Рабочая программа и календарно - тематический план за 2020-2021 уч.год по изобразительному искусству 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс)

Рыбакова Елена Владимировна

Рабочая программа и КТП по изобразительному искусству

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izobrazitelnoe_iskusstvo_3klass.docx71.23 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к образовательной программе

начального общего образования

(ФГОС НОО)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ СОШ №2

__________Н.А.Вардия

Приказ №434

от 31.08.2020 г.

СОГЛАСОВАНО:

Заместитель директора

_________Е.В.Трегубова

Протокол заседания МС

№ 1 от 30.08.2020 г.

РАССМОТРЕНО:

Руководитель ШМО

________Т.В.Балабанова

Протокол заседания ШМО

№ 1 от 29.08.2020 г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Изобразительное искусство»

для 3 класса

на 2020 - 2021 учебный год

Программа рассчитана  на 34 часа, 1 час в неделю

г. Радужный

2020 г.

Аннотация

к программе по учебному предмету «Изобразительное искусство»

Данная программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» предназначена для описания организации учебного процесса по предмету начального общего образования (3 класс). Согласно федеральному базисному учебному плану общеобразовательных учреждений, учебному плану образовательной организации на изучения предмета «Изобразительное искусство» в 3 классе отводится 1 час в неделю, 34 часа в год.

Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места предмета в учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания программы; планируемые результаты изучения учебного предмета; содержание учебного предмета; учебно-тематический план; критерии и нормы оценки знаний, обучающихся; описание материально-технического обеспечения образовательного процесса; календарно-тематическое планирование.

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса на 2020-2021 учебный год составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; Примерной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству с учётом планируемых результатов начального общего образования; авторской программы Б.М.Неменского «Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2015 г.

Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

Общая характеристика учебного предмета

Предмет «Изобразительное искусство» в начальной школе имеет интегративный характер, так как он включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.

Целью предмета «Изобразительное искусство» - формирование  художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями.

Задачи:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
  • развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности
  • творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных,
  • декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой
  • деятельности, разными художественными материалами;
  • совершенствование эстетического вкуса, совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства  окружающего мира;
  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

  • изобразительная художественная деятельность;
  • декоративная  художественная деятельность;
  • конструктивная  художественная  деятельность.

Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение,  постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение — это художественное познание мира,

выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность — это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность — это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.

Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме  как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более  глубоко осознавать искусство.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить   прозрачные эмоциональные контакты с  искусством  на  каждом  этапе  обучения.  Ребенок   поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.

Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.

Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры)  имеют  творческий  характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные мате- риалы), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).

Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.

Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.

Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий,  поиск  разнообразной  художественной информации в Интернете.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный  образ, выражая свое отношение к реальности.

Наблюдение и переживание окружающей реальности, а также способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями  освоения детьми материала курса. Конечная цель — формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.

Тема 3 класса — «Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, где люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.

Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа — это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (на- родных, классических, современных).

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной  культуре. Средства художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.

На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать  искусство  как  духовную  летопись  человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.

Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.

Место предмета в учебном плане

Учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в предметную область «Искусство». В соответствии с учебным планом начального общего образования  на изучение изобразительного искусства в 3 классе отводится 1 час в неделю. Учебный предмет рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего ребенок постигает  искусство  своей  Родины,  а  потом  знакомится    с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства  в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека,  способности  углубления в себя, осознания  своих  внутренних  переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства  ученика,  а  это  возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно  значимыми,  связываются  с  реальной  жизнью  и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя  адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира целом;
  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
  • сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой,  потребностей  в  творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников  под руководством учителя;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач  данной  темы,  с  точки  зрения  содержания   и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • формирование  умения  понимать  причины  успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
  • овладение умением  вести  диалог, распределять функции  и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление  к  освоению  новых  знаний  и  умений,   к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края,
  • эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
  • понимание образной природы искусства;
  • эстетическая оценка явлений природы, событий  окружающего мира;
  • применение художественных  умений,  знаний  и  представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
  • усвоение названий ведущих художественных  музеев  России  и художественных музеев своего региона;
  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
  • освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина,  навыками  изображения  средствами  аппликации и коллажа;
  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, —  свидетелей нашей истории;
  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

Содержание учебного предмета

 «Искусство в твоем доме» (9ч)

Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Мамин платок. Обои и шторы в твоем доме. Твои книжки. Поздравительная открытка. Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы). В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки".

 «Искусство на улицах твоего города» (7 ч)

Памятники архитектуры – наследие веков. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Фонари на улицах и в парках. Витрины магазинов. Транспорт в городе. Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)

 «Художник и зрелище» (10 ч)

Театральные маски. Художник в театре. Театр кукол. Театральный занавес. Афиша, плакат. Художник и цирк.  Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)

Художник и музей (8 ч)

Музеи в жизни город. Искусство, которое хранится в этих музея.  Картина-пейзаж. Картина-портрет. В музеях хранятся скульптуры известных мастеров. Исторические картины и картины бытового жанра. Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы).  "Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.

Учебно-тематический план

3 класс (34 часа)

№ п\п

Тема раздела

Количество часов

В том числе на:

уроки

экскурсии

проекты

«ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС»

1.

Искусство в твоём доме

9

9

2.

Искусство на улицах твоего города

7

6

1

3

Художник и зрелище

10

9

1

4

Художник и музей

8

7

1

Итого

34

31

1

2

Текущий контроль успеваемости и проведение промежуточной аттестации учащихся по предмету проводится в соответствии с Положением об осуществлении текущего контроля успеваемости и проведении промежуточной аттестации учащихся, их переводе в следующий класс в МБОУ СОШ №2

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, рубежного, итогового)

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

1.Активность участия.

2.Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

3.Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

4.Самостоятельность.

5.Оригинальность суждений.

Критерии и система оценки творческой работы

1.Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2.Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3.Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.

Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.

Формы контроля уровня обученности

1.Викторины

2.Кроссворды

3.Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ

4.Тестирование.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Книгопечатная продукция.

Учебники

1. Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. и др.  / Под ред. Неменского Б.М.Искусство вокруг нас.- Москва: Издательство Просвещение, 2014, 2019

 Методические пособия для учителя

1.Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 1-4 классы./ Б.М. Неменский, Л.А.,  Неменская, Н.А. Горяева. 5-е изд. - Москва: Издательство «Просвещение», 2015

2. Л.А. Неменская, Б.М. Неменский,  Е.И.  Коротеева. Изобразительное искусство. 1-4 класс. Поурочные разработки. 2-е изд.- Москва: Издательство Просвещение,2013

Комплект демонстрационных таблиц.

1.Репродукции картин русских художников.

2.Портреты русских художников.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства.

Электронные учебные пособия: 

  1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. Курс ЦДО (начальная школа). - Режим доступа: www.lyceum8.pp.ru
  3. Начальная школа Кирилла и Мефодия. - Режим доступа: http://www.nachalka.info
  4. Образовательный портал «Учеба». - Режим доступа: http://uroki.ru
  5.  Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». - Режим доступа: http://festival.lseptember/ru
  6. CD «Детская энциклопедия». CD «Волшебные превращения»
  7. Электронные приложения.

Технические средства обучения.

1.Классная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц.

2.Магнитная доска.

3.Экспозиционный экран.

4.Персональный компьютер с принтером.

5.Мультимедийный проектор.

6.Камера.

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3класс (1 час в неделю, 34 часа)

Тема занятия

Содержание учебного материала

Характеристика деятельности учащихся

Планируемые

результаты обучения

Дата проведения

Предметные

УУД

План

Факт

Искусство в твоём доме (9 ч)

В каждой вещи, в каждом предмете, которые наполняют наш дом, заложен труд художника. В чем состоит эта работа художника? Вещи бывают нарядными, праздничными или тихими, уютными, или деловыми, строгими; одни подходят для работы, другие – для отдыха; одни служат детям, другие – взрослым. Как выглядеть вещи, решает художник и тем самым создает пространственный и предметный мир вокруг нас, в котором отражаются наши представления о жизни. Каждый человек тоже бывает в роли художника.

Братья – Мастера выясняют, что же каждый из них сделал в ближайшем окружении ребёнка. В итоге становится ясно, что без участия Мастеров не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.

1

1

Твои игрушки.

Разнообразие форм и декора игрушек. Роль игрушки в жизни людей. Игрушки современные и игрушки прошлых времен. Знакомство с народными игрушками (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские). Особенности этих игрушек. Связь внешнего оформления игрушки (украшения) с ее формой. Участие Братьев-Мастеров — Мастера Изображения, Мастера Постройки и Мастера Украшения — в создании игрушек. Три стадии создания игрушки: придумывание, конструирование, украшение.

Познакомить учащихся с миром профессий, связанных с народными промыслами.

Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения).

Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней.

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.

Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения.

Знать образцы игрушек Дымкова, Филимонова, Каргополя.

Уметь преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки

Личностные: 

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Регулятивные: Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Познавательные: Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию и пользоваться ею.

Коммуникативные: 

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Формирование навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

2

2

Посуда у тебя дома.

Разнообразие посуды: ее форма, силуэт, нарядный декор. Роль художника в создании образа посуды. Обусловленность формы, украшения посуды ее назначением (праздничная или повседневная, детская или взрослая). Зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло). Образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Выразительность форм и декора посуды. Образные ассоциации, рождающиеся при восприятии формы и росписи посуды. Работа Братьев-Мастеров по созданию посуды: конструкция — форма, украшение, роспись.

Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды).

Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим образным решением.

Уметь изобразить посуду по своему образцу, расписать посуду, используя элементы Гжели и Хохломы

3

3

Обои и шторы у тебя дома.

Роль художника в создании обоев и штор. Разработка эскизов обоев как создание образа комнаты и выражение ее назначения: детская комната или спальня, гостиная, кабинет... Роль цвета обоев в настроении комнаты.

Повторяемость узора в обоях. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании образа обоев и штор (построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент).

Познакомить учащихся с профессией дизайнера интерьера.

Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор.

Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

Знать роль художников в создании обоев, штор.

Уметь разработать эскиз для создания образа будущей комнаты в соответствии с ее назначением.

Личностные: Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Регулятивные: Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Познавательные:

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей.

Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию и пользоваться ею.

Коммуникативные:

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его.

Формирование навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

4

4

Мамин платок.

Знакомство с искусством росписи тканей. Художественная роспись платков, их разнообразие. Орнаментальная роспись платка и роспись ткани.

Выражение в художественном образе платка (композиция, характер росписи, цветовое решение) его назначения: платок праздничный или повседневный, платок для молодой женщины (яркий, броский, нарядный) или для пожилой (приглушенный, сдержанный, спокойный).

Расположение росписи на платке, ритмика росписи. Растительный или геометрический характер узора на платке. Цветовое решение платка.

Познакомить учащихся с профессией художника по росписи платков.

Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.

Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен.

Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический)

Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка.

Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный).

Уметь разработать эскиз. Платки, разные по содержанию, ритмике рисунка; колорит как средство выражения.

5

5

Мамин платок.

6

6

Твои книжки.

Многообразие форм и видов книг, игровые формы детских книг.

Роль художника в создании книг. Художники детской книги (Т. Маврина, Ю. Васнецов, В. Конашевич, И. Билибин, Е. Чарушин и др.). Роль обложки в раскрытии содержания книги. Иллюстрация. Шрифт, буквица. Дружная работа трех Мастеров над созданием книги.

Познакомить учащихся с профессией художника – иллюстратора.

Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.).

Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы).

Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.

Создавать проект детской книжки-игрушки.

Овладевать навыками коллективной работы.

Знать виды графических работ, роль художника в создании книги, многообразие видов книг.

Уметь отличать назначение книг, оформлять обложку иллюстрации.

Личностные: 

Формирование понимания особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого человека. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Регулятивные: Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии. Умение осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата.

Познавательные: 

Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствие с поставленной задачей. Находить варианты решения различных художественно-творческих задач. Умение находить нужную информацию и пользоваться ею.

Коммуникативные: 

Умение анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу, создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Формирование навыков коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя.

7

7

Твои книжки.

8

8

Открытки.

Создание художником поздравительных открыток (и другой мелкой тиражной графики).

Многообразие открыток. Форма открытки и изображение на ней как выражение доброго пожелания.

Роль выдумки и фантазии в создании тиражной графики.

Познакомить учащихся с профессией художника – оформителя.

Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.

Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике).

Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения.

Уметь выполнять простую графическую работу.

9

9

Труд художника для твоего дома. Обобщение темы.

Роль художника в создании всех предметов в доме. Роль каждого из Братьев-Мастеров в создании формы предмета и его украшения.

Выставка творческих работ.

Игра в художников и зрителей, в экскурсоводов на выставке детских работ (дети ведут беседу от лица Братьев-Мастеров, выявляя работу каждого).

Понимание неразрывной связи всех сторон жизни человека с трудом художника.

Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров.

Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.

Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.

Эстетически оценивать работы сверстников.

Знать, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна.

Искусство на улицах твоего города (7 ч)

Деятельность художника на улице города (или села). Знакомство с искусством начинается с родного порога: родной улицы, родного города (села), без которых не может возникнуть чувство Родины. Разнообразные проявления деятельности художника и его верных помощников Братьев-Мастеров в создании облика города (села), в украшении улиц, скверов, площадей. Красота старинной архитектуры — памятников культуры. Атрибуты современной жизни города: витрины, парки, скверы, ажурные ограды, фонари, разнообразный транспорт. Их образное решение. Единство красоты и целесообразности. Роль выдумки и фантазии в творчестве художника, создающего художественный облик города.

10

1

Памятники архитектуры.

Знакомство со старинной и новой архитектурой родного города (села).

Какой облик будут иметь дома, придумывает художник-архитектор.

Образное воздействие архитектуры на человека. Знакомство с лучшими произведениями архитектуры — каменной летописью истории человечества (собор Василия Блаженного, Дом Пашкова в Москве, Московский Кремль, здание Московского государственного университета, здание Адмиралтейства в Санкт-Петербурге и т.д.).

Памятники архитектуры — достояние народа, эстафета культуры, которую поколения передают друг другу. Бережное отношение к памятникам архитектуры. Охрана памятников архитектуры государством.

Познакомить учащихся с профессией скульптора.

Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды.

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села).

Раскрывать особенности архитектурного образа города.

Понимать, что памятники архитектуры — это достояние народа, которое необходимо беречь.

Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров.

Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.

Знать основные памятники города, места их нахождения.

Уметь узнавать памятники своего города.

Личностные:

 Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Коммуникативные: Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.  Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Познавательные: 

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы.

11

2

Парки, скверы, бульвары.

Архитектура садов и парков. Проектирование не только зданий, но и парков, скверов (зеленых островков природы в городах) — важная работа художника. Проектирование художником парка как целостного ансамбля с дорожками, газонами, фонтанами, ажурными оградами, парковой скульптурой.

Традиция создания парков в нашей стране (парки в Петергофе, Пушкино, Павловске; Летний сад в Санкт-Петербурге и т.д.).

Разновидности парков (парки для отдыха, детские парки, парки-музеи и т.д.) и особенности их устроения. Строгая планировка и организация ландшафта в парках— мемориалах воинской славы.

Познакомить учащихся с профессией архитектора.

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.).

Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль.

Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги.

Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

Знать, в чем заключается работа художника-архитектора.

Уметь изобразить парк или сквер.

12

3

Ажурные ограды.

Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и Москве, в других городах.

Назначение и роль ажурных оград в украшении города.

Ажурные ограды в городе, деревянное узорочье наличников, просечный ажур дымников в селе. Связь творчества художника с реальной жизнью.

Роль природных аналогов (снежинки, ажурно-сетчатая конструкция паутин, крылья стрекоз, жуков и т.д.) в создании ажурного узорочья оград.

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города.

Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное.

Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград.

Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки.

Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера.

Знать разные инженерные формы ажурных сцеплений металла.

Уметь конструировать из бумаги ажурную решетку.

Личностные:

Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Коммуникативные: Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.  Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Познавательные: 

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы.

13

4

Волшебные фонари.

Работа художника по созданию красочного облика города, уличных и парковых фонарей. Фонари — украшение города.

Старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. Художественные образы фонарей. Разнообразие форм и украшений фонарей.

Фонари праздничные, торжественные, лирические.

Связь образного строя фонаря с природными аналогами.

Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений.

Различать фонари разного эмоционального звучания.

Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей.

Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание).

Знать виды и назначение фонарей.

Уметь придумать свои варианты фонарей для детского праздника.

14

5

Витрины.

Роль художника в создании витрин. Реклама товара. Витрины как украшение города. Изображение, украшение и постройка при создании витрины.

Связь оформления витрины с назначением магазина («Ткани», «Детский мир», «Спортивные товары», «Океан» и т.д.), с обликом здания, улицы, с уровнем художественной культуры города.

Праздничность и яркость оформления витрины, общий цветовой строй и композиция. Реклама на улице.

Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара.

Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.

Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина.

Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.

Знать оформление витрин по назначению и уровню культуры города.

Уметь отличать разные по назначению и оформлению витрины.

Личностные:

 Овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности. Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Регулятивные: Проговаривать последовательность действий на уроке. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии.

Коммуникативные: Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации проектов.  Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

Познавательные: 

Умение осуществлять поиск информации, используя материалы представленных картин и учебника, выделять этапы работы.

15

6

Удивительный транспорт.

Роль художника в создании образа машины. Разные формы автомобилей. Автомобили разных времен. Умение видеть образ в форме машины. Все виды транспорта помогает создавать художник.

Природа — неисчерпаемый источник вдохновения для художника-конструктора. Связь конструкции автомобиля, его образного решения с живой природой (автомобиль-жук, вертолет-стрекоза, вездеход-паук и т.д.).

Познакомить учащихся с профессией дизайнера.

Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.

Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными

конструкциями и образным решением различных видов транспорта.

Фантазировать, создавать образы фантастических машин.

Обрести новые навыки в конструировании из бумаги.

Уметь пользоваться различным творческим материалом.

Знать разные формы автомобилей, автомобили разных времен.

16

7

Наши проекты. «Труд художника на улицах твоего города».

Обобщение представлений о роли и значении художника в создании облика современного города.

Создание коллективных панно.

Беседа о роли художника в создании облика города.

Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик, города (села).

Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.

Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию.

Овладевать приемами коллективной творческой деятельности.

Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов.

Знать разные виды транспорта.

Уметь изобразить разные виды транспорта.

Художник и зрелище (10 ч)

Художник необходим в театре, цирке, на любом празднике. Жанрово-видовое разнообразие зрелищных искусств. Театрально-зрелищное искусство, его игровая природа. Изобразительное искусство — необходимая составная часть зрелища. Деятельность художника в театре в зависимости от вида зрелища или особенностей работы (плакат, декорация, занавес). Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение). Создание театрализованного представления или спектакля с использованием творческих работ детей.

17

1

Художник в цирке.

Цирк — образ радостного, яркого, волшебного, развлекательного зрелища. Искусство цирка — искусство преувеличения и праздничной красочности, демонстрирующее силу, красоту, ловкость человека, его бесстрашие.

Роль художника в цирке. Элементы циркового оформления: занавес, костюмы, реквизит, освещение, оформление арены.

Познакомить учащихся с профессией цирковых актёров.

Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.).

Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.

Учиться изображать яркое, веселое, подвижное.

Знать элементы оформления, созданные художником в цирке: реквизит.

Уметь создать эскиз циркового представления.

Личностные:

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Регулятивные: 

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учитывать выделенные учителем

ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные:

Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности

Коммуникативные: Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ.

18

2

Художник в цирке.

19

3

Художник в театре.

Истоки театрального искусства (народные празднества, карнавалы, древний античный театр). Игровая природа актерского искусства (перевоплощение, лицедейство, фантазия) — основа любого зрелища.

Спектакль: вымысел и правда, мир условности. Связь театра с изобразительным искусством.

Художник — создатель сценического мира. Декорации и костюмы. Процесс создания сценического оформления. Участие трех Братьев-Мастеров в создании художественного образа спектакля.

Познакомить учащихся с профессией театрального актёра.

Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы.

Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.

Создавать «Театр на столе» — картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль.

Овладевать навыками создания объемно-пространственной композиции.

Знать истоки театрального искусства.

Уметь создать эпизод театральной сказки.

Личностные:

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Регулятивные: 

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности

Коммуникативные: Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ.

20

4

Театр кукол.

Истоки развития кукольного театра. Петрушка — герой ярмарочного веселья. Разновидности кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Театр кукол. Куклы из коллекции С. Образцова.

Работа художника над куклой. Образ куклы, ее конструкция и костюм. Неразрывность конструкции и образного начала при создании куклы.

Выразительность головки куклы: характерные, подчеркнуто-утрированные черты лица.

Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни.

Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу).

Применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани.

Использовать куклу для игры в кукольный спектакль.

Знать отличие кукольного театра от других видов театра

Уметь реализовывать  созданный образ кукольного персонажа.

21

5

Маски.

Лицедейство и маска. Маски разных времен и народов.

Маска как образ персонажа. Маски - характеры, маски-настроения. Античные маски — маски смеха и печали — символы комедии и трагедии.

Условность языка масок и их декоративная выразительность.

Искусство маски в театре и на празднике (театральные, обрядовые, карнавальные маски). Грим.

Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу.

Объяснять роль маски в театре и на празднике.

Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику.

Знать историю происхождения театральных масок.

Уметь конструировать маску из бумаги, подчеркивать ее характер.

Личностные:

 Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Регулятивные: 

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности

Коммуникативные: Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ.

22

6

Маски.

23

7

Афиша и плакат.

Значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Выражение в афише образа спектакля. Особенности языка плаката, афиши: броскость, яркость, ясность, условность, лаконизм.

Композиционное единство изображений и текстов в плакате, афише. Шрифт и его образные возможности.

Познакомить учащихся с профессией художника – оформителя.

Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле).

Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.

Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.

Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката).

Знать элементы оформления

Знать различие между плакатом и афишей, о назначении афиши,

Уметь создать эскиз афиши группой.

24

8

Праздник в городе.

Роль художника в создании праздничного облика города.

Элементы праздничного украшения города: панно, декоративные праздничные сооружения, иллюминация, фейерверки, флаги и др. Многоцветный праздничный город как единый большой театр, в котором разворачивается яркое, захватывающее представление.

Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.

Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.

Создавать в рисунке проект оформления праздника.

Знать элементы оформления.

Уметь создать эскиз украшения.

Личностные: 

Формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего народа.

Регулятивные: 

Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия; умение формулировать собственное мнение и позицию.

Познавательные: Формирование эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности

Коммуникативные: Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средствах художественных произведений и детских работ.

25

9

Наши проекты. «Праздник в городе».

26

10

Школьный карнавал. Обобщение темы.

Организация театрализованного представления или спектакля с использованием сделанных на занятиях масок, кукол, афиш, плакатов, костюмов и т. д.

Украшение класса или школы работами, выполненными в разных видах изобразительного искусства (графика, живопись, скульптура), декоративного искусства, в разных материалах и техниках.

Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.

Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.

Овладевать навыками коллективного художественного творчества.

Знать элементы оформления.

Уметь создать эскиз украшений.

Художник и музей (8 ч)

Художник работает в доме, на улице, на празднике, в театре. Это все прикладные виды Работы художника А еще художник создает произведения, в которых, изображая мир, он размышляет о нем и выражает свое отношение и переживание явлений действительности. Лучшие произведения хранятся в музеях. Знакомство со станковыми видами и жанрами изобразительного искусства. Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов. Знакомство с музеем родного города. Участие художника в организации музея.

27

1

Музей в жизни города.

Художественные музеи Москвы, Санкт-Петербурга, других городов — хранители великих произведений мирового и русского искусства.

Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев (художественные, литературные, исторические музеи; музей игрушек, музей космоса и т.д.).

Роль художника в создании экспозиции музея (создание музейной экспозиции и особой атмосферы музея).

Крупнейшие художественные музеи России: Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей, Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Музеи (выставочные залы) родного города. Особые музеи: домашние музеи в виде семейных альбомов, рассказывающих об истории семьи, музеи игрушек, музеи марок, музеи личных памятных вещей и т.д. Рассказ учителя и беседа.

Познакомить учащихся с профессией работника музея.

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.

Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России — Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.

Знать, из чего состоит интерьер музея, крупнейшие музеи страны.

Личностные:

Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Регулятивные:

Учиться работать по предложенному учителем плану. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные: 

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

- донести свою позицию до собеседника;  - оформить свою мысль в устной форме.

28

2

Картина — особый мир. Картина-пейзаж.

Картины, создаваемые художниками. Где и зачем мы встречаемся с картинами.

Как воспитывать в себе зрительские умения. Мир в картине. Роль рамы для картины. Пейзаж — изображение природы, жанр изобразительного искусства.

Знаменитые картины-пейзажи И.Левитана, А.Саврасова, Ф. Васильева, Н. Рериха, А. Куинджи, В. Бакшеева, В. Ван Гога, К. Коро и т. д. Учимся смотреть картину-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах. Выражение в пейзаже настроения, состояния души. Роль цвета как выразительного средства в пейзаже.

Познакомить учащихся с профессией художника – пейзажиста.

Иметь представление, что картина — это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.

Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.

Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т.д.).

Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов.

Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.

Выражать настроение в пейзаже цветом.

Знать знаменитые картины-пейзажистов:

И. Левитана,

А. Саврасова,

Н. Рериха,

А.Куинджи, В.И. Шишкина.

Уметь передать настроение пейзажа.

Личностные:

Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Регулятивные:

Учиться работать по предложенному учителем плану. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

- донести свою позицию до собеседника;  - оформить свою мысль в устной форме.

29

3

Картина-портрет.

Знакомство с жанром портрета. Знаменитые   художники-портретисты (Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Серов, И. Репин, В. Тропинин и другие; художники эпохи Возрождения), их картины-портреты. Портрет человека как изображение его характера, настроения, как проникновение в его внутренний мир. Роль позы и значение окружающих предметов. Цвет в портрете, фон в портрете.

Познакомить учащихся с профессией художника – портретиста.

Иметь представление об изобразительном жанре — портрете и нескольких известных картинах-портретах.

Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.

Знать жанр портрета, знаменитые картины, портреты.

Уметь создать

Самостоятельно живописный портрет близкого человека.

Личностные:

Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Регулятивные:

Учиться работать по предложенному учителем плану. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

- донести свою позицию до собеседника;  - оформить свою мысль в устной форме.

30

4

Картина-натюрморт.

Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве.

Натюрморт как рассказ о человеке.

Выражение настроения в натюрморте. Знаменитые русские и западноевропейские художники, работавшие в жанре натюрморта (Ж.-Б. Шарден, К. Петров-Водкин, П. Кончаловский, М. Сарьян, П.Кузнецов, В. Стожаров, В.Ван Гог и др.). Расположение предметов в пространстве картины. Роль цвета в натюрморте. Цвет как выразительное средство в картине-натюрморте.

Познакомить учащихся с профессией художника –натюрмориста.

Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке — хозяине вещей, о времени, в котором он живет, его интересах.

Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передает цветом.

Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).

Развивать живописные и композиционные навыки.

Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта.

Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им.

Знать, что такое натюрморт.

31

5

Картины исторические и бытовые.

Изображение в картинах событий из жизни людей. Изображение больших исторических событий, героев в картинах исторического жанра. Красота и переживания повседневной жизни в картинах бытового жанра: изображение обычных жизненных сценок из домашней жизни, историй, событий. Учимся смотреть картины.

Познакомить учащихся с профессией художника.

Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.

Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении.

Развивать композиционные навыки.

Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.

Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель).

Знать исторический жанр.

Уметь изобразить историческое событие, находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им.

Личностные: 

Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Регулятивные:

Учиться работать по предложенному учителем плану. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные: Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

- донести свою позицию до собеседника;  - оформить свою мысль в устной форме.

32

6

Картины исторические и бытовые.

33

7

Скульптура в музее и на улице.

Скульптура — объемное изображение, которое живет в реальном пространстве. Отличие скульптуры от живописи и графики. Человек и животное — главные темы в искусстве скульптуры.

Передача выразительной пластики движений в скульптуре. Скульптура и окружающее ее пространство.

Скульптура в музеях. Скульптурные памятники. Парковая скульптура. Выразительное использование разнообразных скульптурных материалов (камень, металл, дерево, глина).

Учимся смотреть скульптуру.

Познакомить учащихся с профессией скульптора.

Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры.

Объяснять роль скульптурных памятников.

Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.

Называть виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор.

Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения.

Знать, что такое скульптура.

Уметь лепить фигуру животного в движении.

Личностные:

 Воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей; развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

Регулятивные:

 Учиться работать по предложенному учителем плану. Проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).  Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные:

Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:

- донести свою позицию до собеседника; - оформить свою мысль в устной форме

34

8

Художественная выставка. Экскурсия в ДШИ.

Выставка лучших детских работ за год (в качестве обобщения темы года «Искусство вокруг нас»).

Выставка как событие и праздник общения. Роль художественных выставок в жизни людей.

Экскурсия по выставке и праздник искусств со своим сценарием. Подведение итогов, ответ на вопрос: «Какова роль художника в жизни каждого человека?»

Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность.

Проводить экскурсии по выставке детских работ.

Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней.

Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им.

Знать, что такое выставка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» С.Г. Ашиковой.

Программа по изобразительному искусству разработана на основе дидактических принципов и типических свойств методической системы развивающего обучения Л.В. Занко-ва и в соответствии с требованиям...

Рабочая программа и календарно - тематический план по литературному чтению для 2 класса

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование составлено в соответствии с ФГОС, УУД расписаны по каждой теме...

Рабочая программа и календарно-тематический план уроков русского языка во 2 классе. В.П.Канакина.УМК "Школа России"

Рабочая программа по предмету  «Русский язык»  для 2 класса  МКОУ Куйбышевская общеобразовательная  школа разработана в соответствии с основными положениями федерального государств...

Рабочие программы и календарно-тематические планы по предметам 1 класс Школа России ФГОС, математика 5 класс Бунимович

Рабочая программа +КТП по обучению грамоте, руускому языку Рамзаева, литературному чтению Горецкий, математике Моро, окружающему миру Плешаков ФГОС 1 класс Школа России,ИЗО, технология, музыка, физиче...

Рабочие программы и календарно- тематические планы к УМК "Школа России"

  Рабочие программы и календарно- тематическое планирование составлено основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Концепции д...

Рабочая программа и календарно-тематический план по светской этике

Календарно-тематический план по светской этике для 4 классов начальной школы и рабочая программа....