Рабочая программа по предмету Изобразительное искусство 3 класс (авт. Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова.) УМК "Школа 21 век"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Исаева Татьяна Владиславовна

Рабочая программа по курсу  «Изобразительное искусство»  разработана  на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования  и авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова.  Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования./ Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2016./

На  изучение  данного  предмета  в 3 классе  отводится  34  ч. (34учебные  недели  по  1 часу  в  неделю) 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ

Рабочая программа по курсу  «Изобразительное искусство»  разработана  на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования  и авторской программы «Изобразительное искусство» Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинская, Н.В. Богданова.  Изучение предмета осуществляется по программе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Учебно-методический комплект допущен Министерством образования РФ и соответствует федеральному компоненту государственных образовательных стандартов начального общего образования./ Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» - М.: Вентана-Граф, 2012./

На  изучение  данного  предмета  в 3 классе  отводится  34  ч. (34учебные  недели  по  1 часу  в  неделю)  

Формирование универсальных учебных действий.

Личностнымирезультатами обучения учащихся являются:

• целостное, гармоничное восприятие мира;

• интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

• умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

• способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

 • способность различать звуки окружающего мира (пен птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса люде в доме, в школе, в лесу);

 • представление о том, что у каждого живого существа своего жизненное пространство;

 • самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

• умение доводить работу до конца;

 • способность предвидеть результат своей деятельности;

 • адекватная оценка результатов своей деятельности;

 • способность работать в коллективе;

 • умение работать индивидуально и в малых группах;

• готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение.

 Метапредметные результаты: 

• постановка учебной задачи и контроль её выполнение (умение доводить дело до конца);

• принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

• самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

• самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

• умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

 • умение применять приобретённые знания по одному предмету при изучении других общеобразовательных дисциплин;

• умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач; • умение проводить самостоятельные исследования;

• умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

 • умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

• умение находить нужную информацию в Интернете;

• участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

• умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием; • обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

• умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

• понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

• умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

• умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты: 

• сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

• умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

• умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

 • способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

• умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

• умение фиксировать своё эмоциональное состояние,  во время восприятия произведения искусства;

 • сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

• сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

 • активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

 • понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

 • понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

 • умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

• умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

• умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);

 • сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

• умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

 • умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

• умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

• умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

 • умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Планируемые результаты обучения

Ученик научится:

знать/понимать:

- основные жанры и виды изобразительного искусства;

- известные центры народных художественных ремёсел России;

- ведущие художественные музеи России, объяснять их и назначение;

уметь:

- различать основные составные, тёплые и холодные цвета;

- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства);

- использовать художественные материалы (гуашь, цветные карандаши, акварель, бумага);

- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах: иллюстрациях к произведениям литературы и музыки; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- самостоятельной и творческой деятельности;

- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок и музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.

Ученик получит возможность научиться:

- пользоваться средствами выразительности языка живописи, декоративно-прикладного искусства, дизайна и художественного конструирования собственной художественно-творческой деятельности;

- выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства живописи;

- активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, пейзаж, натюрморт и др.), передавая своё эмоциональное состояние;

- участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвящённых искусству;

- выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения.

Содержание учебного предмета

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

(изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).

       Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цветов. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме. Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм ( по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три-пять человек. Поиск Интернет музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю. Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).

Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусств. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального, хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональности, практической значимости произведений декоративно-прикладного искусства. Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

№ урока в разделе

Тема урока

Сроки

планируемые

корректировка

1 четверть               Раздел 1. Развитие дифференцированного зрения: переноснаблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 ч)

     1

1.1

  Освоение человеком природного пространства.  

«Корабли в море».

    2

1.2

Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство.  Природа в разных жанрах изобразительного искусства.

«Изображение животного»

   3

1.3

   Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство; водное пространство; земная поверхность; подземный мир.

Работа в технике акварели «по-сырому» «Горные вершины»

4

1.4

Ритм и орнамент в природе и в искусстве.

«О чем рассказывают камни».

5

1.5

Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры  «Мой город».

6

1.6

Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов.Воздушная перспектива.

«Журавлиная стая на восходе солнца».

7

1.7

Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера.

«Старый дом и новый дом».

8

1.8

Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт  тематический

 «Музыкальные инструменты»

2 четверть

9

1.9

Передача движения.

 «Зимние игры»

10

1.10

Передача объема в живописи и графике.

Картина «Царство лягушки».

11

1.11

Понятие стилизации.

Изображение комнаты в  утреннее и вечернее время.

12

1.12

Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение,  характер, фактура, материал).

«Деревенский натюрморт».

13

1.13

Передача динамики в объемном изображении.  

«Заколдованное озеро в пещере сталактитов».

14

1.14

Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина.

«Детский городок».

15

1.15

Создание эскизов архитектурных сооружений на  основе природных форм в технике рельефа.

«Цветочный город».

16

1.16

Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве: обобщенность, силуэт.

«Кто вздыхает в ночном лесу».

3 четверть

17

1.17

Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы — одно из чудес подводного мира.

Раздел 2. Развитие фантазии и воображения (11ч)

18

2.1

Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной).

19

2.2

Зарождение замысла на основе предложенной темы.

Натюрморт «Настольная лампа и книги».

20

2.3

Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств.

21

2.4

Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации.

Проект сада перед дворцом царя Гороха.

22

2.5

Взаимосвязь содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста.

Композиция из сказки «Цветик-семицветик».

23

2.6

Художник в театре. Эскиз витража.

24

2.7

Изменение пространственной среды (визуальное, звуковое оформление) в зависимости от ситуации.

«Дворец, в котором может жить ветер»

25

2.8

Передача настроения в форме.

 «Спортивный натюрморт»

26

2.9

Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира.

4 четверть

27

2.10

Освоение разнообразия форм в архитектуре. Цвет и форма в знаковом изображении.

«Древо жизни»

28

2.11

Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве.

Раздел 3. Художественно=образное восприятие искусства (музейная педагогика) (6 ч)

29

3.1

Выразительные средства изобразительного искусства: форма, объем, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.

30

3.2

Использование музыкального и литературного материала.

Иллюстрация к небылице Г. Сапгира.

31

3.3

Художественная форма произведения изобразительного искусства

Образ сказочного животного.

32

3.4

Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой; натюрморт; мифологический.

«Что видно с крыши»

33

3.5

Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства.

34

3.6

Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по предмету изобразительное искусство 3 класс программа "Школа Росии"

Примерная рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования и авторского курса «Изобразительное искусст...

Рабочая программа учебного предмета изобразительное искусство Образовательная область: изобразительное искусство для _I ступени 2 класс

Содержание: 1.Пояснительная записка;2.Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета в данном классе;3.Содержание учебного предмета, курса, модуля и.т.д.;4.Тематичес...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс программа "Планета знаний"

Рабочая программа написана на основе Федерального образовательного стандартаначального общего образования, Примерной программы начального образования, авторскойпрограммы Н. М. Сокольниковой «Изобразит...

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" 3 класс по программе "Школа России"

В данном разделе помещёна рабочая программа по  предмету "Изобразительное искусство" для 3 класса по программе "Школа России" ....

Рабочая программа по предмету изобразительное искусство 2 класс (авт. Л.Г. Савенкова, Е.А.Ермолинскпая) УМК "Школа 21 век"

Рабочая программа по курсу  «Изобразительное искусство»  разработана  на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования  и авто...

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись, Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. г.

Рабочие программы по предметам: Изобразительное искусство, Живопись,  Технология, Декоративно прикладное искусство, 2-4 классы, 2018-2019 уч.г. (Учебный материaл в раздел "Начальное и с...

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 1 класса УМК «Школа России» Предметная область: искусство

Рабочая программа учебного и календарно-тематическое планирование предмета   «Изобразительное искусство» для 1 класса УМК «Школа России», рассчитанная на 1 час в неде...