Конспект урока изобразительного искусства "Цветы России на Павловских платках. Русская набойка" 3 класс УМК "Перспектива"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Воложанина Юлия Андреевна

Конспект +презентация

Работа с понятиями: Павловский Посад, набойка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс:

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Тема урока: Цветы России на Павловских платках. Русская набойка  урок №1 (класс 3,  урок № 28)

Планируемые результаты:

  • личностные:
  • понимание красоты народных изделий, их места в современной жизни;
  • обретение  гордости  за искусное мастерство русского народа;
  • метапредметные:

-    умение принимать учебную задачу, выполнять практические задания в нужном темпе;

предметные:

  • приобретение  новых знаний об искусстве Павловских мастеров;

      -    освоение практических приёмов изображения элементов цветка розы, листьев, мелких цветов

Тип урока: урок – повтор

Оборудование урока:  

     -   для учащихся: альбомный лист   А4,  гуашь,   кисть №6, кисть №2

    -   для учителя :  натуральные платки «под  Павловский Посад»,  презентация,  альбомный лист для педпоказа, гуашь, кисть №7, №3

Словарная работа: Павловский Посад, набойка.

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

словесный

15 -30 сек.

Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. У кого хорошее настроение покажите «класс»!

Приветствуют учителя

Р: личностное включение в учебную деятельность

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный, побуждающий диалог

1-2мин.

- Вспомните, ребята, над какой темой мы работаем в этой четверти? Кто подзабыл - смотрите на доску

  •  Посмотрите на экран. (презентация)
  • Все вместе называйте изделия, которые Вы видите.

  • А каким  общим словом можно назвать все изделия? (народное искусство, ремёсла)
  • Молодцы! Мы продолжим сегодня увлекательное знакомство с русским искусством.

активно слушают,

-«Как прекрасен этот мир»

- Жостовские подносы, матрёшки, Дымковские игрушки

-предположения детей

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

III. Постановка учебной задачи

Словесный

Проблемный вопрос

1мин.

Посмотрите на экран, а  я сейчас накину на  плечи  вот такой платок.  Кто может сформулировать тему и задачу нашего урока? Смотрите на опору. (таблица-опора на доске)

 Познакомимся _________________________________________

 Научимся _____________________________________________

 Выполним_____________________________________________

( узнаем об искусстве русских  головных уборах, , научимся рисовать цветы, листья,)

- Правильно.

- узнаем об искусстве русских  головных уборах, , научимся рисовать цветы, листья,)

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Наглядный

Словесный

Эвристическая беседа

Практический- упражнение

7-10 мин.

ОТКРЫТИЕ НОВОГО ЗНАНИЯ

Ребята! Я прочитаю стихотворение, в нём прозвучит название города, где родилось   искусство украшения платков и шалей.  Будьте внимательны.

                                                                                  (учитель демонстрирует платок.)

    Здесь цветут хризантемы и розы,

    Греет душу нам каждый цветок,

    Это нас вдохновляет бесценный

    Яркий Павло-посадский платок.  

    Если будете Вы в Подмосковье,

    Загляните в святой уголок,

    И у Вас расцветёт в изголовье

    Яркий Павло-посадский платок.  

    И возить его станут по миру,

    Завязав в нём любовь в узелок,

    Восхитит и Париж и Гавану

    Яркий Павло-посадский платок!.

-  Кто запомнил, как называется город- родина платка и где он находится?

- Давайте вместе прочитаем  Город Павловский Посад Московская область (на экране)

- Какова же история , откуда пришла на Русь традиция покрывать женщинам голову красочным пёстрым платком.

   В давние-давние времена  тончайшие шёлковые платки и шарфы привозили купцы из Индии, Турции.  

 Но в России климат суровый, зимы студёные,  ветра колючие. Более 200 лет тому назад  пришла мысль  владельцу ткацкой мануфактуры   (фабрики) наладить выпуск ярких шерстяных шалей. Надевали тёплую шерстяную шаль поверх шапочки, распускали красиво углы, и замой на улице как будто лето расцветало.  

 - Давайте посмотрим как по-разному носили русские женщины платки да шали.

- Какие узоры характерны платку?  

- Почему же так ценен платок? Русские умельцы придумали свой способ нанесения узора на ткань. Способ этот -  набойка.

Сначала художник рисует композицию для будущего платка. Затем резчики вырезают на деревянной доске цветок .  Рабочие-набойчики накатывают валиком краску на  доску и печатают на платке розы.  А чтобы узор был  чётким ещё и пристукивают доску молоточком.

  - Отсюда и пошло название Павлово-посадский набивной платок. (на экране)

 Кто внимателен посчитайте сколько красок в цветке розы?   (крупно- на экран). Правильно 3,  красный, бело- розовый и бордовый.  Так передают свет и тень на цветке. Поэтому , чтобы роза на платке была как настоящая нужно изготовить 3 доски, и трижды набить рисунок.   Техника набойки – дорогостоящая, поэтому платки эти стоят недёшево и считаются хорошим подарком, сувениром для зарубежных гостей.

 ПЕДПОКАЗ

- Итак ребята, внимание, посмотрите, как будем выполнять нашу работу.

  1. В середине листа крупно наводим пятно основного цвета розы.  
  2. Смешайте на палитре  основной цвет с коричневой  (синей) краской, посмотри , получился ли цвет для теней?   Изобразите крупными мазками лепестки по краю розы.  Потом-   более мелкие лепестки в центре розы.
  3.  Добавьте в основной цвет белила. Получится светлый, нежный оттенок, это блики, светлые места на цветке. Подумай, где их нанести. Выполни блики мелкими мазками .         -    Ребята, вам понравилось рисовать розу.
  4.   Давайте вокруг неё  нарисуем  также листья. Смотрите,  их можно сделать 3-4.    Они окружили розу. Нанесите на листья свет и тень.

-слушают учителя

-отвечают на вопросы

- Цветы.   Главный, любимый  -роза, а ещё пионы, ромашки, незабудки, много листьев и травинок

-3

Анализируют орнаменты платков

-смотрят пед.показ

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: инициативность в общем поиске нового знания;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

V.Первичное закрепление во внешней речи

словесный

  1. сек.

- Итак, сегодня, ребята, мы будем учиться рисовать цветы в стиле павлово - посадских мастеров.

- Положите лист альбома горизонтально. Решите какого цвета, Вы будете рисовать любимый цветок мастеров из Павловского Посада- розу – красную, жёлтую, розовую.

 -слушают учителя

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи к исполнению

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

практический

Индивидуальная практическая работа

20-25 мин.

 - Выполнение задания в создании

-работают самостоятельно

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

Р: саморегуляция и планирование времени, соблюдение  общего  темпа выполнения задания

VII. Включение в систему знаний

Словесный

Обобщающий диалог

1-2мин.

-Какая тема четверти?

- Чье искусство мы сегодня изучали?

-Какие цвета чаще используют для этих цветов?

-как прекрасен этот мир

-Павло-Посадских мастеров

-желтый, розовый, красный

П: обобщение и структурирование знаний в речи

VIII. Рефлексия деятельности

(по продукту)

Словесный

Анализ продуктов работы

2-3 мин.

Итак, ребята,  работа  завершена!

  • Давайте вспомним полное название платка.
  •  Из какой ткани выполняют шали, платки?
  • Назовите элементы узора Павловских платков.
  •  Кто сможет рассказать о технике набойки рисунка на ткань?

Сейчас, я прошу Вас ознакомиться с  тем, что получилось у Ваших соседей. Встаньте у парты, посмотрите вокруг. Полюбуйтесь, какие яркие, пёстрые букеты Вы сегодня научились рисовать! Молодцы!

Осматривают выставку, оценивают достижения свои и других ,

П: доказательство качества выполнения задания;

К: умение полно и точно выражать своё мнение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Мамин платок» Урок ИЗО в 3 классе Учитель: Наумов А.А

Слайд 2

Платок -

Слайд 3

Павловский Посад Московская область

Слайд 4

Познакомимся ______________________ Научимся __________________________ Выполним _________________________

Слайд 9

Работы учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительного искусства на тему "Народный костюм русской красавицы" 3 класс "ПНШ"

Цель: используя единый шаблон, выполнить эскиз женской фигуры в народном костюме.Планируемые результаты:личностные:      - понимание красоты народных изделий, их места в совре...

Конспект урока "Цветы России на Павловских платках. Русская набойка" ("Перспектива", 3 класс)

Цели деятельности учителя:знакомство обучающихся с искусством русских головных уборов.Планируемые результатыПредметные:       - приобретение  новых знаний об искусстве Па...

Конспект урока изобразительного искусства "В весеннем небе – салют Победы" 3 класс УМК "Перспектива"

План-конспект урока изобразительного искусства (3 класс)Цель: создание условий для развития умения работать с жанром живописи пейзаж на примере вечернего пейзажа "Салют Победы"Планируемые ре...

Конспект урока Тема: «Цветы России на Павловских платках. Русская набойка» 3 класс

Тема: «Цветы России на Павловских платках. Русская набойка»...

Конспект урока изобразительного искусства на тему: "В весеннем небе - салют Победы" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для развития умения работать с жанром живописи пейзажем на примеревечернего пейзажа «Салют Победы»; способствование воспитанию чувства патриотиз...

Конспект урока изобразительного искусства "В весеннем небе – салют Победы" (4 класс, Перспектива)

Конспект урока изобразительного искусстваТема: В весеннем небе - салют ПобедыЦели деятельности учителя: создание условий для развития умения работать с жанром живописи "пейзаж"; способствова...

Конспект урока изобразительного искусства «Россия державная» (УМК «Перспектива» 3 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУТема: «Россия державная» Цель деятельности учителя: развитие образного осмысления окружающего мира; развитие восприятия произведений архите...