрам изобразительных искусств; - по памятникам архитектуры России и мира; - по стилям и направлениям в искусстве; - по народным промыслам; - по творчеству художников

Д

Произведения пластических искусств в исторической  ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой

  1. Учебно-практическое оборудование

34

Краски акварельные

К

35

Краски гуашевые

К

36

Тушь

К

37

Ручки с перьями

К

38

Бумага А3, А4

К

39

Бумага цветная

К

40

Фломастеры

К

41

Восковые мелки

К

42

Пастель

Ф

43

Уголь

К

44

Кисти беличьи №5, 10, 20

К

45

Кисти, щетина №3, 19, 13

К

46

Ёмкости для воды

К

47

Стеки (набор)

К

48

Пластилин/глина

К

49

Клей

Ф

50

Ножницы

К

51

Рама для оформления работ

К

Для оформления выставок

52

Подставки для натуры

П

  1. Модели и натурный фонд

53

Муляжи фруктов (комплект)

Д

54

Муляжи овощей

Д

55

Гербарии

Ф

56

Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов

Д

57

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы)

П

  1. Игры и игрушки

58

Конструкторы

Ф

Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений

59

Театральные куклы

Д

60

Маски

Д

  1. Специализированная учебная мебель

61

Столы рисовальные

К

62

Стулья

К

63

Стеллажи для книг и оборудования

Д

64

Мебель для проекционного оборудования

Д

65

Мебель для хранения таблиц и плакатов

Д

Кассетницы, плакатницы

Конкретное количество указанных  средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний  расчет  наполняемости класса (25-30 обучающихся).  Для отражения количественных показателей и рекомендации используется следующая система символических обозначений:

Д – демонстрационный экземпляр (1 экземпляр, кроме специально оговоренных случаев);

К – полный комплект (исходя из реальной наполняемости класса);

Ф – комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, т.е. не менее 1 экземпляра на двух обучающихся);

П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку обучающихся (6-7 экземпляров).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...