Основные методики преподавания изобразительного искусства и технологии в начальных классах
занимательные факты по изобразительному искусству (изо, 1, 2, 3, 4 класс) на тему

Воронова Варвара Андреевна

Перечень программ и методик изобразительного искусства и технологии, их цели, задачи и характеристика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_i_trud_soobshchenie.docx30.83 КБ

Предварительный просмотр:

Истринский профессиональный колледж – филиал

Государственное образовательное учреждение

высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

Основные методики преподавания изобразительного искусства и технологии в начальных классах

Выполнила студентка

3 курса, ПНК15.3А группы

Воронова В.А.

                                                                                 Очная форма обучения

Преподаватель:

Макаров И.В.

Оценка:

Истра 2017

Кузин В.С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах

Данная программа была принята в 60-е годы и просуществовала до середины 80-х гг. В основу метода преподавания рисования 1960-х гг были заложены традиции русской реалистической школы, принципы партийности и народности искусства. Обучение рисованию основывалось на наблюдении и изучении реальной действительности с целью формирования у школьников материалистического мировоззрения. Рисование с натуры было основным, ведущим видом уч. работы в школе.

Вся работа по рисованию делилась на след. виды: рисование с натуры; декоративное рисование; рисование на темы; беседы об искусстве.

Учебная нагрузка 36 часов в год.

Цель программы заключалась в освоении учащимися графической грамоты.

В программе говорилось, что «…Успешное выполнение учебно-воспитательных . задач, поставленных перед общеобразовательным предметом «изо. искусство» возможно лишь при строгом соблюдении дидактических принципов в процессе обучения».

В.С. Кузин определил 8 основных принципов.

-принцип воспитывающего обучении (направленность восприятия на эстетическую сущность изображаемого);

-научность обучения (глубокое изучение воздушной и линейной перспективы, оптики, светотени, композиции и т.д.);

-систематичность и последовательность (логическая связь нового материала с пройденным и последовательным);

-сознательность и активность в обучении (постановка познавательных задач и проблемных ситуаций);

-доступность обучения (обучение опирается на уровень развития ребенка; соблюдение дидактических правил: от легкого к трудному, от известного к неизвестному, от простого к сложному);

-прочность усвоения уч. материала (для этого педагог должен разнообразить методику проведения уроков, методы и приемы объяснения, опроса);

-проблемное обучение (использование проблемных заданий и проблемных вопросов).

Вероятно, программа была бы выполнимой, если бы изо. иск-ву в школе отводился не 1 час в неделю.

Т. Я. Шпикалова. Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах

Главная цель программы — способствовать воспитанию высокохудожественно-образованной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей и задатков ребенка, активизации познавательного интереса к изучению истоков народного и декоративно-прикладного искусства.

Эта цель решается при соединении в интегрированном курсе изобразительного искусства и художественного труда, искусства слова и пения (музыки). Народное искусство рассматривается как часть материальной и духовной культуры современного общества. Учебный курс, раскрывая понятия красоты и национального своеобразия предметного мира, особенности восприятия и воссоздания звука (слово, песня), движения как отражения окружающей действительности, созданных талантом человека, опирается на искусствоведческую концепцию художественного образа. Художественный образ звука, движения, вещи рассматривается комплексно в связи с природой, бытом, трудом, историей, национальными художественными традициями.

Структура программы необычна: содержание раскрывается по видам народного искусства. Первый блок посвящен народному декоративно-прикладному искусству, второй — устному народному творчеству.

Народное декоративно-прикладное искусство включает следующие разделы учебного курса:

1. Основы художественного изображения.

2. Орнамент в искусстве народов мира: построение и виды.

3. Народный орнамент России: творческое изучение в процессе изображения.

4. Художественный труд на основе знакомства с народным и декоративно-прикладным искусством (основы художественного ремесла).

Устное народное творчество включает следующие разделы учебного курса:

1. Учебный материал для восприятия на слух.

2. Учебный материал для самостоятельного чтения.

3. Фольклорные праздники.

В учебном интегрированном курсе широко и многогранно раскрываются художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, символика орнамента, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся, как в процессе эстетического восприятия, так и в собственно художественно-творческой деятельности.

Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю предоставляются большие возможности для педагогического творчества при подготовке и проведении, например, таких форм урочной работы, как уроки обобщающего типа (урок-образ по сценарию) и уроки-праздники как формы коллективной работы; уроки формотворчества и экспериментирования. Игра рассматривается как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы младших школьников на уроках труда.

Б.М. Неменский. Методика преподавания изобразительного искусства в начальных классах

Программа является интегративным курсом, включающим в себя в нерасчлененном синтезе изобразительное искусство и художественный ТРУД.

Оптимальный вариант ее реализации происходит при 2 учебных часах в неделю.

При одном учебном часе в неделю, количество и последовательность тем остаются неизменными, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного воспитания.

Концепция и задачи Формирование художественной культуры как неотъемлемой части культуры Духовной: формы выражения своего отношения, основанного на освоении опыта художественной культуры;

обеспечение поступательного художественного развития ребенка;

развитие навыков восприятия произведений искусства и овладение образным языком искусства;

усвоение эмоционально-ценностного, чувственного опыта поколений, выраженного в искусстве, и формирование эмоционально-ценностных критериев жизни;

развитие художественно-образного мышления на основе наблюдательности и фантазии, собственной творческой деятельности детей.

Основные виды деятельности:

Изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти и по представлению);

декоративная и конструктивная работа;

лепка;

аппликация;

объемно-пространственное моделирование;

проектно-конструктивная деятельность;

художественное фотографирование и видеосъемка;

восприятие явлений действительности и произведений искусства;

обсуждение работ товарищей,результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;

изучение художественного наследия;

подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;

прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).

Н.И.Роговцева . Методика преподавания технологии в начальных классах

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов, правил, требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной деятельности.

Цели изучения технологии в начальной школе*:

-приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

-приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

-формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Основные задачи курса:

-духовно-нравственное развитие учащихся; освоение нравственно-этического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре; развитие эмоционально-ценностного отношения к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда; знакомство с современными профессиями;

-формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России; развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнениям и позиции других;

-формирование целостной картины мира (образа мира) на основе познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы, на основе освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии процесса изготовления изделий в проектной деятельности;

-развитие познавательных мотивов, интересов, инициативности, любознательности на основе связи трудового и технологического образования с жизненным опытом и системой ценностей ребенка, а также на основе мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

-формирование на основе овладения культурой проектной деятельности:

– внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умения составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

– умений переносить усвоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе в практику изготовления изделий ручного труда, использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

– коммуникативных умений в процессе реализации проектной деятельности (умения выслушивать и принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей, распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения, то есть договариваться, аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т. д.);

 первоначальных конструкторско-технологических знаний и технико-технологических умений на основе обучения работе с технологической документацией (технологической картой), строгого соблюдения технологии изготовления изделий, освоения приемов и способов работы с различными материалами и инструментами, неукоснительного соблюдения правил техники безопасности, работы с инструментами, организации рабочего места;

– первоначальных умений поиска необходимой информации в различных источниках, проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, а также навыков использования компьютера;

– творческого потенциала личности в процессе изготовления изделий и реализации проектов.

Н.А.Малышева. Методика преподавания технологии в начальных классах

Основными целями начального обучения технологии являются:

-  осуществление развивающего характера обучения;

-  технологическое развитие младшего школьника;

- формирование системы начальных технологических знаний, умений, навыков и универсальных учебных действий.

Изучение информационно - компьютерных технологий (ИКТ) в начальной школе должно способствовать формированию интереса к информационной деятельности, которая реализуется через межпредметную практическую деятельность. Формирование информационной активности, коммуникативных навыков происходит на основе использования теоретического и практического материала учебника технологии, посредством информационного практикума. Выбор траекторий изучения ИКТ определяется приоритетами школы. При этом следует обратить внимание на значимость начального этапа изучения информационных технологий, который является фундаментом дальнейшего развития и обучения.

Общая характеристика курса

Программа обеспечивает формирование знаний, умений и навыков в процессе ознакомления учеников с творческими, культурными и эстетическими ценностями своего и других народов и уважительного отношения к ним. На основе знакомства с традициями народных ремесел школьники учатся создавать произведения декоративного творчества, воплощать свои фантазии в материале, осуществляя технологическую последовательность операций при изготовлении качественных несложных изделий, полезных в быту. Аппликация, мозаика, плетение, ткачество, вышивание, резьба, вязание - все это приобщает учеников к культуре народа.

Современному обществу нужны творческие личности, которые легко адаптируются в быстро меняющихся условиях жизни и производства, способны определить направление своей деятельности, найти оригинальное решение, обеспечить свою экономическую независимость.

Программа определяет ряд задач, решение которых направлено на достижение основных целей начального технологического образования.

-Формирование картины мира, материальной  и духовной культуры как продукта творческой предметно - преобразующей деятельности человека.

-Формирование эстетической культуры на основе знакомства с наиболее распространенными ремеслами и традиционными народными промыслами, профессиями региона, России.

-Сохранение и развитие культурных традиций. Приобретение знаний о роли трудовой деятельности в создании предметного мира как основной среде обитания современного человека.

-Развитие знаково - символического, пространственного и образного мышления, творческого и репродуктивного воображения на основе способности учащегося к моделированию.

-Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно - преобразующей, художественно - конструкторской деятельности.

-Овладение начальными технологическими знаниями и умениями, развитие мелкой моторики рук.

-Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в целях осуществления совместной продуктивной деятельности: распределение ролей руководителя и подчиненного, распределение общего объема работ, приобретение навыков сотрудничества и взаимопомощи.

-Овладение начальными формами познавательных универсальных учебных действий (исследовательскими и логическими): наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения.

-Формирование опыта организации собственной творческой практической деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных действий: планирования, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий.

-Формирование первичных представлений о роли информации и информационных технологий в жизни людей и общества.

-Овладение простейшими приемами работы с компьютерными программными средствами.

-Воспитание таких социально ценных личностных и нравственных качеств, как трудолюбие, усидчивость, аккуратность, организованность, добросовестное и ответственное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и его результатам, культурному наследию.

-Стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике.

-Развитие знаково - символического, пространственного и творческого мышления творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления.

-Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно - преобразовательных действий.

-Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера.

Н.М.Конышева. Методика преподавания технологии в начальных классах

Основные задачи программы «Художественно-конструкторская деятельность»

1. Формирование представлений о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой.

2. Расширение культурного кругозора. Обогащение знаний о культурноисторических традициях в мире вещей, о материалах и их свойствах, технологиях и правилах создания гармоничного предметного мира. 3. Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.).

 4.Развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью).

5.Развитие сенсомоторных процессов (глазомера, руки и прочих) через формирование практических умений.

 6.Развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметнопреобразующей деятельности.

 7.Воспитание трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку творцу, умения сотрудничать с другими людьми.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Общие подходы к разработке программного содержания В качестве специфической содержательной базы курса в данной программе предлагается формирование у младших школьников элементарных знаний и представлений (и соответствующих умений) из области дизайна, однако это не означает нового вида специализации или профориентации учащихся. Как известно, дизайн – это вид человеческой деятельности, направленный на создание удобной и красивой предметной среды. Каждый человек независимо от образа жизни и профессии является «пользователем» этой среды, поскольку он проводит в ней большую часть жизни. В процессе пользования осуществляется и воздействие на среду, и оно может быть более или менее адекватным. Следовательно, элементарные знания и умения из области дизайна следует отнести не к разряду специальных, а именно универсальных (общеобразовательных), соответственно, современным школьникам необходимо получить образование в данной области. Поскольку на уроках практического труда ученики обычно создают вещи для реального применения в жизни, наиболее целесообразно использовать именно эти уроки как образовательную платформу для осмысления мира вещей, или предметной среды. При этом ни в коей мере не имеется в виду вооружение школьников специфическими дизайнерскими знаниями, а тем более заучивание специальной терминологии и освоение соответствующих узкоспециальных видов деятельности. Программа предусматривает лишь формирование правильных представлений о смысле и красоте вещей, а именно:

-о самых общих правилах и требованиях, которые человек предъявляет к вещам (и которые, следовательно, надо учитывать при их производстве и использовании);

-о взаимосвязи предметного мира с миром природы.

 Предлагаемый учебный курс является комплексным и интегрированным в самом глубоком смысле. Он включает как рациональнологические, так и эмоциональнохудожественные компоненты познавательной деятельности и имеет реальные связи со следующими учебными предметами:

-родной язык (развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности; описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; повествование о ходе действий и построении плана деятельности; построение логически связных высказываний в рассуждениях, обоснованиях, формулировании выводов);

-литературное чтение (работа с текстовой информацией, восприятие и анализ литературного ряда в целостном процессе создания образа изделия);

-математика (моделирование – преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мысленная трансформация объектов  и проч., выполнение расчётов, вычислений, построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами);

-окружающий мир (рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженернохудожественных идей для мастера; природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материальнокультурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций);

-изобразительное искусство (использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративноприкладного искусства и дизайна).

Весь курс обучения представляет собой единую систему взаимосвязанных тем, которые постепенно усложняются от класса к классу (в технологическом и общеобразовательном плане) и при этом раскрывают многообразные связи предметной практической деятельности человека с его историей и культурой, а также с миром природы. Каждый год обучения является ступенью в познании этих связей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Иллюстрированный словарь художественных терминов по методике преподавания изобразительного искусства.

Словарь предназначен для работы с учащимися на уроках ИЗО. Цель: познакомить с основными терминами в изобразительном искусстве....

Современные технологии в преподавании изобразительного искусства в начальной школе.

Педагогическая инновация - намеренное качественное или количественное изменение педагогической практики, повышение качества обучения. Невозможно решать педагогические проблемы устаревшими методами. Дл...

Урок изобразительного искусства и технологии в 3 классе

Умение работать своими руками и делать чудесные вещи, открытки, рамки для фотографий....

Рабочая учебная программа "Изобразительное искусство" УМК " Перспектива" ( для начальных классов общеобразовательных школ)

Рабочая учебная программа по предмету " Изобразительное искусство" разработана на основе  требований к результатам освоения  основной образовательой  программы  начального об...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. г.

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись,  Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. (Учебный материaл в раздел "Начальное и с...

Сообщение «Требования к методике преподавания математики и русского языка в начальных классах в рамках реализации ФГОС»

Сообщение «Требования к методике преподавания математики и русского языка в начальных классах в рамках реализации ФГОС»...