"Пейзаж" план-конспект
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс)

курбанова наида

использование нетрадиционных методик рисования

Скачать:


Предварительный просмотр:

4 класс

Тема:   «Пейзаж.»  (Нетрадиционные техники рисования). (слайд   1   )

(слайд  2    )

Цели:  знакомство с методом нетрадиционного рисования: методом пуантилизма и оттиском смятой бумаги.

задачи: 

-учить детей создавать образ зимней природы, предавать ее красоту, разнообразие деревьев;

-помочь детям почувствовать красоту поэтического описания зимней природы;

-продолжать закрепление нетрадиционных форм рисования – техника рисования «тыка» и техника «оттиск мятой бумагой»

-развивать творческие способности учащихся: воображение, фантазию;

 -способствовать развитию внимания, памяти, ассоциативного мышления;

- самостоятельность.

-воспитание аккуратности, дисциплинированности, эстетического отношения к окружающей действительности и произведениям искусства

Вид урока: тематическое рисование

Методические приёмы: беседа, рассказ учителя, фронтальный опрос, практическая работа учащихся

Оснащение урока: компьютер, проектор, доска.

Зрительный ряд: новые термины , изображения пейзажа  (в стиле «пуантелизм»), выполненные учащимися, репродукции картин художников-живописцев  

Музыкальный ряд:  звуки природы «Лес», «Сказки Венского леса» И .Штраус

Материалы:  листы А4 на каждого ученика; гуашь, акварель, палитра, баночки для воды, салфетки, ненужные газетные бумаги, ватные палочки.

Ход урока:

I. Орг.момент:

-добрый день. Меня зовут Наида Багомедовна.

У нас  сейчас будет урок изобразительного искусства.

Отложите пока всё на край парты.

 II.Вводная беседа.

-Сегодня мы отправимся в удивительный мир изобразительного искусства. Перед вами на доске , ребята ,название темы нашего урока. Кто из вас самый внимательный ? Чему посвящается урок?

-Правильно, пейзажу.

-А что такое «пейзаж»?

           (Пейзаж – жанр изобразительного искусства, центральной темой которого является природа, ландшафт. )

 Название жанра произошло от французского слова  «pays» - страна, местность. (слайд  3)

  1.  (слайд  4 )      Как  жанр изобразительного искусства пейзаж имеет многовековую историю. Некоторые  элементы  пейзажа можно обнаружить в наскальной живописи уже в  эпоху  неолита: рисунки деревьев, рек, озер, камней. 
  2. Как самостоятельный жанр он развился в Китае, Японии и др. странах Востока в 4веке н.э.. (слайд  5 )                

                                 

-какие виды пейзажа вы знаете?

Виды пейзажа

  • Деревенский (сельский);
  • Природный (морской);

(слайд  6 )                 Городской (индустриальный);

(слайд  7 муз «лес»  )    -Ребята, к нам за помощью обратились  лесные жители. Послушайте, какая история произошла в лесу.  

-Лесные звери (лисята, зайчата, медвежата и другие) готовились встречать весело Зимушку-Зиму. Зима  своей волшебной кисточкой должна была раскрасить деревья, кусты, шубки зайчатам.

-Но об этом узнала злая Баба Яга и сказала: «Ну, уж нет, ни за что не допущу, чтобы звери веселились и радовались Зиме, не бывать лесу красивым».

-Спрятала Баба -Яга волшебную кисточку Зимы .  Стоит теперь лес без снега, все кругом замерзает: и деревья, и земля, и кусты. А небо над лесом хмурое, серое.

-Ну, что, ребята, поможем? (ответы детей)

-Сегодня мы с вами будем учиться рисовать без кисточки

Существует множество методов рисования: с помощью красок, мелков, граффити, карандашами, но на ряду с этим существует и нетрадиционная методика рисования.

-давайте вспомним , что такое нетрадиционное рисование?

(слайд 8-19) Какие способы вы знаете нетрадиционного рисования?(ответы детей- кляксография, монотипия, ниткография, набрызги т.д.)

-Эти необычные приемы рисования очень просты, но невероятно увлекательны!

 Даже далекий от живописи человек захочет попробовать.

 Впрочем  у нас есть возможность в этом убедиться.

А каким же методом мы с вами будем рисовать? 

Наш сундучок нам даст подсказку на этот вопрос.  

(слайд    20 )   Но для этого вы должны выполнить 3 задания.

-  первое задание- вы должны рассказать свои любимые стихи о Зиме. \2-3 учащихся читают стихи \.

-  второе задание- вам нужно назвать Зиму красивыми словами. \ответы  детей \

- третье задание- необходимо загадать и отгадать загадки о зиме. \ответы  детей \

- Ну вот мы и открыли сундучок. Посмотрите, здесь ватные палочки и комочек бумаги!

-.да это же техника….! (ответы учеников /оттиск мятой бумагой  и метод тыка). (слайд    21  )                

(слайд  22) использование точек на картине называется ПУАНТИЛИЗМ

На доске новое слово(Пуантилизм (фр. point — точка), раздельные мазки точечной или прямоугольной, формы. Без смешивания красок ради оптического эффекта )

(слайд 23)основатель пуантилизма- французский живописец Жорж Сёра.            

(слайд   24   ) III. Практическая работа учащихся (самостоятельная работа ведётся под музыкальное сопровождение, Штрауса)-23 минуты.

Последовательность рисования зимнего пейзажа:

  1. Закрашивание фона ( гуашь)методом оттиска смятой бумаги. В работе используется плавный переход от фиолетового к голубому.

(работаем под музыку «Сказки Венского леса» И .Штрауса)

-Пока наш фон высыхает,  немного с вами отдохнем.

(слайд   25   ) Физкультминутка:

 На дворе у нас мороз.                      Дети хлопают себя ладонями по плечам

 Чтобы носик не замерз,                                    топают ногами/

 Надо ножками потопать

 И ладошками похлопать.

 С неба падают снежинки,             Дети поднимают руки над головой и

 Как на сказочной картинке.            делают хватательные движения,

 Будем их ловить руками                 словно ловят снежинки.

 И покажем дома маме.

 А вокруг лежат сугробы,                  Потягивания — руки в стороны.

 Снегом замело дороги.

 Не завязнуть в поле чтобы,            Ходьба на месте с высоким подниманием

 Поднимаем выше ноги.                     колен.

 Мы идем, идем, идем                           Ходьба на месте.

 И к себе приходим в дом.                  Дети садятся на свои места.

- Немного отдохнули, а теперь пора за работу приниматься. Садитесь за парты и будем помогать Зиме украшать лес снежными нарядами.

Дети приступают к выполнению задания.

(слайд   26  )

  1. Работа над деталями композиции (гуашь) методом тыка ватными палочками. На переднем плане – пригорок с деревьями и елками. Детали композиции на переднем плане яркие, насыщенные, в живописном решении используются 3-5 оттенков.

(работа учащихся над композицией ведётся параллельно с учителем)

IV. Анализ работ. Итог урока (2 минуты)

-У вас получились замечательные работы. Благодаря вам мы все вместе  с Зимой очутились в волшебном, сказочном лесу. Зима здесь навела строгий порядок: все прибрано, сверкает белизной. На голые деревья и кусты Зима набросила теплые, пуховые одеяла.

-Как вы думаете, какая работа наиболее удачна? Объясните ваше решение (обсуждение творческих работ обучающихся).

- А теперь мы проверим, кто же на уроке был самым внимательным из вас (проводится опрос по терминологии) (слайд   27  )

  1. Что такое пейзаж?
  2. Виды пейзажа
  3. Какими техниками мы сегодня работали?
  4. Что такое пуантилизм?
  5. Кто основатель пуантилизма?

 V. Д/З   (слайд   28  ) Нарисовать осеннее дерево методом тыка.

(слайд   29  ) нарисовать смайлик

приложение

Стихи о зиме:

  1. Опять зима

Кружась легко и неумело,

Снежинка села на стекло.

Шёл ночью снег густой и белый —

От снега в комнате светло.

Чуть порошит пушок летучий,

И солнце зимнее встаёт.

Как каждый день — полней и лучше,

Полней и лучше Новый год...     А. Твардовский

  1. Зима-портниха

В лесную чащу тихо вошла зима-портниха.

Березки очень рады: — Спасибо за наряды!

Пушистые и белые Зима наряды сделала

И для лесов, и для полей - пускай им будет потеплей!

Деревьям всем в лесочке, зима дала платочки,

А в шубки их одела - сама повеселела!      А. Островский

Загадки о зиме:

  1. Ни ведерка, ни кисти, ни рук,

              А побелит все крыши вокруг.   \зима\

  1. Снег на полях, лед на реках,

              Вьюга гуляет. Когда это бывает? \ зимой \

  1. Снег идёт,

             Под белой ватой

             Скрылись улицы, дома.

             Рады снегу все ребята –

             Снова к нам пришла …  \ зима\

Красивые слова о зиме:

ПЕЙЗАЖ

-жанр изобразительного искусства , где изображена природа, ландшафт.

ВИДЫ ПЕЙЗАЖА:

  • ДЕРЕВЕНСКИЙ(СЕЛЬСКИЙ)
  • ПРИРОДНЫЙ(МОРСКОЙ)
  • ГОРОДСКОЦ(ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ

ПУАНТИЛИЗМ

-(фр. point — точка), раздельные мазки точечной или прямоугольной, формы. Без смешивания красок ради оптического эффекта .

ПЕЙ

ЗАЖ