Конспект урока по изобразительному искусству на тему "Изображение характера человека через украшение "
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему

Сексенова Махаббат Аманжоловна

Изображение характера человека через украшение 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Предмет: изобразительное искусство

Класс: 2 класс

Тема урока: Изображение характера человека через украшение

Тип урока: Открытие новых знаний

Цели: Создать женский образ  через украшение.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

1. Освоение основных правил рисования нитью.

2. Организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы.

3. Отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.

Личностные УУД: 

1. Позиция к учебной деятельности.

2. Положительная мотивация к изучению различных приемов.

3. Воспитание любви к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героям сказки. 

4. Формирование потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом  отношении к окружающему миру.

5. Потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.

  • Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные)

Коммуникативные УУД: 

1. Умение слушать и понимать высказывание собеседников.

2. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

3. Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании.

Регулятивные УУД: 

1. Выстраивание последовательности практических действий.

2. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

3. Умение определять и формулировать цель и тему на уроке

4. Умение договариваться и находить общее решение.

3. Анализировать и оценивать результаты собственной деятельности.

Познавательные УУД: 

1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы: картон, нити, клей, аудиозапись (русская народная музыка), репродукция картины В.А. Тропинина «Кружевница», изображения героев сказок.

Основные этапы организации учебной деятельности.

Время

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые

результаты

(УУД)

1.    Самоопределение к деятельности.  

5 мин.

 Включение в учебную

деятельность на личностно-

значимом уровне.

- Здравствуйте. Садитесь.

- Давайте проверим нашу готовность к уроку.

Проверка готовности к уроку.

Приветствие учителя.

- О сказках.

Проверяют готовность к уроку.

Личностные:

1. Желание приобретать новые знания,

2. Положительная мотивация к изучению различных приемов .

Коммуникативные:

1. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

3. Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании.

Предметные:

 Организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы.

 Отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.

2.

Актуализация знаний и мотивация учащихся.

Постановка учебной задачи.

5 мин.

Актуализировать знания.

Определить тему урока.

- Рассмотрите репродукцию Василия Андреевича Тропинина «Кружевница».

Чем занимается девушка?

- Какова тема сегодняшнего урока? Какие учебные задачи вы поставите перед собой на уроке?

- Да, верно тема урока «Изображение характера человека через украшение». Сегодня мы поговорим о женских украшениях и научимся украшать головные уборы, работать будем нитками.

 

Рассматривают и анализируют репродукцию.

- Рукодельничает, делает украшения.

- Тема урока «Изображение характера человека через украшение». Научиться  изображать украшения, передавать характер человека через украшения.

Личностные:

1. Положительная мотивация и познавательный интерес к искусству.

2. Формирование потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом  отношении к окружающему миру.

Регулятивные: 

1. Уметь определять и формулировать цель и тему на уроке

2. Договариваться и находить общее решение.

3. Открытие и применение  новых знаний

10 мин.

Выстраивание последовательности практических действий. Подбор материалов.

Выполнение творческой работы.

Для чего люди использовали украшения?

Учитель вывешивает изображения украшений.

- Раньше на Руси все украшения имели свое значение. Так женский народный костюм дополняли бусами и подвесками. Женщины Древней Руси очень любили украшать себя браслетами, особенно распространёнными были стеклянные браслеты.  Особое внимание женщины всегда уделяли головным уборам - самой заметной части любого костюма. Головные уборы были чрезвычайно разнообразны, но всегда чётко делились на девичьи и уборы замужних.

Сейчас мы прослушаем русскую народную музыку, после вы скажете, какой по характеру образ у них сложился, что вы себе представили.
- Что вы представили, когда слушали русскую народную музыку?

- Какая была музыка спокойная или громкая?

- Мелодичная, плавная или быстрая?

Девушки могли украшать голову лентой, а в праздники надевали головные уборы разной формы – и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами: венцы, кокошники.

- Как вы думаете, у людей, которые живут на разных территориях (в разных городах, областях), отличались ли у них головные уборы?

- Посмотрите на изображение головных уборов, которые носили в южных областях.

- Шапочки в виде рогов, называются кички, они покрывали мягким чехлом из ткани – сорокой. 

- В северных областях более был распространён кокошник, гармонично дополнявший сарафанный комплекс. Своё название он получил от слова «кокош» – древнего названия петуха и курицы.

- Посмотрите, чем украшали головные уборы?

- Самый распространенный головной убор женщины – это платок. Названия головных уборов перекликаются с именами птиц: «кокош» – это петух, он будит солнце, а «кичка» – это утка. Сам головной убор символизировал небо. Поверх кики или кокошника замужняя женщина надевала богатый большой платок – «убрус».

- Скажите, отличаются ли кокошники разных территорий, чем?

- Рассмотрите, какая бывает разная форма и украшения у головных уборов.

- Не каждая крестьянка умела шить золотом и низать жемчугом, поэтому головные уборы отдавали расшивать специальным мастерицам. Праздничные головные уборы стоили очень дорого, их берегли и передавали по наследству.

 - К  нам на урок пришли сказочные героини из сказок. Угадайте кто они:

1. Я - царевна молодая,
Красотой, умом блистаю,

Лью я слезы постоянно,
Ведь Я - царевна ...

Вывешиваю изображение на доску.

2. Владея снегом, льдом и стужей,
Она надменно холодна,
И снежной вьюгой злою кружит
Зимой у тёплого окна.

Вывешиваю изображение на доску.

- Почему они выбрали такие украшения?

- Как украшения передают их характер?

- Какие средства выразительности использовал художник для выражения характера сказочных персонажей? 

- Где вы сейчас можете увидеть кокошники?

 

Вывешивает готовую работу.

С помощью какого материала выполнена работа?

- Итак, попробуем изобразить женский образ, передадим положительный или отрицательный  характер через украшение.

- А можно ли выразить образ доброго или злого персонажа цветом? Каким и почему?

Учитель вывешивает спектр цветов – теплых и холодных.

Вывешивается 1 этап.

- Ребята, рассмотрите этап алгоритма, представленный на доске, и скажите, что же мы будем делать на 1 этапе?

- Вырежьте детали из картона, в форме кокошника по шаблону.

Вывешивается 2 этап.

- Придумайте и зарисуйте узоры.

Вывешивается 3 этап.

-  Посмотрите, что нужно сделать при выполнении 3 этапа?

- На контур изображения нанести клей с помощью кисти. Контур обрабатывается клеем постепенно по мере приклеивания нити, поскольку важно, чтобы клей не высыхал.

Вывешивается 4 этап.

- Что нужно сделать на 4 этапе?

- Да, верно, молодцы.

Вывешивается 5 этап.

- Что делаем на 5 этапе?

- Верно, после оформления внешнего контура, нужно  приступить к заполнению внутренней части, которая также предварительно смазывается клеем, затем присыпается мелко нарезанными нитями так, чтобы не оставалось пробелов. Начинать лучше с мелких деталей, переходя к более крупным участкам рисунка.

- Ребята в ходе работы, какие правила (критерии) мы учитывали, чтобы нарисовать портрет?

- Важно ли чтобы  симметрия?
- Как вы думаете, нужно ли придерживаться алгоритма последовательности практических действий?

- Для чего мы сейчас с вами обговорили эти критерии? Для чего они нам нужны?

- Верно ребята,  в конце урока мы оценим ваши работы по этим критериям.

- Они могут многое рассказать о своем хозяине.

Прослушивают, высказывают свое мнение

Выслушивают мнение других.

- Представил красивую девицу, которая сидит у окна, в красивой одежде и украшениях.

- Меня впечатлило приятное звучание инструментов.
Высказывают свое мнение. Выслушивают мнение других.

Аргументируют свою точку зрения.

- Думаю, что отличается.

- Головной убор похож на шапочку в виде рогов.

- Головные уборы  украшали вышивками, жемчугом, бисером.

- На каждой территории имеются свои особенности: кокошники отличаются по форме и украшениям.

- Несмеяна.

- Снежная королева.

Высказывают свое мнение

Выслушивают мнение других.

- Линии, цвет.

Высказывают свое мнение

Выслушивают мнение других.

- Мы встречаемся с кокошниками на народных праздниках и в театре.

- Работа выполняется  с помощью нитей, картона.

Вспоминают теплые и холодные цвета. Подбирают картон и нити.

- Вырезать детали из картона, в форме кокошника по шаблону.

Выполняют 1 этап.

 Придумывают и зарисовывают узоры.

 - На контур изображения нанести  клей с помощью кисти.

Выполняют этап.

- Приклеить нити по границам изображения, плотно прижимая к основе.

 - Оформляем внутреннюю часть кокошника. 

Критерии:

- соблюдение симметрии;

- следовать по этапам алгоритма;
- аккуратность выполнения.

Предметные:

1. Освоение основных правил рисования нитью.

Личностные:

1. Воспитание любви к русским народным сказкам, к положительным героям сказок, сопереживание настроениям героям сказки.

Регулятивные:

1. Выстраивание последовательности практических действий.

2. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

Познавательные:

2. Умение добывать новые знания: находить ответы на вопросы в тексте.

3.  Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Коммуникативные:

1. Умение слушать и понимать высказывание собеседников.

2. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.

3. Умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании.

4. Самостоятельная работа

25 мин.

 Применение полученных знаний на уроке в практической работе.

- Подумайте, какой образ вы хотите передать через украшение (положительный или отрицательный).

- Придерживайтесь алгоритма, который мы с вами составили и критерий. Если у кого то будут вопросы или понадобиться помощь, поднимите руку, и я подойду к вам. Учитель наблюдает, исправляет ошибки детей при работе и даёт методические рекомендации:

- Не забывайте выполнять работу поэтапно, алгоритм на доске.

- Выполняйте работу аккуратно.

Самостоятельная работа. Дети, придерживаясь алгоритма и критерий выполняют работу.

Если возникают вопросы, трудности, поднимают руку и учитель помогает детям в проблеме.

Познавательные:

1.  Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Личностные:

1. Потребность в самостоятельной практической творческой деятельности.

Регулятивные: Выстраивание последовательности практических действий. Познавательные:

1. Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

4. Подведение итогов.

Рефлексия.

5 минут

Просмотр работ.
Самооценка результатов деятельности.

- Заканчиваем выполнять работы. Вывешиваются работы.

Рассмотрим каждую работу и проанализируем.

- Какими средствами удалось передать характер персонажа? Обсуждение работ детей в форме диалога художников и зрителей.

- Угадайте, для кого украшен головной убор?

- Какой характер у хозяйки этого кокошника?

- Какие головные уборы получились самыми выразительными, необычными,

фантастическими?

- Ребята достигли ли мы цели нашего урока?

- Какие трудности у вас возникали?
- Что вас порадовало? Что вам было интересно?

- Все сегодня отлично поработали Молодцы. Урок закончен. Всем спасибо. Не забудьте привести в порядок своё рабочие места и подготовится к следующему  уроку.

Анализируют процесс и результат деятельности.

 

- Яркими цветами, контрастами, чертами лица, мимикой.

Судят о причинах своего успеха и неудачи.

Личностные:

1. Позиция к учебной деятельности.

Регулятивные:

1. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.

2. Анализировать и оценивать результаты собственной деятельности.

Коммуникативные: 

1. Овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: «Жостовский расписной поднос-украшение нашей кухни. Упражнение цветок», 3 класс

Цели деятельности учителя: знакомство учащихся с историей художественного промысла Жостово....

Конспект урока по изобразительному искусству УМК "Перспектива". Тема: "Человек в пейзаже, "12 братьев месяцев ""

КОНСПЕКТ УРОКА ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВАТема: «Человек в пейзаже, «12 братьев месяцев» »Цели деятельности учителя: закрепление у учащихся навыков работы над композицией; форми...

План - конспект урока по изобразительному искусству Тема: «Изображение характера человека»

План - конспект урока по изобразительному искусству  Тема: «Изображение характера человека»...

Конспект урока по изобразительному искусству 3 класс "Забота человека о животных"

Тема: Забота человека о животных.Тип урока: изучение нового материала.Цель: выполнить иллюстрирование зайца акварелью....

Конспект урока по изобразительному искусству (1 класс). Тема: Мир полон украшений. УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: - знакомство с новым видом художественной деятельности и Мастером Украшения.Планируемые результатыПредметные:- иметь представление об украшении как одном из видов художестве...