Посуда у тебя дома. Гжель.
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Дзугаева Зарета Григорьевна
  1. Знать историю возникновения посуды
  2. Уметь отличать хохломскую и гжельскую роспись
  3. Оценивать результаты своей работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon raskraska_gzhel.doc76.5 КБ
Файл posuda_v_tvoem_dome.docx28.58 КБ

Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО  3 КЛАСС

ТЕМА УРОКА: Посуда у тебя дома

________________________________________________________________________________

Цели урока:

  1. Образовательная: изучение посуды, ее декора (художественный образ, роспись).
  2. Развивающая: развитие фантазии и воображения.
  3. Воспитательная: создать условия для воспитания уважительного отношения к  народным промыслам, бережного отношение к культурным ценностям нашей страны и родного края.

Планируемые результаты:

  1. Знать историю возникновения посуды
  2. Уметь отличать хохломскую и гжельскую роспись
  3. Оценивать результаты своей работы

УУД: Регулятивные: 

- уметь оценивать свои достижения;

- осознавать возникающие трудности;

- искать их причины и пути преодоления.

Познавательные: 

- извлекать нужную информацию;

-  уметь анализировать, синтезировать, сравнивать полученный материал;

- делать обобщения, выводы.

Коммуникативные: 

- уметь вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками;

- участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

- уметь правильно формулировать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других;

- учиться излагать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование для учителя: компьютер, экран, проектор.

Оборудования для учащихся: А-4, акварель, гуашь, фломастеры, ластик, простой карандаш, жетоны красного и желтого цветов на каждого обучающегося.

Этапы урока.

Методы и приемы.

Содержание урока.

Деятельность учащихся.

Метапредметные результаты.

Орг. момент.

Вступительное слово учителя. Фронтальная работа

Приветствие учащихся:

Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»

Приветствуют учителя.

Планирование учебного сотрудничества с учителем.

Актуализация знаний

Вводная беседа. Задание. «Отгадай загадки».

Ребята, давайте отгадаем загадки, внимание на (Слайд  1).

Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. (
Ложка)

Отвечают на вопросы

Сообщение темы и цели урока.

Эвристичес-кий поиск.

Как можно назвать эти предметы, одним словом?

Ребята, а кто попробует сформулировать тему нашего урока? Кто хочет уточнить?

Тема нашего сегодняшнего урока «Посуда у тебя дома» – (Слайд 2).

Самостоятельно формулируют тему, принимают и усваивают учебную задачу.

Умение самостоятельно определять круг задач.

Умение формулировать свой ответ на вопрос.

Изучение нового материала

Коллективная. Словесный Слово учителя, демонстрация, беседа.

Посуда появилась очень давно, еще в древние века. (Слайд 3) Изначально посуда была деревянной: поначалу «корявой», грубо выдолбленной или кое-как сделанной из коры. Постепенно в обиход начали входить разные деревянные плошки. Известен,  период в «посудной истории Руси», когда на княжеских пирах блюда клали прямо на деревянный стол, в котором были предусмотрены специальные углубления. Таким образом, сам стол и являлся посудой. Со временем от этого отказались. Постепенно люди стали придавать значение не только функции посуды, но и ее внешнему виду.

В Древней Руси люди еще не использовали слово «посуда» (появилось примерно в семнадцатом веке). Оно заменялось другим – «судно» (для пищи), «сосуд» - для питья. Посуда на Руси была очень разнообразной и приспособленной для готовки в печи.

Посуда Древней Руси (Слайд 4)

  • Одним из самых древних разновидностей посуды было блюдо. (Слайд 5) 

Обычно оно изготавливалось из дерева, но могли делать блюда также из стекла, олова и даже серебра. Из одного блюда могли есть два или даже три человека.

  • Для жидкой и полужидкой пищи блюдо, разумеется, было непригодным. Поэтому придумали миску. (Слайд 6) 

Она быстро вошла в обиход, став абсолютно незаменимой для супов, каш, бульонов. Миски могли быть очень больших размеров, чтобы из нее могла есть вся семья. Но также были и «индивидуальные» миски. Миска могла быть глиняной или деревянной. Кроме прямого назначения, ее использовали для гаданий, ритуалов, заговоров на здоровье.

  • Готовили пищу в горшках. (Слайд 7)

В нем можно было и подавать еду на стол. Делали горшки из глины, обжигая при этом на огне. Горшки можно было увидеть и на кухне у царя, и у простого крестьянина. Они представляли собой сосуды округлой формы, которые прекрасно переносили условия русской печи. Причем нагревание горшка и его содержимого происходило с боковых сторон. Цвет у этого предмета обихода был обычно красный, коричневый, черный. Горшок иногда украшали росписью орнаментами.

  • Гусятницей (Слайд 8) называлась посуда, изготовленная из глины, для приготовления вторых блюд (мясо, запеканка). По сути это была сковорода с небольшими стенками, по форме чаще была круглой.

В VIII-X веках деревянную посуду на Руси вырезали, выдалбливали, вытачивали, бондарили и клепали вручную. В XII веке появились первые станки по изготовлению кухонной утвари.

А теперь, вопрос – из каких  материалов изготавливают посуду?  

Зависимость формы и декора обусловлены назначением посуды: повседневной, праздничной, детской или взрослой. Большое значение играет материал, из которого сделана посуда.

На прилавках небольших ярмарок и многих рынках городов до сих пор можно найти традиционные глиняные глечики, горшочки, казанчики. Изначально, посуда из глины была неотъемлемым атрибутом любой славянской хаты. Не случайно традиционная форма горшочка, - отношение поверхности дна к объему у него много меньше, чем у цилиндрических кастрюль. Глиняная посуда проста в декоре (незатейливый орнамент, упрощенная цветовая гамма) и домашнем пользовании.

Самодельная глиняная посуда встречается в употреблении повсеместно вплоть до наших дней. Глиняную посуду в основном делали женщины. Посуду лепили в жилых помещениях или на улице, обжигали в русской печи.

Вопрос. Какие виды  керамической   посуды вы можете назвать, которая имеется у нас дома? (Если дети не ответят можно загадать загадку).

Задание - «Отгадай загадку».

Из меня посуду тонкую,

Нежно-белую и звонкую

Обжигают с древних пор.

Называюсь я … (Фарфор).

                                                         

Посуда из фарфора появилась ещё в далёком четвёртом веке в Китае. (Слайд 9) Фарфоровая посуда хорошего качества изящна, отличается, значительной прочностью и имеет снежно-белый просвечивающий черепок. Праздничная посуда, тонкая и изящная, изготавливается из тонкого фарфора, ее детали более сложные, украшения богатые и разнообразные. Существует два основных вида декора фарфоровой посуды: красочный декор-  роспись эмалевыми красками и рельефный декор- рельеф или же пластические части декора (цветки, почки, листья, фигурки в качестве рукоятей и т.д.) формуются отдельно и потом наклеиваются. Сегодня наибольшей популярностью пользуется посуда из естественного белого фарфора, классическая, безо всяких украшений.  Серии белой посуды из фарфора отличаются только дизайном, качество изделий во всех одинаково безупречное (Слайд 10).

                                                 

Фаянсовая посуда тоже относится к разряду керамической посуды.

На Руси фаянсовая посуда начала выпускаться в XVIII веке. На московской фабрике А. К. Гребенщикова мастера расписывали фаянс прямо по сырой эмали. Талантливые умельцы Товарищества Кузнецова изготавливали фаянсовые изделия, покрытые разноцветными глазурями, делали посуду с печатными рисунками и с объёмными рельефами.

Существует авторская выставочная работа, она бывает в одном экземпляре. Чтобы узнать о какой посуде пойдет речь, отгадайте загадки:

Снежно белая посуда, расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла и цветами расцвела:
Голубыми, синими, нежными, красивыми.    (Гжель)    
 (Слайд 11)

               

Гжельская керамика.

Лучше, чем в песне не расскажешь о Гжели.  (Звучит отрывок из песни «Незабудковая Гжель»).

Синие птицы по белому небу,
Море цветов голубых,
Кувшины и кружки – быль или небыль?
Изделия рук золотых…
И светлее вода родниковая
И дыхание ветра свежей -
Расцветает гжель васильковая,
Незабудковая гжель.
Рядом с осинками в синих рябинках,
Синие гроздья на синих рябинках,
Синие зори и синие птицы
С этой красой нечто не сравнится.
Звонкими волнами кружатся краски,
Чтобы блистали анютины глазки.
Льется узор под рукой мастерицы,
Чтобы нигде он не смог повториться.

Традиционным мотивом гжельской росписи являются птицы и петухи. Хвост может ассоциироваться с пышным цветком с лепестками различной величины и тональной насыщенности, туловище - бутон с волнистыми краями шея, грудь - каплевидные лепестки. Художники и живописцы, создавая свои произведения и украшая их росписью, берут сюжеты и сцены из окружающей природы: букет или отдельный цветок, архитектурные пейзажи, животный и растительный мир, изображения людей. стремятся к созданию изделий эмоционально насыщенных, способных не только украсить, но и преобразить наш быт. Роспись и форма составляют единое целое в образном решении каждого изделия. Все работы уникальны и являются произведением искусства отдельного мастера.

Задание - «Отгадай загадку» (Слайд 12).

Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы,
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А может солнцем залитые?  (Хохлома)

2.Деревянная посуда

               

Хохломская посуда.

Хохломская посуда отличается большей утонченностью, для нее свойственны формы заимствованные из повседневной  жизни: лебеди, уточки, рыба и т.д. Широкое признание получили столовые и рыбацкие наборы, наборы для кофе и чая, наборы для салата, ягод и варенья, специй. В наборы, а также сервизы обычно входит несколько предметов - до шести чашек, стопок, стаканов, блюдец, большая братина или супница с крышкой, кофейник или квасник, сахарница, сливочник, солонка и перечник. Часто наборы дополняют большие тарелки - подносы. В каждый набор обязательно входят ложки - столовые или чайные, для салата, половники. Хохломская посуда отличается художественными достоинствами украшающей ее растительной  росписи. Декором посуды является  ручная роспись.   Но её не рекомендуется использовать для хранения, приготовления и подачи пищи - функции такой утвари чисто эстетические.

Деревянная  посуда украшается также с помощью художественной резьбы, выжигания, полировки, инкрустации.

Стеклянная посуда.  (Слайд 13)

1.Посуда из простого стекла.                            

2.Хрусталь.          

3.Стеклокерамика.

Впервые стеклянную посуду стали изготавливать в Древнем Египте. Египетские мастера ставили на огонь большие котлы, в которых кипело тесто, по консистенции и прозрачности похожее на карамель. Из этой массы они вручную лепили тарелки, чаши, кубки. Стеклоделие в России возникло в 9-10 в. Декор стеклянной посуды выполняется ручным способом, печатным - на станках, резьбой и может быть однотонной по цвету.

4.Металлическая посуда   

Когда в 3-4 тысячелетии до н.э. люди научились добывать медь (а позднее, добавляя в медный расплав олово, делать бронзу), то, кроме оружия и доспехов, пустили её, прежде всего, на изготовление посуды. Лили и ковали из неё блюда, чаши, ножи. Но, главное, из меди начали делать котлы. Медь (Слайд 14) прекрасно проводит тепло – поэтому вода в ней закипает очень быстро. Медными котлами пользовались тысячи лет. В древнем мире олово было достаточно дефицитным и дорогим материалом. Но со временем добыча его увеличивалась и уже в средние века столовая, сервировочная посуда из олова получила широкое распространение. (Олово инертный металл – оно не вступает в реакцию с пищей и не передаёт ей никакого привкуса.) – Слайд 15.

Вопрос. (Слайд 16) Кто занимается оформлением посуды или иначе декором?

В создании посуды большую роль играет художник. Эмоционально-содержательный образ посуды ассоциируется сопоставлением формы изделия с каплей, цветком, фигурой человека, животного, её отдельными элементами, с каким-либо другим изделием - колоколом, и т. п.). Декор, появляясь на изделии, также существенно влияет на его образ посуды. Нередко именно благодаря своему декору бытовой предмет становится произведением декоративно-прикладного искусства. Декор своими ритмом и пропорциями, зрительно видоизменяет форму и в то же время сливается с ней в едином художественном образе.  Для создания декора широко привлекаются орнамент и элементы (порознь или в самых различных сочетаниях) изобразительного искусства (скульптура, живопись, реже - графика).  Иногда орнамент или изображение становятся основой формообразования изделий. Произведения декоративно-прикладного искусства рассчитаны на восприятие и зрением, и осязанием и является  активным средством эстетического воздействия на человека.

Изучение творческого потенциала. Усвоение нового материала. Работа в коллективе

(Из глины, стекла, металла, дерева, пластика).

Умение воспринимать задание, мобильно выполнять  работу

Физкультминутка «У оленя дом большой»

Коллективная работа

Физминутка:  (учащиеся выполняют упражнение за учителем)

- Буратино потянулся (наклон туловища вперед)

Раз нагнулся, два нагнулся (наклон туловища вперед, вниз)

Руки в стороны развел,

Видно, ключик не нашел. (покачивание туловища влево, вправо).

чтобы ключик нам достать, (тянем руки вверх)

надо на носочки встать (перекачивание с пятки на носок, с носка на пятку).

Отвлечение внимания и небольшая зарядка

Закрепление знаний и способов действий

Групповая.

Практический.

Посмотрите на экран (Слайд 17) и ответьте на вопрос:  «Сколько сервизов входит в состав этой посуды?» (2: чайный и столовый).

Придумать и изобразить  эскиз сервиза из нескольких предметов, в качестве декора, при этом, обязательно подчеркнуть назначение посуды: для кого она, для какого случая.  (Работа в парах). (Слайд 18)

В течение урока показывать работы детей, указывая на правильность и неправильность выполнения эскиза (Слайд 19). 

Смотрят эскизы и выполняют работу

Предметные УУД формирование  навыков работы графическими художественными материалами

Подведение итогов урока и анализ затруднений

Словесный метод.

Сравнение работ учащихся. О чем мы сегодня с вами говорили?
Понравились ли вам самим свои работы?

Оценивают достижения свои и других. Отвечают на вопросы.

Умение анализировать результаты труда, оценивают свою работу.

Рефлексия

Индивидуальная

А теперь оцените свою работу на уроке, возьмите жетон того цвета (красного, желтого или зеленого цвета) и поднимите вверх, тем самым ответив на вопрос «Понравился или не понравился урок»?

Оценка качества урока и усвоения знаний

Умение высказывать свою позицию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского в 3 классе по теме: "Посуда у тебя дома" .

Презентация к уроку изобразительного искусства по программе Б.М.Неменского в 3 классе по теме: "Посуда у тебя дома" в соответствии с методической разработкой, в которой представлены цели и задачи урок...

Посуда у тебя дома

Понятие сервиз,особенности праздничной посуды и повседневной,знакомство с современным дизайном посуды,иллюстрации разных видов посуды..Знакомство с разным материалом для изготовления посуды, их сравне...

Презентация, тема "Посуда у тебя дома"

Предлагаю презентацию к уроку изобразительного искусства по программе Б.М. Неменского, тема "Посуда у тебя дома", 3 класс....

Посуда у тебя дома.

Презентация....

Презентация для 3 класса по изобразительному искусству на тему "Посуда у тебя дома."

Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Простые геометрические формы. Посуда у тебя дома. Изобразить сервиз из нескольких ...

Конспект урока изобразительного искусства «Посуда у тебя дома» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: развитие творческих способностей учащихся в процессе выполнения росписи; знакомство детей с разнообразием росписей, русским промыслом, техникой выполнения хо...