Театральные маски
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) на тему

Технологическая карта урока по ИЗО

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatralnye_maski.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Изобразительное искусство

Класс: 3 а

Тема урока: Театральные маски

Цели урока: рассказать и подготовить учеников к выполнению театральной маски.

 Планируемые результаты:

  • Предметные:
  • освоят практические приемы изображения;
  • расширят знания об истории масок;
  • выполнят изображение театральной маски.
  • Личностные:
  • научатся проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий;
  • оценивать собственную деятельность;
  • формировать умения вступать в  сотрудничество.

 Тип урока: открытие нового знания.

Оборудование: -для   учителя: учебник, презентация.

- для учащихся: учебник, лист бумаги, гуашь, кисть, восковые мелки, карандаши.

Этап урока. Методы и приемы

Хроно-метраж

Содержание урока.

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

Организационный момент
Словесный: слово учителя

1 мин

Самостоятельно проверяем готовность к уроку. Покажите мне, что готовы узнать сегодня много нового и интересного.


Приветствовать учителя

Проверять готовность к уроку

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Актуализация знаний

Словесный: ответы на вопросы

2 мин

Ребята, посмотрите на экран. Что изображено на слайде? (Театральный занавес) Что вы изучали на прошлом уроке? Что нового узнали? (Как изобразить театральный занавес)

Проверять свои знания

Регулятивные: осуществлять самоконтроль учебной деятельности

Постановка учебной задачи
Словесный: ответы на вопросы.

1 мин

Ребята, актёр играет в театре разные роли. Что помогает ему постоянно перевоплощаться? (Маски)

Сформулируйте тему урока. (Нарисовать театральную маску)

Какую цель мы с вами на уроке поставим?

Размышлять над темой урока

Ставить перед собой цель урока

Регулятивные: обеспечение учащимся организации их учебной деятельности.

Решение частных задач

Словесный: ответы на вопросы

Наглядный: иллюстрация

10 мин

Перед тем как изготовить маски давайте побольше о них узнаем. Ма́ска (личина) – предмет, накладка на лицо, который надевается, чтобы не быть узнанным, либо для защиты лица. Маска своей формой обычно повторяет человеческое лицо и имеет прорези для глаз и (реже) рта и носа. Маски использовались с древности в церемониальных, эстетических, и практических целях. У каждого народа были свои маски. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями; выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры, раскрашивали и украшали перьями. В глубокой древности маски были принадлежностью обрядов, культов и ритуалов. (Приложение 1. Слайд 2)

Ряженье – обычай, сопровождающий важнейшие обряды и народные праздники.
Для русских были характерны:

облачение в необычные костюмы;

сокрытие лица под маской;

нанесение на открытые участки тела красок или сажи;

употребление производящих шум украшений, предметов, инструментов;

неупорядоченные произвольные телодвижения (подскоки, прыжки, верчения, пританцовывания и т.п.).

В России праздничные игрища с масками, чучелами, были, например на Рождество или Масленицу.

На Рождество и в святочные дни в России по дворам, по домам с весёлыми песнями-колядками ходят колядовщики, переодетые в разные костюмы и маски, среди них есть обязательно Медведь, Коза, Конь, Журавль, другие персонажи. (Слайд 3)

Человеку, надевшему маску, легче войти в роль, перевоплотиться. (Слайд 4,5)

Маска шла к нам через венецианские карнавалы, испанские фиесты Карнавал – праздник, связанный с переодеваниями и красочными шествиями

Великолепны, красочны карнавалы в Венеции, они известны с 1094 года. Интересно, что настоящая венецианская маска изготавливается из тончайшей кожи. Её можно носить, не снимая, много часов подряд. В ней одинаково удобно и веселиться, и драться на дуэли.

(Слайд 6,7)

Многие маски карнавала – это варианты масок итальянской комедии.

(Слайд 8-12)

Потом праздники и представления перешли с городских площадей на театральную сцену и появились театральные маски.

Маски бывают самые разные: они могут изображать:

героев фильмов (Слайд 13);

зверей и героев сказок – весельчаков и чудищ, ведьм и красавиц (Слайд 14-17).

Маска выражает характер персонажа! Выразительность маски меняется от ого, какие нарисованы, приклеены и т.д. глаза, брови, нос, рот. Это и есть тема урока.

В театре артист, стремясь изменить своё лицо, часто наклеивает бороду или усы, использует парики. Искусство изменения внешности – грим возникло как продолжение искусства маски

Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска)..

Маски бывают плоские и объёмные. Маска может закрывать только часть лица. Тогда это будет полумаска.

(Слайд 18-19)

Давайте посмотрим примеры масок, пока смотрите, можете уже определиться с выбором.
Чтобы изобразить маску, сначала вам нужно придумать маску какого героя вы изобразите, затем изобразить основу, дополнительные элементы и раскрасить вашу маску)

Размышлять над историей и изображением маски

Рассматривать различные варианты масок

Коммуникативные: участвуют в учебном диалоге;

строят речевое высказывание.

Постановка творческой задачи

Словесный: инструктаж

7 мин

Любая задумка художника должна начинаться с эскиза – предварительного рисунка, по которому выполняется задуманное, «черновик» художника.

Через маску легче понять сущность театроперевоплощения. В современном театре играют без масок. Таким образом, цель работы художника в театре – помочь актёру раскрыть содержание спектакля.

- На сегодняшнем уроке мы с вами должны нарисовать эскизы веселой и грустной масок.

- В масках с ярко выраженной эмоциональной окраской нужно обратить внимание на их характеры: добрые и злые, весёлые и грустные. Какими средствами достигается такая выразительность? (Глаза, нос, брови, рот.)

- А ещё? (Форма и цвет.) Сравним (смайлики на доске).
Можно ли определить настроение? Как? (Ответы детей.)

Посмотрите на маски, которые изображены на слайдах.  Обратите внимание на нос, рот, брови, глаза, цвет.
- Можем ли мы здесь определить настроение? Как? Давайте попробуем.

Физкультминутка: «Вы, наверное, устали?»

Формируют ответственное отношение к работе

Личностные: формирование ответственного творческого  отношения к работе.

Практическая работа

16 мин

А сейчас вы должны нарисовать эскизы этих масок – весёлой и грустной. Сначала простым карандашом, а потом в цвете. (Ребята рисуют эскизы масок. Учитель ходит по классу и если надо помогает.)

Выполнять творческую работу

Предметные: выполнения задания по заданному примеру.

Итог урока. Рефлексия. Словесный: ответы на вопросы, самоанализ.

3 мин

Организация выставки.

Итак, ребята,  работа  завершена! Что мы сегодня выполняли на уроке? Анализ работ. Посмотрите, какие красивые, яркие, красочные работы получились! Ребята, вы замечательно справились с заданием. Вы сегодня большие Молодцы!

Подводить итог урока

Отвечать на вопросы

Оценивать свои достижения

Регулятивные: выделение и осознание того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Личностные: самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Театральные маски

Урок ИЗО в 3 классе  по программе Б.М.Неменского....

Конспект урока по предмету "Изо и художественный труд" "Театральная маска".

Конспект урока по предмету "Изо и художественный труд" "Театральная маска" для 3 класса....

Театральные маски

Презентация к уроку "Театральные маски". В ней представлены краткие исторические сведения появления и развития масок, а так же их виды....

Урок ИЗО 3 класс "Театральная маска"

Презентация расскажет о роли художника в театре в разделе "Художник и зрелище", поможет в работе над маской....

Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Театральные маски»

Конспект урока по изобразительному искусству на тему «Театральные маски»...

Конспект урока для 3 класса. Тема: «Театральные маски»

Конспект урока по изобразительному искусству.Тема: «Театральные маски»Цель: дать представление об истоках возникновения масок, формировать навыки работы в конструировании масок, в их декоративном офор...