Технологическая карта по изобразительному искусству на тему: "Филимоновская игрушка"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс)

Свалова Ксения Павловна

Цель урока: формирование графических умений и навыков в изображении традиционного геометрического орнамента филимоновской игрушки; дать знания об особенностях росписи филимоновской игрушки

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filimonovskaya_igrushka.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Филимоновская игрушка»

Цель: выполнить эскиз росписи филимонвской игрушки.

Образовательные:

  • формирование графических умений и навыков в изображении традиционного геометрического орнамента филимоновской игрушки
  • дать знания об особенностях росписи филимоновской игрушки

Развивающие

  • развивать наблюдательность;
  • развивать творческую активность, интерес у детей к данному виду деятельности;
  • развивать творческие способности;
  • развивать умение самостоятельно работать по плану;
  • развивать умение оценивать работу одноклассников и свою работу;

 Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес и любовь к изображению окружающей действительности;
  • воспитывать уважение к труду, самостоятельность;
  • воспитывать уважение к чужому труду;

Материалы: гуашь/акварель, кисти, раздаточный материал (пустое изображение игрушки).

Оборудование: педагогический рисунок, раздаточный материал.

Технологическая карта пробного урока по ИЗО

Этап урока

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

Орг. момент  

(1 минута)

У: Здравствуйте, ребята! Убедитесь, что у всех на партах есть гуашь/акварель, кисть, шаблон.

Начинать занятие надо обязательно.

Но сначала повернуться

И друг другу улыбнуться.

Пальчики размять.

Глазки всем поднять,

И тогда нам всем, конечно,

Можно начинать.

Итак, присаживайтесь, ребята!

Приветствует детей, проверяет готовность детей к уроку.

Проверяют готовность к уроку, приветствуют учителя.

Фронтальная

Регулятивные: умение организовать своё рабочее пространство и необходимые материалы.

Личностные:

умение эмоционально настроить себя на урок.

Вступительная беседа                 (2-3 минуты)

Прослушайте стихотворение “Художник”, подумайте и скажите, каким должен быть настоящий художник.

Наш Сережка как художник

Тяп да ляп – спешит всегда.

Рисовал в окошке дождик,

Получилась – борода.

Солнце толстое, как мыло,

У цыпленка три ноги,

Танк похож на крокодила,

На кувшин без ручки – кошка,

И не может сам Сережка,

Кто и что тут, разобрать.

Удивляется – откуда

Хвост на шее у верблюда

Ну, а нам не в удивленье,

Тут простой на все ответ:

Нет терпенья –

Нет уменья,

Нет уменья –

Толку нет!

У: Можно ли Сережку назвать Художником? 

Д: Нет

У: Почему? Каким должен быть художник?

Д: Художник должен быть внимательным, старательным, терпеливым, аккуратным

У: Да, верно!

Задаёт вопросы, проверяет имеющиеся у учеников знания.

Отвечают на вопросы учителя по поднятой руке.

Фронтальная

Познавательные: умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи

Коммуникативные:

умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы.

Изложение учебного материала      

(8-10 минут)

Ребята, на прошлом уроке вы совершили путешествие в далёкое прошлое, к мастерам народных игрушек, ведь так? Кто помнит с чем вы знакомились на прошлом уроке?

Д: С Филимоновской игрушкой

У: Да. В роли чего служили эти игрушки?

Д: В роли свистулек

У: Какие цвета используют для росписи филимоновской игрушки?

Д: Жёлтый, зелёный, красный.

У: Совершенно верно! Ребята, на прошлом уроке вы знакомились с элементами филимоновской росписи. Какие вы запомнили?

Д: Полосочки, ёлочки, веточки, круги, солнышки.

У: Да! Молодцы.

У: Скажите, ребята, какими бывают филимоновские игрушки?
Д: Боярыни, крестьяне, мужики, курицы, петухи, кони, козлики.

У: А вы знаете из чего их делают?

Д: Из глины.
У: Верно.

У: Ребята, давайте вспомним в какой последовательности наносятся цвета?

Д: Сначала жёлтый, потом красный и последним наносится зелёный.

Перед тем, как я покажу вам как выполнять нашу работу, посмотрите на доску и давайте разберем каждый этап выполнения росписи. Что мы должны сделать сначала?

Д: Сначала «желтим игрушку»

У: Т.е. жёлтый является основным цветом игрушки, он служит основой орнамента, и символизирует землю.

Что делаем дальше?

Д: Далее наносим красный цвет

У: Верно! Он символизирует солнце.

Д: А далее зелёный цвет

У: Да. Этот цвет обозначает цвет жизни.

Излагает новый материал по изучаемой теме – даёт определение, рассказывает о видах росписи, сопровождает рассказ слайдами презентации.

 

Внимательно слушают и смотрят, овладевают знаниями по теме, запоминают новую информацию.

Фронтальная

Познавательные: умение воспринимать новую информацию по теме.

Коммуникативные:

умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы.

Техника и приём выполнения работы            

(8-10 минут)

У: Ребята, сейчас я сяду за вторую парту, а вы все подойдете вокруг нее так, чтобы вам было удобно наблюдать за выполнением работы.

У вас на столах лежат шаблоны. Мы с вами должны расписать их филимоновской росписью.  

Но чтобы это сделать, мы должны вспомнить правила выполнения филимоновской росписи. Роспись выполняется таким образом: краски наносятся последовательно и никогда не смешиваются. Каждый новый цвет используется только после высыхания предыдущего.

Все элементы росписи выполняются приемом «примакивание».

Элементы росписи мы с вами не должны изображать беспорядочно. В нашей росписи должен прослеживаться определённый ритм. Кто знает, что такое ритм?

Д: Ритм- это повторение или чередование элементов.
У: Да, что мы делаем сначала?

Д: Желтим игрушку

У: Да, верно, сначала мы желтим игрушку. Для этого мы смачиваем кисточку в воде, а потом всем ворсом кисточки набираем краску. Для начала нам нужна- желтая. Посмотрите, я не закрашиваю всю игрушку жёлтым, а рисую большие круги и закрашиваю отдельные крупные элементы игрушки, прикладывая весь ворс кисточки к листу и прокручивая ее, получается круг, также можно делать полосочки. Так повторяем со всеми элементами желтого цвета.
У: Какой цвет второй?
Д: Красный.
У: Красным цветом мы рисуем тонкие полоски, точечки и обводим наши круги. Для этого набираем красную краску, но уже обратной стороной кисточки и сначала обводим по контуру наши круги и полоски, нарисованные желтой краской. А далее можно добавить точечки и другие полоски.
У: Какой цвет дальше?
Д: Зелёный.
У: Верно. Набираем зеленую краску, опять же обратной стороной кисточки и рисуем волнистые линии, ёлочки, маленькие веточки. Везде используем прием: «примакивание».
У: Вот такая игрушка должна у нас получится.

Ребята, сейчас мы с вами немного отдохнем, вставайте все рядом с партой и выполняем физкультминутку вместе со мной.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА (Аудиозапись)

Молодцы, ребята! Садитесь!

Демонстрирует выполнение работы на наглядности.

Следят за работой учителя.

Видят конечный результат работы.

Фронтальная

Познавательные: умение следить за деятельностью учителя, запоминать технику выполнения работы.

Познавательные: умение воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; мыслить и действовать логически на основе полученной информации.

Самостоятельная работа детей  

(10 минут)

У: Все, приступаем к работе. Не забывайте, что цвета мы наносим в строгой последовательности, также помните, что мы создаём определённый орнамент.

Если будут какие-то вопросы – поднимайте руку и я подойду.

Контролирует деятельность детей, проверяет правильность выполнения работы.

Самостоятельно выполняют практическое задание.

Фронтальная

Индивидуальная

Познавательные: умение следить за деятельностью учителя, запоминать технику выполнения работы.

Регулятивные: умение планировать свою деятельность, продумать предполагаемый результат и план действий при выполнении самостоятельной работы.

Закрепление нового материала         (2-3 минуты)

У: Ребята, заканчиваем.

Давайте проверим, что же вы запомнили на сегодняшнем уроке.  Что мы сегодня делали?

Д: Расписывали филимоновскую игрушку

У: Что символизирует в игрушке жёлтый цвет? Зелёный? Красный?

Д: Желтый обозначает- землю, красный обозначает солнце, а зеленый- цвет жизнь.
У: Верно!

У: Кто напомнит мне, как называется процесс, при котором мы покрываем игрушку жёлтой краской?
Д: Мы «желтим» игрушку.
У: Молодцы. А из чего же делают филимоновские игрушки?

Д: Из глины

У: Да. Совершенно верно

Проверяет знания учащихся - задаёт вопросы по пройденной на уроке теме.

Отвечают на вопросы по изученной теме.

Фронтальная

Коммуникативные:

умение вести диалог с учителем, отвечать на поставленные им вопросы.

Обучающие: умение применять полученные знания при проверке изученного.

Анализ детских работ                

(2-3 минуты)

У: Итак, ребята, давайте вывесим ваши работы на доску, для этого мне помогут мои коллеги и устроим выставку из них.

Посмотрите ребята, в какой работе, на ваш взгляд, грамотно размещены элементы и узнаваемы ли они? В какой работе правильно выполнен орнамент? Где использованы цвета, характерные для филимоновской росписи? В какой работе грамотно выполнен прием?

Проводит групповой анализ детских работ, задаёт вопросы ученикам.

Анализируют свои работы и работы одноклассников, отвечают на вопросы учителя.

Групповая

Обучающие: умение анализировать собственную и чужую деятельность на основе обговоренных ранее критериев.

Личностные: умение выбрать для себя наиболее близкую и интересную работу

Организованный конец урока

(2-3 минуты)

У: Итак, все вы хорошо поработали сегодня, спасибо вам большое за урок, было приятно с вами поработать! Можете убирать свои рабочие места и собирать принадлежности. До свидания, ребята!

Благодарит детей за работу на уроке, следит за чистотой рабочих мест детей, прощается с учениками.

Убирают рабочие места, собирают вещи, прощаются с учителем.

Фронтальная

Регулятивные: умение организовать свою деятельность, убрать своё рабочее место.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока изобразительного искусства :"Каргопольская глиняная игрушка " (УМК "Перспектива", 1 класс)

Тема урока изобразительного искусства: «Каргопольская глиняная игрушка».Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления об истории возникно...

Технологическая карта урока изобразительное искусство «Филимоновская глиняная игрушка» (УМК «Школа России», 2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей возникновения филимоновской глиняной игрушки; расписывание глиняной игрушки.Задачи урокаДидактические:1)...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Каргопольская глиняная игрушка» (УМК «Школа России»,1 класс)

Тема урока: «Каргопольская глиняная игрушка».Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представления об истории возникновения Каргопольской игрушки...

Технологическая карта урока изобразительного искусства «Игрушки в нашем доме» (3 класс)

Цель урока: Формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, приобщение детей к русской культуре, формирование знаний  и умений в росписи дымковской игрушки.Задачи урока П...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Филимоновская игрушка" (2 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для выполнения  филимоновской роспись на шаблоне игрушки-дамы,ориентируясь на образцы, расписанные мастерами,...

Технологическая карта урока изобразительного искусства "Игрушки в нашем доме"(3 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений об искусстве в нашем доме, приобщение детей к традиционной  русской культуре, формирование знаний  и умений в росписи дымковской игрушки....

Технологическая карта по изобразительному искусству, тема: "Каргопольская игрушка", 1 класс

Цель: формирование у учащихся представления об истории возникновения Каргопольской игрушки, знакомство с особенностями этого промысла, дать представление о выполнении элементов на эскизе игрушки....