Открытое занятие «Путешествие в волшебный мир ручной вышивки»
план-конспект

Иванова Раиса Александровна

Конспект 1 (вводного) занятия в рамках реализации ДООП "Студия вышивки "ЛЕБЕДУШКА"".

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_ruchnoy_vyshivki_3_var.docx28.2 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 298

Фрунзенского района Санкт-Петербурга.

 192239 г. Санкт-Петербург, Альпийский переулок дом 19/2 Литер А

телефон-факс  246-20-60, 246-20-63

e-mail: school298@edu-frn.spb.ru 

ИНН 7816165218, ОКПО 47968393, ОКВЭД 80.21.2

Открытое занятие

«Путешествие в волшебный мир ручной вышивки»

Автор-составитель: Муравьева Галина Аркадьевна, педагог дополнительного образования ГБОУ средней школы № 298 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Занятие проводится в рамках районного конкурса педагогических достижений Фрунзенского района, номинация «Творчество педагога-внешкольника», подноминация «Мастер».

Дата проведения: 27 ноября 2019 года

Цель занятия: формирование первичных знаний о традициях и основных понятиях вышивки, воспитание уважения к традициям своего народа.

Задачи:

Обучающие:

-формирование знания о традициях вышивания, видах вышивки;

-приобретение знаний по истории русской вышивки;

-обучение навыкам эффективных межличностных отношений.

Развивающие:

-развитие познавательного устойчивого интереса к русским традициям, ремеслам и вышиванию как роду занятий;

-развитие творческих способностей, эстетического вкуса, аккуратности и внимательности, прививать интерес и уважение к народным традициям, декоративно-прикладному искусству.

Воспитательные:

-воспитание трудолюбия, усидчивости, бережливости, терпения;

-воспитание художественного вкуса;

-сохранение русских семейных традиций.

Оборудование: образцы вышитых изделий, ткань, нитки мулине, иглы, ножницы, пяла.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. Приветствие учащихся.
  2. Вводная часть:

- Друзья, я приглашаю Вас на занятие «Путешествие в волшебный мир ручной вышивки». Сегодня разговор у нас пойдет о русской вышивке, вы узнаете для чего она нужна, и зачем ей украшали жилище. А также мы вместе попробуем вышить платочек.

Вышивка - один из древнейших видов народного художественного творчества. Издавна человек передавал красоту природы, свои ощущения и переживания условными знаками и узорными мотивами.

В Древней Руси почти все предметы первой необходимости изготавливали своими руками. Прядение нитей, ткачество тканей и их отделку выполняли в домашних условиях.

Презентация

Давайте вернёмся в прошлое и заглянем в обычный крестьянский дом. Что мы увидим там? Скромная обстановка-ничего лишнего, но поражает пестрота цветов-всюду вышивка: занавески, расшитые покрывала, подзоры на постелях, колыбели, постельники (то есть простыни), концы которых свешивались с кроватей, наволочки, дорожки, скатерти и столешники. Множество вышитых полотенец украшает каждый угол, в особенности, красный угол избы, салфетки покрывают хлеб, и многое другое - кажется, что нет такой вещи в избе, где не было бы вышивки.

Перед нами слева красный угол избы. Почему этот угол называют красным? Не знаете? А что означает слово красный? (ответы детей) 

С эпитетом «красный» очень много связано. Вспомните, красна девица, красная скамья, красные окна, красный угол. Красный значит красивый, главный.

В красном углу находилась божница с иконами и лампадой, украшенная сухими целебными травами, а по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами.

В красном углу под образами помещался стол. Здесь за столом проходили как будничные трапезы, так и праздничные застолья, подле стола стояли лавки. Самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку, за стол. Войдя в избу, гость оказывался лицом к лицу с образами и на них крестился и кланялся, а уже затем здоровался с хозяевами.

Скатерть на столе в русской традиции тоже имела очень глубокий смысл и составляла единое целое со столом. Выражение «стол да скатерть», символизировало гостеприимство, хлебосольство. Иногда скатерть называлась «хлебосолкой» или «самобранкой». Свадебные скатерти хранили как особую реликвию.

-Увлеклась я, вся в работе –

План большой, дела, заботы

И хлопот домашних тьма,

А в руках игла да нитка

От темна и до темна.

Какие дивные узоры…

Полотенце и подзоры –

Все в букетах васильков.

-Ты сама ли вышивала?

Может, вывел их мороз?

Мастерству ты где училась?

Где терпенья, сил взяла?

Какая скатерть получилась!

А может нам она приснилась

Иль из сказки к нам пришла?

-Долгими зимними вечерами, при неясном свете лучины, под тихое пение выводили мастерицы сказочные затейливые узоры, поражающие нас и сейчас своим изяществом, красотой и задушевностью. В произведение искусства превращала вышивальщица кусок домотканого холста, выполняя на нем сложные швы и узоры, стремясь раскрыть свой талант, показать трудолюбие.

Вместе с мастерицей – мамой приобщалась к рукоделию и маленькая дочка, осваивая несложные швы и получая от матери посильные задания. С 7-8 лет девочки уже начинали готовить себе приданое, вышивали одежду, столешники, полотенца для себя и в подарок будущей родне. Умение и мастерство росли с каждым годом. Большим уважением во все времена пользовалась девушка, умеющая искусно вышивать. А виды вышивки были разные.

Сегодня мы с вами научимся вышивать стебельчатый шов (он относится к простейшим швам).

-Ниточка в иголочке

Стежочек за стежком.

Украсим мы

Изделие простейшим швом!

-Приступаем к практической работе (рассказать и показать правила выполнения стебельчатого шва в вышивке).

СТЕБЕЛЬЧАТЫЙ  ШОВ

Шов представляет собой ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Его можно выполнить в направлении слева направо и от себя. Сделав на ткани первый стежок от себя, иглу с ниткой проводят с изнаночной стороны на себя и выводят у середины предыдущего стежка слева. Нитку затягивают, укладывают к себе и прижимают к ткани большим пальцем левой руки. Выполняя второй стежок, делают прокол в ткани выше первого стежка левой стороны. Так шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки движением от себя. Каждый новый стежок при этом выходит вперед на половину предыдущего.

При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны - справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, так как нарушится структура шва.

Стебельчатым швом вышивают стебли и веточки, обшивают мотивы узоров в вышивке, он относится к украшающим швам в «белой глади».

       Перед практической работой повторим правила безопасной работы с иглами и ножницами.

ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА

-Учащиеся выполняют стебельчатый шов, пользуясь методическим пособием и образцами вышивок.

(Обходя рабочие места учащихся, педагог контролирует правильность посадки при работе, правильные технологические приемы работы, соблюдение правил техники безопасности).

Для вышивки используется нить мулине или шёлковая ниточка, нить необходимо брать средней длины. «Длинная нитка - ленивая швея».

Практическая часть

А сейчас давайте отложим наши работы. Итак, мы с вами научились вышивать какой шов?  (ответы детей)

Правильно – стебельчатый. А еще к простейшим швам относятся: тамбурный шов, шов вперед иголку, шов за иголку, шов козлик, петельный шов. С этих швов начинают обучение самые маленькие мастерицы.

-  Вышиваю тамбуром русские узоры,

Заплетаю нитками большие хороводы

Тут и птиц не счесть на белой ткани…

И это видите вы сами.

-  Вышивка - результат кропотливого и длительного труда. Но, как говорит пословица:

«Терпенье и труд все перетрут». О труде и ремесле, об отношении к труду есть и другие пословицы.

А какие пословицы об этом знаете вы?

«Доброе дело два века живет».

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

«Мастер на все руки».

«Длинная нитка – ленивая швея».

«Для умелой руки – все работы легки».

«Кто любит трудиться , тому без дела не сидится».

-  «Это еще только цветочки, ягодки будут впереди»

Когда так говорят?

«Не дорого начало, а дорог конец».

«Была бы охота, а впереди еще много работы».

А сейчас мы с вами поговорим о более сложных вышивках.

Знаю вам, наверное, хочется посмотреть вышитые изделия. Хорошо, но только с условием – выбрать самое красивое на ваш взгляд и постараться объяснить, почему оно самое красивое.

(Девочки проходят вдоль оформленной выставке и рассматривают вышитые изделия, среди которых есть старинные полотенца и скатерть; а также вышитые современные работы «белой монастырской гладью» с разделками и мережкой, цветной гладью, крестиком  и простейшими швами).

-Какое из изделий вы считаете самым красивым? (ответы детей).

-Спасибо. Проходим на места и продолжим разговор о вышивках.

-«Счётные швы». К ним относятся следующие: крест, двойной крест, набор, роспись. В основе этих вышивок лежит принцип отсчета нитей ткани.

 Стежки такой вышивки ровно ложатся на поверхности ткани, не стягивая её нитей и не нарушая структуры.

Для выполнения счетных швов рекомендуется применять ткани полотняного переплетения, у которых хорошо прослеживается структура. В счетной вышивке рисунок на ткань не переводится, а выполняется по схеме или образцу. Значимой была роль такой вышивки в полотенцах. Крестьяне связывали с полотенцем все важнейшие события в жизни человека.

Продолжаем разговор о вышивке.

Белая гладь . (Евгения Краснова ).

Белым по белому… Белая гладь.

Как же приятно её вышивать!

Словно узоры на белом стекле,

Нитки ложатся, покорны игле –

Весело, празднично. Радостно мне:

Вышивка спорится  на полотне.

Будет уж скоро готов рушничок.

А для кого? Мне пока невдомёк.

   Особое место в русской вышивке занимает белая и цветная гладь. Вышивка белой гладью отличается тонкостью технического выполнения и выразительностью узоров, в которых полевые цветы и листья то сплетаются в нежные гирлянды, то образуют вышитые букеты с традиционными васильками.

   Белая гладь служит прекрасным украшением ночной сорочки, блузки, воротничка, салфетки, полотенца и других изделий. Выполняется она чаще всего белыми нитками на белой ткани (отсюда и её название). Наиболее красиво вышивка смотрится на тонких тканях.

   На нашем полотенце вышита и гладь, и мережка, и вот с этим красивым полотенцем предлагаю поиграть в «Ручеёк».

Звучит фоновая музыка (хороводная), дети вместе с педагогом играют.

-А закончить наше занятие я хочу советом великого князя Владимира Мономаха:

«Что умеете хорошо, не забывайте,

А чего не умеете, тому учитесь…

Добро же творя,

Не ленитесь ни на что хорошее,

Пусть не застанет вас солнце в постели»

А чтобы этот совет не забылся, на память о нашей встрече я хочу подарить вам по брошюре о вышивке. Платочек, который вы сегодня начали вышивать, я отдаю домой и надеюсь, что вы его дома довышиваете и подарите близким.


Приложение № 1

Правила работы с иглами:

1.Храни иглы  в игольнице.

2.Не пользуйся ржавой иглой.

3.Подавай иглу ушком вперед.

4.Не оставлять иглу без нитки.

5.Не брать иглу  в рот.

6.Не втыкать иглу и булавку в одежду, только в игольницу.

Правила работы с ножницами:

1.Ножницы класть кольцами к себе, передавать кольцами вперед.

2.Не оставлять ножницы раскрытыми.

3.Не играть ножницами, не подносить к лицу.

4.Следить за движением и положением лезвий во время работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема занятия: Путешествие в волшебный мир природы

Цели и задачи: Научить видеть прекрасное, развивать фантазию и творчество; воспитывать бережное отношение к природе; коррекция восприятия, внимания на основе упражнений в узнавании....

Внеурочная деятельность. Этическая грамматика Открытое занятие « Путешествие в волшебную страну» 1класс

Задачи:Познакомить с понятием добрый , доброта.Вывести правило « Поступай так, как бы ты хотел, чтобы поступали по отношению к тебе.Формировать саморегуляцию поведения ребёнка.Развивать познавательный...

Открытое занятие "Путешествие в волшебный город - Самоподготовка"

Цель: формирование навыков самостоятельного выполнения домашнего задания.Задачи:Развивать у воспитанников активность и интерес к выполненной работе.Расширение кругозора детей.Воспитывать самостоя...

Логопедическое занятие: «Путешествие за волшебным зеркалом»

Логопедическое занятие:«Путешествие за волшебным зеркалом».Задачи:Коррекционно-образовательные: Закреплять знания, полученные на логопедических занятиях. Закреплять чёткое произношени...

Открытое мероприятие «Путешествие в волшебный мир сказок А.С.Пушкина»

Интеграция областей: Познание, Здоровье, Художественное творчество, Чтение художественной литературы.Тип: интегрированноеВозраст детей: 6-12 лет.Цель: продолжать знакомить детей с творчест...

Методическая разработка занятия «Путешествие в волшебный мир Г.Х.Андерсена»

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного и школьного возраста и остается с ними на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром л...

Конспект занятия «Путешествие в волшебную страну»

Конспект занятия "Путешествие в волшебную страну" предназначен для учащихся 1 класса с задержкой психического развития....