Потенциал дизайна в развитии нестандартного мышления младших школьников на примере работы творческой мастерской
статья по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Головачёва Ольга Николаевна

Сегодня художественный дизайн является эстетическим символом современной цивилизации. «Создавая для человека – дом, для людей – город, для Бога – храм, проектировщики всегда закрепляли своим творчеством стиль эпохи – некую общность художественно-эстетических принципов, понятий, нравов».

Нa сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного развития  учащихся школьного возраста, а именно детского дизайна. Рисование кaрандашами и красками, цветная аппликация, лепка и конструирование из разных материалов являются доступными средствами приобщения ребенка к творческой деятельности. Естественно, не все дети станут дизайнерами, но каждый сможет использовать свой личный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн деятельности.

       «Благоустраивая свое кукольно − игровое пространство, а позднее, по мере взросления, и пространство вокруг себя, учащиеся подчас неосознанно выполняют функции дизайнера…» Знакомые детям с ранних лет,  конструирование и декоративно − оформительская деятельность является предпосылками развития и знакомства с основами дизайна.

       Обучение детей элементам дизайна является важным условием развития детского творчества, так как очень часто в процессе обучения вводятся шаблоны, готовые формы в творчестве ребенка, а эта деятельность способствует обогащению творчества учащегося, позволяет ему самостоятельно решать задачи.

       Актуальность заявленной темы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать созданные и внедрённые шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творческого мышления. Одной из таких деятельностей и является занятия по дизайну.

       В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:

1. Исследовать теоретические основы развития нестандартного мышления младших школьников средствами дизайна.

2. Пронализировать особенности развития нестандартного мышления младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nestandartnoe_myshlenie.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования

ДДТ «СОЮЗ» Выборгского района

Тема выступления «Потенциал дизайна в развитии нестандартного мышления младших школьников на примере работы творческой мастерской»

                                                                   

Разработчик:

                                               педагог дополнительного образования

                                                  Головачёва Ольга Николаевна

                             

Санкт – Петербург

2019

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1

Теоретические основы развития нестандартного мышления младших школьников средствами дизайна

3

1.1

Дизайн как вид искусства и художественно − конструктивная деятельность

3

1.2

Детский дизайн, его особенности, типы и виды

5

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня художественный дизайн является эстетическим символом современной цивилизации. «Создавая для человека – дом, для людей – город, для Бога – храм, проектировщики всегда закрепляли своим творчеством стиль эпохи – некую общность художественно-эстетических принципов, понятий, нравов».

Нa сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного развития  учащихся школьного возраста, а именно детского дизайна. Рисование кaрандашами и красками, цветная аппликация, лепка и конструирование из разных материалов являются доступными средствами приобщения ребенка к творческой деятельности. Естественно, не все дети станут дизайнерами, но каждый сможет использовать свой личный опыт в благоустройстве своей жизни по законам красоты и порядка. А это и является основной задачей и содержанием дизайн деятельности.

       «Благоустраивая свое кукольно − игровое пространство, а позднее, по мере взросления, и пространство вокруг себя, учащиеся подчас неосознанно выполняют функции дизайнера…» Знакомые детям с ранних лет,  конструирование и декоративно − оформительская деятельность является предпосылками развития и знакомства с основами дизайна.

       Обучение детей элементам дизайна является важным условием развития детского творчества, так как очень часто в процессе обучения вводятся шаблоны, готовые формы в творчестве ребенка, а эта деятельность способствует обогащению творчества учащегося, позволяет ему самостоятельно решать задачи.

       Актуальность заявленной темы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать созданные и внедрённые шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творческого мышления. Одной из таких деятельностей и является занятия по дизайну.

       В соответствии с поставленной целью, в работе решаются следующие задачи:

1. Исследовать теоретические основы развития нестандартного мышления младших школьников средствами дизайна.

2. Пронализировать особенности развития нестандартного мышления младших школьников.

1Теоретические основы детского творчества

1.1 Дизайн как вид искусства и художественно − конструктивная деятельность

       «История цивилизации свидетельствует о многих изобретениях в мире науки, техники, искусства, прототипами которых явились образы природы, ее флоры и фауны, и даже планетарных объектов. Данный нам природой механизм восприятия «красиво − некрасиво» является тем ключом, пользуясь которым дизайнер создает красивый предмет и делает предметно − пространственную среду гармоничной»

       Культура дизайна как область художественного проектирования объектов быта и окружающей среды сегодня по праву выступает показателем мира и цивилизации. Возникновение дизайна, имеющего непосредственное отношение к современной деятельности, приходится на период, наступивший после Второй Мировой войны. Причем наиболее стремительно он начал развиваться в Японии. Японии мы обязаны многим принципам, которые всегда являлись основой традиционного японского искусства, а теперь стали основополагающими во всем дизайнерском искусстве: композиция, асимметрия и целесообразность.

       Что касается России, то в русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно. Пришло оно из итальянского языка и в переводе имеет множество значений. “Disegno” − это замысел, план, намерение, цель, чертеж, эскиз, набросок, рисунок, узор, модель, шаблон, лежащая в основе схема, композиция. В связи со стремительным развитием современных технологий, понятие дизайна приобрело новый, более широкий смысл и теперь обозначает не только отдельный предмет, а является целым направлением, применимым ко всем областям современной деятельности человека. Человек, занимающийся дизайном, должен обладать знаниями во многих предметных областях и умело применять их на практике, проецируя в творческом процессе создание образа. Можно сказать, что дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена. Вариантов может быть множество.

       В истории нашей страны встречались также и такие обозначения дизайна, как "Декоративное искусство" или "Техническая эстетика". Восприятие и разнообразное использование термина “дизайн” в разных странах говорит об уникальности каждой из культур и об их особом отношении к этому виду искусства.

       Предпосылками дизайнерского искусства являются прежде всего, естественное человеческое стремление к прекрасному, а также желание воплощения новых и все более совершенных образов, а также экономическая выгода, являющаяся огромным мотивом для развития дизайна.

       Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Существует:

дизайн интерьера, одежды, книги, ландшафтный и предметный дизайн, Web − дизайн.

1.2 Детский дизайн, его особенности, типы и виды

       Элементарные подделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением, ткачеством и другими.

       Еще совсем недавно идея дизайнерского образования младших школьников вызывала в официальных педагогических сферах категорическое отрицание. Тем не менее, жизнь не стоит на месте, и, как известно, именно она диктует свои требования. Одним из таких требований времени, которые сегодня уже невозможно игнорировать, является включение элементарных дизайнерских знаний в дополнительных образовательных учреждениях.

       Здесь можно рассмотреть два понятия – «дизайн для детей» и «детский дизайн». Г.Н. Пантелеев указывает на то, что в совокупности «дизайн для детей» и «детский дизайн» отвечают фундаментальным педагогическим задачам: они формируют эстетику среды, окружающей ребенка, стимулируют его творчество, готовят к жизни в социуме. Дизайн одежды для детей, к примеру, эстетизирует внешний вид ребенка, вырабатывает культуру гардероба, прически, а также манеру держаться. Взрослые создают продукцию так называемой параллельной индустрии для детей: реклама и медицина, галантерея и парфюмерия, кулинария, торговые марки и товарные знаки, ориентируемые на детей. Дизайнер проектирует, производители создают, а педагог поддерживает эстетику среды, привлекая к этой работе ребёнка.

       Из этого следует, что дизайнер, работающий для детей, должен знать особенности их психического и художественного развития, учитывать специфику формирования творческих способностей ребенка и определенных талантов. В дизайн продукции для детей учитывается то, насколько хорошо они ощущают себя в предметном пространстве. В кукольно-игровом интерьере дети ощущают себя комфортнее, чем во взрослом, как и в знакомой обстановке, нежели в привычной. Однако новизну они воспринимают эмоционально.

      Таким образом, дизайн для детей – это создание для ребенка комфортной, материальной среды.

       Что же касается детского дизайна, то он ориентирован на выполнение задач в области художественно-эстетического образования младшего школьника.

       Потребность ребенка в практической деятельности помогает педагогу направить его усилия на полезные занятия детским дизайном. Дети моделируют украшения и сувениры, мастерят одежду для кукол, костюмы и декорации к своим спектаклям и утренникам, обустраивают игровые комнаты и домики, при этом работают с разнообразными материалами.      Детская дизайн деятельность сходна с рукоделием, поэтому ее называют дизайн-рукоделием в таких странах как Япония, Италия, США, Франция.

       В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». Дизайн-рукоделием можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые ребёнком самостоятельно и одномоментно. «Дизайн-проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитектурно-художественный, декоративно-пространственный дизайн).

       Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн-творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту. Также автор единственной книги на сегодняшний день о детском дизайне Г. Н. Пантелеев выделяет типы и виды детского дизайна. Типов детского дизайна он выделяет три – плоскостной (аппликативно-графический), объемный (предметно-декоративный), пространственный (архитектурно-художественный). По каждому типу осуществляется три направления деятельности, а именно виды детского дизайна:

1. Аранжировки − предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.

2. Дизайн одежды» − предполагает ознакомление ребёнка с культурой одежды и некоторыми доступными способами создания рисунков – эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. Учащиеся рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя – одежды повседневной и праздничной.

3. Декоративно-пространственный дизайн – ориентирует внимание ребёнка на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.

       Как бы там ни было, но ребенок склонен представлять некую общую картину, он не обучен еще разделять творческую задачу на отдельные фрагменты, структурировать их в своем сознании. Он не может создавать чертежи и схематические рисунки. Однако чертеж, рисунок, эскиз какого-либо изделия могут быть ему понятны: уже с 4-х лет ребёнок оказывается способен представить себе то, какую форму и размер имеет знакомая комната или участок земли; что значит макет того или иного предмета, комнаты. Младшие школьники способны мысленно представить пути решения задачи, конечный результат – образ будущего изделия.

       Вместе с тем, детский дизайн имеет общие черты с профессиональным дизайном:

− Оригинальность и неповторимость творческого продукта;

− Знакомство с системой сенсорных эталонов, предпосылкой модульного принципа проектирования;

− Совместно раздельный характер исполнения замысла;

− Предметно и пространственно-декоративный характер проектной деятельности;

− Использование аналогичных материалов и техник;

− Общий подход в оценке художественности профессионального и «детского» искусства;

− Самодостаточность неконкурентоспособность продукции детского творчества (эксклюзивного поиска).

       Таким образом, искусство дизайна активно входит в жизнь. Если «дизайн для детей» является одним из направлений профессиональной деятельности художников-дизайнеров, то «детский дизайн» связан с декоративной деятельностью самого ребенка по благоустройству окружающей его предметно-пространственной среды. Дети обращают внимание на окружающие объекты среды, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, величины, пропорций. Они могут собирать растения и минералы, использовать бумагу, ткани и синтетические материалы, создавать из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта. Игры художественного содержания и сюжетно-ролевые побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, туфли), декора спектаклей, развлечений и праздничных утренников. Учащиеся оценивают костюмы персонажей, одежду и внешний вид сверстников и взрослых, подражают опрятно и нарядно одетым.

       Из занятий они черпают знания и уже по одежде и поведению могут судить о возрасте и профессии, вкусах и образе жизни людей. Ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня-столовая, спальня).

       Наблюдая и оценивая убранство комнат, дети переносят доступные им принципы эстетического единства (сервиз, гарнитур мебели, ансамбль декора) и художественной образности убранства в собственную практику создания кукольно-игрового интерьера.

       Ребёнок в состоянии «увидеть» и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.

       В процессе обучения детей элементам дизайна следует знакомить их с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной пастой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема “набрызг”; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи. Ведь введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Это позволяет детям выбрать для воплощения своих замыслов наиболее подходящую технику или материал.

       Следует также использовать в практике работы с детьми элементы архитектурно-художественно дизайна, ведь он отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту.

       Эффективна дизайн-деятельность ребёнка и  в художественно-игровых ситуациях, типа: «Театр мод», «Праздник шляп», «Бал в сказочном королевстве». Учащиеся проявляют себя настоящими художниками- модельерами. Придуманные ими модели шляп, платьев, костюмов отличаются оригинальностью и исключительной индивидуальностью.

       Интересен и полезен дизайн композиций из природных и искусственных материалов (зелень, сухостой, минералы, бумага, лоскут, дерево, синтетика и др.). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте.

       И вот, уже имея опыт изобразительной деятельности, могут стать отличными дизайнерами. В живом общении с искусством учащиеся учатся создавать и использовать в оформлении одежды и комнат аранжировки из природных и искусственных материалов, вместе с педагогом благоустраивать бытовые и праздничные интерьеры. Важно, что занимаясь дизайном дети становятся не только исполнителями, но и творцами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль нестандартных задач в развитии математического мышления младших школьников

Материал содержит доклад и приложения с текстами задач....

Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО"

Dasha_s_konstruktorom.jpgПрограмма внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО", к...

Решение нестандартных задач – средство развития логического мышления младших школьников.

Развитие логического мышления - одна из важных задач обучения. Широкие возможности в этом отношении открывает решение школьниками нестандартных задач. Такие задачи не сковывают ученика жесткими рамкам...

"Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"

Предоставление инновационного педагогического опыта по теме : "Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"...

"Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"

Предоставление инновационного педагогического опыта по теме : "Развитие логического мышления младших школьников в процессе решения нестандартных задач"...

«Развитие креативного мышления младшего школьника в процессе работы над загадками»

«Развитие  креативного мышлениямладшего школьникав процессе работы над загадками»...