РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по ИЗО (УМК "Школа России")
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по ИЗО (УМК "Школа России")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon izo.doc216.5 КБ

Предварительный просмотр:

УМК «Школа России»

Планируемые результаты изучаемого предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
  • понимание особой роли культуры и  искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом  отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную  художественную деятельность  и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень

сформированности  универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах; 
  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;  
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно—творческой  деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
  • овладение  навыками  моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа; 
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах  особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
  • умение  объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего  мира человека.

Обучающиеся должны знать: способы и приемы обработки различных материалов (глина, пластилин); отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров; основные средства выразительности живописи;  правила техники безопасности при работе с инструментами (ножницами, иглой, шилом); организовывать своё рабочее место;

  • основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи; значение слов: композиция, силуэт, форма, размер, коллаж; способы и приёмы обработки бумаги; основные средства выразительности декоративно-прикладного искусства.

Обучающиеся должны понимать эмоциональное значение тёплых и холодных оттенков; особенности построения орнамента и его значение в образе художественной вещи.

Обучающиеся должны уметь рисовать кистью без предварительного рисунка элементы растительного орнамента; освоить основы рисунка и уметь создавать модели предметов бытового окружения человека; овладеть элементарными навыками бумагопластики; уметь выполнять стежки швом «вперед иголку»; применять элементарные способы работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (фломастер) материалами для выражения замысла, настроения; выражать собственное мнение при оценке произведения искусства; конструировать из ткани на основе скручивания и связывания; выполнять на бумаге разметку по выкройке, по линейке, применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц; уметь пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность; уметь составлять композицию с учётом замысла.

Содержание предмета

1 класс (33 ч)

Ты изображаешь, украшаешь и строишь

Три вида художественной деятельности, определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, положены в основу первого, вступительного класса. На помощь детям (и учителю) приходит игровая, образная форма приобщения: "Три брата-мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки". Открытием для детей должно стать, что многие их повседневные бытовые игры являются художественной деятельностью – тем же, чем занимаются взрослые художники (пока еще не искусство). Увидеть в окружающей жизни работу того или иного брата-мастера – интересная игра. С нее и начинается познание связей искусства с жизнью. Здесь учитель закладывает фундамент в познании огромного, сложного мира пластических искусств. В задачу этого года также входит осознание того, что "Мастера" работают определенными материалами, входит и первичное освоение этих материалов.

Но "Мастера" предстают перед детьми не все сразу. Сначала они под "шапкой-невидимкой". В первой четверти снимает с себя "шапку" и начинает открыто играть с детьми "Мастер Изображения". Во второй четверти он поможет снять "шапку-невидимку" с "Мастера Украшения", в третьей – с "Мастера Постройки". А в четвертой они показывают детям, что друг без друга жить не могут и всегда работают вместе. Нужно иметь в виду и особый смысл обобщающих уроков: в них через работу каждого "Мастера" связывается детская художественная работа со взрослым искусством, с окружающей действительностью.

2 класс

Ты и искусство

Тема "Ты и искусство" – важнейшая для данной концепции, она содержит основополагающие подтемы, необходимые для первичного приобщения к искусству как культуре. Здесь и первоэлементы языка (образного строя) пластических искусств и основы понимания их связей с окружающей жизнью ребенка. Понимание языка и связей с жизнью выстроены в четкой методической последовательности. Нарушение ее нежелательно.

Задача всех этих тем – введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром их личных наблюдений, переживаний, раздумий.

3 класс

Искусство вокруг нас

Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.

Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.

В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.

4 класс

Каждый народ – художник (изображение, украшение, постройка
в творчестве народов всей земли)

Целью художественного воспитания и обучения ребенка в 4-м классе является формирование представления о многообразии художественных культур народов Земли и о единстве представлений народов о духовной красоте человека.

Многообразие культур не случайно – оно всегда выражает глубинные отношения каждого народа с жизнью природы, в среде которой складывается его история. Эти отношения не неподвижны – они живут и развиваются во времени, связаны с влиянием одной культуры на другую. В этом лежат основы своеобразия национальных культур и их взаимосвязь. Разнообразие этих культур – богатство культуры человечества.

Цельность каждой культуры – также важнейший элемент содержания, который необходимо ощутить детям. Ребенок сегодня окружен многоликой беспорядочностью явлений культуры, приходящих к нему через средства массовой информации. Здоровое художественное чувство ищет порядок в этом хаосе образов, поэтому каждую культуру нужно доносить как "целостную художественную личность".

Художественные представления надо давать как зримые сказки о культурах. Дети по возрасту еще не готовы к историческому мышлению. Но им присуще стремление, чуткость к образному пониманию мира, соотносимому с сознанием, выраженным в народных искусствах. Здесь "должна" господствовать правда художественного образа.

Приобщаясь путем сотворчества и восприятия к истокам культуры своего народа или других народов Земли, дети начинают ощущать себя участниками развития человечества, открывают себе путь к дальнейшему расширению восприимчивости к богатствам человеческой культуры.

Многообразие представлений различных народов о красоте раскрывается в процессе сравнения родной природы, труда, архитектуры, красоты человека с культурой других народов.

Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. Задачи трудового воспитания органично связаны с художественными. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.

В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.

Тематическое  планирование

1 класс (33 часа)

п/п

Виды занятий

Количество часов

I

Ты изображаешь. Знакомство с «Мастером Изображения». Чем и как работают художники.

8

1

Изображения  всюду  вокруг  нас.

1

2

Мастер  Изображения  учит  видеть.

1

3

Изображать  можно  пятном.

1

4

Изображать  можно  в объеме.

1

5

Изображать  можно  линией.

1

6

Разноцветные  краски

1

7

Изображать  можно  и  то,  что  невидимо  (настроение).

1

8

Художники  и  зрители  (обобщение  по  теме)

1

II

Ты украшаешь. Знакомство с «Мастером Украшения». Реальность и фантазия.

8

1

Мир  полон  украшений.

1

2

Красоту  надо  уметь  замечать. Узоры  на крыльях  бабочек.

1

3

Красивые  рыбы.

1

4

Украшения  птиц.

1

5

Красота  узоров (орнаментов),  созданных  человеком.

1

6

Узоры,  которые  создали  люди.

1

7

Как  украшает  себя  человек.

1

8

Мастер  Украшения  помогает  сделать  праздник (обобщение  темы).

1

III

Ты строишь. Знакомство с «Мастером Постройки». О чем говорит искусство.

9

1

Постройки  в  нашей  жизни.

1

2

Дома  бывают  разными.

1

3

Домики,  которые  построила  природа.

1

4

Дом  снаружи  и  внутри.

1

5

Строим  город.

1

6

Строим город.

1

7

Все  имеет  свое  строение.

1

8

Все  имеет  свое  строение.

1

9

Строим  вещи.

1

IV

"Мастера Изображения, украшения, постройки" всегда работают вместе.  «Как говорит искусство»

8

1

Строим  вещи.

1

2

Город,  в  котором  мы  живем (обобщение  темы).

1

3

Три  Брата – Мастера  всегда  трудятся  вместе.

1

4

«Сказочная  страна».  Создание  панно.

1

5

«Праздник  весны».  Конструирование  из  бумаги.

1

6

Урок  любования.  Уметь  видеть.

1

7

Здравствуй,  лето!

1

8

Обобщение  по  теме.

1

ВСЕГО

33 ч.

2 класс (34 часа)

                                       Тематический план

п/п

Виды занятий

Количество часов

I

Чем и как работают художники?

9 ч.

1

Три основных краски, строящие многоцветие мира.

1

2

Белая и черная краски.

1

3

Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.

1

4

Выразительные возможности аппликации.

1

5

Выразительные возможности графических материалов.

1

6

Выразительность материалов для работы в объеме.

1

7

Выразительные возможности бумаги.

1

8

Неожиданные материалы (обобщение темы).

1

9

Изображение и реальность.

1

II

Реальность и фантазия

7 ч.

1

Изображение и фантазия.

1

2

Украшение и реальность

1

3

Украшение и фантазия.

1

4

Постройка и реальность.

1

5

Постройка и фантазия.

1

6

Пейзажи родного города

1

7

Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).

1

III

О чем говорит искусство?

9 ч.

1

Изображение природы в различных состояниях.

1

2

Изображение характера животных.

1

3

Изображение характера человека: женский образ.

1

4

Изображение характера человека: мужской образ.

1

5

Образ человека в скульптуре.

1

6

Образ человека в скульптуре.

1

7

Образ человека в скульптуре. Филимоновские  глиняные игрушки.

1

8

О чем говорят украшения.

1

9

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).

1

IV

Как говорит искусство?

9 ч.

1

Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.

1

2

Тихие и звонкие цвета.

1

3

Что такое ритм линий.

1

4

Характер линий.

1

5

Ритм пятен.

1

6

Пропорции выражают характер.

1

7

Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

1

8

Ритм линий, пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.

1

9

Итоговый урок года.

ВСЕГО

34 ч.

3 класс (34 часа)

Тематический план

п/п

Виды занятий

Количество часов

I

Искусство вокруг нас. Искусство в твоём доме

7 ч.

1

Твои  игрушки (создание формы, роспись).

1

2

Посуда у тебя дома.

1

3

Мамин платок.

1

4

Обои и шторы  у тебя дома.

1

5

Твои книжки.

1

6

Поздравительная открытка (декоративная закладка).

1

7

Труд художника для твоего дома. Обобщение темы.

1

II

Искусство на улицах твоего города.

8 ч.

1

Памятники архитектуры.

1

2

Витрины на улицах.

1

3

Парки, скверы, бульвары.

1

4

Ажурные ограды.

1

5

Фонари на улицах и в парках.

1

6

Новогодний фонарик.

1

7

Удивительный транспорт.

1

8

Труд художника на улицах твоего города. Обобщение темы.

1

III

Художник и зрелище

11 ч.

1

Художник в театре.

1

2

Образ театрального героя.

1

3

Театральные маски.

1

4

Театр кукол.

1

5

Театральный занавес.

1

6

Афиша и плакат.

1

7

Художник в цирке.

1

8

Театральная программа.

1

9

Праздник в городе.

1

10

Школьный карнавал. 

1

11

Обобщение темы.

1

IV

Художник и музей

8 ч.

1

Музеи в жизни города.

1

2

Картина – особый мир. Картина-пейзаж.

1

3

Картина-натюрморт. Жанр натюрморта.

1

4

Картина-портрет.

1

5

Картины исторические и бытовые.

1

6

Скульптура в музее и на улице.

1

7

Музеи архитектуры.

1

8

Художественная выставка. Обобщение темы.

1

ВСЕГО

34 ч.

4 класс (34 часа)

                                                  Тематический план

п/п

Виды занятий

Количество часов

I

КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК. ИСТОКИ РОДНОГО ИСКУССТВА

8 ч.

1

Пейзаж родной земли.

1

2

Пейзаж родной земли.

1

3

Изображение избы или ее моделирование.

1

4

Изображение  избы  или  её  моделирование  из  бумаги(образ  русской  деревни).

1

5

Изображение  женских  образов  в  народных  костюмах

1

6

Изображение  мужских  образов  в  народных  костюмах

1

7

Изображение  сцен  труда  из  крестьянской  жизни

1

8

Народные  праздники.

1

II

ДРЕВНИЕ ГОРОДА НАШЕЙ ЗЕМЛИ

7 ч.

1

Родной угол.

1

2

Древние соборы.

1

3

Города Русской земли.

1

4

Древнерусские  воины – защитники.

1

5

Новгород, Псков, Владимир, Суз-даль, Москва.

1

6

Узорочье  теремов.

1

7

Пир  в  теремных  палатах.

1

III

КАЖДЫЙ НАРОД – ХУДОЖНИК

10 ч.

1

Страна  восходящего  солнца.

1

2

Страна  восходящего  солнца.

1

3

Страна  восходящего  солнца.

1

4

Народы  гор и степей.

1

5

Города  в пустыне.

1

6

Древняя Эллада.

1

7

Древняя Эллада.

1

8

Древняя Эллада.

1

9

Европейские  города  Средневековья.

1

10

Европейские  города  Средневековья.

1

IV

ИСКУССТВО ОБЪЕДИНЯЕТ НАРОДЫ

9 ч.

1

Многообразие  художественных  культур в мире.

1

2

Материнство.

1

3

Мудрость  старости.

1

4

Сопереживание.

1

5

Сопереживание.

1

6

Герои-защитники.

1

7

Герои-защитники.

1

8

Юность  и  надежды.

1

9

Искусство  народов  мира.

1

ВСЕГО

34 ч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по математике (УМК "Школа России")

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по математике (УМК "Школа России")...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по русскому языку (УМК "Школа России")

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по русскому языку (УМК "Школа России")...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по технологии (УМК "Школа России")

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по технологии (УМК "Школа России")...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по литературному чтению (УМК "Школа России")

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по литературному чтению (УМК "Школа России")...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по Окружающему миру. (УМК "Школа России")

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА начального общего образования по Окружающему миру. (УМК "Школа России")...

Рабочая программа начального общего образования по русскому языку для 1 – 4 классов (ФГОС НОО) УМК «Школа России» 2019

Рабочая программа начального общего образования по русскому языку для 1 – 4  классов (ФГОС НОО) УМК «Школа России» Рабочая программа   разработана на ос...

Рабочая программа начального общего образования по окружающему миру для 1 – 4 классов "Школа России"

Данная рабочая программа по окружающему миру  предназначена для обучающихся 1 -4 классов общеобразовательной школы и разработана на основе следующих нормативных документов и материалов:1. Федерал...