Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов – Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Машнева Надежда Григорьевна

разработка урока ИЗО для 3 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл разработка урока ИЗО43.77 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Создание декоративных композиций по мотивам народных промыслов – Жостова, Городца, Хохломы; народной матрёшки.

Цель: знакомство с народными ремеслами России; воспитывать у детей интерес и любовь к искусству своего народа; развитие познавательной активности детей, творческой фантазии, художественного вкуса; стимулировать стремление своими руками создавать красоту.

УУД

Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познавательные: знать правила работы с гуашевыми красками; уметь выполнять декоративные цепочки.

Регулятивные: планировать свои действия; оценивать правильность выполнения действия; адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей.

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию.

Средства: изображения росписей, матрёшки.

Ход урока

I. Организация начала урока

1.Приветствие
- Здравствуйте. Я рада видеть вас на уроке. Надеюсь, что этот урок будет для вас интересным, полезным, а главное принесет вам много положительных эмоций, и вы останетесь довольны, проделанной работой.

II. Актуализация знаний

1. Беседа

- Скажите, что такое промысел? (Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение).

- О каких народных промыслах вы знаете? (создание росписи, изделий из ткани, игрушек)

- А является ли роспись промыслом?

- Отгадав загадку вы узнаете, что же вам предстоит расписать.

В разнаряженной Девице
Перепрятались сестрицы.
(Матрешка)

- Существуют разные виды росписи. Сегодня вы узнаете о трёх из них. Каждый ряд будет расписывать матрёшку определённой росписью. Отгадайте загадки. (после каждой отгаданной загадки вывешиваю на доску картинку с изображением отгаданной росписи).

- Загадка для первого ряда.

Эти липовые ложки,

Блюдца, ковшики, матрешки,

Расписала нам сама

Золотая …(хохлома)

 -Загадка для второго ряда.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо – роспись …(городца)

- Третий ряд должен определить роспись по описанию.

В подмосковной-то деревне
Под названьем Жостово
Удалые мастера
Занимались росписью.

Белоснежные ромашки

На подносы нанесли
Розы, маки, незабудки
Тут же рядом расцвели.

- Что это за роспись?

2. Выставка

- Рассмотрите изображения. Какие отличительные особенности у каждой росписи?  

III.Подготовка к восприятию знаний

1. Рассказ учителя (раздаю по матрёшке на ряд)

- Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны. Сравнительно недавно набирает популярность матрёшка с изображением портрета на ней — портретная матрёшка.

  Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах 19 века, в период бурного экономического и культурного развития страны. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская. Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным, одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

  Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства.

  Технологию изготовления матрёшки российские мастера освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.

2. Самостоятельное чтение

- Первый ряд читает про хохлому на стр. 134.

- Второй ряд читает про городец на стр. 130.

- Третий ряд читает про жостово на стр. 126.

(спрашиваю одного человека с ряда)

3. Показ учителем на доске с комментированием

- Сейчас я покажу вам, как надо рисовать матрёшку.

- Лист нужно расположить вертикально. Вначале нарисуем корпус матрёшки. Рисуем большой длинный вытянутый овал по всем листу бумаги. В верхней части овала делаем кружок. Это будет лицо.

Теперь изображаем основание матрешки, на котором она будет устойчиво стоять. Внизу овальной фигуры рисуем плавно две линии. Это основание. В этом же этапе обводим контуры корпуса матрешки. У матрешки расширенная головная часть, потом идет сужение и нижняя часть также расширена. Фигура как бы напоминает восьмерку.

В кружке рисуем личико матрешки. Делаем проборчик волос и две пряди, аккуратно разложенные по бокам. Внизу подбородка рисуем узелок завязанных концов платка.

- Приступайте к выполнению. Не забудьте нарисовать лицо.

IV. Практическая часть
Слежу за правильностью выполнения.

V. Итог урока

1. Беседа

- Что вы рисовали на уроке?

- О каких росписях узнали?

2. Выставка рисунков с анализом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства в 3 классе "Декоративная композиция по мотивам гжельской майолики "

Этот материал мы использовали для урока ИЗО в 3 классе. В этот день уроки были сокращены до 30 минут и времени работать с красками стало катастрофически мало!!! Вместо красок нам пришлось воспользоват...

"Народные промыслы. Жостово"

Конспект занятия. Ребята знакомятся с народным промыслом Подмосковья. Узнают о технологии  изготовления жостовских подносов. Выполняют творческую работу в технике скрапбукинг....

Стихи о народных промыслах России: Филимоновская, Богородская, Каргопольская игрушка, Жостово, Хохлома, Гжель. Автор Ольга Шарко

Подборка авторских стихотворений для дошкольников и младших школьников по темам "Хохлома", "Гжель", "Жостово", "Филимоновская игрушка", "Богородская игрушк...

Конспект урока по изобразительному искусству. Тема: "Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок" (2 класс).

Цели деятельности учителя:формирование эмоционально-ценностного восприятия учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянин, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем пространс...

Конспект урока по теме "Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: формирование эмоционально-ценностного восприятия учащимися отдельных сторон духовной жизни крестьянин, связанных с многофункциональностью русской печи во внутреннем простран...