Главные вкладки

    Развитие декоративного творчества младших школьников на уроках изобразительного искусства
    статья по изобразительному искусству (изо)

    Калинина Дарья Александровна

    Развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой нынешней педагогики и ставит перед системой образования главную задачу - воспитание у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в обществе и государстве. Жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знаний, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних школьников, завтрашних взрослых членов общества такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и фантазию, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т. е. те качества, которые наиболее ярко отражаются в детском творчестве. Создание творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на данный момент времени.

    В истории педагогики младших школьников проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ей занимались такие видные деятели, как Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya.docx21.77 КБ

    Предварительный просмотр:

    Искусства изобразительные и прикладные таят

    в себе огромные возможности для развития творчества

    и художественной интуиции, для ощущения ребенком

    радости ручного труда как творчества

    Б.М. Неменский

    Развитие детского творчества является важнейшей актуальной проблемой нынешней педагогики и ставит перед системой образования главную задачу - воспитание у растущего поколения творческого восприятия окружающей среды, а также активности и самостоятельности мышления, которые способствуют достижению положительных перемен в обществе и государстве. Жизнь в современном информационном обществе сопровождается быстрым устареванием и обновлением знаний, быстрым увеличением его объемов, что требует от сегодняшних школьников, завтрашних взрослых членов общества такие качества как: пытливость, смекалку, воображение и фантазию, инициативу, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и правильно принимать решения, т. е. те качества, которые наиболее ярко отражаются в детском творчестве. Создание творческой личности является одной из важнейших задач педагогической теории и практики на данный момент времени.

    В истории педагогики младших школьников проблема творчества всегда была одной из актуальных. Ей занимались такие видные деятели, как Е.А. Флерина, Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова, Т.Г. Казакова, Н.Б. Халезова и другие.

    В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нем отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно людям и даже самым маленьким - школьникам.

    С давних времен людям нравилось украшать свое жилище коврами, расписными подносами и шкатулками, потому что народное изобразительное искусство несет в себе тепло рук мастера, тонкое понимание природы, умение просто, но с большим чутьем к форме и цвету отбирать для своих изделий только то, что необходимо то, что поистине прекрасно. Неудачные образцы отсеиваются, живет только ценное, великое, идущее из глубины души. Интерьер жилых помещений постоянно изменяется, приобретая строгость линий и прямоугольных форм. Поэтому, украшая свой дом, люди тянутся к народному искусству, которое помогает сделать его праздничным и уютным.

    Большой потенциал для развития детского творчества заключен в декоративной деятельности школьника, источником чего является народное искусство. Но учителя, увлекаясь народными росписями, часто исключают раздел работы по декоративному искусству, связанный с созданием композиции.

    Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, общественно-исторической уникальностью. (Современный энциклопедический словарь)

    Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей (Халтагарова О.Д.).

    Если творчество – процесс создания «нечто нового, ранее несуществующего», то для ребенка «новое» - все то, чего он раньше не рисовал не лепил, не конструировал и т.д.

    Способность к творчеству является специфической особенностью человека, которая выделяет его из мира животных, дает возможность не только использовать действительность, но и видоизменять ее. Правильное понимание возможностей и своеобразия детского творчества требует от педагога знания того, какой характер носит деятельность в области искусства вообще, какими выразительными средствами пользуется художник для создания художественного образа, каковы этапы его творческой деятельности.

    Декоративное творчество – процесс создания различных декоративных образов на основе усвоенных традиций того или иного вида декоративно-прикладного искусства и преобразования их в соответствие с замыслом, ситуацией и поставленными задачами.(Погодина С.В.)

    Виды декоративного творчества:

    Декоративное рисование – вид декоративного творчества, направленный на создание с помощью красок декоративных образов в процессе усвоения детьми элементов и мотивов различных росписей.

    Декоративная аппликация – вид декоративного творчества, в основе которого лежит составление плоскостных и рельефных изображений из различных материалов, отражающих традиции декоративно-прикладного искусства.

    Декоративная лепка – вид декоративного творчества, заключающийся в создании пластических образов по мотивам различных видов декоративно-прикладного искусства.

    Для развития детского декоративного творчества необходимы следующие условия: 
    - ознакомление с видами, жанрами, мотивами народного декоративно-прикладного искусства детей в разных возрастных группах; 
    - использование предметов народного декоративно-прикладного искусства;

    - использование дидактических пособий с целью закрепления изученного материала; 
    - изучение особенностей построения различных росписей, что способствует овладению школьниками знаково-символической функцией цвета и символикой растительного, животного мира, неживой при роды, композиционными закономерностями. 

    Работа по развитию детского декоративного творчества строится в трех направлениях. 
    Первое направление: 
    - знакомство школьников с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства, с его промыслами, содержанием, назначением, материалами, характерными признаками, выразительными средствами; 
    - знакомство  с различными видами орнаментов: геометрическим, растительным, зооморфным, антропоморфным, комбинированным; 
    - изучение законов построения различных композиций орнаментов. 
    Целью такой работы является формирование эстетических представлений у школьников об особенностях народного декоративно-прикладного искусства, его видах и специфике. 
    Задачи: 
    - различать виды народного декоративно-прикладного искусства, знать некоторые сведения о промыслах, характерных признаках; воспитывать гордость за талант своего народа, уважение к народным мастерам и желание самим творить; 
    - различать и называть народные игрушки, росписи, их характерные особенности; 
    - знать разнообразия и свойства материалов (дерево, глина, жесть, фарфор и др.); 
    - видеть красоту узоров, определять характер стилизации знакомых форм: трава, ягода, цветок, лист, образы птиц, животных, человека; 
    - выделять средства выразительности: элементы узора, их цвета, типичные сочетания, колорит, ритм элементов, цветовых пятен в узоре, чередование, симметричные и асимметричные композиции . Видеть связь узора с назначением предмета, его формой, материалом изделия. 
    Второе направление — обучение декоративному рисованию, лепке, аппликации на основе народного декоративно-прикладного искусства, знакомство с некоторыми приемами народных мастеров. 
    Задачи: 
    - составлять узоры на определенных формах (полосе, квадрате, круге, сложной форме); 
    - выполнять отдельные элементы того или иного орнамента; 
    - передавать в декоративном рисовании колорит росписи, характер ее композиции; 
    - передавать форму некоторых произведений декоративно-прикладного искусства в лепке, аппликации. 
    Третье направление — развитие детского декоративного творчества. 
    Задачи: 
    - создавать декоративный образ, используя элементы и мотивы определенной росписи; 
    - фантазировать по мотивам промыслов и видов народного декоративно-прикладного искусства. 
    Творческое применение полученных знаний, умений и навыков по декоративному рисованию, аппликации и лепке при создании предметных, сюжетных композиций, показывает, насколько школьники понимают принципы, закономерности в декоративном искусстве.

    Большое значение имеет просмотр и анализ детских работ. Следует помнить, что для просмотра нужно выставлять на стенде, доске, столе, все детские работы. Рассматривать и анализировать созданные детьми рисунки, лепку, аппликацию следует на каждом занятии. Анализ должен проходить при самом активном участии детей; педагог вопросами, вступительными и заключительными словами направляет детскую деятельность. Обсуждение работ надо проводить живо, эмоционально. Важно найти образные, яркие слова для характеристики изображенных детьми предметов и явлений, подчеркнуть их выразительность.

    Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

    Таким образом, детское творчество является уникальным. Оно отличается от творчества взрослого, хотя и имеет ряд сходных черт. При проявлениях творчества у детей необходимо развивать его, относиться бережно к результатам творчества, создавать специальные условия для его стимулирования. Именно декоративное творчество позволяет ребенку проявить творческие способности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие творческого воображения и художественного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства

    В данной статье говорится о возможностях уроков изобразительного искусства в развитии воображения и художественного мышления младших школьников....

    «Развитие творческого воображения у младших школьников на уроках изобразительного искусства»

    Особое значение изобразительной деятельности для развития воображения заключается в постановке и решении творческих задач....

    Развитие общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства

    В материале представлены теоретические и практические аспекты развития общекультурной компетенции младшего школьника на уроках изобразительного искусства....

    Развитие творческого потенциала младших школьников на уроках изобразительного искусства.

    Рисование – одно из самых любимых занятий детей. Детский рисунок специалисты называют графической речью. В пластической, изобразительной форме детям легче и свободнее передавать свои ощущения, впечатл...

    Развитие творческого воображения младших школьников на уроках изобразительного искусства и технологии

    Воображение и творчество связаны между собой. Происходит творческий процесс. В статье в доступной форме предлагается раскрыть все вопросы....

    Развитие общекультурной компетенции младших школьников на уроках изобразительного искусства

    Под общекультурной компетентностью личности следует понимать совокупность знаний, навыков, элементов культурного опыта, позволяющих индивиду свободно ориентироваться в социальном и культурном окружени...

    Упражнения направленные на развитие художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства

    Упражнения направленные на развитие художественных способностей младших школьников на уроках изобразительного искусства           Развитие художествен...