Выступление на родительском собрании педагога дополнительного образования Каримовой Марины Валерьевны Тема «Наш ребенок- левша»
консультация по изобразительному искусству (изо) на тему

Каримова Марина Валерьевна

  Расширить знания родительского коллектива о леворуких детях; Познакомить с особенности развития левши;     дать рекомендации родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_roditelskom_sobranii.doc_levsha.doc58 КБ

Предварительный просмотр:


Выступление на родительском собрании

педагога дополнительного образования

Каримовой Марины Валерьевны

Тема «Наш ребенок- левша»

 Цели:

  • Расширить знания родительского коллектива о леворуких детях
  • Познакомить с особенности развития левши
  • Рекомендации родителям

Откуда берется леворукость? 

Ученые выяснили и неоднократно доказали, что дело здесь не столько в особенностях самой руки, сколько в особом устройстве мозга, отличном от устройства мозга у правшей. Головной мозг человека, как известно, состоит из правого и левого полушарий. При этом правое полушарие управляет левой стороной тела, а левое, соответственно, правой. Эти полушария не бывают равноправными — одно из них должно доминировать. Если более активно левое полушарие, то человек становится правшой, а если доминантное правое, то левшой.

Обратите внимание, что отличия на том, что кто-то пишет левой рукой, в то время как другой человек правой, не заканчиваются, а только начинаются, поскольку полушария мозга отличаются по характеру деятельности. Левое полушарие информацию обрабатывает последовательно, поступательно, тщательно перебирая все возможные варианты. Благодаря его работе мы можем понимать смысл речи, формировать абстрактные понятия, классифицировать и анализировать объекты окружающего мира. Правое полушарие работает одномоментно, воспринимая целостный образ, на который будет опираться наша способность к эмоциональному мировосприятию, синтетическому мышлению, зрительно-пространственным функциям, интуиции, мгновенно. Оно воспринимает главным образом интонационную сторону речи. Разумеется, мы рассмотрели далеко не все функции, но общее представление из изложенной выше информации каждый интересующийся родитель ребенка-левши наверняка получит.

Особенности развития левши

Важной особенностью ребенка-левши в принципе является его особый индивидуальный ход развития. Зачастую он идет неравномерно, скачками, то опережая развитие сверстников, то отставая от него. Главное родителям не давить свое чадо, поскольку оно отличается от праворуких родителей (или родителя) самым главным – способом восприятия окружающего мира.
Так, например, для обычного человека задание из серии «поднимите правую руку и определите, где лево и где право» сложностей не представляет никаких, а для левши это непросто. Затруднения в пространственной ориентации — распространенная особенность левшей.

Так называемое зеркальное письмо, когда дети пишут буквы и цифры в обратную сторону, встречается у многих дошкольников в возрасте 3-7 лет — для них это не более чем обязательный этап освоения навыка письма. Дело в том, что для леворукого ребенка совершенно все равно, откуда начинать читать или писать — справа налево, снизу вверх и т.п., поскольку пространство для него четких координат и границ, привычного для правшей порядка не имеет. Плавают у левшей и последовательности цифр – все из-за того же отсутствия порядка.

Переучивать? Однозначно нет!

Переученная леворукость, как показывает психологическая практика, становится той ошибкой взрослых, которая порой может стоить ребенку здоровья. Переучивать малыша нельзя ни в коем случае, нужно разве что сформировать навыки, которые бы помогли левше адаптироваться к праворукой среде. Как наверняка помочь ребенку? С 6 лет нагружайте доминирующую руку, внимательно следя за тем, чтобы движения были симметричными (в более раннем возрасте это не имеет смысла). Кстати, неоднократно учеными проводился такой эксперимент — переученных левшей просили выполнить письменную работу поочередно правой и левой рукой. Примечательно, что левая рука оказалась «грамотней», а упражнение было выполнено быстрее и с меньшим числом ошибок. Вот и думайте сами, уважаемые родители, стоит ли переучивать своего любимого левшу из благих намерений.

Внимание! Уделяйте равное внимание развитию обеих ручек своего чада. До 6,5-7 лет обе руки, обе ноги, обе стороны тела должны развиваться совершенно равномерно. Помочь в этом может велосипед, ролики, плавание, бег и прочие активные виды деятельности. Доминирующей рукой ребенок сможет писать и рисовать, а второй лепить. Учить на две руки – это значит добиваться предельно уверенных и точных движений, совершенствуя обе половины мозга. Такой образовательный подход поможет ребятишкам достичь в будущем наилучших результатов.

С упором на характер.

Левши, как показывает практика, легко идут на контакты, в большей мере подвержены негативным эмоциям, заметны частые смены настроения. Поскольку за логику отвечает левое полушарие, левши в большей мере делают упор на развитую интуицию. Он способен воспринимать звуки и интонации иначе, чем правша, обладает тонким художественным и музыкальным чутьем. Некоторые педагоги предполагают, что левши даже отличаются несколько другим цветовосприятием. Эти моменты следует учитывать и использовать в ходе программы творческого развития ребенка.

Образность памяти помогает левшам достаточно долго хранить в памяти впечатления и незначительные детали разных событий. Они могут воспроизвести самую запутанную историю в подробностях, из них получаются хорошие рассказчики, речь левшей эмоциональна, экспрессивна, богата жестикуляцией, подчас сбивчива. Впечатлительность и несдержанность левшей в то же время во многом способствует развитию в них творческого начала. Среди них известно много архитекторов, художников, музыкантов. А фехтовальщики, теннисисты и боксеры-левши вообще имеют целый набор преимуществ перед своими праворукими противниками, являются более искусными «игроками».

Рекомендации родителям.

  1. Пальчиковая гимнастика

Пальчиковая гимнастика для детей представляет собой набор упражнений, направленных на развитие мелкой моторики руки, т.е. совместных действий систем организма человека (мышечной, зрительной, нервной, костной), формирующих способность выполнять точные, мелкие движения пальцами и кистями. Гимнастика для рук позволяет ребенку быстрее научиться выполнять пальцами множество движений – от захвата предметов до манипуляций с очень мелкими объектами. Без развития этих способностей дошкольнику довольно сложно обходиться при самообслуживании: надо уметь держать ложку, застегнуть пуговицу, зашнуровать ботинки и т.д. От того, насколько развиты мышцы кисти пальчиковыми гимнастиками, будет зависеть качество рисования, письма.

Но еще более важно то, что мелкая моторика руки напрямую связана с речевой функцией. Это объясняется анатомическим строением головного мозга: проекция кисти руки занимает примерно треть площади двигательной проекции всей поверхности его коры, причем она располагается предельно близко к речевой зоне. Поэтому, развивая способность совершать точные движения пальцами, мы активно развиваем и речевую функцию. Эта взаимосвязь была подтверждена множественными исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков.

Существует достаточно способов помочь малышу научиться совершать ловкие движение пальчиками:

  • массаж кисти руки;
  • занятия с небольшими предметами (конструктор, мозаика, пазлы);
  • игры с крупами, бусинами;
  • лепка;
  • рисование;
  • вырезание.

Особое значение в этом плане имеет пальчиковая гимнастика, занимаясь которой, дети начинают раньше и более правильно разговаривать, писать, активно развивать память с мышлением, координацию движений. Естественно, что благодаря этим упражнениям руки становятся сильными и ловкими. Замечено, что дошкольники, выполняющие пальчиковые гимнастики, быстрее успокаиваются после перенесенных волнений.

Упражнения для рук

Цель пальчиковых игр – развитие речи и лексикона, музыкального слуха, способности к творческой деятельности. Заниматься с малышом можно в детском саду и дома в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности для дошкольника.

Упражнения могут быть как с речевым сопровождением (рифмованные сказки, потешки, истории), так и без него (массаж).

 Правила проведения игр

Чтобы пальчиковая гимнастика для детей достигла своей цели, необходимо выполнять основные правила ее проведения:

  1. руки ребенка сначала надо подготовить, поглаживая их;
  2. темп упражнений – медленный, ритмичный, с повторениями до 5 раз;
  3. требуемые действия выполняют сначала одной рукой, затем другой и завершают обеими вместе;
  4. надо контролировать постановку кисти и четкость выполнения движений малышом, разговаривая с ним максимально доброжелательно и спокойно;
  5. пальцы обеих рук при пальчиковых гимнастиках должны нагружаться одинаково;
  6. выполнив упражнение, следует расслабить кисти, к примеру, встряхнув ими;
  7. упражнения периодически надо менять, оставляя для повторения любимые игры ребенка;
  8. всячески нужно поощрять попытки карапуза повторять за взрослыми слова, самостоятельно выполнять движения.

Пальчиковая гимнастика для малышей оказывает комплексное воздействие, поэтому с этой целью используется воспитателями в детском саду на каждом занятии. Она включает в себя упражнения для пальцев и для всей кисти руки.

 Упражнения для кистей рук

Гимнастика для рук разогревает мышцы кисти, способствует повышению их тонуса. Основные приемы – поглаживание, легкий массаж, сгибание-разгибание пальчиков.

«Воробышки» 

Вот рассыпали пшено (дробь пальцами по поверхности ладошки и пальчикам),
Раскатилося оно (поглаживание поверхности ладошки).
Прискакали два воробышка (изобразить, как воробышки скачут по ладошке с пальцами),
Поклевали все до зернышка (повторить дробь).

«Утро»

Из сжатого кулачка по очереди разгибаются пальчики, их разминают, поглаживают. На предпоследней строчке кулачок два раза сжать-разжать, затем – «умыть»: погладить ладонью всю ладошку малыша.

Просыпался большой братец.
Указательный проснулся,
Средний рядом повернулся,
Безымянный потянулся,
А мизинчик улыбнулся.
«Всем привет!» – сказали дружно,
Умываться теперь нужно.

«Мячик»

Мы играли вместе в мячик (обхватить ладонью кулачок, повращать его),
Он повсюду быстро скачет (похлопать кулачок о кулачок).
Снова мы его поймаем (выполнить такие вращательные движения для другой руки),
А потом вновь поиграем (опять постукивание кулачками).

Упражнения для пальцев

Активные упражнения для пальцев часто носят подражательный характер: дети имитируют форму различных предметов и животных, повторяют их движения. Следует для наглядности образа показывать картинки с используемыми для игры объектами, тогда дошкольнику будет легче проводить ассоциации между своими пальцами и демонстрируемыми предметами или животными.

Чтобы чувствовать себя с ребенком левшой увереннее, вы можете приобрести и изучить специальную литературу:

  1. И. Макарьев «Если ваш ребенок – левша».

Подробнее: http://www.cataloxy.ru/books/27531220_esli-vash-rebenok---levsha.htm

  1. Мартынов С. М.

Здоровье ребенка в ваших руках : Советы практ. врача-педиатра : Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / С. М. Мартынов. - М. : Изд. дом "КРОН-пресс", 1997.

  1.  Т. М. МарютинаО. Ю. Ермолаев

Издательство: МПСИФлинта, ISBN: 9785895021217, 2007.